В.А. МАШИНИСТОВА,
учитель биологии
с. ш. № 18,
г. Сергиев Посад, Московская обл
Кто станет магистром?..
Бакалавр – получивший бакалаврство,
1-ю степень в иноземных университетах.
Магистр – глава и старейшина
некоторых военно-духовных орденов или братств;
получивший степень магистра, среднюю между
докторской и кандидатской.
Из Толкового словаря живого
великорусского языка В.Даля
Подготовительный этап
Игра проводится по сценарию, сходному
со сценариями телеигр «Кто хочет стать
миллионером?» и «О, счастливчик!».
Учащимся заранее (за 2–3 урока) сообщается тема
игры, указывается материал, который надо
повторить, предоставляется необходимая
литература. Каждый участник игры должен
подготовить 4 карточки с буквами А, Б, В, Г
(рекомендуемый размер карточек: 15 х 15 см). Из
состава учащихся назначаются 2–3 помощника
ведущего (члены счетной комиссии), в роли
которого может выступить как сам учитель, так и
старшеклассник.
Класс заранее делится на 4–5 групп для проведения
отборочного тура (учитель доводит до их сведения,
что в спорных ситуациях ведущий будет
руководствоваться учебным рейтингом учащихся).
Правила игры
Игра состоит из двух туров:
отборочного и основного. Начинает игру ведущий.
В отборочном туре работа проводится в группах.
Помощники раздают в группы заранее
подготовленные листки, в которых надо расставить
буквы в правильной очередности. Та команда,
которая раньше всех сдает правильные ответы (или
наиболее правильные ответы), играет в основном
туре.
Для игры в основном туре команда выбирает из
своего состава ученика, который будет отвечать
на вопросы ведущего. Если у команды возникают
затруднения, окончательное решение принимает
либо ведущий, либо учитель.
В основном туре игроку нужно ответить на 10
вопросов, из которых первые 5 более простые, чем
остальные. Вопросы включают в себя основные
понятия, термины, факты из пройденного материала.
Ответив на 5 вопросов, ученик получает первое
«несгораемое» звание «бакалавр» науки,
определенной темой игры. В случае общего
проигрыша это звание остается за игроком (в
оценочном варианте ставится оценка «5»). Верные
ответы на следующие 5 вопросов тура приносят
игроку звание «магистр» с вручением диплома или
«медали» (в оценочном варианте – две отметки «5»).
У каждого игрока есть возможность использовать
три подсказки:
– 50 на 50: из четырех вариантов
ответов убираются 2 неверных;
– помощь команды: игрок подходит к своей команде
и в течение 30 с обсуждает с ней заданный
вопрос;
– помощь зала: ученики класса поднимают табличку
с той буквой, под которой, на их взгляд, находится
правильный ответ. (Помощники считают
количественное соотношение букв и объявляют
результат. Учитель может поощрить наиболее
результативного ученика, для чего помощники
фиксируют варианты ответов зала в списке
учителя.)
Продолжительность игры может
составлять от 40 до 80 мин (от 3 до 6 отборочных и
основных туров, соответственно). В конце игры
подводятся итоги, награждаются победители.
«Кто станет магистром генетики?»
I отборочный тур
Расположите диплоидные хромосомные
наборы животных в порядке их численного
возрастания:
а) дрозофила;
б) черепаха болотная;
в) шимпанзе;
г) аскарида.
Ответ:
г) 2 хромосомы;
а) 8 хромосом;
в) 48 хромосом;
б) 50 хромосом.
Примечание. В этом и последующих
отборочных турах участникам достаточно указать
лишь последовательность букв, а данные (в этом
случае – количество хромосом) приводить не надо.
I основной тур
1. Аутосомы – это:
а) дополнительные хромосомы в клетке;
б) клетки, способные воспроизводить себя;
в) органеллы, способные воспроизводить себя;
г) неполовые хромосомы.
2. Термин «ген» для обозначения
наследственных задатков организма был
предложен:
а) Иоганном Грегором Менделем;
б) Вильгельмом Людвигом Иогансеном;
в) Томасом Хантом Морганом;
г) Хуго Мари де Фризоле.
3. В клетках листьев сосны имеется 24
хромосомы; в эндосперме семян сосны их:
а) 12;
б) 24;
в) 36;
г) 48.
4. У всех млекопитающих, в том числе
и у человека, гомогаметным является пол:
а) женский;
б) мужской;
в) мужской и женский;
г) в одних случаях – мужской, в других – женский.
5. У потомства могут появиться
новые признаки, не свойственные родителям, т.к.:
а) при оплодотворении гаметы сливаются
случайно;
б) в гаметах родителей часто происходят мутации;
в) у потомков родительские гены сочетаются в
новых комбинациях;
г) одну половину генов потомство получает от
матери, другую – от отца.
6. Аутбридинг – это:
а) изменение наследственных задатков
при близкородственном скрещивании;
б) способ скрещивания, не приводящий к появлению
новых признаков и свойств;
в) скрещивание особей одного вида, не состоящих в
непосредственном родстве;
г) скрещивание особей разных видов.
7. У собак висячее ухо доминирует
над стоячим. При скрещивании двух собак с
висячими ушами получили 14 особей с висячими
ушами и 4 со стоячими. Каковы генотипы
скрещиваний:
а) АА х АА;
б) Аа х АА;
в) Аа х аа;
г) Аа х Аа.
8. Голландский ученый Гуго де Фриз
связал между собой теории двух ученых:
а) Дарвина и Ламарка;
б) Дарвина и Менделя;
в) Геккеля и Ламарка;
г) Геккеля и Менделя.
9. Какое потомство может быть
получено от нормальной по признаку
свертываемости крови гомозиготной женщины и
мужчины-гемофилика:
а) мальчик – гемофилик, девочка –
носитель дефектного гена;
б) здоровый по данному признаку мальчик, девочка
– носитель дефектного гена;
в) здоровый мальчик, девочка – гемофилик;
г) здоровый мальчик, здоровая девочка.
10. После возникновения хромосомной
мутации особь потеряла способность скрещиваться
с особями своего вида. Следует ли считать эту
особь новым видом:
а) да, т.к. главный критерий вида –
репродуктивная изоляция;
б) да, т.к. хромосомная мутация может привести к
коренному изменению характеристик данного
организма;
в) нет, т.к. виды состоят из популяций, а эволюция
идет при смене поколений; новый вид образуется
тогда, когда из подобных особей сформируется
популяция;
г) нет, т.к. хромосомная мутация не затрагивает
генов и потому не играет роли в эволюции.
Ответы:
1 – г;
2 – б;
3 – а;
4 – а;
5 – в;
6 – в;
7 – г;
8 – б);
9 – б;
10 – в.
II отборочный тур
Расположите основные открытия в
области генетики в хронологическом порядке:
а) закон относительной частоты
встречаемости доминантных и рецессивных аллелей
Харди–Вайнберга;
б) мутационная теория Гуго де Фриза;
в) законы наследования моно- и полигенных
признаков Г.Менделя;
г) хромосомная теория наследования Т.Моргана.
Ответ:
в) 1855–1856 гг.;
б) 1901–1903 гг.;
а) 1908 г.;
г) 1910 г.
II основной тур
1. Ген находится в составе
структуры:
а) РНК;
б) ДНК;
в) АТФ;
г) белка.
2. Основной метод исследования
закономерностей наследственности и
изменчивости, примененный Г.Менделем:
а) цитогенетический;
б) генеалогический;
в) статистический;
г) гибридологический.
3. Сцепленное наследование генов,
локализованных в одной паре гомологичных
хромосом, установил:
а) Г.Мендель;
б) Т.Морган;
в) В.Иогансен;
г) Г. де Фриз.
4. Трутни имеют хромосомный набор:
а) гаплоидный;
б) диплоидный;
в) триплоидный;
г) тетраплоидный.
5. Селекция в чистых линиях не имеет
смысла, поскольку у всех индивидуумов:
а) одинаковый фенотип;
б) одинаковый генотип;
в) различный фенотип;
г) различный генотип.
6. Известно, что ген синдактилии
(сращения указательного и среднего пальцев)
локализован в Y-хромосоме. Как будет
наследоваться эта аномалия у детей, родившихся
от брака здоровой по этому признаку женщины и
мужчины со сросшимися пальцами:
а) все дети будут с аномалией;
б) все дети будут здоровы, т.к. мать здорова по
этому признаку;
в) девочки – здоровы, но каждый второй мальчик –
с аномалией;
г) все мальчики будут с аномалией.
7. У мальчика IV группа крови, а у
его сестры – I группа. О группах крови их
родителей можно сказать:
а) оба родителя имеют IV группу крови;
б) один из родителей имеет I, а второй – IV группу
крови;
в) один из родителей имеет II, другой – III группу
крови;
г) у этих детей разные отцы.
8. У мальчика синдром Дауна. Какой
была комбинация гамет при оплодотворении? Набор
хромосом в гаметах:
1) (23 + Х);
2) (21 + Y);
3) (22 + ХХ);
4) (22 + Y).
Выберите правильный ответ:
а) 1 и 2;
б) 1 и 3;
в) 1 и 4;
г) 3 и 4.
9. Ген широколистности у некоторых
растений является геном неполного доминирования
по отношению к гену узколистности. При
скрещивании широколистного и узколистного
растений можно ожидать результат:
а) все широколистные;
б) все узколистные;
в) соотношение широколистных и узколистных 1:1;
г) все растения с листьями средней ширины.
10. Если бы в состав ДНК входило не 4,
а 5 оснований, и генетический код был бы не
триплетным, а тетраплетным (т.е. кодон состоял бы
из четырех оснований), то общее возможное число
кодонов составило бы:
а) 125;
б) 256;
в) 625;
г) 1024.
Ответы:
1 – б;
2 – г;
3 – б;
4 – а;
5 – б;
6 – г;
7 – в;
8 – в;
9 – г;
10 – в.
III отборочный тур
В каком порядке были присуждены
Нобелевские премии за выдающиеся достижения и
открытия фундаментальных законов генетики?
а) Роберту Холли, Хару Гобинду Коране и
Маршаллу Ниренбергу за расшифровку
генетического кода и его функций в синтезе
белков;
б) Герману Дж.Мёллеру за открытие возникновения
мутаций под воздействием рентгеновских лучей;
в) Томасу Ханту Моргану за открытие функций
хромосом как носителей наследственности;
г) Фрэнсису Крику, Джеймсу Уотсону и Морису
Уилкинсу за установление молекулярной структуры
нуклеиновой кислоты и ее роли в передаче
информации в живой материи.
Ответ:
в) 1933 г.;
б) 1946 г.;
г) 1962 г.;
а) 1968 г.
III основной тур
1. Число комбинаций гамет
дигетерозиготных родительских особей при
дигибридном скрещивании составляет:
а) 4;
б) 6;
в) 8;
г) 16.
2. Метод, не приемлемый в
исследованиях генетики человека:
а) цитогенетический;
б) биохимический;
в) гибридологический;
г) генеалогический.
3. Закон, позволяющий определить
частоты встречаемости доминантных и рецессивных
генов в популяции по частоте встречаемости
фенотипа, называется законом:
а) Г.Менделя;
б) Т.Моргана;
в) Н.Вавилова;
г) Харди–Вайнберга.
4. Если в ядрах клеток эпителия
полости рта женщины обнаружено по одному
Y-хроматину и не обнаружен X-хроматин, то ее
хромосомный набор:
а) 45, Х0;
б) 46, ХХ;
в) 46, XY;
г) 47, XXY.
5. Совокупность всех
наследственных задатков клетки или организма –
это:
а) гены;
б) геном;
в) генотип;
г) генофонд.
6. Вид взаимодействия генов, при
котором один ген не дает проявиться в фенотипе
другой паре генов, называется:
а) комплементарностью;
б) плейотропией;
в) эпистазом;
г) полимерией.
7. Синдром Дауна вызывается
появлением лишней хромосомы в 21-й паре. Это
следует считать:
а) хромосомной мутацией;
б) генной мутацией;
в) геномной мутацией;
г) соматической мутацией.
8. Первая пара возможных родителей
имеет группы крови II и III, вторая –
IV и III. Ребенок имеет I группу крови. Кто
является родителями ребенка:
а) может быть и I, и II пара;
б) не может быть ни I, ни II пара;
в) только I пара;
г) только II пара.
9. А – карий цвет глаз, а –
голубой цвет глаз, В – темные волосы, в –
светлые волосы. Вероятность рождения
голубоглазого светловолосого ребенка у
дигетерозиготных по этим признакам родителей
равна:
а) 9/16;
б) 3/16;
в) 1/16;
г) 0.
10. Какое соотношение частоты
генотипов АА, Аа и аа отвечает закону
Харди–Вайнберга:
а) 0,25; 0,50; 0,25;
б) 0,36; 0,55; 0,09;
в) 0,64; 0,27; 0,09;
г) 0,29; 0,42; 0,29.
Ответы:
1. – г);
2. – в);
3. – г);
4. – в);
5. – в);
6. – г);
7. – в);
8. – в);
9. – в);
10. – а).
|