И.А. УСТИНОВА,
учитель биологии школы № 2,
г. Лисаковск, Костанайская обл.,
Республика Казахстан
Современный этап эволюции человека.
Расы и расогенез
Урок-конференция, 10-й класс
На уроке используются знания,
полученные при изучении не только биологии, но и
географии, истории, философии, литературы. Перед
проведением урока учащимся следует повторить
ранее изученные материалы по теме «Эволюция
человека. Видообразование». Несколько учеников
– три антрополога, биохимик, генетик, физиолог,
этолог – получают индивидуальные задания.
Оборудование. Плакаты, рисунки,
таблицы и схема, иллюстрирующие происхождение
человека и рас. Информационный лист (см.
Приложение) – каждому ученику.
Эпиграфы к уроку (могут быть оформлены
в виде плакатов):
Если я чем-то на тебя не похож, я этим
не оскорбляю тебя, а напротив, одобряю.
А. де Сент-Экзюпери
Демократия – это не только и не
столько государственное устройство, но в первую
очередь отношение людей друг к другу.
Ерни Эйнхорн
Статья 19.2. Государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина,
независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения…
Запрещаются любые формы ограничения прав
граждан по признакам социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной
принадлежности…
Конституция Российской Федерации
ХОД УРОКА
Учитель. Мы с вами живем в очень
непростое время. Конституция практически любой
страны запрещает дискриминацию людей по расовым
или национальным признакам. В США даже слово
«негр» считается оскорбительным, вместо него
употребляют выражение «американец африканского
происхождения». Но до сих пор не прекращаются
попытки разделить людей на «плохие» и «хорошие»
нации. В нашей печати иногда появляются статьи, в
основе которых лежит вопрос: «Какая нация мешает
благоденствию России?»
Национальный вопрос – один из сложнейших в
социологии и политике, но каждому рано или поздно
приходится определить в нем свою позицию. Четкая
гражданская позиция появляется не на пустом
месте. Она основывается на знаниях. Сегодня мы
попытаемся ответить на следующие вопросы: «Что
такое расы?», «Как они формировались?», «Стоит ли
делить людей по расовым признакам?»
В учебниках дается такое определение: «Расы –
это исторически сложившиеся в определенных
географических условиях группы людей,
обладающих некоторыми общими наследственно
обусловленными морфологическими и
физиологическими признаками».
По морфологическим признакам традиционно
выделяют три основные расы: европеоидную,
австрало-негроидную и монголоидную. Между
представителями разных рас имеются и
физиологические различия по таким параметрам,
как интенсивность потоотделения, уровень
холестерина в крови и др. Однако расы не
различаются по числу хромосом (у каждого
человека их 46), уровню развития мозга,
соотношению лицевого и мозгового отделов,
строению конечностей. В смешанных браках
представителей разных рас рождаются полноценные
здоровые дети.
На протяжении длительного времени в
антропологии господствовали представления о
большой значимости основных расовых признаков и
о роли естественного отбора в их формировании.
Применение методов молекулярной генетики
значительно изменило представления о расах и
расогенезе.
В антропологии существуют три основных подхода к
классификации рас:
а) без учета происхождения;
б) с учетом происхождения и родства;
в) на основе популяционной концепции.
Сейчас антропологи ознакомят нас с
каждой из них.
1-й антрополог. В первой
классификации (без учета происхождения) выделяют
три крупные расы, которые включают в себя 22 малые,
часть из которых – переходные. Схему расовой
классификации изображают в виде круга. Само
существование переходных рас свидетельствует, с
одной стороны, о динамизме расовых признаков, а с
другой – об условности деления человечества
даже на большие расы. Переходные малые расы
совмещают в себе не только морфологические
признаки, но и генетические характеристики
больших. Отсюда можно сделать вывод, что малые
расы либо возникли в результате смешанных браков
(гибридогенны), либо сохранили более древние
черты, существовавшие еще до формирования
больших рас.
Представители негроидной,
монголоидной и европеоидной рас
2-й антрополог. При подходе,
учитывающем степень родства рас, их
классификация изображается в виде эволюционного
древа с коротким стволом и расходящимися
ветвями. В основе этой классификации лежит
выделение признаков архаичных (древних) и
эволюционно молодых отдельных рас. Такое
разделение морфологических признаков спорно и
субъективно. Как судить, продвинут признак или
архаичен, хорошо это или плохо? Например,
эпикантус – кожная складка на веке. Что это:
очень древний признак, который сохранился только
у монголоидов и исчез у представителей других
рас, или, напротив, новообразование, которого не
было у предковых форм и которое появилось у
монголоидов в связи с жизнью в условиях частых
песчаных бурь? Эти вопросы показывают, как
несовершенна такая классификация.
3-й антрополог. Популяционная
концепция в классификации рас основывается на
данных палеоантропологических исследований. Они
показывают, что вплоть до верхнего палеолита
практически нигде не были сформированы расовые
типы человека, с которыми были бы генетически
связаны современные большие расы. Например, в
Сунгирском погребении (Россия) найдены останки
возрастом около 26 тыс. лет. У всех черепов из
этого погребения имеется мозаичное сочетание
расовых признаков, они не могут быть отнесены ни
к одной из современных рас. Второй пример –
ископаемые скелеты из Южной Калифорнии, возраст
которых составляет 21,5 тыс. лет. У них
отсутствуют выраженные монголоидные черты,
несмотря на то, что аборигенное население
Америки – монголоиды.
Только более поздние мезолитические находки
свидетельствуют о формировании у человека
расовых признаков. Известны мезолитические
черепа с территории Северной Америки возрастом
8–10 тыс. лет с явными признаками не просто
негроидной, а малой эфиопской расы. Сходные
данные получены на территории Европы и в других
регионах.
Все это указывает на то, что процесс формирования
рас проходил на рубеже верхнего палеолита и
мезолита параллельно в разных регионах на фоне
исходной разнородности расовых признаков.
Первичное появление в процессе эволюции
признаков малых, а не больших рас позволяет
сделать вывод о том, что европеоидная,
монголоидная и негроидная расы имеют
множественное происхождение и представляют
собой крупные популяции, объединенные не столько
общностью происхождения, сколько
климато-географическими характеристиками
условий существования и адаптивностью
большинства основных признаков. Суть
популяционной концепции рас – в том, что большие
расы представляют собой огромные популяции,
малые расы – субпопуляции больших, внутри
которых конкретные этнические образования
(нации, народности) являются более мелкими
популяциями. Получается структура, включающая в
себя уровни иерархии: индивидуум – этнос – малая
раса – большая раса.
Учитель. Итак, мы познакомились с
тремя подходами к выделению рас. Наиболее
объективной представляется популяционная
концепция. В ее пользу говорят данные многих
биологических наук. Давайте познакомимся с этими
данными.
Биохимик. Исследования
распределения различных групп крови и белков
крови в популяциях человека показали, что
расовые признаки составляют около 8% от общего
генетического разнообразия человечества. Между
тем по биохимии крови различия даже между
соседями по дому могут составлять более 80%. Немец
генетически может быть ближе к полинезийцу, чем к
другому немцу. Географическое распределение
частот генов групп крови, различных форм
иммуноглобулинов не соответствует ареалам ни
одной из рас. По группам крови АВ0 и MN европейцы
ближе к африканцам, а по системе
иммуноглобулинов – к монголоидам Азии. Эти
данные говорят о том, что общий биохимический
полиморфизм человека эволюционно возник раньше,
чем комплекс расовых признаков.
Генетик. Определение расы может
звучать так: «Раса – это большая популяция
индивидов, у которых значительная часть генов
общая и которую можно отличить от других рас по
общему для нее генофонду». На основании числа
аллелей, свойственных той или иной группе
организмов, можно определить генетическое
расстояние между ними. Оказалось, что для больших
рас эта величина выражается числом 0,03. Это
гораздо ниже значений, характеризующих подвиды
(0,17–0,22) и тем более виды животных (0,5–0,6). В
животном мире генетическое расстояние,
равное 0,03, соответствует отличиям местных
популяций друг от друга.
Чем же можно объяснить различия между расами? Как
протекала эволюция, приведшая к возникновению
генетических различий между ними? Главным
фактором эволюции внешних признаков (фенотипов)
является естественный отбор, обусловливающий
приспособление к различным условиям окружающей
среды. Однако, чтобы действие отбора закрепилось,
необходимо наличие репродуктивной изоляции.
Существовал ли исторический период, когда все
человечество было разделено на три более или
менее изолированные группы?
На протяжении большей части последнего
ледникового периода (около 100 тыс. лет назад)
громадная площадь Земли была покрыта льдом.
Гималаи и Альпийские горы с расположенными на
них ледниками разделили Евразийский континент
на три области, создавая тем самым условия для
раздельной эволюции европеоидов на западе,
монголоидов на востоке и негроидов на юге.
Современные области расселения трех больших рас
не совпадают с теми областями, в которых они
формировались, но это можно объяснить более
поздними миграциями.
По каким же признакам шел отбор? Скорее всего, по
тем, которые были направлены на приспособление к
конкретным природно-климатическим условиям.
Физиолог. Наиболее заметно расы
различаются по цвету кожи. Большинство
современных приматов имеют темную пигментацию.
Возможно, что и древний человек был темнокожим.
Почему же у европейцев и монголоидов кожа слабо
пигментирована?
Согласно одной из гипотез, в местах их расселения
произошла адаптация к низкому уровню
ультрафиолетового излучения. Под действием
ультрафиолета в коже человека провитамин D
превращается в сам витамин. Витамин D необходим
для кальцификации костей, его нехватка приводит
к рахиту. Одно из проявлений рахита – деформация
таза, осложняющая роды. В условиях первобытного
строя это могло способствовать сильному
давлению отбора.
В районах обитания людей с высокой степенью
пигментации кожи отмечается высокая
интенсивность ультрафиолетового излучения.
Зависимость между местом обитания и
пигментацией кожи не подтверждается только в
двух случаях – для эскимосов и африканских
пигмеев. Обе популяции состоят из темнокожих
индивидов, хотя и в арктических районах, и под
пологом влажного тропического леса
ультрафиолета сравнительно мало. Но в случае с
эскимосами можно предположить, что они получают
витамин D из печени рыб и морских
млекопитающих – основных продуктов питания.
Примерно так же, как цвет кожи, формировались и
другие расовые признаки: разрез глаз, курчавость
волос. Можно предположить, что небольшой рост и
плотное телосложение эскимосов, характерный для
них относительно толстый слой подкожного жира
дают преимущества в холодном климате, а широкая
грудная клетка южноамериканских индейцев,
живущих высоко в Андах, связана с адаптацией к
разреженному воздуху высокогорий.
Учитель. Итак, мы познакомились с
некоторыми точками зрения на механизмы
формирования рас. Очевидно, что человечество
образует единый вид Homo sapiens, а расовые
признаки имеют адаптивный характер. Они не
затрагивают того, что отличает человека от
животных – способности к абстрактному мышлению
и самопознанию, связанной с функциями мозга.
Философы определяют человека как «материю,
познающую самое себя».
Как же относиться к людям, пропагандирующим
национализм и расизм? Послушаем мнение этолога.
Этолог. Этологи объясняют расовую
и национальную неприязнь действием механизма
поведенческой изоляции. В ходе эволюции под
действием естественного отбора часто
усиливаются различия в поведении похожих видов,
меняются местами отдельные позы в ритуалах,
представители разных видов становятся
«неприятными» и «непонятными» друг другу. Тем
самым снижается вероятность образования
смешанных пар.
При контакте с непохожими на нас людьми
срабатывает та же программа, что и у животных,
реагирующих на близкий вид: неприятие. Расы
человека по внешним признакам различаются
больше, чем многие близкие виды. Различия,
связанные с традициями, культурой, одеждой,
прической, религией, могут быть столь заметны,
что наше восприятие опознает их как межвидовые. А
различия в языке? Они точно укладываются в
программы поведенческой изоляции: так, например,
многие внешне почти неразличимые виды птиц
различаются мелодиями и формами песен.
В отношении языка можно видеть весь спектр
реакций на различия. Если совсем непохожий язык
(для русских – эстонский, китайский или
чукотский) нам просто непонятен, то более близкий
(литовский, таджикский, немецкий) уже вызывает
неприятие в отношении «не того» употребления
знакомых корней и слов. Совсем же близкие языки
(сербский, польский, болгарский, украинский и
белорусский) воспринимаются просто как смешные,
как пародия на русский язык. Многие писатели, от
Гоголя до Шолохова, одним включением
«украинизмов» в русский текст вызывали приступы
«зоологического» смеха у миллионов читателей.
Таким образом, у расовой и национальной
неприязни есть врожденные биологические корни.
Эта ошибка генетической программы рассчитана на
другой случай – видовые и подвидовые различия.
Расист говорит и действует, находясь во власти не
ведающего сомнений, но ошибающегося инстинкта.
Спорить с ним бесполезно: инстинкт логики не
признает.
Весь опыт человечества, к сожалению,
подтверждает, что этологи правы. К расизму нельзя
относиться как к логичной точке зрения,
умозаключению, имеющему право на существование.
Получив в свои руки созданные в XX в. средства
массовой информации, расисты умудрялись бросать
в пламя расовых конфликтов даже самые культурные
и уравновешенные народы. Расистские
высказывания следует просто пресекать, а если
проповедник уж очень активен, то и изолировать
его от средств воздействия на других людей.
Биологи утверждают: генетическое разнообразие,
так же как разнообразие языков, культуры,
традиций, – самое главное сокровище, основа и
залог приспособляемости и долговечности
человеческой цивилизации. Нам не дано знать, кто
«впереди», а кто «отстал», «зашел в тупик» или
«идет не туда». Только максимальное
разнообразие, сохранение всего, что способно
сохраниться, обеспечивает надежный путь к
устойчивости вида.
Неприятие расизма должно заключаться не в том,
чтобы отрицать его естественные корни, а в том,
чтобы обуздать ошибки в наших программах
поведения, поддерживать в себе благожелательный
интерес к непохожим людям, «раскручивать»
программу, которую еще Аристотель назвал
«общительной природой человека».
Учитель. После всего сказанного
остается только добавить, что не случайно
Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) начал
специальную программу по развитию толерантности
в обществе. С помощью Фонда «Холокост» и
посольства Швеции в России проведены семинары по
проблемам воспитания толерантности. Трудное
слово «толерантность» означает терпимость. И
хотя «государство гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения…»,
оно не сможет обеспечить выполнение этих
гарантий без активного участия в их выполнении
каждого гражданина.
Используя полученные на уроке знания и сведения,
выполните задания, приведенные в информационных
листах.
Приложение
Информационный лист
Тема урока____________________
1. Основные понятия
Расы – исторически сложившиеся в
определенных географических условиях группы
людей, обладающих некоторыми общими
наследственно обусловленными морфологическими
и физиологическими признаками.
Расоведение – наука, изучающая
расовые особенности, их происхождение,
формирование и историю.
Расизм – реакционная теория о
разделении человечества на «высшие» и «низшие»
расы.
Нация – совокупность граждан
одного государства.
Метисация – смешение рас.
Мулаты – представители
смешанного расового типа, потомки от браков
между европеоидным и негроидным населением.
Толерантность – терпимость к
чужим мнениям, верованиям, поведению…
2. Характеристика больших человеческих
рас
Морфологические
особенности |
Расы |
Значение признаков |
австрало-
негроидная |
европеоидная |
монголоидная |
Лицо
Нос
Губы
Разрез и цвет глаз
Волосы
Цвет кожи |
|
|
|
|
3. Схема расовой классификации
современного человека
По окружности приведены названия
больших рас, в секторах – названия малых рас,
между большими расами – по две переходных.
4. Проанализируйте следующие данные
(письменно).
В клетках человека любой расы
содержится по 46 хромосом; от брака людей белой
расы с людьми желтой или черной расы рождается
нормальное плодовитое потомство, кровь человека
одной расы можно переливать человеку любой
другой расы (в соответствии с группой крови).
Объясните, к каким критериям вида относятся
перечисленные выше признаки людей, какие выводы
вытекают из этих фактов?
5. Выводы по уроку
А. В основе деления человечества на
расы лежат _____________.
Б. Все расы ______ равноценны и относятся к одному
виду – ____.
В. Основные факторы расогенеза это: _________________
Г. Толерантность – это ______ .
|