Т.А.ЛОВКОВА,
Н.И.СОНИН
Продолжение. См. No 24, 25-26, 27-28, 29/2003
Биология. Общие закономерности
Методическое пособие к учебнику С.Г.
Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (9-й класс)
УРОК 59. Абиотические факторы
Задачи. Систематизировать знания
учащихся о влиянии абиотических факторов: света,
температуры, влажности на живые организмы и их
приспособленности к этим факторам, продолжать
формирование умения объяснять биологические
процессы и явления на основе полученных знаний
по биологии.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний об искусственных
экологических системах – агроценозах; проверка
умения характеризовать агроценозы, делать вывод
о перспективах их дальнейшего развития.
II. Изучение нового материала.
1. Экологические факторы, их
классификация. (Рассказ учителя с записью схемы
классификации «экологических факторов.)
2. Абиотические факторы: свет,
температура, влажность.
Организация самостоятельной работы
учащихся в группах с текстом учебника по
следующим вопросам.
Назовите принцип классификации
экологических факторов.
Какие факторы окружающей среды
относятся к абиотическим?
На какие процессы жизнедеятельности
живых организмов оказывают влияние температура,
свет, влажность?
Существует ли диапазон температур, в
котором могут жить организмы, почему?
Зависит ли диапазон колебаний
температуры от среды обитания живых организмов?
Обоснуйте с точки зрения физики.
Как реагируют на резкие колебания
температуры животные с непостоянной
температурой тела? Почему?
Какие приспособления выработались у
пойкилотермных животных в связи с повышением
температуры окружающей среды. Приведите примеры.
Что является изначальным источником
энергии на Земле?
Какова роль ультрафиолетовых,
инфракрасных, видимых участков спектра лучей
солнечного света в жизнедеятельности растений и
животных?
Какие приспособления выработались у
растений к недостатку света? Приведите примеры
таких растений.
Какие приспособления выработались у
растений к яркому солнечному свету? Приведите
примеры таких растений.
Какие приспособления выработались у
животных с постоянной температурой тела на
резкие колебания температур?
Перечислите процессы, протекающие у
растений и животных с участием света.
Что такое фотопериодизм?
Как приспособились растения к
недостатку влаги. Приведите примеры таких
растений.
Как приспособились животные к
недостатку влаги? Приведите примеры.
Существует ли взаимосвязь между
климатическими факторами и географической
зональностью? Ответ поясните. (Подборку вопросов
для заданий учитель осуществляет сам по своему
усмотрению. Возможны и другие вопросы.)
III. Закрепление знаний.
Обсуждение результатов
самостоятельной работы.
IV. Задание на дом.
Изучить гл. 17–50, ответить на вопросы с.
235–236.
Примечание. При проведении этого
урока можно использовать гербарии, коллекции
насекомых, фотографии и открытки с изображением
животных и растений, географические карты.
Урок 60. Биотические факторы
Задачи. Систематизировать знания
учащихся о типах взаимоотношений живых
организмов между собой, сформировать умение
определять типы отношений у организмов разных
систематических групп.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний об абиотических
факторах среды обитания, их влиянии на
растительные и животные организмы,
приспособленности живых организмов к
воздействию таких климатических факторов как
свет, температура, влажность.
II. Изучение нового материала.
1. Биотические факторы взаимодействие
между живыми организмами. Типы отношений.
(Рассказ учителя.)
2. Характеристика типов отношений
между живыми организмами. (Самостоятельная
работа учащихся с текстом учебника, рисунками.
Каждая группа учащихся изучает определенный тип
отношений, например, симбиоз у растительных
организмов. Заполните таблицу 31.)
Таблица 31
Тип отношений |
Характеристика |
Примеры |
|
|
|
III. Закрепление знаний.
Обсуждение результатов
самостоятельной работы, дополнение таблицы
характеристикой и примерами других типов
отношений.
IV. Задание на дом.
Изучить гл. 17–53, записи в тетради, ответить на
вопросы с. 268.
Продолжение следует
|