Насекомые и мифы

КОПИЛКА ОПЫТА

И.В. ТКАЧЕНКО,
Комсомольск-на-Амуре

Насекомые и мифы

Одним из возможных средств активизации познавательного интереса учащихся может стать использование на уроках биологии элементов фольклора и, в частности, мифологии. Предметом мифа является природа и общество – в специфической форме фантастического рассказа, где реальные процессы объясняются действием чудесных сверхъестественных сил.
Некоторые из таких мифов, содержание которых связано с насекомыми, мы отобрали для разработки уроков по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». Приведем несколько примеров подобных разработок.

Урок «Особенности строения и жизнедеятельности насекомых»

Урок следует начать с проверки усвоенных знаний об особенностях строения и жизнедеятельности представителей классов Ракообразные и Паукообразные. После обобщения результатов проверки учитель переходит к объяснению нового материала. Рассматриваются вопросы численности и многообразия насекомых, их местообитания. Далее переходим к особенностям внешнего строения насекомых – сегментации их тела, особенностям органов, расположенных на голове: глаз, ротового аппарата, усиков. Обзорно рассматривается внешнее строение груди и брюшка; обращается внимание на наличие крыльев и различных типов конечностей.

На следующем этапе урока учитель переходит к рассмотрению особенностей поведения насекомых и обращает внимание учащихся на то, что их удивительные, порой, казалось бы, осмысленные действия издавна восхищали человека. Для создания проблемной ситуации может быть использован миф Древнего Египта о жуке скарабее.

Скарабей скатывает большие (по сравнению с ним самим) шарики из навоза млекопитающих – пищу для будущих личинок. В Древнем Египте он считался священным и почитался как одна из форм солнечного божества. Божество носило название Хепри и изображалось в виде человека с головой скарабея или в виде скарабея в центре солнечного диска. В катании навозного шарика египтяне видели символ движения Солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей.

Учитель подводит учеников к мысли о том, что такой божественный смысл вкладывали древние люди в поведение некоторых насекомых, но опыты ученых показывают, что все действия этих животных – цепь сменяющих друг друга рефлексов, которую называют инстинктом.

Таким образом, поведение животных инстинктивно, а не является проявлением божественных сил.

Урок «Типы развития насекомых»

Объяснение нового материала учитель может начать с создания проблемной ситуации на основе мифа об Эдипе и Сфинксе.

В мифологии Древней Греции есть легенда о том, как Эдип победил Сфинкса. В окрестностях города Фивы появилось чудовище Сфинкс с миловидным женским лицом и туловищем львицы, не пускавшее путников в город, пока кто-нибудь не разгадает его загадку. Эдип вызвался разгадать загадку Сфинкса.
– Отвечай, – послышался не то девичий голосок, не то львиный рык, – кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером – на трех?
– Человек, – ответил Эдип, – в раннем детстве он ползает, затем ходит на двух ногах, в старости же опираясь на посох.
При этих словах лицо сфинкса мучительно исказилось. Чудовище кинулось вниз с утеса и разбилось о камни.
Так гласит легенда. В русском фольклоре тоже есть подобная загадка: «Кто рождается дважды?» Попробуйте ее разгадать.
(Ответ – «птица». Однако так можно сказать обо всех животных, развивающихся из отложенного яйца, а также о тех, у которых одна стадия развития не похожа на другую.)
Затем учитель проводит беседу по разрешению проблемной ситуации на основе вопросов «Как вы думаете? Почему так говорят?» – У каких известных вам насекомых личинка и взрослая особь не похожи друг на друга?

Далее следует рассказ учителя о насекомых с полным превращением и беседа о развитии с неполным превращением.

Урок «Главные отряды насекомых. Отряд Прямокрылые»

Учитель начинает объяснение нового материала с мифа.

Когда-то на берегу острова Крит стоял огромный мрачный дворец – Лабиринт. Тот, кто входил в него, без конца бродил по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не мог выбраться на белый свет. Запутанные переходы дворца неизбежно приводили несчастного к центру, где жил людоед Минотавр – чудовище с головой быка.
Критский царь в расплату за оскорбление наложил на афинян жестокую дань. Каждые девять лет они должны были выбирать семь прекрасных девушек и семь смелых юношей и привозить их на остров Крит в жертву чудовищу. Афинский царь – молодой Тесей отправился с другими несчастными, чтобы освободить свой народ от страшной дани. Его мужество, красота и отвага пленили дочь критского царя Ариадну, и она дала Тесею клубок ниток. Тесей, идя запутанными ходами лабиринта, разматывал нить и тем самым отмечал свой путь. Так добрался он до Минотавра, в жестоком поединке убил его, а потом при помощи нити Ариадны вышел сам и вывел других из лабиринта.
С тех пор то, что помогает разобраться в крайне запутанных вопросах, люди называют нитью Ариадны.
Чтобы разобраться во всем разнообразии насекомых, тоже потребовалась своя «ариаднина нить». Ею стала систематика. Именно с ее помощью нам с вами предстоит выбраться из лабиринта многообразия насекомых.

Далее учитель переходит к объяснению особенностей отряда Прямокрылые.

Урок «Отряд Чешуекрылые»

Приступая к изучению нового материала, учитель указывает на то, что самыми красивыми и изящными представителями класса считаются бабочки. Основой удивительного рисунка их крыльев служат плоские волоски – чешуйки, окрашенные различными пигментами. Именно поэтому бабочек называют чешуекрылыми.
По сравнению с другими насекомыми, бабочки – очень молодой отряд. Первые, самые примитивные чешуекрылые появились около 100 млн лет назад. А большинство современных групп бабочек возникло лишь 40 млн лет назад, когда планета уже обрела облик, близкий к современному.
Затем заслушиваются заранее подготовленные сообщения учащихся «Бабочки и мифы»:

1. Дневной павлиний глаз (Vanessa io) – на основе легенды об Ио.

2. Медведица Гера (Callimorpha qudripunctata) и медведица Геба (Arctia hebe) – на основе мифа о жене и дочери Зевса.

3. Бражник мертвая голова (Acherontia atropos) – на основе мифа о мойрах – богинях судьбы.

После прослушивания докладов учитель подводит итог, говоря о бесконечном многообразии представителей отряда Чешуекрылые, и проводит беседу по следующим вопросам. Чем питаются бабочки? Какой тип ротового аппарата для них характерен? Какой тип развития свойственен бабочкам? Где происходит развитие личинок бабочек? Затем учитель подводит учащихся к мысли о том, что все представители отряда Чешуекрылые имеют общие признаки.
Далее учитель на основе китайского мифа о Цань-Шень переходит к рассказу о первом одомашненном насекомом – тутовом шелкопряде.

Цань-Шэнь (божество шелководства)

Цань-Шэнь (божество шелководства)

Одно из самых почитаемых китайских божеств, Цань-Шень, – божество шелководства. Другим ее именем было Цань-Нюй, что значило «девица-шелкопряд».
Народная легенда рассказывает о том, что мать Цань-Шень поклялась выдать дочь за того, кто вернет ей мужа, пропавшего в дальних странах. И через некоторое время Конь привез хозяина дома. Отец девочки, узнав о клятве, которую дала ее мать, убил Коня и снял с него шкуру. Снятая с Коня шкура похитила девочку, а спустя некоторое время отец отыскал под тутовым деревом странное существо, похожее на червя. Это была его дочь – Цань-Шень. Только голова у нее стала лошадиной, а изо рта тянулась длинная шелковая нить. Так появился шелкопряд.
Цань-Шень изображалась в виде одетой в конскую шкуру женщины, стоящей на коленях перед тутовым деревом. О ней говорили, что она могла мгновенно из женщины превратиться в червя шелкопряда, завернувшись в конскую шкуру.

Далее учитель знакомит учащихся с особенностями производства шелковых нитей.

Урок «Отряд Двукрылые»

Объяснение нового материала учитель начинает с мифа о Пандоре.

Человечеству приходится расплачиваться не только за собственные ошибки и преступления, но и за оказанные ему благодеяния, которые приближают его к богам. Так может быть осмыслен миф о Пандоре.
Когда Прометей похитил для смертных огонь, научил их искусствам и ремеслам, дал им знания, счастливее стала жизнь на земле. Зевс, разгневанный поступком Прометея, жестоко покарал его и придумал план мести людям. Он повелел богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду и сделать из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом, подобным взгляду бессмертных богинь. Афина Паллада должна была выткать для нее прекрасную одежду, богиня любви Афродита должна была дать ей неотразимую прелесть.
Тотчас же боги исполнили повеление Зевса. Дождавшись, когда каждый из богов вручил глиняной девушке свой дар, Зевс пододвинул к себе плоское блюдо и сказал, обращаясь к богам: «Каждый из вас одарил эту девушку всем, чем счел нужным. Теперь моя пора.» И одарил ее хитростью, коварством, завистью, заносчивостью и предательством. А затем оживил и назвал Пандорой, что значит «одаренная всеми».
Когда все было сделано, Зевс послал Гермеса отнести Пандору на землю к брату Прометея – Эпиметею. Дал Зевс Пандоре и приданое – тяжелый сосуд с плотно закрытой крышкой.
Мудрый Прометей много раз предостерегал своего неразумного брата не принимать даров от Зевса. Но не послушался Эпиметей совета мудрого брата. Пленила его своей красотой Пандора, и он взял ее в жены.
Сосуд, который ему вручила Пандора, Эпиметей отнес в кладовую, решив, что посоветуется с Прометеем, как быть. Но Пандора, улучив момент, когда супруг уснул, проникла в кладовую и открыла сосуд. Разлетелись по всей земле беды, которые были в нем заключены.

Пандора

Пандора

Счастливо жили раньше люди, не зная зла, тяжелого труда и болезней. Теперь мириады бедствий распространились среди людей. Незваными днем и ночью приходят они к людям, неся им страдания. Неслышно приходят они, т.к. сотворил Зевс зло и болезни немыми.

Далее учитель говорит о том, что переносчиками многих заболеваний являются представители отряда Двукрылые – мухи, комары, мошки, оводы. Трудно отыскать среди насекомых другую группу, с которой человек боролся бы так активно, как с двукрылыми. Но численность их без вреда для окружающей среды снизить так и не удается.
Учитель обращает внимание учащихся на большую плодовитость этих насекомых, предлагая решить следующую задачу.

«Одна муха откладывает за один раз примерно 120 яиц. Всего за жизнь она может сделать 4 кладки. Сколько яиц производит одна муха?»

После решения задачи проводится обсуждение по вопросам. Почему отряд назван – «Двукрылые»? Каковы особенности строения крыльев представителей этого отряда? Чем питаются представители этого отряда? Каков тип ротового аппарата двукрылых?.
Затем учитель говорит о пользе и вреде представителей двукрылых, после чего заслушиваются сообщения учащихся о различных представителях отряда (блохи, мухи-тахины, вольфортова муха, синяя мясная муха).
В конце урока учитель подводит учащихся к мысли о том, что двукрылые могут приносить не только вред, но и пользу.

Обобщающий урок «Восхождение на пик Мудрости»

Урок проводится в игровой форме. Класс делится на четыре группы. Используются заранее подготовленные флажки с номерами команд, карточки с заданиями для каждой команды, изображения богов и героев мифов, схема «Пик Мудрости – гора Усиньшань», вычерченная на доске.
Работа в группах проводится по семи типам заданий – для каждой команды готовится свой вариант. Переход к следующей теме предполагает обязательное выполнение предыдущего задания, что выражается перемещением флажка группы на следующую высоту на схеме «пика Мудрости».

Пик Мудрости – гора Усиньшань

Пик Мудрости – гора Усиньшань

Как гласит старинная китайская легенда, в стране Аолайго на Горе цветов и плодов из каменного яйца величиной с мяч под воздействием энергии солнечных и лунных лучей, вылупилась волшебная обезьяна.
Не будучи от рождения бессмертной, каменная обезьяна решила добиться вечной жизни и странствовала долгие годы, пока не нашла бессмертного патриарха, который дал обезьяне имя Сунь У Кун и сказал:
– Кто доберется до Пика Мудрости на горе пяти элементов Усиньшане, тот будет бессмертен. Но для этого нужно познать тайну пяти элементов, выполнив задания верховных божеств: покровителя земли и людей духа Ли, бога воды Гунгуна, бога огня Чжунжуна, великого духа, верховного владыки неба Хуан-Ди и первого владыки Поднебесной – мудрейшего Фуси.

На этом уроке нам предстоит вместе с Сунь У Куном покорить пик Мудрости горы Усиньшань. Вашим снаряжением будут знания по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».

Задание 1. Загадка духа Ли

Первым на горе Усиньшань Сунь У Куна встретил дух земли Ли в человеческом облике и задал такую задачу:
Каким насекомым (из предложенных) соответствуют описания результатов их жизнедеятельности? Предложите способы борьбы с этими насекомыми.

Учащимся предлагаются карточки с названиями насекомых – вредителей поля и огорода (саранча, свекловичный долгоносик, колорадский жук и др.) и с описаниями их жизнедеятельности.

Клоп – вредная черепашка

 

Повреждает хлебные злаки, особенно пшеницу – прокалывает хоботком еще не созревшие зерна, вводит в них слюну, которая разрушает клейковину, а затем сосет содержимое

Задание 2. Задача Гунгуна

Второй элемент горы Усиньшань – вода как символ движения. Бог воды Гунгун выглядел как огромная змея с лицом человека и красными волосами. Его задание.
Из приведенного списка выберите только те признаки, которые являются характерными для майского жука. (Программированное задание, правильные ответы выделены шрифтом).

1. Деление тела на отделы

1.1. Тело разделено на голову, грудь и брюшко.
1.2. Тело разделено на головогрудь и брюшко.

2. Наличие усиков на голове

2.1. Имеют одну пару усиков.
2.2. Имеют две пары усиков – длинные и короткие.
2.3. Усики отсутствуют.

3. Количество ног

3.1. Имеют 4 пары ног.
3.2. Имеют 10 пар ног.
3.3. Имеют 3 пары ног.

4. Ротовые органы

4.1. Ротовые органы грызущие. Состоят из верхней и нижней губы, двух пар челюстей.
4.2. Ротовые органы сосущие. Состоят из пары крючковидных верхних челюстей и пары ногощупалец.
4.3. Ротовые органы приспособлены к измельчению пищи. Состоят из пары верхних, двух пар нижних челюстей и трех пар ногочелюстей.

5. Питание

5.1. Всеядны. Могут поедать падаль, иногда ловят живую добычу.
5.2. Питаются растениями.
5.3. Хищники. Питаются исключительно живой добычей.

6. Особенности пищеварения

6.1. Предварительное переваривание пищи происходит вне организма.
6.2. Поступающая пища перетирается в желудке, имеющем хитиновые зубцы.
6.3. Желудок сложный, состоит из двух отделов. В большом отделе пища перетирается, а в меньшем – процеживается через пластинки.

7. Органы кровообращения

7.1. Кровеносная система незамкнутая. Кровь изливается в полость тела. Сердце трубчатое с множеством камер.
7.2. Кровеносная система незамкнутая. Сердце имеет вид вытянутого ромба с отходящими от него свободно открывающимися в полость тела сосудами.
7.3. Кровеносная система незамкнутая. Сердце имеет вид пятиугольного мешочка с отходящими от него свободно открывающимися в полость тела сосудами.

8. Органы дыхания

8.1. Дышат растворенным в воде кислородом при помощи жабр.
8.2. Дышат атмосферным воздухом при помощи трахей, пронизывающих все тело и открывающихся наружу отверстиями – дыхальцами.
8.3. Дышат атмосферным воздухом при помощи легочных мешков и двух пучков трахей, открывающихся наружу общим отверстием.

9. Органы осязания

9.1. Органами осязания служат волоски на ногощупальцах.
9.2. Органами осязания служат длинные усики.
9.3. Органами осязания служит пара щупиков на голове.

10. Органы зрения

10.1. Органами зрения является пара сложных фасеточных глаз с мозаичным построением изображения.
10.2. Органами зрения являются несколько пар простых глазков, воспринимающих только движущиеся объекты

11. Откладка яиц

11.1. Отложенные яйца самка прикрепляет к ножкам брюшка и носит с собой до вылупления молоди.
11.2. Самка откладывает яйца в коконе среди листвы или под корой деревьев.
11.3. Самка откладывает яйца в почву.

12. Развитие

12.1. Развитие прямое, протекает без превращения.
12.2. Развитие непрямое, протекает с превращением (метаморфозом).

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru