ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Т.А.ЛОВКОВА,
Н.И.СОНИН

Продолжение. См. No 24, 25-26/2003

Биология. Общие закономерности

Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (9-й класс)

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Урок 35. Бесполое размножение

Задачи. Расширить и углубить знания учащихся о размножении как одном из свойств живых организмов на примере бесполого размножения; продолжить формирование умения характеризовать способы бесполого размножения и определять их биологическую роль.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о митозе – непрямом способе деления клетки.

(Проверка знаний может быть организована фронтально по вопросам или индивидуально с помощью теста, например, «Установите соответствие», табл. 21.)

Таблица 21

Изменения в клетке

Фазы митотического цикла клетки

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.

Удвоение хроматина
Образование веретена деления
Расхождение центриолей клеточного центра к полюсам клетки
Прикрепление хромосом к нитям веретена деления
Деспирализация хромосом
Появление ядерной оболочки
Образование экваториальной пластинки
Хромосомы располагаются в плоскости экватора клетки
Хроматин спирализуется и превращается в хромосомы
Хроматиды расходятся к полюсам клетки
Исчезновение ядерной оболочки
Равномерное распределение наследственного материала между дочерними клетками
Деление цитоплазмы клетки

I интерфаза
II интерфаза
III интерфаза
IV интерфаза

Примечание. Установить соответствие можно с помощью стрелок или в виде следующей записи:
I.............
II.............
III............
IV............
V.............
Для учащихся, затрудняющихся в выполнении этой работы, предложить «немые» (т.e. без подписей) схемы и таблицы стадий митоза.

II. Изучение нового материала

1. Размножение – одно из основных свойств живых организмов. (Рассказ учителя о размножении – свойстве, присущем всем живым организмам на Земле, его типах: половом, бесполом.)

2. Разнообразие способов бесполого размножения организмов. (Организация учителем групповой самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом: рисунками, таблицами, текстами словарей, справочников, учебника.)

Задание (для всех групп одинаковое, различен объект изучения, растения, животные, грибы, бактерии).

  • Определите формы бесполого размножения.

  • Охарактеризуйте их на конкретных примерах.

  • Объясните сходство родительских форм и потомства.

  • Сделайте вывод о биологическом значении для данной группы живых организмов.

III. Закрепление знаний.

Обсуждение результатов самостоятельной работы и ответы на вопросы.

  • Назовите известные вам формы бесполого размножения.

  • Какие процессы обеспечивают сходство родительских форм и потомства при бесполом размножении?

  • Бесполое размножения является достаточно распространенной формой размножения в живой природе, а является ли оно прогрессивной? Ответ мотивируйте.

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 12–30, ответить на вопросы с. 149.

Подумать, почему появление в архейскую эру полового размножения явилось крупнейшим ароморфозом в процессе эволюции? Повторить гл. 11–28.

Урок 36. Половое размножение организмов

Задачи. Продолжить формирование знаний о размножении живых организмов на примере полового размножения – прогрессивной формы размножения в органическом мире. Изучить развитие половых клеток животных, раскрыть сущность мейоза – способа деления половых клеток.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о сущности размножения как одного из свойств живых организмов формах бесполого размножения, распространенных в органическом мире, их характеристике и биологическом значении; митозе – способе деления клеток, обеспечивающем сходство наследственных признаков потомков с материнской особью.

II. Изучение нового материала.

1. Половое размножение – прогрессивная форма размножения в органическом мире. (Рассказ учителя о сущности полового размножения, его преимуществах перед бесполым размножением, формах; обсуждение вопроса о том, почему возникновение полового процесса является крупнейшим ароморфозом в истории органического мира Земли.)

2. Мейоз – способ деления половых клеток. (Рассказ учителя о половых клетках животных: формах, размерах, подвижности, запасу питательных веществ; отличию от соматических клеток по содержанию наследственной информации. Совместная работа учителя и учащихся с текстом учебника и рис. 81 по заполнению табл. 22.)

Таблица 22. Характеристика мейоза

Название фазы мейоза

Изменения структурных компонентов ядра

Определение количества хромосом половых клеток человека

Интерфаза

удвоение ДНК, хромосом

46 --> 92

     

3. Развитие половых клеток животных. (Рассказ учителя с характеристикой стадий процесса образования половых клеток животных и объяснения роли митоза и мейоза в них.)

III. Закрепление знаний.

1. Обсуждение результатов самостоятельной работы, формулирование вывода о биологической сущности мейоза и его значении в процессе эволюции.

2. Выделение основных терминов, объясняющих сущность полового размножения (фронтальная беседа с учащимися).

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 12–31, ответить на вопросы с. 155. Составить табл. 23.

Таблица 23. Развитие половых клеток

Название стадии

Способ деления клетки

Основные изменения клеток

I. Период размножения

митоз

увеличение количества без изменения в них наследственной информации

II. Период роста

 

 

III. Период согревания

 

 

IV. Период формирования

 

 

Урок 37. Оплодотворение у цветковых растений

Задачи. Продолжать формирование знаний о единстве живой природы на основе изучения оплодотворения у цветковых растении, умений характеризовать биологические процессы – опыление и оплодотворение; определять их биологическое значение.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о развитии половых клеток животных, способе их образования – мейозе; сравнение митоза и мейоза и определение их роли в эволюции. (Проверка знаний может быть организована по вопросам учителя; на основе анализа домашнего задания по составлению таблицы «Развитие половых клеток»; с помощью терминологического диктанта на знание терминов: митоз, мейоз, амитоз, хроматин, ДНК, хромосома, хроматида, гомологические хромосомы, жизненный цикл клетки, конъюгация, кроссинговер, оплодотворение, зигота.)

II. Изучение нового материала

1. Оплодотворение у цветковых растений. (Беседа учителя с учащимися по ранее изученному материалу.)

  • Какое строение имеет цветок?

  • Какие органы цветка имеют отношение к процессу оплодотворения?

  • Назовите половые клетки растений и место их нахождения.

  • Какой процесс предшествует оплодотворению?

  • Назовите способы опыления и их биологическое значение.

  • Приведите примеры перекрестноопыляющихся и самоопыляющихся растений.

  • Какое на ваш взгляд значение имела параллельная эволюция цветковых растений и насекомых-опылителей?

2. Сущность двойного оплодотворения у растений по С.Г. Навашину. (Рассказ учителя с использованием таблиц и схем.)

3. Эволюционное значение оплодотворения. (Беседа с учащимися и формулирование вывода о том, что сходство процесса оплодотворения у растений и животных свидетельствует об общности происхождения, а различия – о разных направлениях эволюции.)

IV. Задание на дом

Подготовиться к заключительному уроку о клеточном уровне организации живой материи.Повторить гл. 10, 11 и 12.

Урок 38. Общие принципы клеточной организации

Задачи. Систематизировать знания учащихся о клеточной теории и клеточном уровне организации живой материи, продолжить формирование умения характеризовать биологические процессы, явления, делать вывод о материальном единстве живой природы. Проверить уровень сформированности знаний, умений.

Методические рекомендации

1. Терминологический диктант по проверке знания учащимися основных терминов и понятий темы (может быть проведен в форме теста закрытого типа с выбором одного варианта ответа).

2. Организация групповой работы учащихся по заданиям. Каждая группа сама выбирает себе задание. Выполнение задания осуществляется индивидуально письменно (с последующей проверкой учителем) или устно (с последующим анализом ответа учащимися группы и выставлением поурочного балла). Каждый учащийся самостоятельно выбирает вопрос, содержащийся в задании в соответствии с уровнем усвоения материала, темы.

Задание 1. Клетка – структурная единица живых организмов.

1. Назовите основные термины и понятия, раскрывающие это положение, дайте им определение.
2. Охарактеризуйте строение клетки (на примере клетки растений, животных, бактерий по своему выбору).
3. Сравните строение прокариотической и эукариотической клеток. Сделайте вывод.
4. Обоснуйте положения клеточной теории.

Задание № 2. Клетка – функциональная единица в живых организмах.

1. Перечислите функции клеток в живых организмах.
2. Охарактеризуйте одну из функций растительной или животной клетки (по своему выбору).
3. Приведите примеры функций, выполняемых одной клеткой (на примере организма человека).
4. Обоснуйте положение клеточной теории о том, что клетка является основной функциональной единицей в живых организмах.

Задание 3. Клетка – единица развития.

1. Назовите термины и понятия, раскрывающие это положение. Дайте им определение.
2. Охарактеризуйте один из способов деления клетки (по своему выбору).
3. Сравните способы деления половых и соматических клеток. Сделайте вывод.
4. Объясните положение клеточной теории о том, что клетки размножаются только делением.

Задание 4. Клетка – основа и результат оплодотворения.

1. Назовите термины и понятия, помогающие раскрыть сущность процесса оплодотворения на клеточном уровне. Дайте им определения.
2. Назовите клетки растений и животных, участвующие в оплодотворении, охарактеризуйте их. Где они образуются?
3. Раскройте биологическую сущность оплодотворения.
4. В чем сходство и различие оплодотворения у животных и растений? Сделайте вывод.
5. Обоснуйте взаимосвязь митоза, мейоза и оплодотворения. Сделайте вывод.

Задание 5. Обмен веществ – способ существования клетки.

1. Назовите термины и понятия, помогающие раскрыть сущность процесса обмена веществ на клеточном уровне. Дайте им определения.
2. Охарактеризуйте обмен веществ.
3. Охарактеризуйте пластический обмен у растений или энергетический обмен у животных.
4. Покажите взаимосвязь органоидов в энергетическом обмене, обоснуйте ее.
5. В чем проявляется взаимосвязь дыхания, питания и выделения в обмене веществ?

Повторение и обобщение знаний можно проводить фронтально или в форме игры «Вертушка» по вопросам, содержащимся в заданиях.

Урок 39. Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие

Задачи. Продолжать формирование знаний об индивидуальном развитии организмов; изучить эмбриональный период их развития; сформировать умения характеризовать этапы эмбрионального развития на основе цитологических знаний.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала.

1. Индивидуальное развитие организма – онтогенез. (Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися по вопросам.)

  • Что такое оплодотворение?

  • Какова его биологическая сущность?

  • Каково его эволюционное значение?

  • Что такое зигота?

  • Чем она отличается от клеток ее образовавших?

2. Этапы эмбрионального развития. (Рассказ учителя и организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, рис. 88–90 на с. 159–161 по заполнению табл. 24.)

Таблица 24. Этапы эмбрионального развития

Название этапа

Исходное состояние

Тип деления

Конечное состояние

 

 

     

3. Общие закономерности эмбрионального развития животных. (Рассказ учителя.)

II. Закрепление знаний.

1. Обсуждение результатов самостоятельной работы по заполнению табл. 24.

2. Ответы на вопросы.

  • Внимательно рассмотри рис. 86 на с. 157. Какой процесс изображен на этом рисунке? Какой тип деления клетки лежит в его основе? В чем его основная особенность?

  • Внимательно рассмотри рис. 88 на с. 159. Какой процесс изображен на этом рисунке? В чем его особенности? Сделай вывод.

  • Можно ли утверждать, что нервные клетки произошли от эпителиальных в процессе эволюции? (Для ответа на этот вопрос воспользуйся рис. 90 на с. 161.)

III. Задание на дом.

Изучить гл. 13–32, ответить на вопросы на с. 161. Подготовить сообщение (по желанию учащихся) «О проявлении действия естественного отбора в различные периоды онтогенеза» (можно воспользоваться пособиям для учителя «Общая биология» Н.П. Дубинина; М.: Просвещение, 1980. С. 68–69).

Урок 40. Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие

Задачи. Продолжать формирование знаний об индивидуальном развитии организмов на примере характеристики постэмбрионального периода.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об эмбриональном периоде развития организма, особенностях каждой из его стадий и значении.

II. Изучение нового материала.

1. Постэмбриональное развитие – этап онтогенеза. (Рассказ учителя.)

2. Проявление действия естественного отбора в разные периоды онтогенеза. (Сообщение учащихся или рассказ учителя.)

3. Особенности непрямого постэмбрионального развития некоторых организмов. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и рисунками с последующим ответом на вопросы.)

  • Назови стадии постэмбрионального развития асцидии и охарактеризуй их.

  • Как на основе изучения постэмбрионального развития асцидии определили ее систематическое положение?

  • О каком направлении эволюции идет здесь речь?

  • Можно ли на основе изучения постэмбрионального развития амфибий сделать вывод о их происхождении? Ответ обоснуйте.

  • Назовите стадии развития насекомых, охарактеризуйте их.

