О.Л. СИЛАЕВА
Продолжение. См. № 2/2004
История одомашнивания птиц
Гуси
Дикие гуси легко приручаются, если
взяты в птенцовом возрасте. В течение одного-двух
поколений эти птицы привыкают к человеку и
успешно размножаются в неволе. Удобно и то, что
гуси много едят и их легко откормить, а заодно и
отучить от длинных перелетов. Многие источники
утверждают, что именно гуси являются первыми
домашними птицами.
Доместикация гусей проходила
многократно и в разных районах. Прародителями
домашних гусей были, в основном, три вида. В
Европе и в различных районах Азии, кроме
восточных, был одомашнен серый гусь (Anser anser).
У него серое узорчатое оперение и красный клюв.
Этот вид распространен по всей Европе. В Китае и
на Дальнем Востоке был доместицирован обитающий
там гусь-сухонос (Anser cygnoides). Это более
крупный гусь с черным клювом. Современные
домашние китайские гуси очень похожи на своего
дикого прародителя.
Предполагается, что в Древнем Египте
был приручен дикий нильский гусь (Chenalopex
aegyptiacus), однако его одомашненные потомки не
сохранились. Этот вид гусей обитает почти везде в
Африке, кроме ее западной части. Нильский гусь
немного меньше других прародителей домашних
видов. У него красивое красно-коричневое с
желтыми оттенками оперение.
В Древнем Египте хорошо знали
домашних, вернее полудомашних, гусей. В
египетских гробницах, построенных более 4 тыс.
лет назад, имеется много рисунков гусей: сцен их
откорма, жарения на вертеле, изображений
крестьян, несущих гусей на рынок.
Гуси упоминаются в Одиссее – у
Пенелопы было 12 гусей и она любила наблюдать, как
они поедают намоченное зерно.
В Греции, Малой и Средней Азии гуси
были священными птицами, их также считали
символом изобилия. При раскопках древнего города
Пенджикента на территории современного
Таджикистана было обнаружено изображение юноши,
держащего домашнего гуся для жертвоприношения.
В Месопотамии гусей держали стаями,
почитали как священных птиц, но и использовали в
пищу. Изображения гусей встречаются на печатях и
других предметах. Интересна статуэтка из Ура (III
тысячелетие до н. э.), изображающая богиню Бан,
сидящую на спинах двух гусей, а два других гуся
служат ей скамеечкой для ног. Есть еще глиняные
рельефы и цилиндрические печати, на которых гуси
изображены в виде богини. В некоторых странах до
настоящего времени используют весы, сделанные в
виде гусей.
Индийцы верили, что гуси давали советы
самому Брахме. Римляне почитали гусей за то, что
эти птицы в 390 г. спасли Рим, разбудив своим
гоготаньем жителей города. Гусей держали в храме
Юноны на Капитолийском холме.
Вообще, римляне несомненно понимали
толк в гусях. Они ели гусиное мясо и очень ценили
гусиные яйца. Однако считалось, что яйца,
сваренные вкрутую, становятся несъедобными.
Гусиная печень была большим деликатесом, и
римляне знали, как ее увеличить, скармливая
птицам смесь из муки, молока и меда. Пуховые перья
использовались для диванных подушек и
драпировок. Использование гусиных перьев для
письма впервые упоминается неким Валесием в V в.
н.э. Гусиный топленый жир использовался в
медицине как средство против кожных заболеваний,
внутрь его принимали против колик. И еще жир
использовали в качестве различных смазок.
В древнегерманской мифологии гусь
также считался священным животным. Похоже, что
гусей разводили в больших количествах как в
Галлии, так и в Древней Германии. Во времена
Плиния великолепных гусей импортировали из
галлийской Бельгии и из Германии. На продажу в
Италию через Альпы их гнали пешком – это
считалось выгодным, так как подходящего
транспорта для перевозки гусей, тем более через
горы, не было. Можно себе представить, сколько
жира птицы теряли в дороге!
В Средние века и позднее домашние гуси
были уже широко распространены по всей Евразии.
Франкский король Карл Великий (742–814 гг.) издал
указ, в котором его подданным вменялось в
обязанность держать в домашнем хозяйстве гусей.
Крестьяне должны были ежегодно ко дню святого
Мартына (10 ноября) доставлять в монастыри и
приюты определенное количество откормленных
птиц. В некоторых европейских странах, в основном
германоязычных, сохранилось выражение «мартынов
гусь».
В конце XIX – начале XX столетия, по мере
развития интенсивного земледелия, осушались
болота, уничтожались естественные луга, а с ними
исчезали и пастбища для гусей. В Западной Европе
гусеводство пришло в упадок. Но в
восточноевропейских странах, особенно в России,
гусей продолжали держать в значительных
количествах.
А вот разводить гусей в России начали
несколько позже, чем в других европейских
странах. Наибольшего развития эта отрасль
достигла у нас в период между XVII и XIX вв. Тогда
страна экспортировала за границу много пуха,
пера и гусиного мяса. Массовые поставки гусей за
границу производились тем же способом, что и в
Древней Германии: гусей гнали пешком. Живых птиц
перегоняли для продажи из России в Германию и
Австро-Венгрию. Перед такой дальней дорогой
гусей «подковывали». Делалось это так: на ровном
месте разливали растопленную жидкую смолу, а
рядом с ней тонким слоем насыпали песок. Стадо
гусей перегоняли вначале через смолу, и сразу
после этого – по песку. Теперь гуси могли пройти
десятки верст, не повредив лап.
В Северной Америке в XVIII и XIX вв.
разводили гусей, происходивших от европейских и
азиатских пород. Прирученная здесь местная
канадская казарка не получила широкого
распространения.
Утки
Родоначальником домашних уток Старого
Света являются кряковая утка (Anas platyrhyncha). Ее
одомашенние происходило в разных местах и в
разное время. В Греции уже в V в. до н.э. содержали
так называемых пятнистых уток. Однако их держали
под сетками, – что говорит о том, что они не были
полностью одомашнены. Колумелла в Италии (I в. до
н.э.) советовал собирать яйца диких уток и класть
их под наседку-курицу, что также свидетельствует
о продолжавшемся процессе одомашнивания. Этот же
автор пишет о том, что в Риме устраивались
специальные дворы для содержания уток.
Кряква
В Китае уток одомашнили раньше. Там
даже проводили своеобразную инкубацию – яйца
закладывали в корзины с подогретой мякиной,
которые ставили одна на другую в отапливаемых
помещениях.
С тех времен было выведено много пород
домашних уток. Они потеряли способность к полету,
у них изменилось телосложение, увеличились вес и
яйценоскость. Изменилась, разумеется, и окраска.
У домашних пород усилена склонность к альбинизму
и меланизму. Некоторые породы «получили»
однообразный коричнево-серый наряд (хаки), хотя
во всех породах, даже белых, время от времени
наблюдается возврат к окраске дикой кряквы. Так
называемые «царские утки» отличаются пышными
хохлами из мягких перьев. Чисто белые, с
серебристым отливом английские утки «Эйльсбери»
известны вкусным мясом и мягкими перьями,
которые используют для украшений. У пекинских
уток массивное тело и прямая посадка, окраска
белая с желтым оттенком.
Недавно выведены породы уток, отличающиеся
особенной яйценоскостью – утки хаки. Среди них
попадаются особи, дающие до 300 яиц в год.
Продолжение следует
|