Применение компьютерных технологий на уроках естественного цикла

КОПИЛКА ОПЫТА

Г.В. АСТАФЬЕВА,
учитель биологии школы № 534;
Т.Е. ХОЛЕВА,
зам. директора по ИТ,
учитель информатики школы № 534, Москва

Применение компьютерных технологий на уроках естественного цикла

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Школа должна готовить образованных людей, свободных от вчерашних стереотипов, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить. Внедрение и использование информационных технологий – проблема многих школ. Не хватает средств, возможностей и грамотных специалистов.

В нашей школе шаг за шагом эта проблема решается: оснащение кабинетов компьютерной техникой и использование ее на уроке становится обязательным атрибутом сегодняшней школы. Однако пока только кабинет информатики дает возможность индивидуально работать с компьютером каждому школьнику – именно на уроках по этому предмету дети познают основы компьютерных технологий, учатся работать с различными программами. В других же кабинетах учителя имеют возможность использовать только один компьютер, но и он повышает эффективность проведения урока, ведь, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Благодаря компьютерным технологиям появилась возможность проведения интегрированных уроков. В частности, очень интересно проходят интегрированные уроки информатики и биологии.

Компьютер становится помощником, избавляющим учителя и ученика от рутинной работы. Он также дает возможность сэкономить время на уроке и дома.

На таких уроках учителя ставят перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать. Учитель же может использовать компьютер на всех этапах: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашнего задания.

При объяснении нового материала учитель пользуется изображением на компьютере и вместе с аудиторией расшифровывает обозначения на рисунке или схеме; также дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным на экране теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.

Особенно удобно – и для учителя, и для ученика – использовать компьютер для контроля знаний. При проведении занятия в компьютерном классе, когда дети получают возможность занять индивидуальные места у машин, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и т.д. Указав свою фамилию, ученик пересылает работу на компьютер учителя, в последствии она может быть распечатана. Программы для работы с тестовыми заданиями обычно способны сразу проанализировать ответы ученика, отметив и подсчитав соотношение правильных и неправильных вариантов. Получается очень интересно, удобно и быстро. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Небольшая справка: в пакет Microsoft Office входит приложение MS PowerPoint, предназначенное для создания и редактирования презентаций. Презентация – это набор последовательно сменяющих друг друга страничек-слайдов, на каждой из которых можно, используя различные элементы оформления, разместить любой текст или рисунки. Оформление слайдов может включать также элементы анимации, фрагменты видеоизображений, а демонстрация – сопровождаться воспроизведением звуковых файлов, в т.ч. записанных при помощи микрофона. Так что в процессе создания презентации ребенок может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и даже как исполнитель.

Конечно, для демонстрации презентаций желательно использовать специальный мультимедийный проектор, с помощью которого изображение с компьютера выводится на большой экран.

Эта статья проиллюстрирована слайдами презентации, выполненной группой учеников 8-го класса, – работой по зоологии, где ребята рассказали о животном мире Африки и выполнили рисунок-плакат, призывающий охранять природу.

В заключение хочется обратиться ко всем учителям: не бойтесь экспериментировать, дерзайте в этом направлении, ведь компьютеризация школы – это аспект будущего нашей страны.

Конечно, никакая компьютеризация невозможна, если не будет поддержки со стороны администрации. В нашей школе решающую роль сыграла бывший директор Рыжакова Наталья Николаевна, которая на протяжении пяти лет активно проводила политику внедрения новых информационных технологий в школьный процесс. Это нужное дело уже третий год продолжает наш новый молодой директор Кривобокова Лариса Витальевна.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru