Т.Ю. ВИШНЕВСКАЯ,
гимназия No 1514, г. Москва
Построение схем причинно-следственных
связей
в курсе биологии средней и старшей
школы
Преподавая курс биологии и знакомя
учащихся с многообразием живых организмов, их
строением, функциями и взаимосвязями, мы
одновременно стараемся показать, что, несмотря
на все многообразие вариантов, каждый из них
причинно обусловлен. Выявляя логические связи
между изучаемыми фактами и явлениями, мы
развиваем абстрактное мышление, умение
сопоставлять и обобщать. Более глубокое
понимание устройства живой природы вызывает
очень важное для эффективного обучения
эмоциональное отношение к предмету, чувство
восхищения тем, насколько все живое разумно и
прекрасно. Одновременно мы подводим учащихся к
пониманию того, что позиция антропоцентризма,
присущая большинству современных людей, глубоко
ошибочна.
В этой работе мы приведем несколько
примеров построения причинно-следственных
связей и постараемся показать общие подходы и
принципы выявления таких связей. Базовой
позицией, от которой начинается выстраивание
схемы, может быть либо общий уровень организации,
либо способ и тип питания, либо особенности среды
обитания.
В схеме 1 мы можем связать малые
размеры клеток, простоту организации и высокую
скорость роста, размножения и эволюции прокариот
с особенностями их строения и жизнедеятельности.
Схема 1
Схема 2 показывает взаимную
зависимость различных структур и их функций, в
основе которой лежит способность растений к
фотосинтезу.
Схема 2
Нужно заметить, что логическая цепочка
может идти и по другому пути, например для
классического объекта школьного курса зеленой
водоросли хламидомонады. Этот одноклеточный
организм имеет не настолько плотную клеточную
стенку, чтобы противостоять осмотическому
давлению, поэтому избыток жидкости выводится
через сократительные вакуоли, которые выполняют
и экскреторные функции тоже. Поскольку продукты
жизнедеятельности выводятся и непосредственно
через оболочку клетки и с помощью сократительной
вакуоли, нужда в постоянной вакуоли с клеточным
соком отпадает. Кроме того, у одноклеточных
организмов нет проблемы отравления соседних
клеток продуктами своей жизнедеятельности, а у
многоклеточных она есть.
Схема 3
На схеме 3 представлено сравнение
типичных представителей саркодовых и инфузорий
по тем признакам, которые обусловлены характером
питания и способом передвижения.
Причинно-следственные связи очень
часто образуют не цепочки, как в приведенном выше
примере, а целые сети взаимно обусловленных
особенностей строения и функций организмов. В
качестве примера можно привести адаптивные
особенности китообразных, обусловленные
некоторыми физическими свойствами их среды
обитания – воды (схема 4).
Схема 4
Особое место в курсе занимает такое
краткое обобщение теории Дарвина, которое
позволяет изложить логику всего эволюционного
учения за один урок (схема 5).
Схема 5
Также схематично можно объяснить
последствия разных типов изменения среды
обитания (схема 6).
Схема 6
|