О.В. ПЕТУНИН,
учитель биологии СОШ № 32,
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
Три урока по микроэволюции
(11-й класс)
Урок 1. Микроэволюция. Закон
Харди–Вайнберга
I. Проверка домашнего задания по теме
«Популяционная структура вида. Географическая
изменчивость в пределах ареала вида»
Работа по карточкам
1. По обе стороны Уральского хребта
южнее Екатеринбурга в степях обитают
зайцы-русаки. Хотя территории их обитания
разделяют горные леса, зайцы внешне неразличимы,
а при встречах (южнее Урала) дают плодовитое
потомство. Определите, какие формы существования
вида составляют эти зайцы?
2. В двух озерах, которые между собой не
сообщаются, живут следующие виды рыб: карась,
плотва, лещ, язь, судак. Определите, сколько
популяций рыб живет в первом озере? Сколько
популяций рыб живет во втором озере? Сколько
видов рыб живет в двух озерах? Сколько популяций
рыб живет в двух озерах?
3. Единицей эволюции считается популяция, а не
отдельная особь. Но причиной изменчивости
генофонда популяции считают изменение генотипов
особей. Объясните, почему.
Устная проверка знаний по вопросам:
1) популяционная структура вида;
2) географическая изменчивость в пределах ареала
вида и ее причины; характеристика
морфологического критерия вида;
3) клины и подвиды;
4) гибридные зоны и географические изоляты.
II. Изучение нового материала
1. Понятие микро- и
макроэволюции.
Эволюция, идущая на уровне ниже вида
(подвиды, популяции) и завершающаяся
видообразованием, называется микроэволюцией
(эволюция популяций под действием естественного
отбора).
Микроэволюционные явления и процессы нередко
совершаются в относительно небольшие сроки и
поэтому доступны для непосредственного
наблюдения.
Эволюция на уровне систематических единиц выше
вида, протекающая миллионы лет и недоступная
непосредственному изучению, называется
макроэволюцией.
Процессов макроэволюции мы непосредственно не
видим, но можем наблюдать их результаты:
современные организмы и ископаемые остатки
живших ранее существ.
Термины «микроэволюция» и «макроэволюция» ввел
в биологию русский генетик Ю.А. Филиппченко в 1927
г.
Эти два процесса едины, макроэволюция является
продолжением микроэволюции. Исследуя движущие
силы микроэволюции, можно объяснить1
и макроэволюцию. На уроках мы занимаемся
изучением микроэволюционных процессов.
2. Введение в популяционную генетику.
На стыке классического дарвинизма и
генетики родилось целое направление –
популяционная генетика, занимающаяся изучением
эволюционных процессов в популяциях.
Дело в том, что в 20-е гг. XX в. между генетикой и
эволюционной теорией Дарвина возникло
разногласие. Высказывались мнения о том, что
генетика отменила якобы устаревший дарвинизм.
Наши отечественные ученые первыми поняли
значение сравнительно мелких объединений
особей, на которые распадается население любого
вида, – популяций.
В 1926 г. С.С. Четвериков (1880–1959) написал свою
главную работу «О некоторых моментах
эволюционного процесса с точки зрения
современной генетики». Четвериков доказал, что
расширение знаний о природе наследственности,
наоборот, укрепило и развило дарвинизм.
Выход в свет его работы дал начало синтетической
теории эволюции, объединившей генетику и учение
Дарвина, – эволюционной генетике.
Популяционная генетика в первую очередь
занимается выяснением механизмов микроэволюции.
3. Популяция и генофонд.
Главное начало, объединяющее особей в
одну популяцию, – имеющаяся у них возможность
свободно скрещиваться между собой – панмиксия
(от греч. пан – все и миксис – смешивание).
Возможность скрещивания, доступность партнера
внутри популяции при этом обязательно должна
быть выше, чем возможность встретиться двум
особям противоположного пола из разных
популяций.
Панмиксия обеспечивает возможность постоянного
обмена наследственным материалом. В результате
формируется единый генофонд популяции.
Генофонд (от греч. генос – рождение и лат. фонд
– основание, запас) – совокупность генов,
которые имеются у особей данной популяции
(термин введен в биологию в 1928 г. А.С.
Серебровским).
4. Частота (концентрация) генов и
генотипов.
Важнейшая особенность единого
генофонда – его внутренняя неоднородность.
Генофонд популяции может быть описан либо
частотами генов, либо частотами генотипов.
Предположим, что нас интересует какой-либо ген,
локализованный в аутосоме, например ген А,
имеющий два аллеля – А и а. Предположим,
что в популяции имеется N особей, различающихся
по этой паре аллелей. В популяции встречаются три
возможных генотипа – АА; Аа; аа.
Введем следующие обозначения:
Д – число гомозигот по доминантному аллелю (АА);
Р – число гомозигот по рецессивному аллелю (аа);
Г – число гетерозигот (Аа).
Общее число аллелей А можно записать как 2Д +
Г, тогда частота встречаемости доминантного
аллеля А (обозначается латинской буквой «р»)
будет равна:
р = (2Д + Г) / N,
где N – число особей.
Частота встречаемости рецессивного аллеля
обозначается буквой «g». Ее можно определить,
исходя из того, что сумма частот встречаемости
аллелей равна единице. Отсюда частота
рецессивного аллеля:
g = 1 – р.
Таким образом, мы познакомились с формулами, по
которым можно вычислить частоты встречаемости
аллелей в генофонде популяции. А каковы частоты
встречаемости трех возможных генотипов? На этот
вопрос отвечает закон Харди–Вайнберга.
5. Закон Харди–Вайнберга о
равновесном состоянии популяций.
Закон о частотах встречаемости
генотипов в генофонде популяции был
сформулирован независимо друг от друга
английским математиком Дж.Харди и немецким
генетиком Г.Вайнбергом.
Предположим, что самцы и самки в популяции
скрещиваются случайно.
Образование особей с генотипами АА
обусловлено вероятностью получения аллеля А от
матери и аллеля А от отца, т.е.:
р х р = р2 .
Аналогично возникновение генотипа аа,
частота встречаемости которого g2.
Генотип Аа может возникнуть двумя путями:
организм получает аллель А от матери, аллель а
от отца или, наоборот, вероятность того и
другого события равна р х g, а суммарная
вероятность возникновения генотипа Аа равна
2рg.
Таким образом, частоту трех возможных генотипов
можно выразить уравнением:
(р + g)2 = р2 + 2рg + g2 = 1,
в котором р – частота встречаемости аллеля А;
g – частота встречаемости аллеля а; g2 –
частота встречаемости генотипа аа; р2 –
частота встречаемости генотипа АА; рg –
частота встречаемости генотипа Аа.
Таким образом, если скрещивание случайно, то
частоты генотипов связаны с частотами аллелей
простым уравнением квадрата суммы. Приведенная
выше формула получила название уравнения
Харди–Вайнберга.
Предположим, что в популяции р = 0,7А, g = 0,3а,
тогда частоты встречаемости генотипов будут
равны (0,7 + 0,3)2 = 0,49 + 0,42 + 0,09 = 1.
Интересно, что в следующем поколении гаметы с
аллелем А будут вновь возникать с частотой 0,7
(0,49 от АА + 0,21 от Аа), а с аллелем а – с
частотой 0,3 (0,09 от аа + 0,21 от Аа), т.е.
частоты генов и генотипов остаются неизменными
из поколения в поколение – это и есть закон
Харди–Вайнберга.
6. Условия выполнения закона
Харди–Вайнберга.
В полной мере закон Харди–Вайнберга
применим к «идеальной популяции», которая
характеризуется следующими признаками:
– бесконечно большие размеры;
– неограниченная панмиксия;
– отсутствие мутаций;
– отсутствие иммиграции особей из соседних
популяций;
– отсутствие естественного отбора.
В природных популяциях ни одно из этих
условий не соблюдается, поэтому и закон
Харди–Вайнберга носит условный характер. Тем не
менее он реально отражает тенденции в характере
распределения частот тех или иных аллелей и
генотипов.
III. Закрепление знаний – решение задач
с использованием закона Харди–Вайнберга
1. Рассчитать состав идеальной
популяции, если генотипом аа в ней обладает 1
особь из 400.
Решение
1) g2 = 1/400 (частота гомозиготного генотипа
по рецессивному аллелю);
2) частота рецессивного аллеля а будет
равна:
g =, т.е. 1
часть (один аллель) из 20;
3) частота доминантного аллеля будет равна: 20 – 1
= 19;
4) состав популяции: (р + g)2 = р2 + 2рg + g2.
(19 + 1)2 = 192 АА + 2 х 19 Аа + 12 аа
= 361 АА + 38 Аа + 1 аа.
Ответ: 361 АА : 38 Аа : 1 аа.
2. В популяции беспородных собак г.
Владивостока было найдено 245 коротконогих
животных и 24 с ногами нормальной длины.
Коротконогость у собак – доминантный признак (А),
нормальная длина ног – рецессивный (а).
Определите частоту аллелей А и а и
генотипов АА, Аа и аа в данной
популяции.
Решение
1) Общее количество собак – 245 + 24 = 269.
Генотип собак с ногами нормальной длины – аа,
частоту аллеля а (в долях единицы) обозначаем
буквой «g». Тогда частота генотипа аа = g2.
g2 = 24/269 = 0,092
Частота рецессивного аллеля:
2) Определяем частоту доминантного
аллеля А, т.е. р:
р = 1 – g = 1 – 0,3 = 0,7
3) Определяем частоту генотипа АА,
т.е. р2:
р2 = 0,72 = 0,49
4) Определяем частоту гетерозигот, то
есть 2рg:
2рg = 2 х 0,7 х 0,3 = 0,42
5) Рассчитываем количество собак
разных генотипов:
определяем сумму частот доминантных гомозигот и
гетерозигот:
0,49 АА + 0,42 Аа = 0,91;
определяем количество собак с генотипом АА:
245 особей – 0,91
x особей – 0,49,
x = 132 особи;
определяем количество собак с генотипом Аа:
245 особей – 0,91
x особей – 0,42,
x = 113 особей
Ответ: 132 АА : 113 Аа : 24 аа
3. В популяциях Европы из 20 000 человек
один – альбинос. Определите генотипическую
структуру популяции.
Решение
1) Находим частоту рецессивных
гомозигот (g2) в долях единицы:
g2 = 1/20 000 = 0,00005,
тогда частота рецессивного аллеля а составит:
2) Определяем частоту доминантного
аллеля А:
р = 1 – 0,007 = 0,993
3) Определяем частоту генотипа АА,
то есть р2:
р2 = 0,9932 = 0,986
4) Определяем частоту генотипа Аа,
то есть 2рg:
2рg = 2 х 0,993 х 0,007 = 0,014
5) Расписываем генотипическую
структуру популяции европейцев:
0,986 АА : 0,014 Аа : 0,00005 аа, или в расчете на
20 000 человек:
19 720 АА : 280 Аа : 1 аа
Ответ: 0,986 АА : 0,014 Аа : 0,00005 аа,
или 19 720 АА : 280 Аа : 1 аа3
IV. Домашнее задание
Изучить параграф учебника (введение в
популяционную генетику, закон Харди–Вайнберга)
и записи, сделанные в классе.
Решить задачу: «В выборке, состоящей из 84 тыс.
растений ржи, 210 растений оказались альбиносами,
так как у них рецессивные гены rr находятся в
гомозиготном состоянии. Определить частоты
аллелей R и r и частоту гетерозиготных
растений, несущих признак альбинизма».
Урок 2. Элементарные эволюционные
факторы. Наследственная изменчивость и ее роль в
эволюции
I. Проверка домашнего задания
Работа по карточкам
1. В 1908 г. английский математик
Дж.Харди и немецкий генетик Г.Вайнберг
независимо друг от друга сформулировали закон,
суть которого в том, что из поколения в поколение
при свободном скрещивании относительные частоты
генов в популяциях не меняются. Почему же
генофонд природных популяций подвержен
изменениям?
2. Согласно закону
Харди–Вайнберга, в большой свободно
скрещивающейся популяции частоты генотипов АА,
Аа и аа равны р2, 2рg и g2
соответственно, где р и g – частоты аллелей А и
а, а р + g = 1.
За счет каких явлений частота гетерозигот в
реальной популяции может превышать
теоретическое значение?
Устная проверка знаний по вопросам:
1) популяция и генофонд;
2) частота встречаемости генов в генофонде
популяции;
3) связь между частотами генов и генотипов в
генофонде популяции. Закон Харди–Вайнберга.
Проверка решения задачи, заданной на
дом.
Решение
1) Определяем частоту встречаемости
генотипа rr:
g2 = 210/84 000 = 0,0025.
2) Определяем частоту встречаемости
рецессивного аллеля:
3) Определяем частоту встречаемости
доминантного аллеля:
р = 1 – g = 1 – 0,05 = 0,95
4) Определяем частоту встречаемости
гетерозигот:
2рg = 2 х 0,05 х 0,95 = 0,095
Ответ: р(R) = 0,95; g(r) = 0,05;
частота встречаемости гетерозигот 0,095 (гомозигот
RR: (0,95)2 = 0,9025; гомозигот rr – 0,0025)
Самостоятельная работа (решение
задач на закон Харди–Вайнберга)
1-й вариант
1. Определить вероятное количество
гетерозигот в группе кроликов, насчитывающей 500
животных, если в ней выщепляется около 4%
альбиносов (альбинизм наследуется как
рецессивный аутосомный признак).
Решение
1) Определяем частоту встречаемости
гомозигот по рецессивному аллелю:
g2 = 4/100 = 0,04
2) Определяем частоту встречаемости
рецессивного аллеля:
3) Определяем частоту встречаемости
доминантного аллеля:
р = 1 – 0,2 = 0,8
4) Определяем частоту встречаемости
гетерозиготного генотипа:
2рg = 2 х 0,2 х 0,8 = 0,32, или 32%;
5) Определяем вероятное количество
гетерозигот:
500 особей – 100%
x особей – 32%;
x = 160 особей
Ответ: 160 особей – с гетерозиготным
генотипом.
2. Вычислить частоту аллелей M и m
в соответствующей выборке из популяции: 180 MM и
20 mm.
Решение
1) Определяем частоту встречаемости
аллеля M:
р = (2Д + Г)/N = (180 + 0)/200 = 0,9
2) Определяем частоту встречаемости
аллеля m:
g = 1 – р = 1 – 0,9 = 0,1.
Ответ: р (М) = 0,9; g (m) = 0,1
2-й вариант
1. В популяции садового гороха
наблюдается появление растений, дающих желтые и
зеленые бобы. Желтая окраска доминантна. Доля
растений, дающих зеленые бобы, составляет 81%.
Какова частота гомо- и гетерозиготных растений в
этой популяции?
Решение
1) Определяем частоту встречаемости
рецессивного аллеля. Из условия задачи вытекает,
что gg2 = 0,81, тогда:
2) Определяем частоту встречаемости
доминантного аллеля:
р = 1 – g = 1 – 0,9 = 0,1
3) Определяем генотипическую структуру
популяции растений гороха:
(0,1 + 0,9)2 = 0,01 АА + 0,18 Аа + 0,81 аа
Ответ: 1% аа : 18% Аа : 81% аа
2. Вычислить частоту аллелей А и а
в популяции с соотношением генотипов: 64 АА :
32 Аа : 4 аа.
Решение
1) Из условия задачи можно сделать вывод о
генотипической структуре популяции:
0,64 АА : 0,32 Аа : 0,04 аа, определяем
частоту встречаемости доминантного аллеля:
р2 = 0,64, тогда p == 0,8.
Определяем частоту встречаемости рецессивного
аллеля:
g2 = 0,04, тогда g = = 0,2
Ответ: р = 0,8; g = 0,2
II. Изучение нового материала
1. Понятие факторов эволюции.
Идеальная популяция, в которой
действует закон Харди–Вайнберга, находится в
состоянии равновесия. Но в природных популяциях
концентрация генов и генотипов постоянно
изменяется под влиянием экологических факторов,
мутаций и т.д. В итоге популяции изменяются, т.е.
эволюционируют. Факторы, вызывающие эволюцию
популяций, называются эволюционными. К ним
относятся: мутационный процесс, популяционные
волны, изоляция, борьба за существование,
естественный отбор и др.
2. Роль мутаций в эволюции.
Эволюция проявляется в изменении
признаков и свойств отдельных видов. Эти
преобразования организмов должны быть основаны
на каких-то наследственных изменениях. Как
элементарные наследственные изменения известны
только мутации.
Нет признаков и свойств организма, которые бы в
той или иной мере не затрагивались мутациями.
Известно, что до 1/4 всех откладываемых яичек
дрозофилы в каждом поколении содержат те или
иные мутации. И у львиного зева 25% всех семян
несут мутантные признаки.
Конечно, несколько появившихся мутаций еще не
изменят популяцию. Но, возникая непрерывно, они
будут накапливаться и распространяться в
генофонде. Скорость распространения мутаций в
популяции зависит от нескольких факторов:
– степени доминирования;
– влияния на жизнеспособность особей;
– размеров популяции;
– степени изоляции популяции.
Если мутации являются полезными, то
они подхватываются естественным отбором и через
1–2 поколения число особей, обладающих ими,
значительно возрастет. Поэтому мутации являются
элементарным эволюционным материалом, с которым
«работает» естественный отбор.
Изучение большого числа природных популяций
подтвердило вывод С.С. Четверикова об их
насыщенности разнообразными мутациями. В разных
популяциях частоты мутантных генов различны.
Практически нет двух популяций, в которых
мутации возникали бы с одинаковой частотой и
затрагивали бы одни и те же признаки. Четвериков
писал: «Популяции подобны губке, впитывают
рецессивные мутации, оставаясь при этом
фенотипически однородными. Существование такого
скрытого резерва наследственной изменчивости
создает возможность для эволюционных
преобразований популяций под воздействием
естественного отбора».
Продолжение следует
1 Более
корректным представляется выражение «можно
попытаться объяснить». Категоричность
утверждений в этом весьма сложном вопросе может
вызывать у учеников внутренний протест и, как
следствие, толкнуть их на другую крайность. –
Прим. ред.
2 0,089219... – здесь и далее
результат округляем
3 В сумме имеем не
20 000, а 20 001 человека: подобная погрешность –
результат округления результатов при различии
исходных значений на несколько порядков. Но
получение более точного ответа: 19 718 АА, 281 Аа и
1 аа потребовало бы слишком трудоемких
вычислений.
|