Р.Н. ВАКУЛИНА,
учитель биологии
Использование поэзии на уроках
биологии
Мой учительский долг – воспитать в
своих учениках любовь к Отечеству. Любовь к
земле, на которой родился и вырос, стремление
сберечь, украсить и защитить ее – это самое
сильное, благородное и прекрасное чувство. Оно
материально и зримо, ибо истоки гордости за свою
Отчизну уходят в глубину веков. За этим чувством
– тот внутренний, идейный, мировоззренческий
стержень, который во многом определяет активную
жизненную позицию человека, его ответственность
за порученное дело, его нравственную зрелость.
На уроках биологии дети знакомятся с природой
родного края, учатся видеть красоту земли,
понимать, что природа – мать всех богатств, труд
– их отец. У них воспитываются патриотические
чувства, эстетические вкусы, стремление охранять
природу, приумножать ее богатства.
Сегодня волнуют проблемы экологического
кризиса, резкого роста заболеваний, исчезновения
степей и лесов с их обитателями, загрязнения рек,
морей и Мирового океана. И проблемы встают не
где-то далеко, а у нас дома – в России.
При подготовке к уроку я стараюсь подобрать
такой материал, который не оставлял бы ребят
равнодушными, способствовал их
интеллектуальному развитию, создавал
соответствующий эмоциональный настрой.
Формировать и обогащать духовный мир ребенка,
прививать любовь к природе, к животным,
растениям, человеку, вселять в сердца школьников
добро и милосердие, без которых нет личности,
помогают мне поэзия, музыка, живопись.
Природоведение
Приступая к изучению «Природоведения»
в 5-м классе, мы берем эпиграф: «Природа – это
уникальная книга. Ее тираж – один экземпляр!
Только один! И потому, читая ее, нужно беречь
каждою страницу».
При изучении отдельных тем предмета я использую
свои подборки стихотворений, загадок,
музыкальных сопровождений.
Тема «Coceди солнца»
Есть
одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Я.Аким
Все имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег
И Земля – одна на всех!
Все она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда
Все для всех и навсегда!
В.Орлов
Тема «Воздушная одежда Земли»
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Тема «Вода на Земле»
«Капля воды дороже алмаза». (Д.Менделеев)
«Нет на Земле напитка лучше, чем
стакан холодной чистой воды» (В.Песков)
Повсюду, где бежит она,
Цветет земля, цветет страна.
Из дальних мест, от горных рек
Ее проводит человек,
Чтоб хлопок вдоволь напоить,
Чтоб цветники с утра полить,
Чтоб трактор шел по целине,
Чтоб не было пустынь в стране!
(Вода.)
Тема «Жизнь под угрозой»
Что значишь ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что без природы – твой конец?
С.Кирсанов
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Д.Родович
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги.
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной
И шепчут губы:
«Сберегу, я сберегу вас, сберегу»!
Е.Шкловский
Тема «Корень»
Так вот она, скрытая сила,
Подземный невидимый лес,
Что веточку в ствол разносила,
Вздувала листву до небес.
Бесились бураны и ливни
Кипела капель у корней.
Но кроны с землей неразрывны,
Лишь низенько кланялись ей.
Н.Тарасенко
Тема «Стебель»
Как-то в летний полдень на корчевье
Повстречал я племя пней лесных,
Автобиографии деревьев
Кольцами написаны на них.
Кольца, что росли из лета в лето,
Сосчитал я все до одного:
Это – зрелость дерева, а это –
Юность тонкоствольная его.
Ну а детство где же?
В середину?
В самое заветное кольцо
Спряталось и стало сердцевиной
Тонкое смешное деревцо.
В.Берестов
Тема «Общее знакомство с цветковыми
растениями»
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно,
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Н.Рыленков
Тема «Цветок»
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
А.Фет
От белой, розовой до сизой, цвета тучи,
Шумит сирень в цветении живом.
Она зовет, зовет прохладою пахучей
И машет нам махровым рукавом.
Н.Кончаловская
Тема «Плоды и семена»
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
С.Маршак
Тема «Распространение плодов и семян»
Пока тихо – он молчит,
но лишь ветер налетит,
шлет в воздушный океан
парашютный свой десант.
Эрхард
Тема «Значение растений»
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки,
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник.)
Тема «Охрана растений»
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
и доброе свое лицо им показать.
С.Вургун
Тема «Отдел Цветковые»
Много беленьких цветочков
по четыре лепестка.
Плод – стручочек, как мешочек
На спине у пастуха. (Пастушья сумка, сем.
Крестоцветные.)
Видишь, согнут стебелек –
Держит красный огонек.
Тройчатый листочек,
беленький цветочек.
Разгибаем стебельки,
собираем огоньки. (Земляника, сем. Розоцветные.)
Вырос в поле дом,
Полон зерен он,
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос, сем. Злаки.)
Тема «Хозяйственное значение
растений»
О хлеб Земли!
Ты с самых древних пор
В людских заботах
был на первом месте.
Ты отделял от доблести позор,
Ты был мерилом чести и бесчестья.
Благословен, кто в изобильный год
Перед гостями скатерти расстелет;
Но высшей славою увенчан тот,
Кто в трудный час с людьми
Свой хлеб разделит...
Кюрчайла
Земля привыкла хлеб родить,
Привыкла к цели ясной,
Нельзя ее освободить
От должности прекрасной.
Я слышу, как растет трава,
Как хлеб на поле зреет
И вижу, что Земля права,
Что все она умеет.
В.Боков
Добрый мой хлеб,
тульский,
орловский
и курский,
Ты – словно герб
солнечной осени русской.
Красной строкой
вписан ты в дни золотые.
Жаркий какой!
Щедрый как сердце России.
«Хлебом клянусь!» –
все в этой сдержанной фразе.
«Хлебом клянусь!» –
так говорят на Кавказе,
«Хлебом клянусь!» –
деве своей черноокой.
«Хлебом клянусь!»
Я – в бой отправляясь жестокий.
Добрая Русь,
я под седым твоим небом
«Хлебом клянусь!
Жарким, живым
твоим хлебом...»
М.Гриезани
Тема «Бактерии»
Рассказ о болезнетворных бактериях
дополняю описанием «черной смерти» из «Пира во
время чумы» А.С. Пушкина:
Царица грозная Чума
Теперь идет на нас сама,
И льстится жатвою богатой,
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой.
При изучении гигиенических вопросов
можно вспомнить В.Маяковского:
Грязные руки грозят бедой.
Чтоб хворь тебя не сломила,
Будь аккуратней: перед едой
Мой руки мылом.
Тема «Грибы»
Грибы, как и люди,
Имеют привычки.
Живут в
самой чаще
Лисички-сестрички,
Живут на опушке
подружки-волнушки,
Пока не посолены
В тесной кадушке.
Поганки открыто
стоят на полянке,
Зато сыроежки
попрятались в спешке,
Маслята устроились
дружной семейкой,
У маленьких шляпки
меньше копейки,
И крошек опят
тонконогие стайки
У старого пня
собрались на лужайке.
Найдется и белый
Для зоркого глаза,
Хотя и не всюду
Хотя и не сразу.
Он в хвою зарылся,
Он мохом покрылся,
Забрался под кочку,
Сидит в одиночку.
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки.
С осанкою строгой
Глядит недотрогой;
Хоть царствовать впору
Ему, мухомору!
Живет без забот
Населенье лесное,
Живет под березкой,
Живет под сосною.
У каждого жителя
Нрав свой особый.
Их много в лесу,
А найди-ка, попробуй!
Викторов
В шапке красной –
Враг опасный.
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди! (Мухомор.)
Доброе отношение даже к врагу. Какая
мудрость народа в загадке: «Отойди! Не вреди!».
Все живое имеет право жить. Вот она мудрость.
Вредные грибы бесполезны для человека, но они
нужны лесным обитателям. Лоси и олени, поедая
мухоморы, лечат себя от болезней кишечника.
Тема «Голосеменные»
Кора груба,
Морщиниста, красна,
Но как тепла,
Как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
И.Бунин
Видел я, как лечится сосна:
По коре надрезанной струится
Клейкая, прозрачная живица.
И, горя на солнце янтарем,
День за днем залечивает раны.
И сосна стоит богатырем,
И встречает грудью ураганы.
Вновь и вновь сосновые стволы,
Что подперли кров лесного царства.
Надрезают сборщики смолы,
Чтобы для людей собрать лекарство.
Е.Фейерабенд
Зоология
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
А.Яшин
Я долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашаю: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук, класс Паукообразные.)
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (Крот, отряд
Насекомоядные.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лугу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось, отряд
Парнокопытные.)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц-беляк, отряд
Зайцеообразные.)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы? (Белка, отряд Грызуны.)
В траве мелькнет,
Хвостом вильнет.
Хвост оторвет –
Другой наживет. (Ящерица, класс Пресмыкающиеся.)
Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещит.
То споет на зависть флейте,
То, как кошка, запищит. (Иволга.)
Непоседа пестрая.
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая.
Самая болтливая. (Сорока.)
Носят серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Карр, карр, карр». (Серая ворона.)
|