И.В. ТКАЧЕНКО,
Комсомольск-на-Амуре
Окончание. См. № 33/2003
Насекомые и мифы
Задание 3. Задача Хуан-Ди
Третьим элементом горы – воздухом –
заправляет великий дух и Верховный Владыка неба
– Хуан-Ди, который имел голову дракона, солнечный
рог и четыре лица, чтобы наблюдать сразу за
четырьмя сторонами света. Чтобы подняться на
следующую ступень, надо решить его задачу.
В мифологии разных народов были
фантастические существа, части тела которых
принадлежали разным животным. Древние греки
называли такие существа химерами. Перед вами –
химера. Определите, из частей насекомых каких
отрядов она состоит.
Учащимся предлагается рисунок с
изображением химеры.
Задание 4. Задача Чжунжуна
Чжунжун – могучий Бог огня,
управляющий четвертым элементом, звался в
китайской мифологии также «огненная змея» за то,
что представлял собой змею с лицом человека,
летающую на двух драконах.
Расшифруйте ребусы и определите – кто
лишний и почему?
Ответ: слепень, крапивница, сверчок,
наездник. (Лишний – сверчок – насекомое с
неполным превращением.)
Задание 5. Задачи мудрейшего Фуси
До вершины осталось всего три ступени,
но они нелегки – это владение мудрейшего Фуси –
первого владыки Поднебесной. Чтобы познать тайну
пятого элемента – мудрости – нужно выполнить
три задачи мудрейшего Фуси.
Задача первая.
«Шестиногая палитра...»
Зачеркните (только под прямым углом) в
этой головоломке названия шести отрядов
насекомых. Подсказкой вам послужат названия
насекомых медведка, водяной скорпион,
слоник, медведица, «пчелиный волк», «оленья вошь»* .
Ответ: перепончатокрылые, жуки,
бабочки (медведица), клопы, двукрылые,
прямокрылые.
Задача вторая. «Китайская
грамота».
Китайский язык очень сложен – один
иероглиф может означать целую фразу. В
предложенных «иероглифах» зашифрованы
определения биологических понятий. Прочтите
иероглиф и определите понятие.
1)
2)
3)
4)
При расшифровке первого иероглифа
получается следующий вопрос: «Последовательная
цепь рефлексов в сложном поведении насекомых».
Ответы: 1. Инстинкт. 2. Грена. 3.
Трахеи. 4. Куколка.
Задача третья. «Энтомо – ас»
Задание включает 10 загадок о насекомых.
Учащимся предлагается распределить их на две
группы по типам развития.
Развитие с
полным превращением |
Развитие с
неполным превращением |
1. Пища моя
сладка, а мщение – ужасно. (Пчела.) |
1. Вдруг
появляется черная туча, ветер не дует, но туча
летуча; дождик с нее урожай не умножит, ливень
живой все вокруг уничтожит. (Саранча.) |
2. Шевельнулись
у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел
– он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) |
2. Рыж, да не
конь, рогат, да не баран, дома не любят и на рынке
не купят. (Таракан.) |
3. Hoc долог,
голос тонок, летит – пищит, сядит – молчит. Кто
его убьет свою кровь прольет. (Комар.) |
3. Насекомое –
как крот: роет норки, в них живет. (Медведка.) |
4. Не птица, а
летает, с хоботом, а не слон. Никто не приручает, а
на нос садится. (Муха.) |
4. На лугу живет
скрипач: носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.) |
|
5. Кто за печкою
живет, звонко по ночам поет? (Сверчок.) |
* «Пчелиный-волк» (Philanthus
triangulum) – одиночная оса, отр. перепончатокрылых;
«оленья вошь» (Lipoptena cervi) – муха из семейства
кровососок, отр. двукрылых. – Прим. ред.
|