Я ИДУ НА УРОК

Т.Ф. ОСИПЕНКО,
учитель биологии ср. шк. № 33,
г. Тайга, Кемеровская обл.

Обобщающий урок по теме «Птицы»

Урок проводится в форме игры. Учащиеся делятся на группы по успеваемости. Слабоуспевающим при этом приходится мыслить самостоятельно – довольно часто они показывают хорошие результаты, а кроме того, работают с удовольствием.
Предварительно ребята получили домашнее задание – решить кроссворд «Птичья столовая»: в клетки надо было вписать названия птиц, которые прилетают зимой на кормушку.

Вводное слова учителя

Древняя фигурка Еще в глубокой древности, в палеолите (древнем каменном веке) неизвестные художники изображали гусей, коршунов, сов, рябчиков, уток, чаек. А в неолите (новом каменном веке) – этот список пополнили беркуты, вороны, глухари, журавли, лебеди, удоды, цапли и др. Это свидетельствует о том, что люди уже тогда понимали, насколько важны для них птицы.
Сейчас в мире живет 100 млрд диких птиц и еще около 50 млрд домашних и полудомашних. На каждого из нас приходится около 30 пернатых. Понятно, что значение птиц в нашей жизни огромно.

Древняя фигурка лебедя из бивня мамонта

Задание № 1.

Выпишите номера правильных суждений.

1. Все птицы способны к полету.
2. Киль как вырост грудины способствует рассеканию воздуха при полете.
3. Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы.
4. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад.
5. Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.
6. Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый.
7. Крылья птицы и поднимаются, и опускаются благодаря действию больших грудных мышц.
8. Кожа птиц тонкая, сухая.
9. В кисти передней конечности у птиц – 5 пальцев.
10. Воздушные мешки птицы – часть их дыхательной системы.
11. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.
12. Сердце у птиц четырехкамерное.
13. У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.
14. Мочевой пузырь у птиц небольшой.
15. У самок птиц развит только один яичник.
16. Белок в яйце – одна из оболочек.
17. Все птицы строят гнезда.
18. Гнездование – одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве.
19. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.

(Ответы: 3, 4, 5, 8, 10, 12, 13, 15, 16, 18.)

Мифологические австралийские птицы

Задание № 1А.

Выберите номера, которыми отмечены особенности строения птиц, являющиеся приспособлениями к полету.
(Это задание выполняет только один из учащихся.)

1. Бородки на перьях плотно сцепляются между собой.
2. У птиц нет мочевого пузыря.
3. У птиц есть киль на грудине.
4. У птиц есть крылья.
5. У птиц есть почки.
6. Птицы очень быстро переваривают пищу.
7. У самок птиц есть всего один яичник.
8. У птиц есть клюв.

(Ответы: 1, 2, 3, 4, 6, 7.)

Кроссворд «Птичья столовая»

(Ответы: поползень, чечетка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, овсянка.)

Задание № 2.

Укажите соответствие видов птиц, мест их обитания и пищи.

Вид

Места обитания

Пища

1. Глухарь
2. Синица
3. Дятел
4. Утка
5. Гриф
6. Дрофа
7. Ястреб
8. Соловей
9. Овсянка

1. Водоемы и их берега
2. Заросли кустарника
3. Лес
4. Степи
5. Горы

1. Водные беспозвоночные
2. Насекомые
3. Почки и ягоды
4. Семена
5. Мелкие позвоночные животные
6. Падаль
7. Птицы

(Ответы: 1–3–2,3; 2–2,3–2,4; 3–3–2,4; 4–1–1; 5–4,5–6; 6–4–2,5; 7–3–7,5; 8–2–2; 9–2–4.)

Задание № 2А.

Выберите номера, которыми отмечены названия органов или термины, имеющие отношение к: А – пищеварительной системе; Б – дыхательной системе; В – системе органов размножения.
(Это задание выполняет только один из учащихся.)

1. Зоб.
2. Яйцо.
3. Бронхи.
4. Легкие.
5. Печень.
6. Яичник.
7. Пищевод.
8. Воздушные мешки.
9. Кишечник.
10. Гнездо.
11. Трахея.
12. Самец.
13. Сердце.

(Ответы: А – 1, 5, 7, 9; Б – 3, 4, 8, 11; В – 2, 6, 10, 12.)

Органы размножения самки: 1 - яичник; 2 - воронка яйцевода; 3 - зрелое яйцо; 4 - здесь яйцо созревает и наполняется желтком; 5 - здесь происходит оплодотворение; 6 - яйцевод; 7 - здесь яйцо одевается белковой оболочкой; 8 - здесь яйцо одевается двумя подскорлуповыми оболочками; 9 - здесь яйцо разбухает; 10 - здесь скорлупа раскрашивается; 11 - здесь яйцо одевается известковой скорлупой; 12 - клоака

Задание № 3.

Решите кроссворд.

1. Часть скелета задней конечности.
2. Скрученное белковое образование в яйце, на котором держится желток.
3. Сросшиеся мелкие кости стопы.
4. Вид желудка.
5. Птицы, живущие весь год на одном месте.
6. Расширение пищевода.
7. Какие могут быть птенцы?
8. Часть клюва.
9. Орган размножения.
10. Высокий гребень на грудине.
11. Орган кровеносной системы.

(Ответы: голень, канатик, цевка, железистый, оседлые, зоб, выводковые, надклювье, яичник, киль, сердце.)

Задание № 3А.

«Биологические задачи».
(Это задание выполняет только один из учащихся.)

1. Крылья опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% от общей массы тела птицы, а поднимают – мышцы меньших размеров. Почему не наоборот?

2. Хищные и насекомоядные птицы линяют постепенно. Тетерева, глухари, рябчики, утки, гуси линяют быстро и при этом на некоторое время утрачивают способность летать. В связи с чем у птиц развились различия в длительности линьки?

3. Какую опасность для морских птиц представляет загрязнение моря нефтью?

Задание № 4.

Найдите в стихотворении названия восьми птиц.

Чей в роще голос вам услада
Конечно мой – гадать не надо.
Красиво лгать умеют лисы
А после – шасть и за кулисы.

(Щегол, иволга.)

Лечу к цветку, поймать легко ли
Брильянт, порхающий на воле.
Следы костра у самой пальмы
Кора в ожогах – факт печальный.

(Колибри, страус.)

Как хорошо после дождя
Телята рады, рад и я.
Снег чьи-то лапы разграфили
Наверно мыши здесь шалили.

(Дятел, филин.)

Хочу свою измерить тень
Не знаю как, а думать лень.
Мне здесь совсем не худо
Да я и сам живое чудо.

(Какаду, удод.)

Задание № 4А.

Расшифруйте «Таинственное письмо юннатам».
(Это задание выполняет только один из учащихся.)

(Ответ: «Привет малышам и школьникам с далекого юга от пернатых! Скоро прилетим.»)

Задание № 5.

Кто лишний и почему?

1. Глухарь, дятел, тетерев, рябчик.
2. Дятел, ласточка, воробей, стриж.
3. Синица, рябчик, желна, утка.

(Ответы: 1 – дятел – отряд дятлообразных; остальные – отряд куриных; 2 – воробей – зерноядный, остальные насекомоядные; 3 – утка – водоплавающая; остальные лесные.)

Задание № 5А.

Изменив порядок букв, узнайте названия птиц Кемеровской области, занесенных в «Красную книгу».
(Это задание выполняет только один из учащихся.)

1. РЫНЕЧАЙСИТ.
2. СОКАП.
3. СЕПНОТОЙЛЕР.
4. РОНАЛЛОВОБЕХСТ.
5. БАБОЛАН.
6. НАССАП.

(Ответы: 1 – черный аист; 2 – скопа; 3 – степной орел; 4 – орлан белохвост; 5 – балобан; 6 – сапсан.)

Домашнее задание

Подготовить интересные сообщения о птицах.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru