|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Изучение нового материала 1. Размножение – одно из основных свойств живых организмов. (Рассказ учителя о размножении – свойстве, присущем всем живым организмам на Земле, его типах: половом, бесполом.) 2. Разнообразие способов бесполого размножения организмов. (Организация учителем групповой самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом: рисунками, таблицами, текстами словарей, справочников, учебника.) Задание (для всех групп одинаковое, различен объект изучения, растения, животные, грибы, бактерии).
III. Закрепление знаний. Обсуждение результатов самостоятельной работы и ответы на вопросы.
IV. Задание на дом. Изучить гл. 12–30, ответить на вопросы с. 149. Подумать, почему появление в архейскую эру полового размножения явилось крупнейшим ароморфозом в процессе эволюции? Повторить гл. 11–28. Урок 36. Половое размножение организмовЗадачи. Продолжить формирование знаний о размножении живых организмов на примере полового размножения – прогрессивной формы размножения в органическом мире. Изучить развитие половых клеток животных, раскрыть сущность мейоза – способа деления половых клеток. Методические рекомендации I. Проверка знаний о сущности размножения как одного из свойств живых организмов формах бесполого размножения, распространенных в органическом мире, их характеристике и биологическом значении; митозе – способе деления клеток, обеспечивающем сходство наследственных признаков потомков с материнской особью. II. Изучение нового материала. 1. Половое размножение – прогрессивная форма размножения в органическом мире. (Рассказ учителя о сущности полового размножения, его преимуществах перед бесполым размножением, формах; обсуждение вопроса о том, почему возникновение полового процесса является крупнейшим ароморфозом в истории органического мира Земли.) 2. Мейоз – способ деления половых клеток. (Рассказ учителя о половых клетках животных: формах, размерах, подвижности, запасу питательных веществ; отличию от соматических клеток по содержанию наследственной информации. Совместная работа учителя и учащихся с текстом учебника и рис. 81 по заполнению табл. 22.) Таблица 22. Характеристика мейоза
3. Развитие половых клеток животных. (Рассказ учителя с характеристикой стадий процесса образования половых клеток животных и объяснения роли митоза и мейоза в них.) III. Закрепление знаний. 1. Обсуждение результатов самостоятельной работы, формулирование вывода о биологической сущности мейоза и его значении в процессе эволюции. 2. Выделение основных терминов, объясняющих сущность полового размножения (фронтальная беседа с учащимися). IV. Задание на дом. Изучить гл. 12–31, ответить на вопросы с. 155. Составить табл. 23. Таблица 23. Развитие половых клеток
Урок 37. Оплодотворение у цветковых растенийЗадачи. Продолжать формирование знаний о единстве живой природы на основе изучения оплодотворения у цветковых растении, умений характеризовать биологические процессы – опыление и оплодотворение; определять их биологическое значение. Методические рекомендации I. Проверка знаний о развитии половых клеток животных, способе их образования – мейозе; сравнение митоза и мейоза и определение их роли в эволюции. (Проверка знаний может быть организована по вопросам учителя; на основе анализа домашнего задания по составлению таблицы «Развитие половых клеток»; с помощью терминологического диктанта на знание терминов: митоз, мейоз, амитоз, хроматин, ДНК, хромосома, хроматида, гомологические хромосомы, жизненный цикл клетки, конъюгация, кроссинговер, оплодотворение, зигота.) II. Изучение нового материала 1. Оплодотворение у цветковых растений. (Беседа учителя с учащимися по ранее изученному материалу.)
2. Сущность двойного оплодотворения у растений по С.Г. Навашину. (Рассказ учителя с использованием таблиц и схем.) 3. Эволюционное значение оплодотворения. (Беседа с учащимися и формулирование вывода о том, что сходство процесса оплодотворения у растений и животных свидетельствует об общности происхождения, а различия – о разных направлениях эволюции.) IV. Задание на дом Подготовиться к заключительному уроку о клеточном уровне организации живой материи.Повторить гл. 10, 11 и 12. Урок 38. Общие принципы клеточной организацииЗадачи. Систематизировать знания учащихся о клеточной теории и клеточном уровне организации живой материи, продолжить формирование умения характеризовать биологические процессы, явления, делать вывод о материальном единстве живой природы. Проверить уровень сформированности знаний, умений. Методические рекомендации 1. Терминологический диктант по проверке знания учащимися основных терминов и понятий темы (может быть проведен в форме теста закрытого типа с выбором одного варианта ответа). 2. Организация групповой работы учащихся по заданиям. Каждая группа сама выбирает себе задание. Выполнение задания осуществляется индивидуально письменно (с последующей проверкой учителем) или устно (с последующим анализом ответа учащимися группы и выставлением поурочного балла). Каждый учащийся самостоятельно выбирает вопрос, содержащийся в задании в соответствии с уровнем усвоения материала, темы. Задание 1. Клетка – структурная единица живых организмов. 1. Назовите основные термины и понятия,
раскрывающие это положение, дайте им
определение. Задание № 2. Клетка – функциональная единица в живых организмах. 1. Перечислите функции клеток в живых
организмах. Задание 3. Клетка – единица развития. 1. Назовите термины и понятия,
раскрывающие это положение. Дайте им
определение. Задание 4. Клетка – основа и результат оплодотворения. 1. Назовите термины и понятия,
помогающие раскрыть сущность процесса
оплодотворения на клеточном уровне. Дайте им
определения. Задание 5. Обмен веществ – способ существования клетки. 1. Назовите термины и понятия,
помогающие раскрыть сущность процесса обмена
веществ на клеточном уровне. Дайте им
определения. Повторение и обобщение знаний можно проводить фронтально или в форме игры «Вертушка» по вопросам, содержащимся в заданиях. Урок 39. Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитиеЗадачи. Продолжать формирование знаний об индивидуальном развитии организмов; изучить эмбриональный период их развития; сформировать умения характеризовать этапы эмбрионального развития на основе цитологических знаний. Методические рекомендации I. Изучение нового материала. 1. Индивидуальное развитие организма – онтогенез. (Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися по вопросам.)
2. Этапы эмбрионального развития. (Рассказ учителя и организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, рис. 88–90 на с. 159–161 по заполнению табл. 24.) Таблица 24. Этапы эмбрионального развития
3. Общие закономерности эмбрионального развития животных. (Рассказ учителя.) II. Закрепление знаний. 1. Обсуждение результатов самостоятельной работы по заполнению табл. 24. 2. Ответы на вопросы.
III. Задание на дом. Изучить гл. 13–32, ответить на вопросы на с. 161. Подготовить сообщение (по желанию учащихся) «О проявлении действия естественного отбора в различные периоды онтогенеза» (можно воспользоваться пособиям для учителя «Общая биология» Н.П. Дубинина; М.: Просвещение, 1980. С. 68–69). Урок 40. Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитиеЗадачи. Продолжать формирование знаний об индивидуальном развитии организмов на примере характеристики постэмбрионального периода. Методические рекомендации I. Проверка знаний об эмбриональном периоде развития организма, особенностях каждой из его стадий и значении. II. Изучение нового материала. 1. Постэмбриональное развитие – этап онтогенеза. (Рассказ учителя.) 2. Проявление действия естественного отбора в разные периоды онтогенеза. (Сообщение учащихся или рассказ учителя.) 3. Особенности непрямого постэмбрионального развития некоторых организмов. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и рисунками с последующим ответом на вопросы.)
4. Прямое постэмбриональное развитие. (Беседа с учащимися об особенностях прямого постэмбрионального развития, его распространения в живой природе, анализ приведенных примеров.) III. Задание на дом. Изучить гл. 13–33, ответить на вопросы на с. 166. Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмовУрок 41. Генетика как наукаЗадачи. Сформировать представление о генетике как науке о закономерностях наследственности и изменчивости, ее роли в развитии биологической науки. Методические рекомендации I. Проверка знаний о закономерностях постэмбрионального развития организмов с использованием вопросов.
II. Изучение нового материала. (Лекция но плану.) 1. Генетика как наука. Предмет генетики – наследственность и изменчивость. 2. История развития генетики.
3. Значение учения Ч.Дарвина и клеточной теории в становлении новой науки – генетики, годом рождения которой считается 1900 г. (Гуго де Фриз, Карл Корренс, Эрих Чермак). 4. Роль генетики в развитии биологической науки. В процессе лекции учащиеся составляют краткий конспект основных положений, излагаемых учителем. (Составленный конспект может быть выборочно проверен учителем и оценен.) IV. Задание на дом. Проработать записи лекции в тетради. Дополнить лекцию информацией о связи генетики с другими биологическими науками. Подготовить сообщение (по желанию учащихся): «Г.Мендель – основоположник генетики». Урок 42. Гибридологический метод изучения наследственностиЗадачи. Сформировать знания о гибридологическом методе изучения наследственности, предложенном Г.Менделем, показать его достоинства в определении закономерностей передачи наследственных признаков организмами. Методические рекомендации I. Проверка знаний по вопросам.
II. Изучение нового материала. 1. Г.Мендель – основоположник генетики. (Сообщение учащегося или рассказ учителя.) 2. Гибридологический метод изучения наследственности. (Рассказ учителя о поисках метода изучения наследственности, неудачах, связанных с желанием исследователей проследить за передачей всех признаков от родителей к детям, достоинствах метода, предложенного Г.Менделем.) 3. Объект изучения закономерностей наследования – горох. (Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися об особенностях гороха, изученного Г.Менделем.) 4. Значение работ Г.Менделя для развития биологической науки. III. Закрепление знаний.
IV. Задание на дом. Изучить гл. 14–36, ответить на вопросы с. 175. Урок 43. Основные понятия генетикиЗадачи. Познакомить учащихся с генетической терминологией и символикой; начать формирование умения оперировать ими для объяснения закономерностей наследования признаков. Методические рекомендации. I. Проверка знаний о сущности гибридологического метода изучения наследственности, предложенного Г.Менделем. II. Изучение нового материала. Основные понятия и термины генетики. (Самостоятельная групповая работа учащихся с учебником, словарями по определению содержания терминов и понятий, записанных учителем на доске, табл. 25.) Таблица 25
III. Закрепление знаний. Обсуждение результатов самостоятельной работы с возможной коррекцией предложенного содержания понятия или термина. IV. Задание на дом. Изучить гл. 14–35, ответить на вопросы на с. 174. Урок 44. Моногибридное скрещиваниеЗадачи. Сформировать знания о моногибридном скрещивании и его результатах; продолжить формирование умения объяснять закономерности наследования и использовать знания по цитологии, основных понятий генетики; сформировать умения записывать схемы скрещивания. Методические рекомендации I. Проверка знаний основных понятий генетики. Может быть организована в форме терминологического диктанта, теста или игры «Цепочка», вопросы (или название термина) формулирует один учащийся, а отвечает на них другой, игру начинает учитель: «Что является предметом изучения генетики?» (Генетика – это...) II. Изучение нового материала. 1. Моногибридное скрещивание. (Рассказ учителя с элементами беседы по вопросам.)
2. Результаты моногибридного
скрещивания. (Рассказ учителя о I и II законах
Г.Менделя с записью схем скрещивания на доске.) 3. Неполное доминирование. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и рис. 95 на с. 178, с записью схемы скрещивания в тетради и последующим объяснением сделанной записи, один учащийся может выполнить ее на доске.) III. Задание на дом. Изучить гл. 14–37 на с. 176–180 (до дигибридного скрещивания). На основе таблицы на с. 175 составить задачу на скрещивание растений гороха, различающихся одной парой признаков. Проследить за наследованием выбранных признаков в поколении I и II. Записать решение задачи с использованием генетической символики. Выпиши названия терминов, знание которых потребовалось для объяснения решения задачи. Урок 45. Дигибридное скрещиваниеЗадачи. Сформировать знания о дигибридном скрещивании и его результатах; продолжить объяснение учения о закономерностях наследования с использованием знаний по цитологии, основных понятий генетики; продолжать формирование умения записывать схемы скрещивания. Методические рекомендации I. Проверка знания учащимися генетической терминологии, символики. (Фронтальная беседа с учащимися по вопросам.)
II. Изучение нового материала. 1. Дигибридное скрещивание и его результаты. (Рассказ учителя о III законе Г.Менделя с использованием схем, предложенных в учебнике на с. 181, 183, рис. 96). 2. Анализирующее скрещивание. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, схемами на с. 184, 185, запись в тетради схем, примеров анализирующего скрещивания при моно- и дигибридном скрещивании с последующим объяснением.) 3. Понятие «полигибридное скрещивание». III. Задание на дом.
Таблица 26. Генетические законы
Урок 46. Генетика человекаЗадачи. Дать представление о генетике человека как науке, ее предмете, методах, задачах и проблемах; продолжить формирование умения объяснять результаты наследования признаков с использованием знаний по цитологии и генетике. Методические рекомендации. I. Проверка знаний о дигибридном скрещивании и его результатах, III законе Менделя, его цитологических основах, анализирующем скрещивании; применении законов Менделя в практике сельского хозяйства; обсуждение домашнего задания по составлению таблицы «Генетические законы». II. Изучение нового материала. 1. Генетика человека, ее предмет, задачи, проблемы. (Рассказ учителя.) 2. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический. (Рассказ учителя с элементами беседы.) 3. Генетика пола. (Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника по вопросам с последующим их обсуждением.)
4. Закономерности наследования признаков человека. Признаки, расположенные в аутосомах. Задача. Какое потомство следует ожидать от брака мужчины с резус-положительной кровью и женщиной с резус-отрицательной? (Условия задачи учитель записывает на доске, анализирует его: что дано, что следует определить. Решение выполняет учащийся, объясняя его на основе знаний цитологии и генетики. Примечание: для решения учитель может предложить другую задачу по своему усмотрению.) Признаки, расположенных в половых хромосомах. (Рассказ учителя с использованием рис. 99 и текста на с. 191.) Задача. Какое потомство следует ожидать от брака мужчины дальтоника и здоровой женщины, отец которой страдал дальтонизмом? (Условия задачи учитель записывает на доске, анализирует его: что дано, что следует определить. Решение выполняет учащийся, объясняя его на основе цитологических и генетических знаний.) Примечание: для решения учитель может предложить другую задачу по своему усмотрению. III. Задание на дом. Изучить гл. 14–39, ответить на вопросы с. 192. Составить родословную своей семьи (инструктаж по составлению родословной). Урок 47. Лабораторная работа № 3. «Решение генетических задач и анализ составленных родословных»Задача. Продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивания; записывать условие задачи, ее решение, ответ; пользоваться генетической символикой, объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии. Методические рекомендации I. Учащимся предлагается решить одну генетическую задачу из числа предложенных учителем на моногибридное и дигибридное скрещивание. После решения задачи записать цитологические и генетические понятия и термины, необходимые для объяснения ее решения. Примечание. Для проведения лабораторной работы следует подобрать задачи.
II. 1. Прежде, чем проводить анализ составленных родословных, учитель анализирует и вместе с учащимися решает одну из уже имеющихся у него: Особь с изучаемым признаком
заштрихована. Светлые волосы определяются рецессивным геном. 2. Учащиеся самостоятельно анализируют составленные родословные. (Если же учащийся ее не составил по каким-то причинам, то учитель предлагает проанализировать имеющиеся у него.) Делают вывод о значении анализа родословных в изучении наследственности человека. III. Задание на дом. Повторить основные понятия генетики и цитологии. Подготовить сообщение (по желанию учащегося) «Эволюция понятия ген». Урок 48. Хромосомная теория наследственностиЗадачи. Сформулировать знания об основных положениях хромосомной теории наследственности и ее цитологических основах, сформулировать умения объяснять закономерности наследования признаков, исходя из положений хромосомной теории. Методические рекомендации I. Изучение нового материала. 1. Т.Морган – основоположник хромосомной теории наследственности. (Рассказ учителя об опытах Т.Моргана и их результатах, формулирование положений хромосомной теории.) 2. Эволюция понятия «ген» (сообщение учащегося или рассказ учителя). 3. Положения хромосомной теории наследственности (обсуждение положений теории по вопросам).
Примечание. Вопросы для обсуждения должны быть у учащихся или написаны на доске; варианты вопросов могут быть и другие. 4. Значение хромосомной теории наследственности для развития биологической науки. (Беседа с учащимися и формулирование вопросов.) II. Задание на дом. Изучить записи в тетради. Дополнить табл. 26 «Генетические законы». Подумать, существует ли взаимосвязь между эволюционным учением, клеточной и хромосомной теориями наследственности. Урок 49. Закономерности изменчивости. Наследственная изменчнвостьЗадачи. Продолжать формирование знаний об основных свойствах живых организмов – наследственности и изменчивости; умений объяснять наследственную изменчивость на основе цитологических и генетических знаний. Методические рекомендации. I. Проверка знания учащимися основных положений хромосомной теории наследственности, ее связи с эволюционным учением и клеточной теорией; проверка выполнения домашнего задания по заполнению табл. 26 «Генетические законы». II. Изучение нового материала. 1. Наследственность и изменчивость – свойства живых организмов. (Беседа с учащимися.) 2. Наследственная (генотипическая) изменчивость. (Рассказ учителя о наследственной изменчивости: комбинативной и мутационной; мутациях, их причинах, частоте, месте возникновения, свойствах.) 3. Уровни возникновения мутаций. (Организация самостоятельной работы учащихся с те кстом учебника и заполнение табл. 27.) Таблица 27. Уровни возникновения мутаций с последующим обсуждением
4. Роль мутаций в эволюции. (Рассказ учителя.) III. Закрепление знаний по вопросам.
IV. Задание на дом. Изучить гл. 15–41, ответить на вопросы на с. 200. Подумать над выражением Ч.Дарвина о том, что неопределенная изменчивость – необходимая предпосылка естественного и искусственного отбора, а в основе эволюции лежит отбор особей с наследственными изменениями. Так ли это? Урок 50. Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивостьЗадачи. Продолжить формирование знаний об изменчивости, одном из основных свойств живых организмов, на примере фенотипической изменчивости, сформировать умение определять статистический характер этих изменений. Методические рекомендации I. Проверка знаний о генотипической изменчивости, ее видах; мутациях, их свойствах, причинах появления, частоте встречаемости, уровне возникновения, значений в эволюции. II. Изучение нового материала. 1. Ч.Дарвин об определенной изменчивости. (Рассказ учителя.) 2. Соотношение генотипа и фенотипа. Беседа с учащимися по вопросам.
3. Характеристика фенотипической изменчивости. Норма реакции. Рассказ учителя, анализ рис. 107– 109 учебника. Формулирование вывода о приспособительном характере фенотипической изменчивости; наследовании не признаков организмов, а генов, которые определяют норму реакции организма, определяющую проявление признаков в различных условиях среды. 4. Статистические закономерности фенотипической изменчивости. (Рассказ учителя о статистических закономерностях фенотипической изменчивости об определении средней величины выраженности признака по формуле: где М – средняя величина, – знак суммы, V – вариант, р – частота встречаемости, N – общее число особей. 5. Лабораторная работа 4. «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой» (Выполнение лабораторной работы проводится по заданию индивидуально – на различных биологических объектах или антропометрических данных, или всем классом на одном материале.) Задание. (Биологический объект, например хвоинки сосны.) 1. Измерьте длину ста хвоинок сосны и запишите данные в тетрадь. 2. Подсчитайте количество хвоинок одинаковой длины. Заполните таблицу:
Определите, какая длина встречается часто ____ редко____ 3. На основе данных таблицы постройте график «Зависимость изменения длины хвоинок (V) и частоты ее встречаемости (p)». 4. Сделайте вывод об обнаруженных вами закономерностях фенотипической изменчивости.
III. Задание на дом. Изучить гл. 15–42, ответить на вопросы на с. 203. Подсчитать среднюю величину длины хвоинок сосны. Какой вывод можно из этого сделать? Можно ли подсчитать среднюю годовую оценку по биологии учащихся твоего класса, школы? Как ты думаешь, что для этого надо сделать? Запиши в тетрадь алгоритм действий. Повторите основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Урок 51. Генетические основы эволюционной теорииЗадачи. Систематизировать знания о хромосомной теории наследственности и эволюционной теории Ч.Дарвина, продолжать формирование знания теории эволюции на основе данных генетики, умение объяснять ее положения с использованием основных понятий генетики. Методические рекомендации I. Проверка знаний о фенотипической изменчивости в сравнении с генотипической изменчивостью, их роли в эволюции; норме реакции как пределе фенотипической изменчивости, ее статистических закономерностях. II. Изучение нового материала. 1. Основные положения теории эволюции Ч.Дарвина. (Беседа с учащимися.) 2. Генетическое обоснование положений теории эволюции. (Организация самостоятельной работы учащихся в группах по заданиям с последующим их обсуждением; при выполнении заданий учащиеся могут пользоваться учебником, записями в тетради, дополнительной литературой.) Задание 1. «Изменчивость».
Задание 2. «Неопределенная изменчивость».
Задание 3. «Вид».
Задание 4. «Популяция».
Задание 5. «Естественный отбор».
III. Задание на дом. Изучить записи в тетради. Повторить гл. 3 и 4. Подумать, почему популяцию называют элементарной единицей эволюции. Подготовить сообщение (по желанию) «Вклад Н.И. Вавилова в развитие биологической науки». Продолжение следует
|