  • Какое значение для эволюции насекомых имеет непрямое постэмбриональное развитие?

  • Каково биологическое значение метаморфоза (или непрямого постэмбрионального развития)?

4. Прямое постэмбриональное развитие. (Беседа с учащимися об особенностях прямого постэмбрионального развития, его распространения в живой природе, анализ приведенных примеров.)

III. Задание на дом.

Изучить гл. 13–33, ответить на вопросы на с. 166.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Урок 41. Генетика как наука

Задачи. Сформировать представление о генетике как науке о закономерностях наследственности и изменчивости, ее роли в развитии биологической науки.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о закономерностях постэмбрионального развития организмов с использованием вопросов.

  • Что такое онтогенез?

  • Назовите периоды онтогенеза.

  • Сравните 2 типа постэмбрионального развития организмов. Определите их сходство и различие, сделайте вывод.

  • Докажите преимущества непрямого постэмбрионального развития по сравнению с прямым.

II. Изучение нового материала. (Лекция но плану.)

1. Генетика как наука. Предмет генетики – наследственность и изменчивость.

2. История развития генетики.

  • Представления древних о характере передачи признаков из поколения в поколение.

  • Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков.

  • Этапы развития генетики (по Н.П. Дубинину).

  • Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, С.С. Четвериков, С.Н. Давиденков).

3. Значение учения Ч.Дарвина и клеточной теории в становлении новой науки – генетики, годом рождения которой считается 1900 г. (Гуго де Фриз, Карл Корренс, Эрих Чермак).

4. Роль генетики в развитии биологической науки.

В процессе лекции учащиеся составляют краткий конспект основных положений, излагаемых учителем. (Составленный конспект может быть выборочно проверен учителем и оценен.)

IV. Задание на дом.

Проработать записи лекции в тетради. Дополнить лекцию информацией о связи генетики с другими биологическими науками.

Подготовить сообщение (по желанию учащихся): «Г.Мендель – основоположник генетики».

Урок 42. Гибридологический метод изучения наследственности

Задачи. Сформировать знания о гибридологическом методе изучения наследственности, предложенном Г.Менделем, показать его достоинства в определении закономерностей передачи наследственных признаков организмами.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний по вопросам.

  • Что является предметом изучения генетики?

  • Расскажите об истории становления генетики.

  • Какой вклад в развитие генетики внесли отечественные ученые?

  • Какое значение для становления генетики имеет учение Ч.Дарвина и клеточная теория?

  • С какими науками связана генетика?

II. Изучение нового материала.

1. Г.Мендель – основоположник генетики. (Сообщение учащегося или рассказ учителя.)

2. Гибридологический метод изучения наследственности. (Рассказ учителя о поисках метода изучения наследственности, неудачах, связанных с желанием исследователей проследить за передачей всех признаков от родителей к детям, достоинствах метода, предложенного Г.Менделем.)

3. Объект изучения закономерностей наследования – горох. (Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися об особенностях гороха, изученного Г.Менделем.)

4. Значение работ Г.Менделя для развития биологической науки.

III. Закрепление знаний.

  • В чем сущность гибридологического метода изучения наследования признаков?

  • Почему объектом изучения закономерностей наследования Г.Мендель выбрал горох?

  • Как Мендель проводил свои опыты?

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 14–36, ответить на вопросы с. 175.

Урок 43. Основные понятия генетики

Задачи. Познакомить учащихся с генетической терминологией и символикой; начать формирование умения оперировать ими для объяснения закономерностей наследования признаков.

Методические рекомендации.

I. Проверка знаний о сущности гибридологического метода изучения наследственности, предложенного Г.Менделем.

II. Изучение нового материала.

Основные понятия и термины генетики. (Самостоятельная групповая работа учащихся с учебником, словарями по определению содержания терминов и понятий, записанных учителем на доске, табл. 25.)

Таблица 25

Название термина или понятия

Содержание

Кто ввел в науку

     

III. Закрепление знаний.

Обсуждение результатов самостоятельной работы с возможной коррекцией предложенного содержания понятия или термина.

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 14–35, ответить на вопросы на с. 174.

Урок 44. Моногибридное скрещивание

Задачи. Сформировать знания о моногибридном скрещивании и его результатах; продолжить формирование умения объяснять закономерности наследования и использовать знания по цитологии, основных понятий генетики; сформировать умения записывать схемы скрещивания.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний основных понятий генетики. Может быть организована в форме терминологического диктанта, теста или игры «Цепочка», вопросы (или название термина) формулирует один учащийся, а отвечает на них другой, игру начинает учитель: «Что является предметом изучения генетики?» (Генетика – это...)

II. Изучение нового материала.

1. Моногибридное скрещивание.

(Рассказ учителя с элементами беседы по вопросам.)

  • Что такое моногибридное скрещивание?

  • Почему для изучения закономерностей наследования признаков Г.Мендель выбрал горох?

  • Как Г.Мендель проводил свои опыты и какие признаки гороха им были изучены?

  • В чем сущность оплодотворения?

2. Результаты моногибридного скрещивания. (Рассказ учителя о I и II законах Г.Менделя с записью схем скрещивания на доске.)
Моногибридное скрещивание, результаты опытов Г.Менделя, цитологическое обоснование.
Во время рассказа учитель обращает внимание на схемы, предложенные в учебнике на с. 177, 179.

3. Неполное доминирование.

(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и рис. 95 на с. 178, с записью схемы скрещивания в тетради и последующим объяснением сделанной записи, один учащийся может выполнить ее на доске.)

III. Задание на дом.

Изучить гл. 14–37 на с. 176–180 (до дигибридного скрещивания). На основе таблицы на с. 175 составить задачу на скрещивание растений гороха, различающихся одной парой признаков. Проследить за наследованием выбранных признаков в поколении I и II. Записать решение задачи с использованием генетической символики. Выпиши названия терминов, знание которых потребовалось для объяснения решения задачи.

Урок 45. Дигибридное скрещивание

Задачи. Сформировать знания о дигибридном скрещивании и его результатах; продолжить объяснение учения о закономерностях наследования с использованием знаний по цитологии, основных понятий генетики; продолжать формирование умения записывать схемы скрещивания.

Методические рекомендации

I. Проверка знания учащимися генетической терминологии, символики. (Фронтальная беседа с учащимися по вопросам.)

  • В чем преимущества гибридологического метода изучения наследования признаков, примененного Г.Менделем?

  • Подтверждаются ли эти закономерности при моногибридном скрещивании?

  • Предложите цитологическое обоснование I закона Г.Менделя (на основе задачи, составленной дома).

  • Предложите цитологическое обоснование II закона Г.Менделя (на основе задачи, составленной дома).

  • Расскажите о законе чистоты гамет и предложите его цитологическое обоснование.

  • Объясните с точки зрения цитологии явление неполного доминирования.

II. Изучение нового материала.

1. Дигибридное скрещивание и его результаты. (Рассказ учителя о III законе Г.Менделя с использованием схем, предложенных в учебнике на с. 181, 183, рис. 96).

2. Анализирующее скрещивание. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, схемами на с. 184, 185, запись в тетради схем, примеров анализирующего скрещивания при моно- и дигибридном скрещивании с последующим объяснением.)

3. Понятие «полигибридное скрещивание».

III. Задание на дом.

  • Изучить гл. 14–37 (с. 180–186), ответить на вопросы на с. 185, 186.

  • Привести примеры использования знаний законов Г.Менделя в практике сельского хозяйства.

  • Составить табл. 26.

Таблица 26. Генетические законы

Название закона

Условия действия

Краткая формулировка

Термины, используемые для объяснения

       

Урок 46. Генетика человека

Задачи. Дать представление о генетике человека как науке, ее предмете, методах, задачах и проблемах; продолжить формирование умения объяснять результаты наследования признаков с использованием знаний по цитологии и генетике.

Методические рекомендации.

I. Проверка знаний о дигибридном скрещивании и его результатах, III законе Менделя, его цитологических основах, анализирующем скрещивании; применении законов Менделя в практике сельского хозяйства; обсуждение домашнего задания по составлению таблицы «Генетические законы».

II. Изучение нового материала.

1. Генетика человека, ее предмет, задачи, проблемы. (Рассказ учителя.)

2. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

3. Генетика пола. (Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника по вопросам с последующим их обсуждением.)

  • Что такое кариотип человека?

  • Охарактеризуйте кариотип человека?

  • Какая хромосома играет решающую роль в определении пола человека?

  • Какой пол называют гомогаметным и какой – гетерогаметным? Приведите примеры

4. Закономерности наследования признаков человека.

Признаки, расположенные в аутосомах.

Задача. Какое потомство следует ожидать от брака мужчины с резус-положительной кровью и женщиной с резус-отрицательной? (Условия задачи учитель записывает на доске, анализирует его: что дано, что следует определить. Решение выполняет учащийся, объясняя его на основе знаний цитологии и генетики.

Примечание: для решения учитель может предложить другую задачу по своему усмотрению.)

Признаки, расположенных в половых хромосомах.

(Рассказ учителя с использованием рис. 99 и текста на с. 191.)

Задача. Какое потомство следует ожидать от брака мужчины дальтоника и здоровой женщины, отец которой страдал дальтонизмом? (Условия задачи учитель записывает на доске, анализирует его: что дано, что следует определить. Решение выполняет учащийся, объясняя его на основе цитологических и генетических знаний.)

Примечание: для решения учитель может предложить другую задачу по своему усмотрению.

III. Задание на дом.

Изучить гл. 14–39, ответить на вопросы с. 192. Составить родословную своей семьи (инструктаж по составлению родословной).

Урок 47. Лабораторная работа № 3. «Решение генетических задач и анализ составленных родословных»

Задача. Продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивания; записывать условие задачи, ее решение, ответ; пользоваться генетической символикой, объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии.

Методические рекомендации

I. Учащимся предлагается решить одну генетическую задачу из числа предложенных учителем на моногибридное и дигибридное скрещивание.

После решения задачи записать цитологические и генетические понятия и термины, необходимые для объяснения ее решения.

Примечание. Для проведения лабораторной работы следует подобрать задачи.

  • Какое потомство следует ожидать от скрещивания родительских форм, отличающихся следующими признаками...

  • Опишите признаки родительских форм, если при их скрещивании получились особи, характеризующиеся следующими признаками...

II. 1. Прежде, чем проводить анализ составленных родословных, учитель анализирует и вместе с учащимися решает одну из уже имеющихся у него:

Особь с изучаемым признаком заштрихована.
Изучаемый признак – светлые волосы.
Решение:

Светлые волосы определяются рецессивным геном.

2. Учащиеся самостоятельно анализируют составленные родословные. (Если же учащийся ее не составил по каким-то причинам, то учитель предлагает проанализировать имеющиеся у него.) Делают вывод о значении анализа родословных в изучении наследственности человека.

III. Задание на дом.

Повторить основные понятия генетики и цитологии. Подготовить сообщение (по желанию учащегося) «Эволюция понятия ген».

Урок 48. Хромосомная теория наследственности

Задачи. Сформулировать знания об основных положениях хромосомной теории наследственности и ее цитологических основах, сформулировать умения объяснять закономерности наследования признаков, исходя из положений хромосомной теории.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала.

1. Т.Морган – основоположник хромосомной теории наследственности. (Рассказ учителя об опытах Т.Моргана и их результатах, формулирование положений хромосомной теории.)

2. Эволюция понятия «ген» (сообщение учащегося или рассказ учителя).

3. Положения хромосомной теории наследственности (обсуждение положений теории по вопросам).

  • Что такое ген и где он расположен в клетке?

  • Какова его химическая природа?

  • Как гены расположены в хромосоме?

  • Знание каких законов позволяет проследить за наследованием из поколения в поколение признаков, за которые отвечают гены? Ответ обоснуйте.

  • При каком условии это происходит?

  • Известно, что гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно, сцепленно. А всегда ли это так происходит? Ответ обоснуйте.

  • Как можно определить количество комбинаций неаллельных генов в половых клетках гибрида, дигибрида, тригибрида, полигибрида у человека?

  • Противоречат ли исследования Т.Моргана исследованиям Г.Менделя. (Выскажите свои предложения.)

Примечание. Вопросы для обсуждения должны быть у учащихся или написаны на доске; варианты вопросов могут быть и другие.

4. Значение хромосомной теории наследственности для развития биологической науки. (Беседа с учащимися и формулирование вопросов.)

II. Задание на дом.

Изучить записи в тетради.

Дополнить табл. 26 «Генетические законы».

Подумать, существует ли взаимосвязь между эволюционным учением, клеточной и хромосомной теориями наследственности.

Урок 49. Закономерности изменчивости. Наследственная изменчнвость

Задачи. Продолжать формирование знаний об основных свойствах живых организмов – наследственности и изменчивости; умений объяснять наследственную изменчивость на основе цитологических и генетических знаний.

Методические рекомендации.

I. Проверка знания учащимися основных положений хромосомной теории наследственности, ее связи с эволюционным учением и клеточной теорией; проверка выполнения домашнего задания по заполнению табл. 26 «Генетические законы».

II. Изучение нового материала.

1. Наследственность и изменчивость – свойства живых организмов. (Беседа с учащимися.)

2. Наследственная (генотипическая) изменчивость. (Рассказ учителя о наследственной изменчивости: комбинативной и мутационной; мутациях, их причинах, частоте, месте возникновения, свойствах.)

3. Уровни возникновения мутаций. (Организация самостоятельной работы учащихся с те кстом учебника и заполнение табл. 27.)

Таблица 27. Уровни возникновения мутаций с последующим обсуждением

Уровень возникновения мутаций

Название измененных клеточных структур

Результат изменений (пример)

     

4. Роль мутаций в эволюции. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний по вопросам.

  • Чем комбинативная изменчивость отличается от мутационной?

  • Каким видом изменчивости определяется разнообразие живых организмов и почему?

  • Можно ли говорить об уникальности каждого генотипа и почему?

  • Всегда ли мутации вредны для организма? Ответ обоснуйте.

  • Установи соответствие между терминами: синтез белка, ген, радиация, измененный признак.

  • Всегда ли мутации наследуются? Ответ обоснуйте.

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 15–41, ответить на вопросы на с. 200. Подумать над выражением Ч.Дарвина о том, что неопределенная изменчивость – необходимая предпосылка естественного и искусственного отбора, а в основе эволюции лежит отбор особей с наследственными изменениями. Так ли это?

Урок 50. Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Задачи. Продолжить формирование знаний об изменчивости, одном из основных свойств живых организмов, на примере фенотипической изменчивости, сформировать умение определять статистический характер этих изменений.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о генотипической изменчивости, ее видах; мутациях, их свойствах, причинах появления, частоте встречаемости, уровне возникновения, значений в эволюции.

II. Изучение нового материала.

1. Ч.Дарвин об определенной изменчивости. (Рассказ учителя.)

2. Соотношение генотипа и фенотипа. Беседа с учащимися по вопросам.

  • Что такое генотип?

  • Что такое фенотип?

  • Что является основой неопределенной, или наследственной изменчивости?

  • Что является основой определенной, или ненаследственной, изменчивости?

  • Составьте схему взаимосвязи генотипа, фенотипа и среды.

  • Какие изменения происходят в фенотипе под воздействием среды?

3. Характеристика фенотипической изменчивости. Норма реакции. Рассказ учителя, анализ рис. 107– 109 учебника. Формулирование вывода о приспособительном характере фенотипической изменчивости; наследовании не признаков организмов, а генов, которые определяют норму реакции организма, определяющую проявление признаков в различных условиях среды.

4. Статистические закономерности фенотипической изменчивости. (Рассказ учителя о статистических закономерностях фенотипической изменчивости об определении средней величины выраженности признака по формуле:

где М – средняя величина, – знак суммы, V – вариант, р – частота встречаемости, N – общее число особей.

5. Лабораторная работа 4. «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой»

(Выполнение лабораторной работы проводится по заданию индивидуально – на различных биологических объектах или антропометрических данных, или всем классом на одном материале.)

Задание. (Биологический объект, например хвоинки сосны.)

1. Измерьте длину ста хвоинок сосны и запишите данные в тетрадь.

2. Подсчитайте количество хвоинок одинаковой длины. Заполните таблицу:

Длина хвои (V)

 

 

 

 

 

 

 

Количество хвоинок (p)

 

 

 

 

 

 

 

Определите, какая длина встречается

часто ____

редко____

3. На основе данных таблицы постройте график «Зависимость изменения длины хвоинок (V) и частоты ее встречаемости (p)».

4. Сделайте вывод об обнаруженных вами закономерностях фенотипической изменчивости.

...А ведь ты, Ваня, небось и не знаешь, что человек произошел от обезьяны.
— По мне хоть от коровы,— сказал Чонкин.
— От коровы человек произойти не мог,— убежденно возразил Гладышев.— Ты спросишь: почему?
— Не спрошу,— сказал Чонкин.
— Ну, можешь спросить.— Гладышев пытался втянуть его в спор, чтобы доказать свою образованность. – А я тебе скажу: корова не работает, а обезьяна работала.
— Где?— неожиданно спросил Чонкин и в упор посмотрел на Гладышева.
— Что — где?— опешил Гладышев.
— Я тебя пытаю: где твоя обезьяна работала?— сказал Чонкин, раздражаясь все больше.— На заводе, в колхозе, на фабрике — где?
— Вот дурила!— заволновался Гладышев.— Да какие ж заводы, колхозы и прочее, когда всюду была непрерывная дикость. Ты что, паря, не при своих? Это ж надо такое ляпнуть! В джунглях она работала, вот где! Сперва на деревья лазила за бананами, потом палкой их стала сшибать, а уж опосля и камень в руки взяла...

Владимир Войнович.
Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина

III. Задание на дом.

Изучить гл. 15–42, ответить на вопросы на с. 203. Подсчитать среднюю величину длины хвоинок сосны. Какой вывод можно из этого сделать? Можно ли подсчитать среднюю годовую оценку по биологии учащихся твоего класса, школы? Как ты думаешь, что для этого надо сделать? Запиши в тетрадь алгоритм действий.

Повторите основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

Урок 51. Генетические основы эволюционной теории

Задачи. Систематизировать знания о хромосомной теории наследственности и эволюционной теории Ч.Дарвина, продолжать формирование знания теории эволюции на основе данных генетики, умение объяснять ее положения с использованием основных понятий генетики.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о фенотипической изменчивости в сравнении с генотипической изменчивостью, их роли в эволюции; норме реакции как пределе фенотипической изменчивости, ее статистических закономерностях.

II. Изучение нового материала.

1. Основные положения теории эволюции Ч.Дарвина. (Беседа с учащимися.)

2. Генетическое обоснование положений теории эволюции. (Организация самостоятельной работы учащихся в группах по заданиям с последующим их обсуждением; при выполнении заданий учащиеся могут пользоваться учебником, записями в тетради, дополнительной литературой.)

Задание 1. «Изменчивость».

  • Что такое наследственность и изменчивость?

  • Какие формы изменчивости выделял Ч.Дарвин?

  • Под какими названиями они известны в науке и почему?

  • Что между ними общего, чем различаются?

  • Какова их роль в эволюции?

Задание 2. «Неопределенная изменчивость».

  • Под каким названием в современной науке известна выделенная Ч.Дарвином неопределенная изменчивость?

  • Назовите ее виды и дайте им генетическое обоснование.

  • Что между ними общего и чем они различаются?

  • Какова их роль в эволюции?

Задание 3. «Вид».

  • Дайте современное определение вида.

  • Назовите критерии вида.

  • Охарактеризуйте генетический критерий и покажите его связь с другими критериями.

  • Виды характеризуются относительным постоянством. Существует ли связь между постоянством видов и свойством генов?

Задание 4. «Популяция».

  • Что такое популяция?

  • Каким законам подчиняется свободное скрещивание внутри популяции?

  • С.С. Четвериковым установлено, что в результате свободного скрещивания появляющиеся рецессивные мутации сохраняются в генофонде вида в гетерозиготном состоянии неопределенно долгое время. Так ли это? Покажите на примере скрещивания особей, отличающихся одной парой признаков. С помощью генетической символики запишите схему скрещивания гомозиготной особи и гетерозиготной особи, с рецессивной мутацией признака. Проследите за наследованием рецессивной мутации в трех поколениях.

Задание 5. «Естественный отбор».

  • Что такое естественный отбор?

  • Можно ли популяцию считать результатом действия естественного отбора?

  • К чему может привести появление в популяция полезной для особи мутации в условиях изменяющейся среды?

  • К чему может привести появление в популяции вредной для особи мутации?

III. Задание на дом.

Изучить записи в тетради. Повторить гл. 3 и 4. Подумать, почему популяцию называют элементарной единицей эволюции.

Подготовить сообщение (по желанию) «Вклад Н.И. Вавилова в развитие биологической науки».

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru