Насекомые и мифы

КОПИЛКА ОПЫТА

И.В. ТКАЧЕНКО,
Комсомольск-на-Амуре

Окончание. См. № 33/2003

Насекомые и мифы

Задание 3. Задача Хуан-Ди

Третьим элементом горы – воздухом – заправляет великий дух и Верховный Владыка неба – Хуан-Ди, который имел голову дракона, солнечный рог и четыре лица, чтобы наблюдать сразу за четырьмя сторонами света. Чтобы подняться на следующую ступень, надо решить его задачу.

В мифологии разных народов были фантастические существа, части тела которых принадлежали разным животным. Древние греки называли такие существа химерами. Перед вами – химера. Определите, из частей насекомых каких отрядов она состоит.

Учащимся предлагается рисунок с изображением химеры.

Задание 4. Задача Чжунжуна

Чжунжун – могучий Бог огня, управляющий четвертым элементом, звался в китайской мифологии также «огненная змея» за то, что представлял собой змею с лицом человека, летающую на двух драконах.

Расшифруйте ребусы и определите – кто лишний и почему?

Ответ: слепень, крапивница, сверчок, наездник. (Лишний – сверчок – насекомое с неполным превращением.)

Задание 5. Задачи мудрейшего Фуси

До вершины осталось всего три ступени, но они нелегки – это владение мудрейшего Фуси – первого владыки Поднебесной. Чтобы познать тайну пятого элемента – мудрости – нужно выполнить три задачи мудрейшего Фуси.

Задача первая. «Шестиногая палитра...»

Зачеркните (только под прямым углом) в этой головоломке названия шести отрядов насекомых. Подсказкой вам послужат названия насекомых медведка, водяной скорпион, слоник, медведица, «пчелиный волк», «оленья вошь»* .

Ответ: перепончатокрылые, жуки, бабочки (медведица), клопы, двукрылые, прямокрылые.

Задача вторая. «Китайская грамота».

Китайский язык очень сложен – один иероглиф может означать целую фразу. В предложенных «иероглифах» зашифрованы определения биологических понятий. Прочтите иероглиф и определите понятие.

1)

 

2)

13.gif (4561 bytes)

3)

4)

При расшифровке первого иероглифа получается следующий вопрос: «Последовательная цепь рефлексов в сложном поведении насекомых».

Ответы: 1. Инстинкт. 2. Грена. 3. Трахеи. 4. Куколка.

Задача третья. «Энтомо – ас»

Задание включает 10 загадок о насекомых. Учащимся предлагается распределить их на две группы по типам развития.

Развитие с полным превращением

Развитие с неполным превращением

1. Пища моя сладка, а мщение – ужасно. (Пчела.)

1. Вдруг появляется черная туча, ветер не дует, но туча летуча; дождик с нее урожай не умножит, ливень живой все вокруг уничтожит. (Саранча.)

2. Шевельнулись у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

2. Рыж, да не конь, рогат, да не баран, дома не любят и на рынке не купят. (Таракан.)

3. Hoc долог, голос тонок, летит – пищит, сядит – молчит. Кто его убьет свою кровь прольет. (Комар.)

3. Насекомое – как крот: роет норки, в них живет. (Медведка.)

4. Не птица, а летает, с хоботом, а не слон. Никто не приручает, а на нос садится. (Муха.)

4. На лугу живет скрипач: носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

5. Кто за печкою живет, звонко по ночам поет? (Сверчок.)


* «Пчелиный-волк» (Philanthus triangulum) – одиночная оса, отр. перепончатокрылых; «оленья вошь» (Lipoptena cervi) – муха из семейства кровососок, отр. двукрылых. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru