Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №38/2003
Жизнь на Земле

Я ИДУ НА УРОК

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46,
г. Киров

Продолжение. См. № 37/2003

Жизнь на Земле

Уроки по теме в 5-м классе

Урок 5. Географический эрудицион

Это одна из форм систематизации и обобщения знаний по теме «Земля».

Класс делится на шесть групп. Для этого разноцветные изображения контуров материков разрезают на фрагменты и складывают в коробку. Каждый учащийся вытягивает по одному фрагменту, и имеющие фрагменты одинакового цвета объединяются в группу. Собрав изображение «своего» материка, группа придумывает название команды, так или иначе связанное с этим материком. За правильно определенный по контуру материк и обоснование названия команды получают первые баллы.

По ходу урока команды будут отвечать на вопросы устно или письменно, ответы сразу проверяются и оцениваются, количество заработанных командой баллов фиксируется на доске. Команда-победительница получает «пятерки». Четверки ставятся группам, занявшим второе и третье места. В остальных группах можно поощрить по 1–2 наиболее отличившихся учащихся. Возможен и такой вариант оценки: команде предлагается распределить заработанные баллы между отдельными учащимися в соответствии с вкладом каждого в общий успех. Окончательные отметки определяет учитель в соответствии с общим результатом команды и личным вкладом каждого ученика.

1-й этап. Дальше, дальше, дальше...

Каждой команде предлагается по пять вопросов. Ответы даются быстро, без обсуждения; за каждый правильный ответ начисляется но одному баллу.

– Внутренняя часть Земли. Самый крупный материк. Водная оболочка Земли. Атмосферный слой, защищающий от космических излучений. Все океаны вместе.
– Слой между ядром и земной корой. Самый жаркий материк. Воздушная оболочка Земли. Самый крупный остров. Облака бывают слоистые, кучевые и...
– Твердая внешняя оболочка Земли. Самый маленький материк. Дождь, снег, град – это... Группа островов называется... . Излившуюся на поверхность магму называют...
– Все неровности земной поверхности. Самый холодный материк. Движение воздуха вдоль поверхности Земли. Самый большой океан. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют...
– Земная кора состоит из плотных и рыхлых масс, которые называются... . Самый влажный материк. Многолетний режим погоды - это... . Самый соленый океан. Углубление в верхней части вулкана.
– Плавающая ледяная гора. Самый сухой материк. Горные породы и минералы, которые использует человек. Самый маленький океан. Канал в вулкане, ведущий от очага магмы к кратеру, называется...

2-й этап. Происхождение

Учащимся предлагаются опорные схемы, которые использовались при изучении гипотез происхождения Земли. Необходимо вспомнить автора каждой гипотезы и правильно написать его фамилию. За каждый безошибочный ответ команды получают по одному баллу.

3-й этап. Геологический

Каждая команда получает по 5–6 хорошо знакомых минералов и горных пород (нефть, гранит, кварц, торф, мрамор, известняк и т.п.). За одну минуту необходимо под соответствующими номерами записать названия полезных ископаемых. За каждое правильное определение начисляется по одному баллу.

4-й этап. Ищем причины и следствия

Каждая команда получает карточку с частью предложения. После краткого обсуждения учащиеся должны продолжить это предложение словами: и поэтому... ; следовательно... ; потому что... ; так как... . Особенно ценятся логические цепочки из нескольких звеньев или несколько вариантов завершения предложения. Каждое звено или каждый вариант ответа оценивается в два балла.

– Плиты, из которых состоит земная кора, иногда сталкиваются, застревают, сдвигаются, ...
– Электрический разряд между облаками сопровождается расширением воздуха, ...
– В конических вулканах часто бывают вулканические бомбы, ...
– Рельеф и климат материка Евразия очень разнообразны, ...
– Днем ветер дует с моря на сушу, ...
– Чем выше в горы, тем холоднее, ...

5-й этап. Картографический

Командам выдаются контурные карты, на которых цифрами обозначены 10 объектов (это могут быть реки, моря, горы, вулканы...). За 2–3 минуты необходимо узнать объекты и записать их названия.

6-й этап. Угадай-ка

Учащимся предлагаются три вопроса. После минуты обсуждения каждая команда записывает свой вариант ответа на листочке и сдает его учителю. Правильный ответ на каждый из вопросов оценивается в два балла.

– О чем речь?.. Из центра льется море пламени: красное, белое и зеленое в одно и то же время. Казалось бы, такой спектакль обязательно должен сопровождаться звуками, но стоит тишина...
– Жил на свете бог и любил он кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри огромной горы. А гора стояла посреди моря. И когда бог работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот разносился далеко вокруг. Вспомните, как звали этого бога древние римляне?
– Как будут звучать по-китайски слова «большой ветер»?

7-й этап. Черный ящик

В черном ящике лежит вулканический подарок из ванной комнаты. (Пемза.)

8-й этап. Что лишнее?

Каждой команде выдается карточка, на которой записаны 4 понятия. Задача команды: определить, какое из этих понятий является «лишним» и пояснить свой выбор. Заслушиваются устные ответы команд; каждый правильный ответ с пояснением оценивается в два балла.

Ядро – гидросфера – мантия – земная кора.
Соль – мел – нефть – каменный уголь.
Болота – реки – ледники – моря.
Мираж – ветер – смерч – ураган.
Роса – туман – гроза – дождь.
Азот – кислород – водород – углекислый газ.

9-й этап. Загадалки

Для каждой команды подготовлены по три предложения об одном и том же понятии. Если удается догадаться с первого предложения, команда получает три балла, после второй подсказки цена вопроса уменьшается до двух баллов, а после третьей – до одного.

*** Это у нас бывает очень редко и не сильно. ** От этого могут гибнуть люди. * У него есть очаг и эпицентр.
*** В последнее время он кое-где становится тоньше. ** Он образуется из кислорода. * Он защищает Землю от космических лучей.
*** Это есть только на нашей планете. ** Это очень нужно растениям. * Это верхний плодородный слой земли.
*** В каждой местности он свой. ** Он влияет на жизнь растений и животных, на здоровье людей. * Это многолетний режим погоды.
*** Оно бывает разное. ** Оно бывает жидкое и твердое, внешнее и внутреннее. * Оно у Земли внутри.
*** Это атмосферное явление. ** Оно связано с движением воздуха. * В Америке его зовут торнадо.

10-й этап. Да–нетка

Учитель загадывает слово по теме «Земля». Команда задает 5 вопросов, на которые можно ответить словами «да» или «нет». После ответов учителя ребята должны отгадать задуманное понятие. Для этого этапа можно использовать следующие понятия: ядро; погода; землетрясение; атмосфера; Мировой океан, горные породы.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru