О.В. ПЕТУНИН,
учитель биологии
шк. № 32, г. Прокопьевск,
Кемеровская область
Окончание. См. № 2/2004
Модульное обучение в условиях
профильной школы
На примере первых уроков по генетике
(10-й класс)
Урок № 1. Предмет, задачи и методы генетики.
Наследственность и ее материальные носители.
Аллельные гены. Генотип. Фенотип. Первый закон
Г.Менделя (продолжение)
Номер учебного
элемента |
Учебный материал с
указанием заданий |
Руководство по
усвоению учебного материала |
УЭ-3 |
Цель: изучить первый
закон Г.Менделя, дать определение следующим
понятиям: чистые сорта, доминантные и
рецессивные гены и признаки, гомозиготные и
гетерозиготные организмы |
|
1. Выполните задания |
|
Сообщение учащегося о
жизни и работах Г.Менделя |
Внимательно слушайте
рассказ.
Фиксируйте основные моменты в тетради |
Ответьте на вопросы:
В какие годы жил Г.Мендель?
Кем был Г.Мендель по роду занятий?
Какой университет и когда окончил Г.Мендель?
Как называется главный научный труд Г.Менделя?
Почему опыты Г.Менделя с горохом длились целых 7
лет?
Благодаря чему эксперименты Г.Менделя оказались
удачными?
Почему Г.Мендель анализировал большое число
растений? |
Ответьте на
поставленные вопросы, используя сообщение,
сделанное вашим товарищем и текст учебников [I]: с.
52–53 и [IV]: с. 148, 151–152. Работайте индивидуально.
Задание оценивается в 7 баллов |
Лекция «Первый закон Г.
Менделя» |
Внимательно слушайте
учителя, делайте записи определений новых
понятий в тетради |
Дайте определение
следующим понятиям: чистые сорта (линии),
доминантный признак и ген, рецессивный признак и
ген, гомозиготный организм, гетерозиготный
организм |
Работайте в группе.
Воспользуйтесь записями, сделанными в тетради, и
текстом учебников [I]: с. 53–57 и [IV]: с. 151–153. Задание
оценивается в 5 баллов |
Ответьте на вопросы:
Каков был характер опыления гороха в
экспериментах Г.Менделя при получении гибридов
первого поколения?
Были ли гибриды первого поколения единообразны
по генотипу?
Были ли гибриды первого поколения единообразны
по фенотипу? |
Работайте в группе.
Воспользуйтесь записями, сделанными в тетради, и
текстом учебников [I]: с. 53–57 и [IV]: с. 151–153. Задание
оценивается в 3 балла |
Сформулируйте первый
закон Г.Менделя – закон единообразия гибридов
первого поколения |
Работайте в группе.
Воспользуйтесь записями, сделанными в тетради, и
текстом учебников [I]: с. 57 и [IV]: с. 152. Задание
оценивается в 2 балла |
2. Обсудите результаты
своей работы |
Работайте вместе с
классом |
3. Оцените свою работу |
Максимальная оценка за
работу по УЭ-3 – 17 баллов |
УЭ-4 |
Цель: изучить
генетическую символику и научиться составлять
схемы генетических скрещиваний |
|
1. Выполните задания |
|
Объяснение учителя
(лекция-беседа) |
Внимательно слушайте
учителя, сделайте в тетради запись схемы
скрещивания, позволяющей сформулировать первый
закон Г.Менделя |
Расшифруйте условные
обозначения:
Р – ... ;
F – ... ;
А – ... ;
а – ... ;
АА – ... ;
аа – ... ;
Аа – ... . |
Работайте
индивидуально. Воспользуйтесь записями,
сделанными в тетради, и текстом в учебниках [I]: с.
61–62 и [IV]: с. 153–154. Задание оценивается в 7 баллов |
Ответьте на вопросы.
1. Растения, выращиваемые как чистая линия,
низкорослы. Признак низкого роста у данного вида
является рецессивным. Каков генотип
представителей этой чистой линии?
2. Отец гетерозиготный темноволосый, мать
блондинка. Какой ген доминирует у их детей?
3. Потомство доброй собаки Греты все было добрым в
нескольких поколениях. Какой ген поведения собак
доминирует?
4. Белая окраска плодов тыквы доминирует над
желтой. Родительские растения гомозиготны; одно
из них имеет белые плоды, а другое – желтые.
Какого цвета будут плоды у гибридов первого
поколения? |
Работайте
индивидуально. Выполнение каждого задания
фиксируйте в тетради. Задание оценивается в 12
баллов |
2. Обсудите
результаты своей работы. |
Работайте вместе с
классом |
3. Оцените свою работу |
Максимальная оценка за
работу по УЭ-4 – 19 баллов |
УЭ-5 |
1. Подведение итогов
урока |
|
Еще раз прочитайте цель
урока |
Индивидуально |
Достигли ли вы цели
урока? В какой степени? |
Вместе с классом |
Оцените свою работу на
уроке. Если по итогам урока вы набрали 60–64 балла,
то получаете оценку «пять»; 53–59 баллов –
«четыре»; 44–52 балла – «три»; менее 44 баллов –
«два» |
Ваша оценка ____ . |
Домашнее задание |
|
Если за работу на уроке
вы получили оценку «пять», то вы освобождаетесь
от домашнего задания. Если вы испытывали
затруднения, допустили много ошибок, поработайте
с учебниками [I] – §21 и [IV] – §§24–25. |
|
Тетради выборочно сдаются на
проверку учителю.
Литература
1. Бурцева О.Ю. Модульная технология
обучения //Биология в школе, 1999, № 5.
2. Бурцева О.Ю. Модульные уроки
биологии: практика использования в школе (Раздел
«Животные»). – М.: Школьная Пресса, 2003.
3. Иноземцева Н.А. Клетка –
структурная единица живого (Модульное
планирование темы) //Биология в школе, 2003, № 2.
4. Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования //Учительская
газета, 2002, № 31.
5. Третьяков П.И., Сенновский И. Б.
Технология модульного обучения в школе:
Практико-ориентированная монография/Под ред.
Третьякова П.И. – М.: Новая школа, 2001.
6. Шамова Т.И. Модульное обучение:
сущность и технология //Биология в школе, 1994, № 5.
7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева
Н.А. Технологическая карта как основа
планирования учебного процесса //Биология в
школе, 1992, № 5–6.
8. Юцявичене П.А. Теория и практика
модульного обучения. – Каунас, 1989
|