Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №38/2003
Отзывы на проект «Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для образовательных учреждений»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Продолжение. См.  № 32, 33, 37/2003 г.

ОТЗЫВЫ
на проект «Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для образовательных учреждений»

В Государственную Думу
Совет Федерации
Министерство образования
Российской Федерации
Президиум РАН
Президиум РАО

ОБРАЩЕНИЕ
участников Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы»

15–19 сентября 2003 г. в Челябинске состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы».

В конференции приняли участие 168 представителей 28 регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Псков, Пенза, Ставрополь, Пермь, Новокузнецк, Новосибирск, Саранск, Ярославль, Омск и др.).

Были заслушаны доклады ученого секретаря ИОСО РАО, руководителя проблемной группы по разработке проекта Государственного стандарта биологического образования, д.п.н. Т.В. Ивановой «Принципы разработки образовательных стандартов» и ведущего специалиста Отдела образовательных программ и стандартов естественно-научного образования Департамента общего образования МО РФ B.C. Кучменко «Перспективы модернизации биологического образования в общеобразовательных учреждениях РФ». Дискуссия, развернувшаяся на конференции выявила серьезные недостатки и опасные тенденции, которые содержат предложенные проекты.

На конференции были обсуждены:

– проект федерального компонента государственного стандарта общего образования;
– проект федерального базисного учебного плана и примерные учебные планы для образовательных учреждений (БУП), в которых представлена стратегия развития отечественного образования детей школьного возраста, в том числе по биологии и экологии.

Анализ вышеуказанных документов показал, что они игнорируют научные основы отбора, биологического содержания общего образования и противоречат друг другу. Представленное в этих проектах содержание биологического образования не соответствует целям современного образования; логика построения содержания биологического образования не учитывает лучшие традиции российской науки, в том числе и педагогической, например:

– нарушены многочисленные дидактические принципы и логика наполнения содержания и структурирования материала по учебному предмету;
– при отборе содержания не учитываются современные цели биоэкологического образования, вытекающие из личностно-ориентированного подхода к обучению;
– проигнорированы психолого-педагогические механизмы формирования у детей школьного возраста системных естественно-научных знаний и формирования ценностного отношения к природе;
– недопустимо механическое смешение естественно-научных и обществоведческих знаний в одном образовательном компоненте «Окружающий мир». Это затрудняет
– формирование системы естественных знаний у младших школьников и нарушает преемственность между начальной и основной школой;
– ошибочна позиция, заявляющая о перегрузке учащихся, поскольку изучение живых объектов, общение с природой выполняют не только познавательную, но и разгрузочную, оздоравливающую функцию.

В обсужденном проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии механическое сокращение материала при разработке содержания основной школы свидетельствует о полной биологической и психолого-педагогической безграмотности разработчиков. «Разгрузка» содержания школьного биологического образования в предлагаемых вариантах понимается как механическое сокращение часов, что не позволяет использование в учебном процессе таких форм, как экскурсии, практические занятия, полевые эксперименты, практики и т.п. Авторы не опираются на объективные законы развития личности ребенка. В предлагаемом содержании учебного предмета «Биология» полностью отсутствует осознание биологии как фундаментальной науки, обеспечивающей базу для развития медицины, сельского хозяйства, селекции, биоинженерии. Выхолощенный авторами вариант биолого-экологического образования в основной школе гарантирует резкое снижение качества подготовки учащихся, не позволяет формировать интерес ни к биологии, ни к смежным областям знаний. Он не соответствует и декларируемому в проекте заявлению об «усилении теоретической, прикладной и практико-ориентированной направленности» стандарта. Принятие данного проекта приведет не только к уменьшению объема знаний в общеобразовательной школе, но и к снижению качества подготовки специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования.

Участники конференции (среди которых ведущие ученые-биологи, методисты, авторы школьных учебников, учителя-практики) отмечают, что российское школьное естественно-научное образование всегда ценилось за глубину, систематичность, фундаментальность. Отход от проверенных жизнью принципов таит в себе не отдельные неудобства, он несет огромный разрушительный потенциал. Отечественное биологическое образование уже имеет опыт подобной «модернизации» после печально известной сессии ВАСХНИЛ 1948 г., итогом чего стала ситуация, озвученная американскими коллегами: «в России генетика отстала навсегда».

Одной из угрожающих человечеству проблем, признанных ЮНЕСКО, является биологическая безграмотность населения – его неосведомленность в самых азах биологии. В настоящее время во всем мире уделяется серьезное внимание биологическому и экологическому образованию (ООН провозгласила десятилетие с 1991 по 2000 г. десятилетием образования в области окружающей среды, а десятилетие с 2001 по 2010 г. – десятилетием культуры, в том числе экологической). В управленческих структурах образования России, к сожалению, наметилась тенденция к планомерному разрушению сложившейся системы биологического образования, справедливо считающейся одной из лучших в мире.

Предложенный проект федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии противоречит основополагающим идеям Концепции модернизации российского образования, в которой сделан акцент на усиление гуманизации образования. Общеизвестно, что формирование экологической нравственности и экологической культуры – высшие ступени гуманизации, поскольку связаны с пониманием роли и места человека на нашей планете и его ответственностью за существование будущих поколений людей.

На конференции во всех докладах выступающие отмечали некомпетентность и несостоятельность разработчиков базисного учебного плана (БУПа). Анализ БУПа свидетельствует, что он противоречит «объемным показателям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования», рекомендованного решением Министерства образования РФ от 13.06.2002, на основе которого должно было разрабатываться содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. После утверждения базисного учебного плана 1998 г. количество часов на изучение разделов ботаники и зоологии уже было сокращено. В связи с этим была проведена работа по разгрузке содержания указанных разделов, но эта разгрузка не предполагала дальнейшего сокращения часов и выхолащивания сути биологической науки в ее «школьном» варианте.

Участники конференции, поддерживая главное направление реформ – усиление гуманизации образования, считают, что цели модернизации не могут быть достигнуты только чисто механическим и примитивным методом сокращения естественнонаучной базы в подготовке школьников.

Конференция постановляет:

1. Считать предложенные Министерством образования РФ документы (проект федерального компонента государственного стандарта общего образования и стандарты по биологии для основной и старшей (профильной) школы) неудовлетворительными, так как предложенные для обсуждения проекты базисных учебных планов разрушительны для базового биологического образования.

2. Рекомендовать сохранить в дальнейшем нагрузку по биологическому циклу на уровне базисного учебного плана 1998 года и предусмотреть в учебном плане для профильной школы предмет «Экология».

3. Обратиться в Государственную Думу, Совет Федерации, Министерство образования, Президиум Российской Академии образования и Президиум Российской Академии наук с требованием:

– предотвратить разрушение отечественного школьного образования, надвигающееся под лозунгами его модернизации, ставящего под угрозу национальную безопасность государства;
– жестко контролировать при формировании временных научных коллективов по разработке нормативных документов по биоэкологичсскому образованию уровень профессиональной компетенции разработчиков, учитывать достижения современной науки;
– принимать судьбоносные решения, касающиеся общеобразовательной и высшей школы в обстановке открытости, с учетом мнения специалистов и педагогической общественности.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru