Л.А. ЕРЕМИНА,
Селковская с.ш., Сергиево-Посадский р-н, Моск. обл
Окончание. См. № 3/2004
Знакомьтесь – мир злаков
(Урок по мотивам телепередачи «Своя
игра»)
Учитель. Что еще необычного в этом
злаке?
Ответ. Высота бамбука – 20–40 м,
стебли толщиной 10–30 см. Из-за трения при высокой
скорости роста заросли молодого бамбука издают
звуки, похожие на стоны. Стебель вверху ветвится,
как у нашего тростника, что редко встречается у
злаков, а лист бамбука имеет листовую пластинку и
черешок. (За правильный ответ – 2 плюса на полях
тетради.)
4. Укажите соответствие между
злаком и производимой из него продукцией.
1 – пшеница; 2 – рожь; 3 – овес; 4 – просо;
5 – ячмень.
А – пшено; Б – толокно; В – крупа
ячневая; Г – хлеб черный; Д – крупа манная; Е –
«Геркулес»; Ж – хлеб белый; З – крупа перловая.
( А – 4; Б – 3; В – 5; Г – 2; Д – 1; Е – 3; Ж – 1;
З – 5.)
(40 баллов.)
5*. Многие культурные растения –
результат не просто многовекового отбора лучших
форм, но и научных исследований и экспериментов.
Так, путем искусственного скрещивания пшеницы
(тритикум) и ржи (секале) ученые создали новый вид
злаковых растений. Как называется наука,
направленная на выведение новых сортов, и как бы
вы назвали этот новый вид – гибрид?
Ответ. Наука, занимающаяся
выведением новых сортов и улучшением
существующих, – селекция. Название гибрида –
тритикале – сочетает в себе родовые названия
пшеницы и ржи.
(50 баллов.)
Учитель. Такая гибридизация
называется отдаленной, примером ее является и
пшенично-пырейный гибрид.
Категория «Бывает же такое...»
1. Эти отходы производства муки,
содержащие околоплодник, кожуру семени и зародыш
пшеницы, – ценнейшая пищевая добавка, богатая
витамином В и белком. Что это за добавка?
Ответ. Отруби.
(10 баллов.)
2. Это высокопродуктивное
растение используют для производства муки,
хлопьев, масла с витамином Е. Даже рыльца
пестиков обладают лечебными
кровоостанавливающими свойствами. На нижних
узлах стебля образует прочные корни. В империи
инков эта культура была главной пищевой, а вот
Европа познакомилась с ней после путешествия
Колумба.
Ответ. Кукуруза. Демонстрационный
гербарий со стихотворением:
Мощностью и высотой
Знаменита кукуруза,
И початок золотой,
Полновесный, налитой,
Кукурузе не обуза.
(20 баллов.)
3. Этот крупный гидрофильный
корневищный злак, превышающий 5 м в высоту,
используют как строительный материал. Этот злак
– космополит. Это круглогодичный корм ондатры, а
мощные корневища этого злака охотно поедают
кабаны.
Ответ. Тростник обыкновенный.
Демонстрационный гербарий со стихотворением:
Он от засухи не сник,
Очень сильный злак – тростник.
Научился он один
Воду доставать с глубин.
(30 баллов.)
Учитель. Да, обитатель побережий
пресных водоемов, тростник, может выжить и в
сухих местах. Скошенный в молодом возрасте до
цветения, тростник используется на корм скоту,
пригоден для силосования, сухие стебли – топливо
и стройматериал. Из высушенных корневищ можно
печь хлеб. С давних пор из тростника делают пищик
– самую важную деталь кларнетов и флейт.
4. Ученик на уроке сообщил:
«Кукуруза – двудомное растение, на одном
экземпляре – женские цветки, тычиночные, на
другом растении – мужские, пестичные. Пестичные
цветки собраны в початок, тычиночные образуют
раскидистую метелку из колосков. В каждом
колоске по два цветка с пятью тычинками». Найди
ошибки.
Ответ. Кукуруза – растение
однодомное; женские цветки – пестичные; мужские
– тычиночные; в цветке злаков – три тычинки.
(40 баллов.)
5*. Иногда ботаники выделяют
порядок пленчатоцветных, куда кроме злаков
относят и растения семейства осоковых, т.к. их
цветки схожи по строению. Такое сходство
неродственных растений – результат
параллельного развития – называют
конвергентным. Как вы думаете, в чем причина
сходства цветков осок и злаков?
Ответ. Результат приспособлений
этих травянистых растений к ветроопылению.
(50 баллов.)
Категория «Травы, травы...»
1. Корни кукурузы с 1 га накапливают
столько железа, что из него можно выковать 2 кг
гвоздей1, а меди столько, что из
нее можно вытянуть 20 м проволоки. Сколько металла
можно получить из посевов кукурузы с площади 1
тыс. га?
Ответ. 2 тонны железа, 200 км медной
проволоки.
(10 баллов.)
2. Косить траву можно в любое время
дня, но народная мудрость гласит: «Коси, коса,
пока роса. Роса долой – и мы домой». Почему?
Ответ. Утром в клетках растений
повышено тургорное давление, стебли упругие –
косить их легче. Кроме того вода играет роль
смазки, снижая силу трения.
(20 баллов.)
3. Для повышения урожайности
используют различные удобрения. На поля, где
посеяны зерновые, удобрения не вносили, но урожай
получили высокий. Какие растения были
предшественниками зерновых?
Ответ. Бобовые.
(30 баллов.)
4. Несколько растений включено в
список злаков ошибочно. Найди ошибки и укажи
семейства, к которым действительно относятся эти
растения.
Мятлик луговой, донник лекарственный,
белена черная, рожь посевная, пырей ползучий,
костер безостый, тимофеевка луговая,
тысячелистник лекарственный, ежа сборная.
Ответ. Донник лекарственный – сем.
Бобовые; белена черная – сем. Пасленовые;
тысячелистник лекарственный – сем.
Сложноцветные.
(40 баллов.)
5*. Чье соцветие?
На кодопленке рисунки султана
тимофеевки, сложного колоса пшеницы, метелки
овса, початка кукурузы, сложного колоса ячменя.
(50 баллов.)
Учитель.
Облик злаков одинаков,
Если ты не знаешь злаков:
Всюду крошечки-цветки
И малютки-колоски,
И соломинки с усами –
Различайте злаки сами!
Но внимательней взгляни –
Очень разные они.
Вы были внимательны, и теперь вам
предстоит определить злаки с помощью
определительной карточки.
На оборотной стороне всех гербарных листов
цветным мелом написаны буквы алфавита. Ученики
получают по два растения. После выполнения
работы учитель просит поднять гербарный лист с
растением определенной группы (например,
дикорастущие, кормовые и т.п.) и перевернуть его.
Если определение выполнено верно, из букв,
написанных на тыльной стороне гербария сложится
фраза, например: «Ура! Молодцы!»
Если учитель считает нужным, он
проверяет работы индивидуально.
Учитель. Каждый урок нас чему-то
учит, вы приобретаете жизненный опыт. Чему научил
вас этот урок? Где пригодятся полученные знания?
Что нового вы узнали о злаках? А о себе и о своих
товарищах? Повлиял ли этот урок на ваше отношение
к окружающему миру? Какие пожелания и замечания
будут у вас? Спасибо за сотрудничество.
Дети подсчитывают баллы, определяются
победители, занявшие 1–3 места. Под звуки музыки
их торжественно награждают «медалями».
Литература
Гуленкова М.А., Красникова А.А.
Летняя полевая практика по ботанике. – М.:
Просвещение, 1986.
Ивченко С.И. Занимательно о
ботанике. – М., Молодая гвардия. 1972.
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.
Биология 6–7 кл. Дидактические материалы. – М.:
Дрофа, 2002.
Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова
Р.А. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-Пресс, 1998.
Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. – М.:
Высшая школа, 1976.
1 Микроэлементный
состав тканей кукурузы не отличается
принципиально от состава тканей других злаков –
«загадка» столь впечатляющих цифр в высокой
урожайности этого растения. В пересчете же на
единицу зеленой массы подобное количество
железа, меди и других микроэлементов накапливает
любое растение. – Прим. ред.
|