Я ИДУ НА УРОК

О.А. БАРАНОВА,
учитель химии;
Л.А. ИЗБЯКОВА,
М.Ю. ЛОГУНОВА,
учитель ОБЖ;
А.В. МИНКЕВИЧ,
учитель географии;
В.П. НИКИТИНА,
учитель биологии,
школа № 1825, г. Москва

Экологический фестиваль

Одно из направлений работы нашей школы – экологическое. В последнюю неделю сентября мы традиционно проводим открытый экологический фестиваль, который вызывает большой интерес не только в классах экологического профиля, но и у всех учащихся школы.
Фестивалю предшествует подготовительная работа: летняя выездная экологическая практика и летние задания для учащихся. По итогам подготовительной работы проводится конференция, определяются маршруты эстафеты и ее этапов.
Предлагаем свою разработку программы экологического фестиваля.

План проведения экологического фестиваля

День недели

Мероприятие

Понедельник

«Мир глазами ребенка» – конкурс творческих работ

Вторник

Научная конференция по итогам практики

Среда

Трудовой десант (благоустройство пришкольной территории)

Четверг

Комбинированная экологическая эстафета

Пятница

КВН, подведение итогов

Все дни работают пресс-центр и агитбригады 10–11-х классов (требования: название, эмблема, защита эмблемы, девиз работы, реклама экологического движения).

Комбинированная эстафета включает в себя этапы: биология и экология, ОБЖ (экстремальные ситуации), география, химия, ориентирование.

Заявка на участие в комбинированной эстафете

Класс
Название команды
Состав команды:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Кодекс эколога



 

Маршрутный лист команды––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Время старта ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Этап

Время прибытия

Штраф

Время отправления

Суммарное время

Биология и экология

 

 

 

 

ОБЖ

 

 

 

 

География

 

 

 

 

Химия

 

 

 

 

Ориентирование

 

 

 

 

Все участники делятся на команды. Каждой команде выдаются компас, маршрутный лист и карта местности, на которой указаны местонахождение старта, финиша и всех этапов. Команда должна пройти все четыре этапа (в любом порядке), выполнить задания и в полном составе прийти к финишу.

На маршрутном листе проставляются время старта, время прохождения каждого этапа в отдельности и время финиша. По итогам прохождения маршрута определяются команды-победители каждого этапа и команда-победитель эстафеты. Время прохождения этапа «Ориентирование» определяется по разности общего времени прохождения эстафеты и времени прохождения остальных четырех этапов.

Биология и экология

Задания для 4–6-х классов

1. Отгадайте загадки и найдите указанные в них растения в этом сообществе.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

Зимой и летом зелена,
В лесу живет она.
На ней иголки
И коротки, и колки.

(Ель.)

В платье белом девушка стоит,
И народ ее благодарит
За ее печальную красу,
За ее зеленую косу.

(Береза.)

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет.
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки.

(Орешник.)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

(Лиственница.)

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.

(Сосна.)

2. Если разобраться в приведенных схемах «Развитие бабочки-капустницы» и «Развитие мухи», можно узнать стадии развития некоторых представителей отряда насекомых. Этапы развития обозначены цифрами 1, 2, 3, 4.

Задания для 7–10-х классов

  • По годичным кольцам на побегах кустарников определить, какие из последних лет были наиболее благоприятными для выбранного вами вида.

  • На каком расстоянии от стволов деревьев (близко или далеко) растут грибы в засушливое и в дождливое лето? Дайте объяснение этому явлению.

  • У большинства растений листья появляются до начала цветения, но известны растения, которые зацветают прежде, чем появляются листья. Объясните это явление. Укажите эти растения в данном сообществе.

  • Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, летом – с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению. Приведите примеры таких растений в данном сообществе.

  • Папоротники достигают значительных размеров в тропических лесах, в средней полосе они мельче. Для мхов такой закономерности не наблюдается. Дайте объяснение этому явлению. Найдите папоротники и мхи в данном сообществе.

  • Инфекционный энцефалит – тяжелое заболевание головного мозга. Возбудитель этого заболевания передается человеку при укусе таежного клеща. Для предотвращения укусов клещей необходимы определенные меры предосторожности. Продемонстрируйте их без слов (пантомима).

  • На конвертах и наклейках иногда печатают призыв: «Охраняйте полезных животных и птиц». Что неверно в этом выражении? Какие птицы могли бы жить на данном участке леса?

  • Среди растений средней полосы крупные и яркие цветки имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Почему? Определите видовой состав деревьев и кустарников на данном участке.

  • Во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему? Найдите следы указанного абиотического фактора.

  • Самыми многочисленными в тропиках являются растения семейства орхидных, у которых цветки имеют приспособления к опылению определенными насекомыми и птицами колибри, а в умеренном климате наиболее распространены растения семейства сложноцветных. Почему? Найдите на данном участке деревья, поваленные ветром.

  • Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом освещении, однако очень чувствителен к недостатку влаги. Почему? Найдите мох и объясните, по каким признакам вы его узнали.

  • В лесном массиве произрастало много папоротников, однако после вырубки леса папоротники погибли. Почему? Найдите (не срывая) папоротник. Объясните спорофит это или гаметофит.

  • В сосновом бору много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему?

  • Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему? Найдите лишайники. В чем состоят особенности листоватых, кустистых и накипных лишайников?

  • Заложите делянку 2 ґ 2 м. Определите видовой состав древесных форм, подроста и подлеска.

  • Какие признаки неблагоприятного состояния внешней среды вы можете обнаружить по деревьям?

Экстремальные ситуации (ОБЖ)

Задание: по описанию ситуации, возникшей во время похода, поставить диагноз заболевания и предложить необходимые действия по оказанию первой помощи и (или) лечению средствами, имеющимися в походной аптечке. Дополнительные (наводящие) вопросы приведены в скобках.

Ситуации

  • При пересечении цветущего луга во время похода у одного из туристов закружилась голова, заслезились глаза, дыхание стало затрудненным, на коже появилась сыпь. (Какие другие признаки аллергии вы знаете?)

  • При приготовлении пищи опрокинулся котелок с кипящей водой. Вода попала на дежурного, кожа у него покраснела и припухла, в некоторых местах появились волдыри. (Какие виды и степени ожогов вы знаете?)

  • После «неудачной шутки» с пропавшим во время похода учеником учителю стало плохо: он побледнел, схватился за сердце, дыхание участилось, лоб покрылся холодным потом. (Каковы факторы риска в этой ситуации?)

  • Купаясь, турист поранил осколком стекла ногу. Началось сильное кровотечение пульсирующей струей. Турист ощутил слабость, сильную боль. (Какие виды ран и кровотечений вы знаете?)

  • После сильного дождя у одного из туристов появился озноб, першение в горле, слабость. (Какие признаки простуды вы знаете?)

  • После падения с дерева у ребенка посинела кожа в области живота. Живот стал болезненным, твердым, появилась тошнота, дыхание участилось. (Какие виды кровотечений вы знаете?)

  • После лыжного похода у одного из туристов пропала чувствительность пальцев ног, снизилась температура, кожа побледнела. (В чем состоит профилактика обморожения?)

  • На пляже у одного из отдыхающих сильно покраснело лицо, участилось дыхание, появилось головокружение. (Каковы правила принятия солнечных ванн?)

  • После того как один из туристов попробовал на вкус незнакомое растение, у него началась рвота, головокружение, слабость. (Какие виды отравлений вы знаете?)

  • После укуса насекомого у туриста появился отек, дыхание стало затрудненным, место укуса покраснело и опухло. (Каковы признаки и виды аллергии?)

География

Задания для 4–6-х классов

Описать природное явление (листопад) по следующему плану.

1. Внешние признаки.
2. Особенности явления, механизм протекания.
3. Определение явления.
4. Связь с другими природными явлениями.
5. Количественная характеристика.
5. Где можно использовать или зачем знать это явление?

Примечание: принимаются те бланки, где нет ошибок в ответах.

Задания для 7-го класса

Исследуйте и опишите источник по следующему плану.

1. Вид источника.
2. Как бы вы его назвали?
3. Далеко ли он находится от населенных мест?
4. Сколько воды дает за 1 час?
5. Каков подход к источнику, есть ли около него заболоченность?
6. Дает ли источник воду зимой?
7. Каковы цвет, запах, прозрачность, температура воды?
8. Из толщи каких пород пробивается источник?
9. Можно ли улучшить источник?

Задания для 8-го класса

Составить описание природного комплекса (ПК) по следующему плану.

1. Название ПК.
2. Местонахождение ПК.
3. Взаимодействие компонентов природного комплекса:

– свет, тепло;
– почвы;
– преобладающая растительность;
– животный мир;
– влияние на ПК человека.

4. Какие принимаются меры по охране ПК?

Задания для 10–11-х классов

  • Определить основные источники загрязнения окружающей среды.

  • Определить степень изменения окружающей среды (по сферам ГО) под воздействием хозяйственной деятельности человека.

  • Дать характеристику мероприятий, проводимых с целью охраны и преобразования природы, и оценку их эффективности.

Химия

Оборудование: 2 стакана, ситечко, воронка, спички, бумажные фильтры, чай, поваренная соль, перманганат калия.

За каждую ошибку в последовательности действий или в самом действии – штраф 10 секунд.

Задания для 4–6-х классов

  • Разделить смесь соли и сухой чайной заварки, рассыпанных в рюкзаке.

  • Описать очистку и подготовку к употреблению родниковой воды, загрязненной землей, песком, сосновыми иглами и листьями.

Задания для 7–8-х классов

  • Очистить и подготовить к употреблению поваренную соль, рассыпанную на земле.

  • Описать очистку и подготовку к употреблению родниковой воды, загрязненной землей, песком, сосновыми иглами и листьями.

Задания для 9–10-х классов

  • Очистить и подготовить к употреблению поваренную соль, рассыпанную на земле.

  • Провести полную очистку и подготовку к употреблению родниковой воды, загрязненной землей, песком и листвой.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru