Я ИДУ НА УРОК

Г.Г. КУЛИКОВА,
учитель ОБЖ и биологии,
с.ш. № 2, г. Коммунар, Ленинградская обл.

Особенности строения клюва птиц в зависимости от способа питания

(Урок–практическая работа)

Оборудование: чучела птиц; таблицы и рисунки с изображением птиц разных экологических групп, их клювов и лап; энциклопедии и определители птиц; видеофильм о птицах.

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний – опрос по предыдущей теме

В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны стремиться больше летать. Почему же в мороз птицы чаще сидят нахохлившись?

Ответ. В мороз птицы сидят нахохлившись, распушив перья, и тем самым создают вокруг своего тела «воздушную рубашку». В полете успевший чуть нагреться воздух у тела птицы все время заменяется свежим – более холодным. Потеря тепла может быть настолько значительной, что летящая птица умирает от переохлаждения.

II. Изучение нового материала

«Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Каков биологический смысл этой пословицы? Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить сегодня на уроке.
Запишем тему урока: «Особенности строения клюва птиц в зависимости от способа питания».
По способам питания и образу жизни птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных (в том числе и плодоядных), хищных и водных. Соответственно различаются у них и типы клюва.

(Класс делится на 4 группы – каждая будет готовить сообщение об одном типе клюва. Задание формулируется так: «Рассмотрите форму и строение клювов и сделайте выводы о характере питания птиц и способе добывания пищи». Учитель раздает дополнительную литературу. На выполнение задания отводится 10 мин.)

Выступления групп

(После выступления каждой группы учащиеся записывают в тетрадях краткую характеристику представленного типа клюва.)

«Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы.

Существует легенда о том, как воины Александра Македонского (IV в. до н. э.) дошли до Долины алмазов. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросать вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипали к мясу, а прирученные орлы, планировали вниз, хватали мясо и клали к ногам царя. В чем здесь может быть ошибка?

Ответ. Орлы – хищники, а не падальщики, и вероятность того, что они схватят именно куски мяса, мала. Хотя помощники знаменитого полководца могли не только приручать орлов, но и дрессировать их.

Почему голова и шея грифа лишены перьевого покрова?

Ответ. Грифы питаются падалью. Отсутствие перьевого покрова облегчает им проникновение внутрь трупа животного и выгодно из гигиенических соображений.

«Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким клювом – гуси, утки, лебеди, фламинго.

(Показ видеофрагмента о фламинго.)

«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы.

На столе лежат следующие предметы: светло-синие матерчатые флажки, прямоугольные полоски из жести консервных банок, зеленые стрелки лука и шпагат. Какая связь между этими предметами и плодоядными птицами?

Ответ. Эти предметы развешивают в кронах деревьев во время созревания плодов для защиты от птиц, так как птицы не любят светло-синий цвет, их отпугивает блестящая поверхность, птицы не выносят запаха лука.

«Насекомоядный» клюв – острый, тонкий, различной формы и длины. Птицы с таким клювом – стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки и т.д.

Решите задачу. Ежедневно в период выкармливания птенцов стриж прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых (корм обволакивается слюной и имеет вид «пакетиков»). Период выкармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов? Ответ: 400х34х33х2 = 897 600 насекомых.

III. Домашнее задание

Изучить особенности строения конечностей птиц в зависимости от среды обитания. Сравнить лапы хищных, водоплавающих, болотных, лесных птиц и птиц открытых пространств.

Литература

 Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учеб. лит.», 1996.

Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.

Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10(11) класс». – М.: Дрофа, 2001.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru