|
||
Учитель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, ставших для него недоступными из-за высоких цен, может получить эту информацию из Интернета. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать – и при оформлении кабинета. Для удобства работы с Интернетом я создал каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мной каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что учитель, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов. Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор. По каждой теме курса биологии у нас подобран материал из сети, который по мере изучения темы помещается в специальных планшетах на стенах кабинета – учащиеся имеют возможность познакомиться с ним на переменах и после занятий. На уроках я обращаю внимание своих учеников на эти планшеты, сообщая, что там они могут получить дополнительную информацию по тем или иным вопросам. Но обычно ребята уже и сами ждут очередного обновления материала. В планшеты обязательно помещаются распечатки не только текста, но и иллюстраций: красочные картинки невольно привлекают внимание школьников, – даже тех, кто не особенно интересуется биологией. Информация, полученная из Интернета, была широко использована нами и при новом оформлении кабинета биологии. Однако при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей. Во-первых, информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений, публикуемых в «желтой прессе» и в изобилии появляющихся в Интернете, – обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления – больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т.е. создан одним человеком – обратите внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомните, знакомо ли вам его имя по другим статьям и публикациям. Наконец, значительное количество информации, представленной на страницах Интернета, посвященных биологии, собрано в той же сети или скопировано из печатных изданий. Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники – их стоит проверить. Так, во-первых, можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а во-вторых – узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для проведения урока биологии. Все эти моменты следует объяснить и ученикам, если вы поручаете им самим разыскать в сети ту или иную информацию к уроку или внеклассному мероприятию. Во-вторых, большая часть действительно ценной и интересной информации представлена в сети на английском языке. Проблему с переводом таких материалов можно в какой-то мере решить, обратившись за помощью к ученикам старших классов, лучше других владеющих английским языком. Для них перевод неадаптированного текста будет хорошей практикой, а в качестве дополнительной стимула может служить и оценка по биологии. В-третьих, в сети представлено такое количество информации, что для поисков чего-то действительно нужного, несмотря на существование поисковых систем, зачастую требуется очень много сил и времени. Кроме того, некоторые сайты, адреса которых были опубликованы в тех или иных изданиях, могут со временем изменить свое название или адрес или просто исчезнуть. Надеюсь, предлагаемая статья облегчит работу учителя биологии, пытающегося разыскать в Интернете полезные материалы. Все упомянутые ниже сайты регулярно мною посещаются, и их существование тем самым проверяется1. Наиболее интересные, на мой взгляд, сайты по биологии (в первую очередь – русскоязычные), я разделил на несколько групп. По страницам периодической печатиГазеты и журналы, как правило, приводят на своих сайтах только перечень опубликованных статей. Однако некоторые издания выкладывают в сети и полные тексты публикаций вместе с иллюстрациями – если не из последних номеров, то за прошлые месяцы или годы. Они-то и могут представлять интерес для учителя. Ниже приведен перечень показавшихся мне интересными статей по биологии, размещенных на сайте журнала «Вокруг света» www.vokrugsveta.ru. «В семье не без примата» – http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=18 . (Для упрощения в дальнейшем списке на газетной полосе общая для всех статей часть ссылок – http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/ viewarticle?id= – опущена и приведены только номера самих статей (предыдущий – «18»). Но для их вызова, конечно, адрес должен быть набран полностью.) «Оглохший от любви» – 52; «Шутка природы» – 58; «Обжигающая красота» – 66; «Большое перемирие» – 107; «Владыки морей юрского периода» – 108; «Время белой совы» –169; «Отважная охотница» – 232; «Врожденный феминизм» – 277; «Балтиморская птица» – 287; «Летучая ящерица или дракон?» – 288; «Ход слоном» – 302; «Отшельник из джунглей» – 311; «Израиль. Заповедник Хайбар» – 627; «Эквадор. Чарльз Дарвин» – 719; «Птицы утренней зари» – 723; «Мадагаскар. Хамелеоны и Лемуры» – 749; «Усатые русалки» – 846; «Россия. Зоопарк – 854»; «Россия. Лоси» – 866; «Финляндия. Оленья ферма» – 885; «Тайланд. Змеи» – 962; «Танзания. Долина Серенгети» – 994; «Танзания. Кратер Нгоронгоро» – 998; «Испания. Андалузцы» – 1003; «Таиланд. Слоны» – 1030; «Рожденные не летать» – 1060; «Ровесница динозавров» – 1108; «Солдаты невидимого фронта» – 1135; «Восполнимые потери» – 1139; «Ядовитые интеллектуалы» – 1164; «Австралия. Животные» – 1186; «Эвкалиптовые привереды» – 1243; «Царицы ночи» – 1310; «Ясноглазая жертва» – 1344; «Безжалостные туши» – 1351; «Закон стаи» – 1416; «Проклятие Афины» – 1450; «Тортилла и ее родня» – 1522. Помимо журнала «Вокруг света» я могу порекомендовать учителям биологии и сайты ряда других периодических изданий: Журнал «Друг» – www.droug.ru . Журнал «Гео» – www.geoclub.ru . Журнал «National Geographic» – www.nationalgeographic.com/index.html (на англ. языке). Газета «Мое зверье» – www.zooclub.ru/animals/ . Журнал «Знание–сила» – www.znanie-sila.ru . Газета «Биология» – http://bio.1september.ru/ Журнал «Наука и жизнь» http://nauka.relis.ru . Журнал «Компьютерра» – http://computerra.ru Очень приятно удивил сайт журнала «Компьютерра». Если судить только по названию, трудно представить, что на страницах этого издания приводится очень новая и интересная информация по биологии. Вот названия только нескольких статей: «Ушедший 2002-й – год медицины и биологии», «Малые РНК», «История клонирования». Некоторые сайты предлагают бесплатно подписаться на рассылки новостей. В присылаемой ими информации обычно можно найти что-то интересное. Например, в рассылке <www.subscribe.ru> последнее время были такие интересные статьи, как: «Наши гениальные органы», «Жизнь начинается с черепа», «Визит к единорогу», «Мир попугаев», материалы о динозаврах и медведях. Отмечу интересную и увлекательную форму, в которой они написаны2. Общие сайты по биологииВ эту группу я включил русскоязычные сайты, которые предоставляют разнообразную информацию по биологии. Вот некоторые из них. «Научная сеть» – www.nature.ru – прекрасный помощник для учителя и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотации книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое. «Кирилл и Мефодий. Животный мир» – www.zooland.ru – прекрасный сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Информация изложена кратко, в доступной форме, приведены фотографии. Сайт постоянно обновляется. Материалы этого сайта я использовал для оформления планшетов в кабинете биологии и на уроках зоологии. Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – www.bio.msu.ru . «Херба» – www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, цветные фотографии, изображения из атласов. «Редкие и исчезающие животные России» – www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm – на сайте представлена информация о животных России, внесенных в Красную книгу3, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты. «БиоДан. Новости биологии» – www.biodan.narod.ru – авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, но, к сожалению, только по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не снижает его информационного значения. «Животные» – www.zoomax.ru . «Зооклуб. Все о животных» – www.zooclub.ru – здесь находится обширная информация о содержании в домашних условиях самых разнообразных животных, рекомендации по уходу за ними и их лечению. Кроме того, на этом сайте помещен материал о различных диких животных. «Зоолоция» – www.zoospace.narod.ru – предоставляет материал в основном о собаках и кошках: рекомендации по их содержанию и лечению, нормативные документы, информацию о клубах и питомниках, объявления о продаже и выставках. «Поводок» – www.povodok.ru – один из самых полных сайтов, посвященных домашним животным. «Мир животных Брема» – www.povodok.ru/encyclopedia/brem/ . «Все о кошках, диких и домашних» – www.nata.obninsk.ru/cats/ – любитель кошек найдет здесь рекомендации и советы по содержанию, питанию и лечению, каталог пород, фотографии, рисунки, мировые новости о кошках и даже сказки и стихи, посвященные кошкам. «О непобедимой любви к животным» – www.apus.ru – интересная и разнообразная информация о самых различных животных. Особенности подбора материала и его изложения делают этот сайт хорошим помощником учителю. «Домашние животные» – www.petslife.narod.ru . «Лужок» – www.luzhok.ru/ – замечательный сайт, посвященный декоративным растениям. Содержит описания комнатных и садовых растений, рекомендации по разведению и уходу, фотографии и рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях. Сайт очень информативен и интересен, красочно оформлен. «Барракуда. Сайт любителей дайвинга» – www.barracuda.ru – сайт содержит информацию для любителей погружений с аквалангом. Но он будет очень интересен и всем любителям природы – здесь имеется много отличных фотографий морских пейзажей и подводных обитателей, а также их описания. «Экзотическая зоология» – www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.htm и «Криптозоология» – www.cryptoz.narod.ru . Эти сайты посвящены мифическим и мистическим существам. Говорить о научности размещенных здесь материалов не приходится, но они интересны тем, что помогут лучше разобраться, что же представляют собой существа, в изобилии населяющие мифы разных народов, а в последние годы – и страницы некоторых периодических изданий. Не важно, верите вы в них или нет, но все загадочное, согласитесь, привлекает... Сайты о конкретных животныхРусскоязычных сайтов, посвященных отдельно какой-либо группе животных, мне удалось обнаружить немного. «Все о бобрах» – www.bober.ru – здесь представлена разнообразная информация об этих симпатичных животных. «Популярная черепахология» – www.turtle.newmail.ru – хороший сайт о черепахах. «Большие кошки» – www.bigcats.ru . «Змеи и рептилии» – www.insect.narod.ru/ – здесь можно найти много хороших фотографий, хотя текста немного. Этот же сайт содержит разделы, посвященные другим группам животных. «Жуки» – www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus –изумительный сайт. На его многочисленных страницах дается полная и исчерпывающая информация о жуках. Любой специалист, учитель биологии и просто любитель природы найдет здесь интересный и нужный для себя материал. «Акулы Интернета» – www.turubar.com/sharks – на мой взгляд лучший из русскоязычных сайтов, посвященных акулам. Здесь приводятся и подробные описания видов акул, и информация о случаях нападения акул на человека, и сведения о значении акул в природе, об их использовании и необходимости охраны, и обширная библиография, множество отличных фотографий. 1 К сожалению, подобного рода информация действительно быстро устаревает. При подготовке данной публикации мы проверили все приведенные в ней ссылки. Однако это не исключает возможности того, что через некоторое время часть из них не окажется «нерабочими». – Прим. ред. 2 Среди заслуживающих доверия информационных русскоязычных сайтов, на которых представлена информация по биологии, мы можем порекомендовать также (ДАТЬ URL SciTechLibrary). – Прим. ред. 3 Материалы данного сайта базируются на «Красной книге РСФСР» издания 1983 г., утратившей свою силу в качестве нормативного документа. Однако общие сведения по биологии включенных туда видов остаются актуальными. – Прим. ред.
|