Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №40/2003
Жизнь на Земле

Я ИДУ НА УРОК

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46,
г. Киров

Окончание. См. № 37, 38, 39/2003

Жизнь на Земле

Уроки по теме в 5-м классе

Урок 7.  Горные породы и минералы

Урок начинается с интриги: на столе учителя – «волшебная шкатулка» (вариация «черного ящика»). Учитель предлагает отгадать три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.

– Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел.)
– Черен, как ворон, а греет, как Солнце. (Уголь.)
– Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль.)

Попросите ребят обобщить эти объекты. В ответ вы наверняка услышите три предложения: минералы, горные породы, полезные ископаемые. Отсюда совершенно логично вытекает цель урока – разобраться с этими понятиями, а также познавательный мотив для пятиклассников: выяснить, какой из предложенных вариантов обобщения является самым точным.

Материал учебника (с. 56) дает необходимую информацию для конструирования определений понятий. После чтения текста, выделения ключевых слов и признаков данных понятий у нас получатся следующие определения.

– Горные породы – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.
– Минералы – составные части горных пород.
– Полезные ископаемые – это минералы и горные породы, которые использует человек.

На этом примере можно очень хорошо показать взаимосвязь понятий. После обсуждения у нас получится следующая схема:

Записи в тетрадях учащихся можно оформить следующим образом

:

Вместо пропусков учащиеся самостоятельно вставят нужные слова, приведут примеры минералов и горных пород. После этого можно вернуться к поиску наиболее точного обобщающего слова для мела, поваренной соли и каменного угля.

Закрепление знаний учащихся по данной теме происходит в процессе выполнения практической работы «Распознавание минералов и горных пород», для которой можно предложить следующую инструктивную карту.

Инструктивная карта

1. Внимательно ознакомьтесь с описанием минералов и горных пород. Сравните имеющиеся у вас образцы с описанием и определите названия каждого из образцов.

2. Заполните в тетради таблицу.

Таблица

Номера образцов

Название

Минерал или горная порода

По каким признакам определили

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ответьте на вопрос: почему человек по-разному использует разные полезные ископаемые?

Описания минералов и горных пород

  • Гранит – прочная, тяжелая порода серого или темно-красного цвета с черными и прозрачными зернами, используется в строительстве.

  • Торф – рыхлая горная порода бурого или коричневого цвета, без блеска, содержит остатки отмерших растений. Торф легкий, хорошо впитывает влагу, применяется в качестве удобрения или топлива.

  • Нефть – маслянистая горючая жидкость темного цвета с резким запахом, из нее получают бензин, керосин и другое топливо.

  • Мел – рыхлая, рассыпчатая горная порода белого цвета, пачкает руки, одна из разновидностей известняка. Мел широко используется в строительстве.

  • Графит – черный или темно-серый блестящий минерал, состоит из тонких чешуек, поэтому пачкает руки. Используется для изготовления карандашей и в качестве смазочного материала.

  • Слюда – входит в состав гранита, имеет вид тонких, блестящих, прозрачных пластинок, которые легко делятся на слои.

  • Кварц – является одной из составных частей гранита, прозрачно-белый, блестящий, с ровными краями. Используется в производстве стекла, фарфора и фаянса.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru