И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46,
г. Киров
Окончание. См. № 37, 38, 39/2003
Жизнь на Земле
Уроки по теме в 5-м классе
Урок 7. Горные породы и минералы
Урок начинается с интриги: на столе
учителя – «волшебная шкатулка» (вариация
«черного ящика»). Учитель предлагает отгадать
три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.
– Белый, как сахар. Пока руки им не
испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел.)
– Черен, как ворон, а греет, как Солнце. (Уголь.)
– Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль.)
Попросите ребят обобщить эти объекты.
В ответ вы наверняка услышите три предложения:
минералы, горные породы, полезные ископаемые.
Отсюда совершенно логично вытекает цель урока –
разобраться с этими понятиями, а также
познавательный мотив для пятиклассников:
выяснить, какой из предложенных вариантов
обобщения является самым точным.
Материал учебника (с. 56) дает
необходимую информацию для конструирования
определений понятий. После чтения текста,
выделения ключевых слов и признаков данных
понятий у нас получатся следующие определения.
– Горные породы – это плотные и рыхлые
массы, слагающие земную кору.
– Минералы – составные части горных пород.
– Полезные ископаемые – это минералы и горные
породы, которые использует человек.
На этом примере можно очень хорошо
показать взаимосвязь понятий. После обсуждения у
нас получится следующая схема:
Записи в тетрадях учащихся можно
оформить следующим образом
:
Вместо пропусков учащиеся
самостоятельно вставят нужные слова, приведут
примеры минералов и горных пород. После этого
можно вернуться к поиску наиболее точного
обобщающего слова для мела, поваренной соли и
каменного угля.
Закрепление знаний учащихся по данной
теме происходит в процессе выполнения
практической работы «Распознавание минералов и
горных пород», для которой можно предложить
следующую инструктивную карту.
Инструктивная карта
1. Внимательно ознакомьтесь с
описанием минералов и горных пород. Сравните
имеющиеся у вас образцы с описанием и определите
названия каждого из образцов.
2. Заполните в тетради таблицу.
Таблица
Номера образцов |
Название |
Минерал или горная
порода |
По каким признакам
определили |
|
|
|
|
3. Ответьте на вопрос: почему
человек по-разному использует разные полезные
ископаемые?
Описания минералов и горных пород
Гранит – прочная, тяжелая порода
серого или темно-красного цвета с черными и
прозрачными зернами, используется в
строительстве.
Торф – рыхлая горная порода бурого
или коричневого цвета, без блеска, содержит
остатки отмерших растений. Торф легкий, хорошо
впитывает влагу, применяется в качестве
удобрения или топлива.
Нефть – маслянистая горючая жидкость
темного цвета с резким запахом, из нее получают
бензин, керосин и другое топливо.
Мел – рыхлая, рассыпчатая горная
порода белого цвета, пачкает руки, одна из
разновидностей известняка. Мел широко
используется в строительстве.
Графит – черный или темно-серый
блестящий минерал, состоит из тонких чешуек,
поэтому пачкает руки. Используется для
изготовления карандашей и в качестве смазочного
материала.
Слюда – входит в состав гранита,
имеет вид тонких, блестящих, прозрачных
пластинок, которые легко делятся на слои.
Кварц – является одной из составных
частей гранита, прозрачно-белый, блестящий, с
ровными краями. Используется в производстве
стекла, фарфора и фаянса.
|