Проект федерального
базисного учебного плана
Продолжение. См. No 32/2003
Проект
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к федеральному базисному учебному плану и
примерным учебным планам для образовательных
учреждений
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Федеральный базисный учебный
план для образовательных учреждений –
нормативный правовой акт, устанавливающий
перечень учебных предметов и объем учебного
времени, отводимого на их изучение по ступеням
общего образования и учебным годам*.
Федеральный базисный учебный план
разработан на основе федерального компонента
государственного стандарта общего образования и
является основой для разработки региональных
(национально-региональных) учебных планов и
учебных планов образовательных учреждений.
В федеральном базисном учебном плане
предложено годовое распределение часов, что дает
возможность образовательным учреждениям
перераспределять нагрузку в течение учебного
года, использовать модульный подход, строить
учебный план на принципах дифференциации и
вариативности.
Для образовательных учреждений с
русским (родным) и родным (нерусским) языком
обучения предложены примерные учебные планы с
традиционным (недельным) распределением учебных
часов.
Федеральный базисный учебный план для
I–IV классов ориентирован на 4-летний нормативный
срок освоения государственных образовательных
программ начального общего образования. Продолжительность
учебного года: I класс – 33 учебные недели, II–IV
классы – не менее 34 учебных недель.
Продолжительность урока для I класса – 35 мин, для
II–IV классов – 35–45 мин.
Федеральный базисный учебный план для
V–IX классов ориентирован на 5-летний нормативный
срок освоения государственных образовательных
программ основного общего образования. Продолжительность
учебного года – не менее 34 учебных недель.
Продолжительность урока – 45 мин.
Образовательные учреждения
самостоятельно определяют продолжительность
учебной недели и могут изменять ее в течение
учебного года.
В федеральном базисном учебном плане
устанавливается соотношение между федеральным
компонентом и двумя другими компонентами:
региональным (национально-региональным)
компонентом и компонентом образовательного
учреждения:
федеральный компонент – не менее 75%
от общего нормативного времени, отводимого на
освоение основных образовательных программ
общего образования;
региональный
(национально-региональный) компонент- не менее 10%;
компонент образовательного
учреждения – не менее 10%.
В федеральном компоненте федерального
базисного учебного плана определено количество
учебных часов на изучение образовательных
областей и учебных предметов федерального
компонента государственного стандарта общего
образования.
Соотношение распределения регионального
(национально-регионального) компонента и компонента
образовательного учреждения по ступеням
общего образования и учебным годам
устанавливается субъектом Российской Федерации
с учетом того, что на компонент образовательного
учреждения отводится не менее 10%. Часы
регионального (национально-регионального)
компонента и компонента образовательного
учреждения могут использоваться для
углубленного изучения образовательных областей
и учебных предметов федерального компонента
базисного учебного плана, для введения новых
учебных предметов, факультативов,
дополнительных образовательных модулей,
спецкурсов и практикумов, проведения
индивидуальных и групповых занятий, для
организации обучения по индивидуальным
образовательным программам и самостоятельной
работы обучающихся в лабораториях, библиотеках,
музеях, а также в других формах.
В IX классе часы регионального
(национально-регионального) компонента и
компонента образовательного учреждения
рекомендуется отводить на организацию предпрофильной
подготовки учащихся.
Особенности проекта федерального
базисного учебного плана
В соответствии с Концепцией
модернизации российского образования на период
до 2010 г. в проекте федерального базисного
учебного плана увеличено количество учебных
часов на освоение школьниками предметов
социально-экономического цикла, информатики и
иностранных языков.
Учебный предмет «Информатика и
ИКТ» изучается с III класса по 1 ч в неделю.
Существенно увеличено количество часов на его
изучение: с III по IX класс –на 8 ч в неделю.
Учебный предмет «Иностранный язык»
изучается со II класса, увеличено общее
количество часов на его изучение (со II по IX класс
–на 6 ч в неделю). Предложенный объем учебного
времени достаточен для освоения иностранного
языка на функциональном уровне.
Учебный предмет «Окружающий мир
(человек, природа, общество)» изучается с I
класса по 2 ч в неделю. Учебный предмет является
интегрированным. В его содержание дополнительно
введены развивающие модули и разделы
социально-гуманитарной направленности, а также
элементы безопасности жизнедеятельности.
В I–II классах рекомендуется
интегрированный учебный предмет «Изобразительное
искусство и художественный труд» (1 ч
«Изобразительное искусство» + 1 ч «Труд» = 2 ч в
неделю), в III–IV классах интегрированный учебный
предмет «Информационные и материальные
технологии» (1 ч «Информатика и ИКТ» + 1 ч
«Труд» = 2 ч в неделю). В обоих случаях
образовательное учреждение может
самостоятельно принять решение о раздельном
преподавании указанных учебных предметов.
Учебный предмет «Природоведение» (V
класс) по решению образовательного учреждения
может изучаться и в VI классе за счет объединения
часов, отведенных на освоение учебных предметов
«География» и «Биология».
Учебный предмет «Обществоведение» изучается
с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его
изучение (с 2 до 4 ч на ступени основного общего
образования). Учебный предмет является
интегрированным, построен по модульному
принципу и включает содержательные модули:
«Общество», «Человек», «Экономика», «Социальная
сфера», «Политика» и «Право».
Учебный предмет «География» сокращен
на 2 ч за счет перевода части его содержания
(элементы экономико-политического содержания) в
учебный предмет «Обществоведение».
Учебный предмет «Биология» сокращен
на 2 ч за счет существенной разгрузки его
содержания по разделам ботаники и зоологии в
федеральном компоненте государственного
стандарта общего образования. Одновременно в
данном учебном предмете значительно расширен
содержательный модуль «Человек».
Учебные предметы образовательной
области «Искусство» изучаются и в IX
классе. Таким образом, образовательная область
стала непрерывной.
Образовательная область «Технология»
построена по модульному принципу с учетом
возможностей школы и потребностей региона.
Часы учебного предмета «Технология» в
IX классе передаются в компонент
образовательного учреждения для организации предпрофильной
подготовки обучающихся.
Рекомендуется отводить
дополнительный третий час из регионального
(национально-регионального) компонента, в
исключительных случаях – из компонента
образовательного учреждения, на преподавание
учебного предмета «Физическая культура».
Учебный предмет «Основы
безопасности жизнедеятельности» вводится
для изучения в основной школе. На его освоение
отведен 1 ч в неделю в IX классе. Часть
традиционного содержания предмета, связанная с
правовыми аспектами воинской службы, перенесена
в учебный предмет «Обществоведение».
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
БАЗИСНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
образовательных учреждений Российской
Федерации
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные
области |
Учебные
предметы |
Количество
часов |
1998 |
2003 |
|
Филология |
Русский язык |
15 |
35 |
|
Родной язык
Литература |
32 |
23* |
+1 |
10 |
Иностранный язык |
15 |
15 |
|
Математика
Информатика |
Математика
Информатика и ИКТ |
25 |
23 |
+3 |
5 |
Обществознание |
История
Обществоведение
География |
11
2
8 |
10
4
6 |
-1
+2
-2 |
Естествознание |
Природоведение
Физика
Химия
Биология |
2
6
4
8 |
2
6
4
6 |
-2
|
Физическая культура |
Физическая культура |
10 |
10 |
|
Основы безопасности
жизнедеятельности |
Основы безопасности
жизнедеятельности |
0 |
1 |
+1 |
Итого: |
142 |
132 |
-10 |
Региональный
(национально-региональный) компонент и компонент
образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
25 |
35 |
+10 |
Предельно
допустимая аудиторная учебная нагрузка при
6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
167 |
167 |
|
Региональный
(национально-региональный) компонент и компонент
образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
10 |
20 |
+10 |
Предельно
допустимая аудиторная учебная нагрузка при
5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
152 |
152 |
|
*При расчете
сетки часов учебный предмет «Родной язык»
засчитывается в региональный
(национально-региональный) компонент и компонент
образовательного учреждения.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательных учреждений Российской
Федерации
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные
области |
Учебные
предметы |
Количество
часов в год |
Всего |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Филология |
Русский язык
Родной язык (*)
Литература
Иностранный язык |
105
210
70
105 |
105
21
70
105 |
105
175
70
105 |
105
105
70
105 |
105
105
70
105 |
525
805
350
525 |
Математика |
Математика |
140 |
140 |
175 |
175 |
175 |
805 |
Информатика |
Информатика и ИКТ |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
175 |
Обществознание |
История
Обществоведение
Геграфия |
70
0
0 |
70
35
35 |
70
35
35 |
70
35
70 |
70
35
70 |
350
175
210 |
Естествознание |
Природоведение |
70 |
0 |
0 |
0 |
0 |
70 |
Искусство |
Музыка и ИЗО |
70 |
70 |
70 |
35 |
35 |
280 |
Технология |
Технология |
70 |
70 |
70 |
35 |
0 |
245 |
Физическая культура |
Физическая культура |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
350 |
Основы безопасности
жизнедеятельности |
Основы безопасности
жизнедеятельности |
0 |
0 |
0 |
0 |
35 |
35 |
Итого: |
805 |
840 |
945 |
1015 |
1015 |
4620 |
Региональный
(национально-региональный) компонент и компонент
образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
280 |
280 |
245 |
210 |
210 |
1225 |
Предельно
допустимая аудиторная учебная нагрузка при
6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
1085 |
1120 |
1190 |
1225 |
1225 |
5845 |
Региональный
(национально-региональный) компонент и компонент
образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
175 |
175 |
140 |
105 |
105 |
700 |
Предельно
допустимая аудиторная учебная нагрузка при
5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
980 |
1015 |
1085 |
1120 |
1120 |
5320 |
* При
расчете сетки часов учебный предмет «Родной
язык» засчитывается в региональный
(национально-региональный) компонент и компонент
образовательного учреждения.
ОТЗЫВЫ
Уважаемые коллеги!
Министерство образования Российской
Федерации направило письмо от 09.07.2003 г. № 13-51-145/13,
в котором указано на необходимость широкого
профессионально-общественного обсуждения на
августовских педагогических совещаниях
работников образования проекта базисного
учебного плана и примерных учебных планов
начального общего и основного общего
образования. Обращаем ваше внимание на то, что в
данном проекте предпринята очередная попытка
сокращения минимально возможного количества
часов, отведенного на преподавание биологии и
географии. Это противоречит «объемным
показателям федерального компонента
государственного образовательного стандарта
общего образования», рекомендованного решением
Министерства образования Российской Федерации
от 13 июня 2002 г., на основе которого должно было
разрабатываться содержание федерального
компонента государственного образовательного
стандарта общего образования.
Наше школьное биологическое
образование всегда высоко ценилось за глубину и
систематичность. В настоящее время во всем мире
биологическому и экологическому образованию
уделяется все большее внимание. Нам же
предлагается разрушить сложившуюся в
отечественной школе апробированную и
оправдавшую себя систему биологического
образования.
После утверждения базисного учебного
плана 1998 г. количество часов на изучение разделов
ботаники и зоологии уже было сокращено. В связи с
этим проводилась работа по разгрузке содержания
этих разделов, но эта разгрузка никак не
предполагала дальнейшего сокращения часов. Если
на изучение разделов ботаники и зоологии будет
выделен только один час в неделю, ни о какой
разгрузке не может быть и речи. Более того,
школьная биология будет сведена только к
поверхностному и неосмысленному ознакомлению
учащихся с программным материалом, так как ни на
проведение лабораторных занятий, ни на экскурсии
в природу, ни на другие формы обучения, связанные
с изучением живых объектов, развитием у
школьников исследовательских умений времени
просто не будет. Такое преподавание биологии не
вызовет интереса к изучаемому предмету, не
принесет радости познания нового учащимся и
удовлетворения учителям. Следует также отметить,
что разделы ботаники и зоологии закладывают
знания, имеющие не тоько важное практическое
значение для каждого человека, но и на их основе
формируются ведущие общебиологические понятия.
Трудно понять, что имеют в виду авторы
проекта, заявляя о том, что «значительно расширен
содержательный модуль «Человек». Раздел
«Человек и его здоровье» достаточно хорошо
отработан и рассчитан на 70 ч. Его расширение
приведет к очередной перегрузке.
В Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 г. делается акцент на
усиление гуманизации образования. Считаем, что
формирование экологической нравственности и
экологической культуры – это высшие ступени
гуманизации, так как они связаны с пониманием
роли и места человека на нашей планете и его
ответственностью за существование будущих
поколений людей. Считаем, что разработчики
проекта должны осознать, что естественно-научные
знания, и в первую очередь биологические,
являются необходимым условием формирования
экологической культуры. В настоящее время
немыслимо представить себе современного
культурного человека, не ориентирующегося в
основных законах природы. Какой смысл в любом
образовании, если игнорирование законов природы
приведет человечество к гибели?
В настоящее время с большим трудом
созданы учебно-методические комплекты по
биологии. Учитель биологии получил возможность
выбора. Это значительный шаг вперед, УМК проходят
апробацию, совершенствуются и в целом
соответствуют современной концепции
биологического образования и действующему
учебному плану. Переход на новые программы и
содержание всегда связаны с определенными
трудностями. Учителя только начали осваивать
новые, приобретенные, как правило, с огромным
трудом, учебно-методические комплекты и методику
работы с ними, только начали осознавать
результативность этой работы, как им опять
предлагают перестраиваться. При этом полностью
разрушается сложившаяся система биологического
образования в основной школе, следовательно,
необходимо опять разрабатывать новые
учебно-методические комплекты, заведомо зная,
что в них будет отражен значительно более низкий
уровень биологического образования.
Уважаемые коллеги, просим вас
внимательно отнестись к рассмотрению данного
проекта базисного учебного плана, высказать свое
мнение и довести его до Министерства образования
РФ, Государственной Думы РФ и Совета Федерации.
От вашей гражданской позиции во многом зависит
судьба школьного биологического образования.
Чл.-корр. РАЕН, профессор кафедры
биологии РГМУ В.Б. ЗАХАРОВ
Д.б.н., профессор, зам. зав. кафедрой физиологии
человека и животных биофака МГУ А.А. КАМЕНСКИЙ
Д.б.н., профессор кафедры зоологии и экологии
МПГУ В.М. КОНСТАНТИНОВ
Чл.-корр. РАЕН, профессор кафедры биологии МВФ
РГМУ С.Г. МАМОНТОВ
Д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики
естествознания, географии и экологии МГОУ В.В.
ПАСЕЧНИК
Чл.-корр. РАО, профессор кафедры методики
естествознания, географии и экологии МГОУ Д.И.
ТРАЙТАК
Д.б.н., профессор кафедры зоологии и экологии
МПГУ Н.М. ЧЕРНОВА
Продолжение следует
* В настоящем документе
представлены базисные планы начального
общего и основного общего образования
|