И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46,
г. Киров
Продолжение. См. № 37/2003
Жизнь на Земле
Уроки по теме в 5-м классе
Урок 5. Географический эрудицион
Это одна из форм систематизации и
обобщения знаний по теме «Земля».
Класс делится на шесть групп. Для этого
разноцветные изображения контуров материков
разрезают на фрагменты и складывают в коробку.
Каждый учащийся вытягивает по одному фрагменту,
и имеющие фрагменты одинакового цвета
объединяются в группу. Собрав изображение
«своего» материка, группа придумывает название
команды, так или иначе связанное с этим
материком. За правильно определенный по контуру
материк и обоснование названия команды получают
первые баллы.
По ходу урока команды будут отвечать
на вопросы устно или письменно, ответы сразу
проверяются и оцениваются, количество
заработанных командой баллов фиксируется на
доске. Команда-победительница получает
«пятерки». Четверки ставятся группам, занявшим
второе и третье места. В остальных группах можно
поощрить по 1–2 наиболее отличившихся учащихся.
Возможен и такой вариант оценки: команде
предлагается распределить заработанные баллы
между отдельными учащимися в соответствии с
вкладом каждого в общий успех. Окончательные
отметки определяет учитель в соответствии с
общим результатом команды и личным вкладом
каждого ученика.
1-й этап. Дальше, дальше, дальше...
Каждой команде предлагается по пять
вопросов. Ответы даются быстро, без обсуждения;
за каждый правильный ответ начисляется но одному
баллу.
– Внутренняя часть Земли. Самый
крупный материк. Водная оболочка Земли.
Атмосферный слой, защищающий от космических
излучений. Все океаны вместе.
– Слой между ядром и земной корой. Самый жаркий
материк. Воздушная оболочка Земли. Самый крупный
остров. Облака бывают слоистые, кучевые и...
– Твердая внешняя оболочка Земли. Самый
маленький материк. Дождь, снег, град – это...
Группа островов называется... . Излившуюся на
поверхность магму называют...
– Все неровности земной поверхности. Самый
холодный материк. Движение воздуха вдоль
поверхности Земли. Самый большой океан. Вулканы,
которые извергаются более или менее регулярно,
называют...
– Земная кора состоит из плотных и рыхлых масс,
которые называются... . Самый влажный материк.
Многолетний режим погоды - это... . Самый соленый
океан. Углубление в верхней части вулкана.
– Плавающая ледяная гора. Самый сухой материк.
Горные породы и минералы, которые использует
человек. Самый маленький океан. Канал в вулкане,
ведущий от очага магмы к кратеру, называется...
2-й этап. Происхождение
Учащимся предлагаются опорные схемы,
которые использовались при изучении гипотез
происхождения Земли. Необходимо вспомнить
автора каждой гипотезы и правильно написать его
фамилию. За каждый безошибочный ответ команды
получают по одному баллу.
3-й этап. Геологический
Каждая команда получает по 5–6 хорошо
знакомых минералов и горных пород (нефть, гранит,
кварц, торф, мрамор, известняк и т.п.). За одну
минуту необходимо под соответствующими номерами
записать названия полезных ископаемых. За каждое
правильное определение начисляется по одному
баллу.
4-й этап. Ищем причины и следствия
Каждая команда получает карточку с
частью предложения. После краткого обсуждения
учащиеся должны продолжить это предложение
словами: и поэтому... ; следовательно... ; потому
что... ; так как... . Особенно ценятся логические
цепочки из нескольких звеньев или несколько
вариантов завершения предложения. Каждое звено
или каждый вариант ответа оценивается в два
балла.
– Плиты, из которых состоит земная
кора, иногда сталкиваются, застревают,
сдвигаются, ...
– Электрический разряд между облаками
сопровождается расширением воздуха, ...
– В конических вулканах часто бывают
вулканические бомбы, ...
– Рельеф и климат материка Евразия очень
разнообразны, ...
– Днем ветер дует с моря на сушу, ...
– Чем выше в горы, тем холоднее, ...
5-й этап. Картографический
Командам выдаются контурные карты, на
которых цифрами обозначены 10 объектов (это могут
быть реки, моря, горы, вулканы...). За 2–3 минуты
необходимо узнать объекты и записать их
названия.
6-й этап. Угадай-ка
Учащимся предлагаются три вопроса.
После минуты обсуждения каждая команда
записывает свой вариант ответа на листочке и
сдает его учителю. Правильный ответ на каждый из
вопросов оценивается в два балла.
– О чем речь?.. Из центра льется море
пламени: красное, белое и зеленое в одно и то же
время. Казалось бы, такой спектакль обязательно
должен сопровождаться звуками, но стоит тишина...
– Жил на свете бог и любил он кузнечное дело.
Построил он себе кузницу внутри огромной горы. А
гора стояла посреди моря. И когда бог работал,
гора дрожала от верхушки до основания, а грохот
разносился далеко вокруг. Вспомните, как звали
этого бога древние римляне?
– Как будут звучать по-китайски слова «большой
ветер»?
7-й этап. Черный ящик
В черном ящике лежит вулканический
подарок из ванной комнаты. (Пемза.)
8-й этап. Что лишнее?
Каждой команде выдается карточка, на
которой записаны 4 понятия. Задача команды:
определить, какое из этих понятий является
«лишним» и пояснить свой выбор. Заслушиваются
устные ответы команд; каждый правильный ответ с
пояснением оценивается в два балла.
Ядро – гидросфера – мантия – земная
кора.
Соль – мел – нефть – каменный уголь.
Болота – реки – ледники – моря.
Мираж – ветер – смерч – ураган.
Роса – туман – гроза – дождь.
Азот – кислород – водород – углекислый газ.
9-й этап. Загадалки
Для каждой команды подготовлены по три
предложения об одном и том же понятии. Если
удается догадаться с первого предложения,
команда получает три балла, после второй
подсказки цена вопроса уменьшается до двух
баллов, а после третьей – до одного.
*** Это у нас бывает очень редко и не
сильно. ** От этого могут гибнуть люди. * У него
есть очаг и эпицентр.
*** В последнее время он кое-где становится тоньше.
** Он образуется из кислорода. * Он защищает Землю
от космических лучей.
*** Это есть только на нашей планете. ** Это очень
нужно растениям. * Это верхний плодородный слой
земли.
*** В каждой местности он свой. ** Он влияет на жизнь
растений и животных, на здоровье людей. * Это
многолетний режим погоды.
*** Оно бывает разное. ** Оно бывает жидкое и
твердое, внешнее и внутреннее. * Оно у Земли
внутри.
*** Это атмосферное явление. ** Оно связано с
движением воздуха. * В Америке его зовут торнадо.
10-й этап. Да–нетка
Учитель загадывает слово по теме
«Земля». Команда задает 5 вопросов, на которые
можно ответить словами «да» или «нет». После
ответов учителя ребята должны отгадать
задуманное понятие. Для этого этапа можно
использовать следующие понятия: ядро; погода;
землетрясение; атмосфера; Мировой океан, горные
породы.
Продолжение следует
|