Обсуждаем проект «Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для образовательных учреждений»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Продолжение. См.  №  32, 33, 37, 38/2003 г.

Обсуждаем проект
«Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для образовательных учреждений»

Министру образования Российской Федерации
академику РАО В.М. Филиппову
Копии:
Председателю Комитета по образованию
Государственной Думы А.В. Шишлову
Председателю Комитета по науке, культуре, oбpазoванию,
здравоохранению и экологии Совета Федерации
B.Е. Шудегову

Глубокоуважаемый Владимир Михайлович!

Сейчас идет обсуждение проекта базисного учебного плана и примерных учебных планов начального общего и основного общего образования. К сожалению, Отделение биологических наук Российской академии наук не получило заранее соответствующих материалов. Не касаясь Проекта учебных планов в целом, считаем необходимым высказать свою позицию в отношении той его части, которая касается биологии, системы школьных предметов биологического цикла.

В последние годы неоднократно устами крупнейших ученых, в научной и научно-популярной печати, на отечественных и международных совещаниях, конгрессах, форумах разного уровня высказывалась мысль, что выдающиеся новые открытия и идеи в области биологии в ближайшие десятилетия коренным образом изменят такие области жизни общества и практической деятельности, как биотехнологические производства, медицина (в том числе онкология), селекция и сельское хозяйство, управление природными биоресурсами. Особое внимание человечества приковано к проблемам состояния окружающей среды. И в этой сфере роль знания биологических законов первостепенна, в частности, при решении таких проблем, как сохранение биоразнообразия планеты, восстановление и введение в хозяйственный оборот нарушенных экологических систем, защита биологических систем от зaгрязнений, вопросы управления популяционной динамикой, демографическими процессами, распространением наследственных болезней. Все большее значение приобретают проблeмы экологии в урбанизированной среде, а также факторов стрессов, аллергических заболеваний и т.д. Успешное решение этого широчайшего круга проблем невозможно без глyбoких и разносторонних биологических знаний, которыми необходимо овладевать со школьной скамьи. Важнейшая задача – всемерное расширение пропаганды, популяризации биологических знаний, принципов отношения с живой природой. И становится всё более очевидным, что XXI в. будет веком биологии, также как ХХ в. был веком физики. И это не только в силу грядущих достижений науки, но и потому, что человечество неизбежно приходит к концепции биоцентризма, т.е. осознает себя частью биосферы, всего многообразия земной жизни, всестороннее изучение и глубокое знание которой должно быть необходимым условием нормального развития общества и социального прогресса. Совершенно очевидно, что значение широкого всеобщего биологического образования должно не снижаться, а возрастать. Нельзя забывать и воспитывающую, развивающую, повышающую интеллектуальный уровень роль биологических знаний. В России глубоки традиции высокого уровня биологического образования, биологического просвещения, популяpизaции биологических знаний, наши специалисты в разных областях биологии высоко ценятся за рубежом. При этом надо помнить огромный вклад России, русских учeных в мировую биологию. Имена И.И. Мечникова, И.П. Павлова, Н.И. Вавилова известны всему миру.

В связи с этим нам непонятны причины существенного сужения курса биологии, всей системы биологических предметов в предлагаемом проекте учебных планов. Это выражается как в сокращении количества часов, в том числе в отведении на предмет всего одного часа в неделю (методистами доказано, что при этом невозможно эффективное усвоение знаний), так и во включении биологического материала в некие сборные предметы типа «Естествознания», методическая бессмысленность которых давно доказана опытом мировой и отечественной педагогики. Такое преподавание не способствует выявлению склонностей учащихся, выбору будущей профессии. У нас в 1920-х годах уже пытались внедрить в школу подобное, в частности в форме пpecлoвутых комплексных программ. Эти принципы более подходят для внеклассных занятий, но не для стабильных форм государственного образования.

Мы признаем, что в преподавании биологии в школе имеются существенные недостатки. И сейчас следует обратить особое внимание на повышение научного уровня предметов биологического профиля, на улучшение учебников и совершенствование программ, но недопустимо сокращение объема биологического материала и времени на его усвоение учащимися.

Cокращение объема биологических предметов, явное порождение некомпетентности составителей, – большая ошибка, чреватая печальными последствиями. Это еще больше снизит интерес молодежи вообще к естественным наукам и к соответствующим специальностям, что уже, к сожалению, наблюдается в настоящее время, сократит приток талантов как раз в те сферы жизни общества и производства, развитие которых особенно важны сейчас, в эпоху выходa России из кризиса, порожденного необоснованным реформированием, примером чего служат и предлагаемые изменения в школьных учебных планах. Сокращение основ биологического и всего естественнонаучного образования в средней школе – это ошибочная государственная стратегия.

Академик-секретарь
Отделения биологических наук РАН,
академик
А.И. ГРИГОРЬЕВ

Руководитель секции
Общей биологии ОБН РАН,
академик
Д.С. ПАВЛОВ

Министру образования РФ Филиппову В.М.
Чистопрудный б-р,6/19,Москва, 010990

Господин министр!

Учителя биологии школ Южного административного округа в количестве 174 человек ознакомились с проектов федерального базисного учебного плана и примерными учебными органами для образовательных учреждений. Обсуждение проекта на конференции 27 августа 2003 г. показало, что 1 человек из 174 относится к проекту спокойно, 1 человек положительно. 172 человека из числа присутствующих на конференции учителей и методистов выразили свое отрицательное отношение к прошоу.

Недоумение вызывают следующие моменты;

  • Сокращение биологии вдвое в 6- и 7-х классах.

  • Естественнонаучный профиль «биология-география»

  • Замена в непрофильных классах естественных дисциплин одной – курсом «естествознание».

1. Биология как наука в настоящее время востребована как никогда. Нынешнее столетие недаром названо веком биологии. Комментируя приемную кампанию 2003 г., заместитель начальника управления, высшего профессионального образования Министерства образования РФ Любовь Кравцова отметила (цитирую): «Наряду с традиционными театральными и киноспециальностями повышенной популярностью пользуются биология, генетика и прикладная математика... Большой наплыв абитуриентов на технические, информационные и естественно-научные специальности. что особенно радует: это показатель того, что молодежь обращается, прежде всего, к реальной экономике страны» (Информационно-аналитическая газета «Вузовские вести», № 15 (181) август 2003 года. Статья «Приемная пора»)

2. Состояние здоровья общества катастрофически падает. Никакими курсами валеологии или ОБЖ помочь здесь нельзя. Причина – недостаточная осознанность каждым себя как биологической системы с её закономерностями функционирования и развития. Элементарная биологическая (отсюда – и медицинская) безграмотность. Утрата взаимосвязи с природой, экологический кризис. Осознание этого возможно лишь при условии целостного подхода.

3. Биология формирует концептуально-логическое сознание, которое может позволить сформировать целостную картину мира. Выживание человечества возможно лишь при условии соблюдения биологических законов – настолько велика зависимость от них. Не сокращать, а увеличить время изучения биологии было бы разумнее.

Сопоставлял предлагаемый проект с проектом Стандартов, наглядно видно, что каждый из этих документов в большинстве случаев не учитывает существование другого. Требования проекта Стандартов не могут быть обеспечены условиями работы, предложенными в проекте БУЛ.

4. Профильное обучение, без сомнения, призвано решить ряд социально-экономических проблем страны. Тем более удивительным является объединение биологии в одном профиле с географией – причём это единственный вариант, когда биологию вообще планируется серьезно изучать. ВУЗов (кроме педагогических), где при поступлении потребуется одновременно биология и география, единицы в России. Ребенок, завершивший обучение по профилю «Биология, география», не будет востребован ни в медицинских ВУЗах, ни в пищевых и т.д., так как ему потребуется в большинстве случаев либо биология и химия, либо биология и математика.

5. Курс «Естествознание» на третьей ступени не дает возможности ученику в дальнейшем связать свою судьбу с естественными науками, так как основы этих наук не будут заложены.

6. Учителя Южного округа предлагают:

а) сохранить количество часов на/изучение биологии в 6- и 7-х классах не менее 68 в год;
б) пересмотреть необходимость изучения на 3 ступени интегрированного курса «Естествознание»;
в) профильный Курс «Биология, химия» сделать основным для изучения биологических наук, ввести его в список профилей с разработкой единого учебника.

Господин министр! Учителя Южного округа – это опытные педагоги-практики, которым небезразлично будущее России. Учителя Южного округа понимают неизбежность происходящих в стране перемен и согласны с необходимостью определённых перемен я в системе образования. Однако предложенный к рассмотрению проект БУП РФ, без сомнения, пагубно отразится на социально-экономическом, природоохранительном и медицинском состоянии целого поколения России.

Учителя биологии ЮАО г.Москвы
Списки учителей с подписями находятся в УМЦ ЮАО
и могут быть представлены по первому требованию

Президенту Российской Академии образования
господину Никандрову Н.Д.

Уважаемый Николай Дмитриевич!

Как Вам известно, в настоящее время Министерство образования Российской Федерации предложило к обсуждению проект нового Базисного учебного плана (письмо от 09.07.2003 г. № 13-51-145/13). Этот проект противоречит «объемным показателям федерального компонента государственного стандарта общего образования», рекомендованного решением Министерства образования РФ от 13 июля 2002 года, на основе которого разрабатывалось содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования. Вот он действительно прошел широкое обсуждение, в котором принимали участие и Вы лично. Без Ваших принципиальных, критических замечаний содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования не было бы принято в том виде, который удовлетворил всех участников коллегии.

В рассматриваемом новом проекте Базисного учебного плана предпринята очередная попытка сокращения минимально возможного количества часов, отведенных на преподавание биологии и географии. В рамках часов, определенных БУПом, невозможно обеспечить качественное усвоение знаний, заложенное в проекте государственного стандарта образования.

Учащиеся 6-7-х классов лишаются права на получение полноценных знаний по биологии и географии. Общая неэффективность одночасовых предметов неоднократно обосновывалась педагогической наукой и подтверждалась практикой обучения. На это, кстати, указывают и сами авторы проекта (с. 28/1). Невозможность изучения основ предметов в 6-7-х классах ставит под сомнение качество изучения этих предметов в 8-9-х классах.

Введение данного проекта полностью разрушает действующие УМК по биологии и географии, изданные за последние годы, прошедшие широкую апробацию и имеющие грифы «Рекомендовано Министерством образования РФ», что потребует создания новых УМК, а это новые финансовые затраты как регионов, так и родителей.

Сокращение часов на изучение биологии и географии в основной школе напрямую затрагивает интересы тысяч учителей, так как рабочая нагрузкa учителя 6-7-х классов автоматически сокращается в 2 раза. Особенно пострадают учителя в сельских школах и малых городах. Фактически речь идет о лишении учителей возможности заниматься своей профессиональной деятельностью.

Идеология, заложенная в проекте БУПа, направлена на подчинение учебного процесса в общеобразовательной школе подготовке учащегося в вуз. Профильные старшие классы таким образом превращаются в подготовительное отделение. А так ли необходимо готовить к поступлению в вузы всех выпускников общеобразовательной школы?

Нас настораживает отсутствие позиции РАО по данному проекту, а также деятельность некоторых Ваших высокопоставленных подчиненных, лоббирующих данный проект.

Зная Вас как известного ученого и принципиального человека, просим высказать мнение РАО по данному проекту и не допустить развала естественнонаучного образования.

С уважением, учителя биологии и гeoгрaфии

К учителям географии, биологии, работникам
образования, для которых не безразлична
судьба школьного географического
и биологичecкoгo образования

Уважаемые коллеги!

В июле 2003 г., когда многие из вас уже находились в заслуженных отпусках, Министерство образования направило в органы управления образованием субъектов Российской Федерации проекты бозисных учебных планов (БУП) для начального, основного и среднего общего образования. Сопроводительные письма подписаны Министром образования В.М. Филипповым (№ 13-51-144/13 и № 13-51-145/13 от 09.07.03).

В целях модернизации российского образования в планах предусматривается и такая мера, как сокращение на 2 учебных часа в неделю времени, выделяемого на изучение географии и биологии.

Аргументы, приведенные в оправдание такого решения, неубедительны и свидетельствуют о полном непрофессионализме авторов этих проектов. Например, сократить на 2 часа преподавание географии в 6- и 7-х классах предлагается за счет перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществоведение».

С целью направления общественного мнения по нужному руслу в приложении к письму предлагаются специальные вопросы для обсуждения педагогической общественностью на августовских совещаниях проекта БУП.

Российские ассоциации учителей географии и биологии оценивают предлагаемый проект БУП как неприемлемый, необоснованный, и также считают возможным предложить ряд вопросов для обсуждения проектов базисных учебных планов. Например:

– До каких пор Минобразования России для решения важнейших вопросов российского образования будет привлекать дилетантов, оставляя вне зоны влияния профессиональное сообщество, которого эти решения касаются в наибольшей степени?

– Почему судьбу школьной географии и биологии решают люди, не понимающие особенностей структуры и содержания этих школьных предметов?

– Зачем модернизацию образования нужно начинать с очередной революции и резкой перекройки проверенного временем учебного плана при условии отсутствия государственных образовательных стандартов, подготовкой которых Министерство образования занимается уже более 10 лет?

– В каком положении окажутся географические и биологические факультеты педвузов, учителя географии и биологии, лишившись в основной школе не 2, а фактически 4 часов в неделю из существующих 8 часов. Педагогическая практика показывает, что введение учебных предметов, на изучение которых отводится 1 час в неделю, крайне неэффективно и бессмысленно.

– При обсуждение проекта нового БУП в методических объединениях учителей географии и биологии этот список вопросов может быть расширен. Ваши ответы на вопросы просим присылать в Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ (103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1. Председателю Шишлову А.В.), а также в газеты «География» и «Биология», «Российская газета», в научно-методические журналы «География в школе» и «Биология в школе».

От вашей активности зависит судьба нашей школы в XXI веке!

Защитим наше образование от дилетантов!

Ассоциация учителей географии
Ассоциация учителей биологии

От редакции. К сегодняшнему дню в обсуждении проекта БУП приняли участие учителя, методисты ИПК, преподаватели педагогических вузов и другие работники образования многих регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Пензы, Новосибирска, Иванова, Томска, Оренбурга, Брянска, Челябинска, Кузнецка, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев, Кузбасса, Томской, Амурской, Владимирской, Курганской, Омской, Новосибирской, Пензенской областей, Республики Хакассия. Однако, к сожалению, еще многие преподаватели биологии не осознали таящейся в предлагаемом проекте опасности полного разрушения сложившейся в России системы естественнонаучного образования.
Призываем всех наших читателей к более активному обсуждению проекта.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru