МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Проект федерального базисного учебного плана

Продолжение. См. No 32, 33/2003

ОТЗЫВЫ
на проект «Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для образовательных учреждений»

Уважаемые коллеги!

К большому сожалению, проект учебного плана для общеобразовательных учреждений не соответствует «объемным показателям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования», рекомендованного решением Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 2002 года, на основе которого разрабатывалось содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Проект объемных показателей широко обсуждался научной и педагогической общественностью и получил одобрение.

В данном проекте базисного учебного плана предпринята очередная попытка сокращения минимально возможного количества часов, отведенного на преподавание биологии и географии. Таким образом, выстроена стратегия сворачивания базовой естественно-научной подготовки школьников. Это влечет за собой ослабление интереса молодежи к овладению знаниями, необходимыми для развития основных направлений научно-технического прогресса страны. В предлагаемом виде учебный план средней школы приближается к стандартам ряда развивающихся стран, где вся школьная естественно-научная подготовка сводится к единому сборному предмету под названием «Науки», а остальное учебное время занято изучением языков, религии, истории, домоводства, математики, основ бизнеса и медицины.

Поддерживая направленность реформ на усиление гуманизации образования, мы считаем, что она не может быть достигнута таким чисто механическим и примитивным методом, как сокращение естественно-научной базы в подготовке школьников. При таком подходе может быть необратимо потеряно многое.

Наше школьное образование всегда высоко ценилось в мире за глубину и систематичность. Оно задавало планку последующей подготовки специалистов в вузах. Кадры профессионалов, подготовленных прежней системой образования, – пока еще бесценное богатство и надежда России.

Легковесность естественно-научной подготовки школьников обернется необходимостью тратить дополнительное время и средства на доучивание необходимым основам в вузах, что также грозит снижением качества специалистов. В частности, недостаточное количество часов на изучение биологии в школе обернется недостатками в кадровом обеспечении сельского хозяйства, медицины, лесоводства, биотехнологии и т.п.

Декларируемая в проекте профильность обучения не решает данной проблемы, так как также предполагает снижение биологического и географического образования. Как предмет биология сохраняется только в естественно-научном и агротехническом профилях, с максимальным количеством часов, не превышающим 3 часов в неделю.

Мы выпускаем школьников в самостоятельную жизнь в мире, основанном на достижениях естественных наук, на которых построена наша цивилизация. Ее изъяны и недостатки в использовании ресурсов могут быть исправлены новыми поколениями только на основе еще более глубоких и системных знаний.

Потеря «критической массы» школьной естественно-научной подготовки создаст очередной перекос в развитии личности и формировании мировоззрения молодых людей. Немыслимо представить себе современного специалиста в любой области, не ориентирующегося в основных законах природы. Сильно пострадает и декларируемая в проекте гуманизация, поскольку будет недоиспользован тот воспитательный потенциал, которым обладают науки о природе. Дефицит экологической культуры, которым страдает наше общество, также не может быть восполнен без серьезной естественно-научной базы (биологической и др.), поскольку иначе, чем через знания, нельзя сформировать сознательное отношение к природным ресурсам. Напомним, что экологическая культура — это высшая степень гуманизации, так как именно она связана с заботой о будущих поколениях.

Введение одночасовых курсов, тем более в 6, 7-х классах, как показали педагогическая практика и исследования современных психологов, неэффективно. Такие курсы не только не позволяют учащимся усваивать знания, но и не поддерживают интерес к предмету. Отведенные на предметы часы не позволяют реализовать даже то сокращенное содержание, которое заявлено в проекте образовательного стандарта.

Предлагаемая стратегия школьного образования закладывает основы разрывов в логике научного познания мира, потери интереса к естественным наукам. Ослабление школьной естественно-научной подготовки – это установка мины замедленного действия под экономическое возрождение страны.

Введение данного плана приведет к развалу существующей системы школьного биологического образования, потребует создания новых учебно-методических комплектов, их проверки и апробации, переподготовки учителей и методистов, а регионы будут вынуждены выделять деньги на закупку новых учебников. К этому не готовы ни родители, ни учителя, ни методисты, ни высшая школа.

Уважаемые коллеги, просим вас внимательно рассмотреть данный проект базисного учебного плана, высказать свое мнение и довести его до Министерства образования РФ, Государственной Думы РФ и Совета Федерации. От вашей гражданской позиции во многом зависит судьба школьного биологического образования.

Российская ассоциация учителей биологии

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru