«Происхождение человека»

Я ИДУ НА УРОК

В.Ф. ЛАПИНА,
учитель биологии средней школы № 2,
г. Гусев, Калининградска

«Происхождение человека»

Урок-конференция (2 ч)

Задачи урока. Систематизировать, обобщить, закрепить и проверить знания учащихся о биогенетическом законе, эволюции органического мира, ее путях и направлениях, виде и видообразовании. Сформировать понимание соотношения социального и биологического в природе человека, влияния антропогенных факторов на природные экологические системы. Развивать умения сравнивать и обобщать материал, делать соответствующие выводы.

Оборудование: таблицы по общей биологии (вып. 2); таблицы по зоологии и анатомии; карта полушарий с обозначением мест находок предков человека; на каждый стол – кроссворд.

Группы учащихся за отдельными столами: «ученые-антропологи», «ученые-анатомы», «ученые-эволюционисты», «ученые-эмбриологи», «эксперты»; «систематик».

ХОД УРОКА

Учитель. Существуют два основных подхода к решению вопроса о происхождении человека: идеалистический, согласно которому человека сотворил Бог, как сказано в библии, и материалистический, в соответствии с которым человек произошел от человекообразных обезьян в процессе биологической эволюции. Слово представителю «материалистов».

Ученик. Проблема происхождения человека имеет две стороны:
– установление общего происхождения человека и животных;
– вскрытие факторов антропогенеза.
Первая часть проблемы была успешно решена Ч.Дарвином на основе имевшихся в то время научных данных. Он опирался в основном на анализ данных по сравнительной анатомии, эмбриологии, систематике.
Вторая часть проблемы была решена Ф.Энгельсом, который основывался на данных не только биологических наук, но и истории человеческого общества.

Учитель. Теперь слово «эволюционистам».

Ученик, представитель группы эволюционистов, демонстрирует и поясняет таблицу 1. (Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.)

Таблица 1. Работы ученых по антропогенезу

Автор

Названия работ

Сведения по антропогенезу

Карл Линней

«Система природы», 1735 г.

Поместил человека и обезьян в отряд Приматы

Ж.-Б. Ламарк

«Философия зоологии», 1809 г.

1. Человек произошел от обезьяноподобного предка.
2. Предок человека перешел от лазанья к хождению, что привело к изменениию стопы и руки.
3. Стадность привела к развитию звуковой коммуникации – предпосылки речи.

Чарльз Дарвин

«Происхождение человека и половой отбор», 1871 г.

Доказал сходство человека с животными.

Ф.Энгельс

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», 1809 г.

Рука – орган труда и продукт труда.

Ч.Дарвин опирался в основном на анализ данных по сравнительной анатомии, эмбриологии, систематике.

Учитель. Слово «анатомам».

1-й «анатом». В строении человека и животного присутствуют следующие общие признаки.

1. Сходство в строении скелета (сравнение строения скелета человека и обезьяны по рисунку учебника).
2. Человек относится к млекопитающим по признакам:
а) внутриутробное развитие;
б) наличие диафрагмы;
в) молочные железы развились из потовых желез;
г) дифференциация зубов на коренные, клыки и резцы;
д) три слуховые косточки в среднем ухе, наличие ушных раковин;
е) сходство внутренних органов по строению и функциям.

2-й «анатом». У человека имеется более 90 рудиментов и атавизмов. (Называет рудименты и атавизмы, учащиеся заполняют в тетради табл. 2.)

Таблица 2. Рудименты и атавизмы у человека

Рудименты

Атавизмы

 

 

3-й «анатом». При сравнении шимпанзе, гориллы, орангутана и человека установлены следующие черты сходства.

1. Сходное выражение эмоций.
2. Сходная забота о потомстве (ласка, наказание).
3. Хорошая память и развитая центральная нервная система.
4. Могут использовать орудия труда.
5. Развиты сложные условные и безусловные рефлексы.
6. Нет хвоста.
7. На пальцах ногти, а не когти.
8. Сходное строение кожи
9. Имеют 4 группы крови.
10. Есть общие болезни и паразиты.

Учитель. Слово «эмбриологам».

«Эмбриолог». Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Она имеет большое значение для доказательства эволюции и для выяснения степени родства между организмами. Так обнаружено сходство в развитии зародышей человека и животных (демонстрирует и поясняет таблицу «Схема зародышевого развития).
Таким образом, можно сделать вывод, что к человеку применим биогенетический закон Мюллера–Геккеля: каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез). Онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
В ходе зародышевого развития человека возникают и исчезают следующие признаки сходства с животными.

1. Зигота напоминает простейших.
2. Бластула напоминает колониальную форму (например, вольвокс).
3. Гаструла напоминает кишечнополостных.
4. У зародыша человека закладываются:

а) жаберные щели;
б) сердце в виде пульсирующей трубки;
в) клоака;
г) в возрасте 1,5–3 месяцев у человеческого зародыша:

– развит хвост;
– большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьяны;
– мозг состоит из пяти отделов (мозговых пузырей) и напоминает мозг рыбы.

В ходе дальнейшего развития эмбриона большие полушария надвигаются на другие отделы головного мозга, кора больших полушарий образует борозды и извилины, увеличивающие поверхность мозга, и он приобретает специфические черты строения, присущие человеку (ароморфоз, знаменующий новый этап в развитии приматов.)

1-й «анатом». Но есть черты, присущие только человеку, отличающие его от животных. (Предлагает заполнить табл. 3).

Таблица 3.

Сравниваемые признаки и органы

Человек

Человекообразные обезьяны

1. Образ жизни
2. Положение тела при ходьбе
3. Строение мозга и его функции
4. Особенности строения скелета

а) надбровные дуги
б) верхние челюсти
в) грудная клетка
г) позвоночник
д) таз
е) кисти руки
ж) нижние конечности
з) стопа

Вывод: человек и человекообразные обезьяны представляют собой две расходящиеся ветви эволюции, имеющие общего предка.

«Антрополог». Для доказательства этого мы составили схему антропогенеза (демонстрирует и комментирует схему). Однако объяснить происхождение человека одними биологическими закономерностями невозможно.

Социальные факторы антропогенеза были проанализированы Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.). Ученый считал, что предками человека были древние человекообразные обезьяны, жившие в лесах. Вынужденный переход к наземному образу жизни, вследствие сокращения площади лесов, содействовал постепенному освобождению передних конечностей от функции передвижения. В дальнейшем они совершенствовались, приобретали способность к разнообразным движениям и стали использоваться для удержания предметов и совершения бросков, а затем и для изготовления простейших орудий труда. Дальнейшее совершенствование руки происходило под влиянием трудовой деятельности и в результате естественного отбора.
Находки палеонтологов-антропологов подтверждают эту версию (демонстрация схемы «Родословная человека», заполнение табл. 4).

Таблица 4. Родословная человека

Название стадии

Хронологический возраст

Места находок

Особенности строения

Образ жизни, орудия

1. Дриопитековые: рамапитек

2. Австралопитековые – человек умелый

3. Архантропы: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, человек прямоходящий (древнейшие люди)

4. Палеоантропы: человек неандертальский (древние люди)

5. Новые люди: кроманьонец, современный человек

Дальнейшая эволюция человека замедлилась из-за стабильности условий существования. Она не остановилась, но это трудно доказать, т.к. необходимо рассматривать изменения на протяжении очень многих поколений.

Учитель. Теперь послушаем «ученого-систематика».

«Систематик». Положение человека в системе животного мира иллюстрирует таблица 5.

Таблица 5. Место человека в системе животного мира

Систематические категории

Признаки, определяющие систематическое положение человека

1. Тип Хордовые
2. Подтип Позвоночные
3. Класс Млекопитающие
4. Подкласс Плацентарные
5. Отряд Приматы
6. Подотряд Человекоподобные
7. Секция Высшие узконосые
8. Семейство Люди
9. Род Человек
10. Вид Человек разумный

Вывод: среди движущих факторов антропогенеза можно выделить биологические (борьба за существование и естественный отбор), вскрытые Дарвином, и социальные (общественный образ жизни, труд, речь, сознание), вскрытые Энгельсом.

Следует подчеркнуть, что роль биологических и социальных факторов на разных этапах становления человека была неодинаковой.

Учитель. В заключение вы должны решить кроссворд, который имеется на каждом столе.

1. Представитель одной из больших pac. 2. Период кайнозойской эры, в котором происходило эволюционное формирование человека. 3. Обезьяночеловек. 4. Китайский человек. 5. Предшественник человека, останки которого найдены в южной Африке. 5. Хвост у человека. 6. Человекообразная обезьяна. 7. Аппендикс. 8. Первые современные люди.

Ответы

1. Монголоид. 2. Антропоген. 3. Питекантроп. 4. Синантроп. 5. Атавизм. 6. Орангутан. 7. Рудимент. 8. Кроманьонцы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru