О.А. ТАЛЮТИНА,
учитель биологии,
г. Ярославль
Окончание. См. № 39/2003
Путешествие в страну рыб
На экран проецируется слайд с
изображением схемы устройства этого органа
чувств. Учитель рассказывает о том, что чешуи на
боковой линии пронизаны отверстиями, которые
сообщаются с длинным продольным каналом, скрытым
под кожей. В этом канале располагаются
чувствительные клетки, соединенные нервами с
мозгом. С помощью боковой линии рыбы
воспринимают колебания воды и отраженные от
предметов волны. Поэтому даже в мутной воде они
не натыкаются на предметы и способны ловить
движущуюся добычу.
Средняя линяя у рыб.
Затем учитель говорит о том, что
человек давно пытается освоить Мировой океан, но
пока это не представляется возможным – мы не
можем дышать под водой, а запас воздуха всегда
ограничен. Школьники, получившие четвертый
вариант задания, рассказывают об устройстве и
работе жабр – органа дыхания рыб. Учитель просит
найти жабры на объекте исследования и
познакомиться с их устройством.
Классу предлагается ответить на вопросы:
приспособлением к какому фактору водной среды
является наличие жабр; почему вынутая из воды
рыба «засыпает»?
Далее заслушиваются ответы учащихся,
получивших пятый вариант задания. По ходу
сообщений учащиеся рассматривают голову рыбы и
находят на ней глаза – органы зрения и ноздри –
вход в органы обоняния.
Слышит ли рыба? Какие доказательства этого можно
привести?
После краткого обсуждения формулируется вывод:
рыбы ориентируются в окружающей среде при помощи
органов чувств.
Верно ли выражение: «Нем, как рыба»? Этот вопрос
учителя заставил школьников поспорить. Учитель
рассказывает о звуках, издаваемых рыбами, и о том,
как они их издают, не имея голосовых связок
(обычно – с помощью плавательного пузыря).
Какое значение имеет для рыб прозрачность воды?
Какие приспособления к этому фактору у них
имеются? Ответы на эти вопросы школьники ищут во
время «путешествия в мир коралловых рифов». На
экран проецируются соответствующие видеоролики.
Учитель читает отрывок из книги «Жизнь моря»
швейцарского ученого Келлера: «Рыбки коралловых
рифов представляют собой наиболее изящное
зрелище. Цвета их не уступают в яркости и блике
тропическим бабочкам и птицам. Лазоревые,
желтовато-зеленые, бархатисто-черные и полосатые
рыбки плавают и вьются целыми толпами».
После краткого обсуждения
формулируется вывод: прозрачность воды
позволяет рыбам иметь приспособления, связанные
с использованием органов зрения. Рыбы используют
различную окраску и форму тела для маскировки,
отпугивания врагов, общения друг с другом.
Закрепление
Учитель подводит итог урока: «Наше
путешествие подходит к концу, и, прежде чем
бросить якорь в конечном пункте, подведем итоги.
Для этого возвратимся к главному вопросу урока.
Как бы вы на него ответили сейчас?»
После фронтальной проверки учитель просит
школьников сделать вывод по уроку, ответив на
вопрос: «В чем причина многообразия рыб?
Результатом чего оно является?».
Формулировка вывода: многообразие рыб –
результат приспособлений к различным
проявлениям факторов водной среды, к разному
образу жизни. После обсуждения вывод
проецируется на экран. Учащиеся записывают его в
информационном листе.
Заключение
Завершая урок, учитель просит
школьников заполнить лист самооценки на
информационном листе, а на отдельном листочке –
с помощью тех же значков выразить свое отношение
к уроку.
Учитель, в свою очередь, выражает значком свое
отношение к проделанной работе.
Мне
радостно, я – довольна, т.к. все, что задумала, –
получилось, и в этом мне помогли вы. Большое вам
спасибо за урок.
Мне
очень грустно, потому что то, что мы узнали о
рыбах на уроке, – лишь очень малая часть всего
интересного, что известно об этих организмах.
Учитель прикрепляет свой значок к стенду, а затем
просит учащихся прикрепить туда же свои листочки
со значками.
Домашнее задание
Учащимся предлагается решить познавательную
задачу, изложенную в информационном листе и
изучить статью учебника «Надкласс Рыбы».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информационный лист
I. Рабочая страница
Тема урока: ___________
Решаемая проблема: __________
Основные понятия к уроку.
Среда обитания – комплекс
окружающих условий (факторов среды), влияющих на
жизнедеятельность организмов.
Приспособленность (адаптация) –
совокупность особенностей строения организмов,
обеспечивающих им возможность жизни в этих
условиях.
Тема для исследования.
Выявить приспособления рыб к обитанию в среде с
высокой плотностью.
Лабораторная работа. «Внешнее
строение и особенности передвижения рыб» (с. 156
учебника*, лаб. работа № 6, задания 1, 2,
4.)
Результаты исследований занесите в
соответствующую графу таблицы.
Приспособление рыб к жизни в водной среде
Факторы водной среды |
Приспособленность к
фактору среды |
Большая плотность
(сопротивление движению)
Текучесть (сопротивление движению)
Растворимость веществ и кислорода
Прозрачность |
|
Вывод. Многообразие рыб –
результат ___________
II. Домашнее задание
1. Учебник, статья «Надкласс Рыбы», § 31.
2. На основании изучения внешнего
строения пресноводной рыбы, вьюна исследователь
сделал вывод о том, что эта рыба должна вести
малоактивный и придонный образ жизни. Но при
получасовом наблюдении за вьюном в аквариуме
исследователь убедился, что бoльшую часть
времени рыба активно плавала в толще воды и у ее
поверхности. Изложите гипотезу, объясняющую
странное поведение рыбы. (Подсказка: достаточна
ли была длительность наблюдения для построения
предположений и формулирования выводов?)
III. Лист самооценки учащихся.
1. Удовлетворены ли вы результатом
своей работы на уроке?
2. Появился ли интерес к содержанию
урока?
3. Возникла ли на уроке атмосфера
сотрудничества?
( – да, – нет, – не знаю.)
Примечание. Пункты «Тема для
исследования» и «Лабораторная работа»
представлены в пяти вариантах. Приведенный
образец информационного листа соответствует I
варианту задания. Ниже приведены еще два
варианта заданий.
Тема для исследования. Выявить
приспособления рыб для передвижения в воде.
Лабораторная работа. «Внешнее
строение и особенности передвижения рыб» (с. 157
учебника, лабораторная работа № 6, задание 6).
Тема для исследования. Выявить
приспособления рыб к текучести воды (для
определения скорости и направления течения).
Объяснить проведенный эксперимент. «В
аквариум с плавающими рыбами опустили карандаш.
Рыбы бросились прочь. То же самое проделали с
теми же рыбами, предварительно одетыми в
«купальные костюмы» с разрезами для глаз, жабр,
плавников и рта. Рыбы при этом ничуть не
испугались.» Как можно объяснить такую реакцию
рыб?
Лабораторная работа. «Внешнее
строение и особенности передвижения рыб» (с. 157
учебника, лабораторная работа № 6, задание 5).
* Константинов В.М.,
Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные.
Учебник для учащихся 7-го класса
общеобразовательной школы. – М.: «Вентана-Граф»,
2003.
|