ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

С.Ж. ГАЕВА,
преподаватель анатомии медицинского колледжа Кабардино-Балкарского государственного университета,
г. Нальчик

«Мы» и «другие»: доброжелательность и отторжение

Существенная часть нашего совершенства состоит в том,
чтобы замечать наши несовершенства

Ф.Ламоти-Левайе

Один из видных психологов, С.Л. Рубинштейн, писал: «…Первейшие из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения с людьми, с другим он способен устанавливать».

Этот принцип позволяет выделить несколько уровней в психологической структуре личности. Первый – это эгоцентрический, т.е. стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. В этом случае человек относится к себе как к самоценности, к другим – сугубо потребительски. Если эти другие помогают, то они оцениваются положительно, если препятствуют, затрудняют личный успех, то приобретают образы «чужого», «плохого», врага.

Эгоцентризм становится ступенью к качественно новому уровню – группоцентрическому, когда человек, идентифицируя себя с какой-либо группой, переносит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к другим людям теперь зависит от того, входят ли эти другие в его группу, общность или нет.

Этой группой может стать семья, социальная группа, класс, народ, нация. Теперь самоценность человека превращается в «группоценность». Отношения к «другому» определяются общим отношением к другой группе: классу, народу, нации. «Другой» может выступать и в образе «друга», достойного уважения, сострадания, прощения, любви, если он входит в эту группу, и в образе «врага», если он в эту группу не входит.

Третью ступень можно назвать универсально-гуманистической: каждый человек, независимо от того, в какую группу он входит, становится самоценностью, достоин уважения, обладает равенством в отношении прав, обязанностей, свобод. Смысловая личностная направленность уже не ограничена пользой, благоденствием, укреплением позиций относительно замкнутой группы, а характеризуется стремлением человека подняться выше, делать добро всем, установить подлинно человеческие условия жизни и для «своих», и для «чужих». Принцип самоценности становится всеобщим, универсальным; эгоцентрическая, групповая, корпоративная мораль уступает место гуманистической нравственности.

Главную особенность высшей ступени в психологической структуре личности определяет категорический императив Канта, согласно которому правило твоего поведения должно быть равнопригодно для всего человечества. Этому условию удовлетворяет «золотое правило» этики: с другими следует поступать так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобою.

Группоцентрическую ступень часто характеризуют как ступень формирования у личности национальной психологии.

Национальная психология, действительно связанная с психологией конкретного человека, – качественно новое образование, более сложное и богатое, чем индивидуальная психология, уже потому, что она является результатом длительной исторической эволюции и содержит в себе опыт многих поколений. Еще Эмиль Дюркгейм говорил о признании превосходства коллективного сознания над индивидуальным. Коллективное сознание качественно отличается от индивидуального сознания.

Национальная психология является социальным фактором потому, что, будучи результатом, порождением объединенных действий индивидов, имеет другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Национальная психология – это то, что мы называем реакциями коллектива: его отношение к вещам и людям, к «своим» и чужим», его «отклик» на жизнь вообще.

Зачатки этнической психологии возникают уже в недрах родовой общины, когда каждый индивид начал осознавать свою принадлежность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывались представления о «них», т.е. о людях, принадлежащих к другой общине. Со временем эти представления углублялись и расширялись вместе с ростом размеров собственной общности и более четким пониманием тех различий, которые характеризовали «их».

Ощущение, что есть другие, отличные от своих, т.е. «они» – племена, затем народы, нации, – порождало желание и необходимость самоопределиться, обособиться и лучше осознать себя, понять, кто же такие «мы». У людей исторически складывается комплекс психических ощущений напряженности и страха перед конкретными носителями ярлыка «они» в той мере, в какой «они» отличны от своих, непонятны и опасны. И, наоборот, чем более «они» близки, понятны, похожи на своих, тем более благожелательны отношения, менее тревожны ощущения.

Очевиден конфликт между национальной психологией (группоцентрическая ступень развития общества) и политикой толерантности (универсально-гуманистическая ступень развития). Преодоление этого конфликта – одна из главных задач всякого общества, целью которого является построение правового государства.

По инициативе ЮНЕСКО 1995 г. был провозглашен Годом Организации Объединенных Наций и был посвящен пропаганде терпимости. Люди озабочены ростом серьезных угроз для мирной жизни человеческих сообществ и международной стабильности в целом. Нетерпимость, заключающаяся в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами, действительно превратилась в одну из серьезнейших проблем современного мира. Возведенная на уровень коллективной и даже государственной позиции, она подрывает принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия – важнейшего обогащающего фактора человеческого развития.

Различия между культурами и людьми могут вызывать разногласия и даже противоречия – это естественные последствия демократии и плюрализма. Но неприемлемо использование силы для разрешения таких противоречий или для навязывания своих взглядов и позиций. Преамбула Конституции ЮНЕСКО гласит: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то с умов должно начинаться созидание мира».

Толерантность – это терпимость. Но следует различать терпение и терпимость. Терпение чаще всего выражает чувства или действия человека, испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия. Терпимость – это уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия.

Терпимость – это свойство свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию.

Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, и на политическом уровне – как действие или осуществляемая через закон и традиции общественная норма.

Как установка, толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора. Она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие, толерантность – это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.

Ключевым моментом в природе толерантности, ее осуществлении является наличие субъекта толерантности. Кто способен на толерантность как установку и как действие? Только ли образованные интеллектуалы, материально благополучные и те, кто обладает влиянием и властью, или здесь нет жесткой корреляции? Что такое толерантная личность и какие условия ее формируют?

Толерантный субъект не может быть примитивной личностью, но это совсем не означает, что интеллектуальность усиливает и гарантирует толерантность. Нетерпимость, особенно в ее наиболее изощренных и доктринерских формах, чаще всего является результатом усилий интеллектуалов.

Что необходимо предпринять в сфере образования и культурной политики для утверждения принципа толерантности? В первую очередь, это формирование того субъекта толерантности, о котором мы уже упоминали. Содержание образования должно отражать знание и понимание культуры, истории других народов, понимание общности и единства человеческих сообществ. Важно прививать молодому поколению чувства открытости, альтруизма, уважения к другим, солидарности и сопричастности. При обучении и воспитании следует разъяснять природу прав человека и формы проявления нетерпимости. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм, антисемитизм, национализм, фашизм, ксенофобия, этнические чистки. Это знание должно сопровождаться изучением местных ситуаций и их оценкой в свете международно-правовых норм и национального законодательства.

Необходимо научиться различать симптомы нетерпимости на ранних стадиях и в неявных формах, как то: оскорбительная и пренебрежительная лексика, унижающая людей другой культуры, религии или пола; использование негативных стереотипов и обобщающих предупреждений; поведенческий остракизм и изоляция; коалиции и группировки, построенные по избирательному принципу. Такие явления нуждаются в открытом осуждении и в настойчивой и умелой профилактике.

В условиях массовых перемещений людей (беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов), необходимо проводить разъяснительную работу среди местного населения о характере новожителей, а среди мигрантов разъяснять местные традиции и необходимость их соблюдения.

На наш взгляд, проблема адаптации беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов в значительной степени связана с межэтническими (межнациональными) противоречиями, поэтому мы уделили некоторое внимание «повседневному существованию» национального самосознания. Мы провели анкетирование среди преподавательского состава и учащихся нашего колледжа для выяснения их трактовки национальной принадлежности. Из ряда заданных нами позиций надо было выбрать ту, которая полнее всего выражает понимание национальности респондентом. Анкета помогла определить отношения, складывающиеся между группами «мы» и «другие».

Анализ ответов показал, что больше всего респондентов считают, что национальность дана либо Богом, либо Природой, и она не может быть изменена самим человеком – носителем данной национальности. Почти столько же избрали этноисторическое понимание национальности, в соответствии с которым у людей сохраняется память о предках, о Родине и ее истории. Высокий ранг получило и патриотическое понимание национальности: человек должен гордиться своей национальностью, своим народом. Четвертое место – за социально-политической функцией нации, ее объединяющим началом, связанным с достижением общей цели. На противоположную, разъединяющую, функцию нации обратили внимание лишь 6% респондентов.

Судя по ответам на вопросы «Приходится ли вам испытывать чувство обиды или унижения в связи с Вашей национальностью?» и «Испытываете ли вы чувство гордости за свою нацию?», подавляющее большинство опрошенных гордится своей национальностью, и можно предположить, что группоцентрические установки в обществе очень сильны.

Небезынтересны ответы и на следующие три вопроса: «Как вы относитесь к проблемам, стоящим перед беженцами (вынужденными переселенцами, мигрантами)?», «Имеет ли для вас значение национальность беженца (вынужденного переселенца, мигранта)?», «Влияет ли принадлежность человека к категории беженца (вынужденного переселенца, мигранта) на ваше к нему отношение?»

Эти данные (см. таблицу), на наш взгляд, подтверждают тезис о преимущественно благожелательном отношении коренного населения к беженцам (мигрантам и т.п.) и сравнительно низком уровне нетерпимости.

Суждение: «Имеет ли для вас значение национальность»

Да

Нет

Не могу сказать

преподаватели

студенты

преподаватели

студенты

преподаватели

студенты

1) при знакомстве с другим человеком;

4

10

22

50

0

17

2) при выборе друзей;

7

17

18

45

1

15

3) при решении вопросов о вступлении в брак ваших родственников;

16

19

6

38

4

20

4) при вашем решении вступить в брак

17

31

8

15

1

31

Нам важно было определить: почему человек поступает так или иначе, что движет его поведением? Что можно и нужно предпринять, чтобы изменить нежелательное поведение? Поведение личности регулируется социальной средой через ценностные ориентации, значит прежде всего необходимо знать, каковы ценностные ориентации учащихся.

Ценностные ориентации – устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности. Принято различать две основные группы ценностей с точки зрения целей и задач, которым они служат: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Для их изучения мы воспользовались методикой М.Рокича.

Два теста включают перечисление в алфавитном порядке 17 ценностей-целей и 19 ценностей средств. Студентам с 1-го по 4-й курс предложили ранжировать указанные ценности по степени значимости, т.е. пронумеровать их с 1 до 17 и с 1 до 19.

Анализ показал, что среди ценностей-целей у учащихся, практически независимо от года обучения преобладают: здоровье, материально обеспеченная жизнь, деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь, счастливая семейная жизнь. Второстепенными им представляются жизненная мудрость, интересная работа, общая хорошая обстановка в стране, равенство, равные возможности для всех, самостоятельность как независимость в поступках и действиях, уверенность в себе, свобода как независимость в суждениях и оценках.

Наименее значимыми оказались: общественное признание, творчество, возможность творческой деятельности, красота природы и искусства, удовольствия, развлечения, (хотя с возрастом на старших курсах повышается значимость таких ценностей, как познание, общественное признание, интересная работа).

Из инструментальных ценностей (ценностей-средств) наиболее значимыми учащиеся считают: воспитанность, аккуратность, образование, жизнерадостность, чувство юмора, исполнительность, дисциплинированность, рационализм, умение здраво и логично мыслить.

В середине шкалы: независимость, способность действовать самостоятельно, твердая воля, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями, порядок в делах, самоконтроль, честность, правдивость, трудолюбие, чувство долга, умение держать свое слово, ответственность.

Внизу шкалы: смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, высокие запросы, терпимость к взглядам и мнению других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, непримиримость к недостаткам – своим и других людей, чуткость, заботливость, широта взглядов.

Если в выборе ценностей-целей различия у юношей и девушек, у учащихся разных курсов незначительны, то в выборе ценностей-средств они весьма заметны. У девушек аккуратность – одна из самых значимых инструментальных ценностей, а у юношей она лишь на седьмом месте. У девушек честность и правдивость на девятом месте, у юношей – на пятнадцатом; самоконтроль, напротив, на четвертом месте у юношей, на четырнадцатом – у девушек.

Примерно одинаковый рейтинг имеют у юношей и девушек такие ценности-средства, как воспитанность, образованность (на первом месте – у девушек, на втором – у юношей); жизнерадостность и чувство юмора (на втором месте – у юношей, на четвертом – у девушек); рационализм, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения (на пятом месте – у юношей, на шестом – у девушек); трудолюбие (на двенадцатом месте – и у девушек, и у юношей); чувство долга, умение держать слово, ответственность (на тринадцатом – у девушек, на четырнадцатом – у юношей).

Интересно, что у учащихся довольно низкий рейтинг имеют терпимость к взглядам и мнению других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, чуткость, заботливость, широта взглядов. Это закономерно, поскольку социально-политическая обстановка в стране способствует тому, что место нравственных ценностей занимает «умение жить» и ориентация на возможность быстрого обогащения.

Но ведь толерантность – это не врожденное групповое или индивидуальное свойство, а постоянное усилие, направленное на конструирование и осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность есть сумма индивидуальных толерантностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество, и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование.

В процессе формирования всеобщей установки на толерантность необходимо многое учитывать. Во-первых, нужно четко представлять назначение избранной формы воспитательного воздействия, будь то лекция, беседа, диспут или объяснение в ходе того или иного урока. Во-вторых, у студентов (учащихся) должно сложиться ясное представление о том, что они лично могут сделать для уменьшения проявлений нетерпимости. В-третьих, педагогика толерантности должна учить умению анализировать местную ситуацию (обстановку в собственной школе, училище, колледже, институте, в семье), а также способности к критическому самоанализу. И во всех случаях надо помнить слова М.Горького: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».

Использованы материалы группы карикатуристов «Нюанс»
(Виктор Богорад, Вячеслав Шилов и Леонид Мельник)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru