Я ИДУ НА УРОК

О.В. ПЕТУНИН,
учитель биологии
шк. № 32, г. Прокопьевск,
Кемеровская  область

Окончание. См. № 2/2004

Модульное обучение в условиях профильной школы

На примере первых уроков по генетике (10-й класс)

Урок № 1. Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность и ее материальные носители. Аллельные гены. Генотип. Фенотип. Первый закон Г.Менделя (продолжение)

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-3

Цель: изучить первый закон Г.Менделя, дать определение следующим понятиям: чистые сорта, доминантные и рецессивные гены и признаки, гомозиготные и гетерозиготные организмы

 

1. Выполните задания

 

Сообщение учащегося о жизни и работах Г.Менделя   

Внимательно слушайте рассказ.
Фиксируйте основные моменты в тетради

Ответьте на вопросы:
В какие годы жил Г.Мендель?
Кем был Г.Мендель по роду занятий?
Какой университет и когда окончил Г.Мендель?
Как называется главный научный труд Г.Менделя?
Почему опыты Г.Менделя с горохом длились целых 7 лет?
Благодаря чему эксперименты Г.Менделя оказались удачными?
Почему Г.Мендель анализировал большое число растений?

Ответьте на поставленные вопросы, используя сообщение, сделанное вашим товарищем и текст учебников [I]: с. 52–53 и [IV]: с. 148, 151–152. Работайте индивидуально. Задание оценивается в 7 баллов

Лекция «Первый закон Г. Менделя»

Внимательно слушайте учителя, делайте записи определений новых понятий в тетради

Дайте определение следующим понятиям: чистые сорта (линии), доминантный признак и ген, рецессивный признак и ген, гомозиготный организм, гетерозиготный организм

Работайте в группе. Воспользуйтесь записями, сделанными в тетради, и текстом учебников [I]: с. 53–57 и [IV]: с. 151–153. Задание оценивается в 5 баллов

Ответьте на вопросы:

Каков был характер опыления гороха в экспериментах Г.Менделя при получении гибридов первого поколения?
Были ли гибриды первого поколения единообразны по генотипу?
Были ли гибриды первого поколения единообразны по фенотипу?

Работайте в группе. Воспользуйтесь записями, сделанными в тетради, и текстом учебников [I]: с. 53–57 и [IV]: с. 151–153. Задание оценивается в 3 балла

Сформулируйте первый закон Г.Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения

Работайте в группе. Воспользуйтесь записями, сделанными в тетради, и текстом учебников [I]: с. 57 и [IV]: с. 152. Задание оценивается в 2 балла

2. Обсудите результаты своей работы

Работайте вместе с классом

3. Оцените свою работу

Максимальная оценка за работу по УЭ-3 – 17 баллов

УЭ-4

Цель: изучить генетическую символику и научиться составлять схемы генетических скрещиваний

 

1. Выполните задания

 

Объяснение учителя (лекция-беседа)

Внимательно слушайте учителя, сделайте в тетради запись схемы скрещивания, позволяющей сформулировать первый закон Г.Менделя

Расшифруйте условные обозначения:
Р – ... ;
F – ... ;
А – ... ;
а – ... ;
АА – ... ;
аа – ... ;
Аа – ... .

Работайте индивидуально. Воспользуйтесь записями, сделанными в тетради, и текстом в учебниках [I]: с. 61–62 и [IV]: с. 153–154. Задание оценивается в 7 баллов

Ответьте на вопросы.
1. Растения, выращиваемые как чистая линия, низкорослы. Признак низкого роста у данного вида является рецессивным. Каков генотип представителей этой чистой линии?
2. Отец гетерозиготный темноволосый, мать блондинка. Какой ген доминирует у их детей?
3. Потомство доброй собаки Греты все было добрым в нескольких поколениях. Какой ген поведения собак доминирует?
4. Белая окраска плодов тыквы доминирует над желтой. Родительские растения гомозиготны; одно из них имеет белые плоды, а другое – желтые. Какого цвета будут плоды у гибридов первого поколения?

Работайте индивидуально. Выполнение каждого задания фиксируйте в тетради. Задание оценивается в 12 баллов

2. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом

3. Оцените свою работу

Максимальная оценка за работу по УЭ-4 – 19 баллов

УЭ-5

1. Подведение итогов урока

 

Еще раз прочитайте цель урока

Индивидуально

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Вместе с классом

Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 60–64 балла, то получаете оценку «пять»; 53–59 баллов – «четыре»; 44–52 балла – «три»; менее 44 баллов – «два»

Ваша оценка ____ .

Домашнее задание

 

Если за работу на уроке вы получили оценку «пять», то вы освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допустили много ошибок, поработайте с учебниками [I] – §21 и [IV] – §§24–25.

 

Тетради выборочно сдаются на проверку учителю.

Литература

1. Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения //Биология в школе, 1999, № 5.

2. Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе (Раздел «Животные»). – М.: Школьная Пресса, 2003.

3. Иноземцева Н.А. Клетка – структурная единица живого (Модульное планирование темы) //Биология в школе, 2003, № 2.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета, 2002, № 31.

5. Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/Под ред. Третьякова П.И. – М.: Новая школа, 2001.

6. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность и технология //Биология в школе, 1994, № 5.

7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Технологическая карта как основа планирования учебного процесса //Биология в школе, 1992, № 5–6.

8. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru