КОПИЛКА ОПЫТА

В.В. СПАСОВ,
учитель биологии, г. Краснодар

Использование на уроках опорных конспектов и игровых приемов опроса класса

Свои уроки (обычно спаренные) я начинаю с проверки домашнего задания, занимая первую половину урока. Опрашиваю весь класс по методу «Экипаж», чтобы, как говорил Шаталов, «ученик, идя в школу, не мог и помыслить, что его не спросят, ибо если он имеет хотя бы один шанс, то воспользуется им и не подготовит урок». При опросе реализую другой принцип Шаталова – принцип «близкой перспективы». Одно дело, когда ученик слушает объяснение учителя, а отвечать ему придется через неделю, и совсем другое, когда он слушает рассказ своего товарища, зная, что через 20 мин он сам будет рассказывать об этом у доски.

При опросе по командам можно давать большее количество дополнительного материала и, что самое главное, спросить его с ученика во время ответа. Когда четверо рассказывают о чем-то друг другу, то один запомнил и рассказывает одно, другой – другое, в результате ответ становится более полным.

Сами учащиеся признавались, что порой больше узнают во время опроса друг от друга, когда команды готовятся отвечать. Такой опрос позволяет учащимся сконцентрироваться и, проговорив материал, ответить более полно, их рассказ становится более связным.

Опрос по командам предполагает дифференцированный подход к ученикам. Но при этом много времени занимает формирование команды.

Прежде всего, я позволяю ученикам самим выбрать команду. Но позже случается, что либо они сами пересаживаются, если команда им не подходит, либо я их пересаживают так, чтобы те, кто учится на «5», сидели в одной команде, а те, кто учится на «3», в другой. Ведь если слабый ученик находится в команде с сильными, то он вряд ли сможет блеснуть своими знаниями, но среди равных себе он может ответить лучше их. В командах появляется соревнование между учениками – кто лучше ответит. В результате ученики, которые учатся хорошо, помогают друг другу учиться еще лучше, а у троечников появляется шанс выделиться среди своей команды, ответить лучше.

Во время объяснения нового материала составляется опорный конспект, который облегчает ребятам подготовку домашнего задания, позволит дать более четкий ответ. Многие учащиеся все годы сохраняют опорные конспекты, готовятся по ним к школьным экзаменам и даже используют при поступлении в вуз.

Для разнообразия уроков и, самое главное, для создания положительных эмоций на уроке, использую игру «Вертушка», в которой учащиеся выполняют различные задания за разными столами.

Игра «Морской бой» часто используется мною для закрепления нового материала. Когда рассказываешь новый материал, то видишь, что весь класс иногда буквально «смотрит тебе в рот», но стоит в конце урока начать задавать вопросы, как выясняется, что половина тебя не слышала. Чтобы закрепить материал, использую игру в последние 10 мин урока. Учащиеся перепроверяют себя, задавая друг другу вопросы, составленные либо в специально отведенное на это время (5–7 мин), либо во время объяснения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru