О.А. ТАЛЮТИНА,
учитель биологии,
г. Ярославль
Путешествие в страну рыб
Оборудование: используется
подборка иллюстраций (рисунки, фотографии,
видеоролики) и текстов с основными
формулировками в виде компьютерных файлов –
изображения проецируются на экран через
мультимедиа-проектор.
Введение
На экране – изображение моря.
Приглушенно звучит шум морского прибоя.
Учитель приглашает учащихся совершить
путешествие по океану знаний в страну, которой
нет на карте, но с жителями которой они немного
знакомы из повседневной жизни.
На экране – изображение парохода, плывущего по
океану.
Учитель предлагает учащимся отгадать загадку о
жителях этой страны:
Крылья есть, да не летают,
Ног нет, да не догонишь.
(Рыбы.)
На экран проецируются изображение
таблицы «Многообразие рыб» и название страны
«Надкласс Рыбы», а учитель напутствует учащихся:
«В пути вас ждут новые знания, неожиданные
открытия. Вам предстоит выполнить немало
заданий, прежде чем наш корабль бросит якорь в
порту – конечном пункте путешествия».
Далее учитель конкретизирует цель
путешествия: изучить особенности строения и
образа жизни жителей страны «Надкласс Рыбы».
В качестве «судового журнала» каждый школьник
получает информационного лист (с одним из пяти
вариантов заданий – см. Приложение), в котором по
ходу «путешествия» делает необходимые записи.
Изучение нового материала
Школьники записывают в информационный
лист название темы («Надкласс Рыбы»), после чего
учитель сообщает, что рыбы – самая
многочисленная группа позвоночных животных,
включающая более 20 тыс. современных видов. Ученые
подразделяют рыб на 2 класса: хрящевые (более
древние) и костные, появившиеся на Земле
позже, но сейчас составляющие абсолютное
большинство (96% видов).
С целью активизации познавательной деятельности
учитель предлагает классу поближе познакомиться
с несколькими жителями «страны рыб». На экран
проецируются слайды с изображением 3–4 рыб –
характерных представителей своих экологических
групп (акула, скат, тунец, бычок, камбала и т.п.).
Учитель кратко рассказывает о биологии этих
видов, их образе жизни. После просмотра слайдов
школьники пытаются обобщить полученные сведения
и формулируют главный вопрос урока, запись
которого потом проецируется на экране и
записывается в информационный лист: «Какие
приспособления имеют рыбы к жизни в воде?»
(Если учащиеся не могут самостоятельно
сформулировать вопрос, учитель предлагает
заглянуть в информационный лист и прочитать там
основные понятия темы урока.)
Учитель предлагает ребятам попытаться сразу
ответить на этот главный вопрос. После краткого
обсуждения создается проблемная ситуация.
Для разрешения проблемы учитель предлагает
сделать первую остановку в Институте биологии
внутренних вод им. Папанина РАН (поселок Борок
Некоузского района Ярославской области).
На экран проецируется слайд с изображением
института и лаборатории «Экология рыб».
Учитель обращает внимание на оборудование
лаборатории и предлагает школьникам провести
свои небольшие исследования приспособления рыб
к определенным факторам водной среды. Каждая
группа школьников выполняет задание,
приведенное в информационном листе. Работа
проводится в паре с соседом по парте. Сделанные
выводы заносятся в соответствующую графу
таблицы информационного листа.
На столах у учащихся – необходимая
литература и объект для проведения
исследовательской работы, представитель костных
рыб – вобла1.
На работу отводится 5–7 минут, после чего
школьники по очереди выступают с сообщениями о
результатах исследований, проводится
обсуждение. Учитель напоминает, что каждая
группа провела исследование только небольшой
части общей проблемы, остальные строчки таблицы
в информационном листе надо заполнить, выслушав
ответы товарищей.
Учащиеся, получившие первый вариант задания,
работали над выявлением приспособлений к
большой плотности воды, которая препятствует
движению рыбы. Они отмечают, что более легкому
продвижению в воде способствует обтекаемая
форма тела рыб. Черепитчатое расположение чешуи
и наличие слизи также уменьшают сопротивление
движению.
Рассматривая раздаточный материал, учащиеся
отмечают обтекаемую форму тела рыб и характер
расположения чешуи.
Учитель обращается к классу с
вопросами:
– исходя из формы тела рыб, которых вы
получили для исследования, определите, к какой
экологической группе они принадлежат;
– каким образом рыбы используют отмеченные
приспособления при движении?
На второй вопрос дают ответ
школьники, работавшие со вторым вариантом
задания: «Рыбы плавают волнообразно,
расталкивая воду сначала головой, затем телом и
потом хвостом. Отброшенная вода стекает по бокам
рыбы, проталкивая ее вперед».
На экран проецируются слайды или видеоролики с
изображением ската и камбалы. Учитель предлагает
ответить на вопрос: «Как передвигаются рыбы,
которые имеют сплющенное в спинно-брюшном
направлении тело»? (Ответ: совершая
волнообразные движения плавниками.)2
Схема движения рыбы
На экран проецируются видеофрагменты,
демонстрирующие характер передвижения
различных рыб. Учащиеся анализируют увиденное и
делают вывод о роли парных и непарных плавников в
движении и маневрировании рыб в толще воды.
Учащихся, получившие третий вариант задания,
сообщают о наличии у рыб боковой линии.
Продолжение следует
1 По замыслу авторов
учебника, при выполнении данной работы школьники
рассматривают живых рыб (например, гуппи),
плавающих в банке с водой. – Прим. ред.
2 В данном случае
допускается неточность. Тело камбалы «сплющено»
не в спинно-брюшном направлении, а с боков.
Плавники этих рыб, проходящие вдоль («по бокам»)
тела - удлиненные спинной и анальный плавники.
Для быстрого передвижения камбала использует
«обычный» способ - волнообразные движения тела
от головы к хвосту. – Прим.ред.
|