Я ИДУ НА УРОК

В.А. МАШИНИСТОВА,
учитель биологии
с. ш. № 18,
г. Сергиев Посад, Московская обл

Кто станет магистром?..

Бакалавр – получивший бакалаврство, 1-ю степень в иноземных университетах.

Магистр – глава и старейшина некоторых военно-духовных орденов или братств;
получивший степень магистра, среднюю между докторской и кандидатской.

Из Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля

Подготовительный этап

Игра проводится по сценарию, сходному со сценариями телеигр «Кто хочет стать миллионером?» и «О, счастливчик!».
Учащимся заранее (за 2–3 урока) сообщается тема игры, указывается материал, который надо повторить, предоставляется необходимая литература. Каждый участник игры должен подготовить 4 карточки с буквами А, Б, В, Г (рекомендуемый размер карточек: 15 х 15 см). Из состава учащихся назначаются 2–3 помощника ведущего (члены счетной комиссии), в роли которого может выступить как сам учитель, так и старшеклассник.
Класс заранее делится на 4–5 групп для проведения отборочного тура (учитель доводит до их сведения, что в спорных ситуациях ведущий будет руководствоваться учебным рейтингом учащихся).

Правила игры

Игра состоит из двух туров: отборочного и основного. Начинает игру ведущий.
В отборочном туре работа проводится в группах. Помощники раздают в группы заранее подготовленные листки, в которых надо расставить буквы в правильной очередности. Та команда, которая раньше всех сдает правильные ответы (или наиболее правильные ответы), играет в основном туре.
Для игры в основном туре команда выбирает из своего состава ученика, который будет отвечать на вопросы ведущего. Если у команды возникают затруднения, окончательное решение принимает либо ведущий, либо учитель.
В основном туре игроку нужно ответить на 10 вопросов, из которых первые 5 более простые, чем остальные. Вопросы включают в себя основные понятия, термины, факты из пройденного материала.
Ответив на 5 вопросов, ученик получает первое «несгораемое» звание «бакалавр» науки, определенной темой игры. В случае общего проигрыша это звание остается за игроком (в оценочном варианте ставится оценка «5»). Верные ответы на следующие 5 вопросов тура приносят игроку звание «магистр» с вручением диплома или «медали» (в оценочном варианте – две отметки «5»).
У каждого игрока есть возможность использовать три подсказки:

– 50 на 50: из четырех вариантов ответов убираются 2 неверных;
– помощь команды: игрок подходит к своей команде и в течение 30 с обсуждает с ней заданный вопрос;
– помощь зала: ученики класса поднимают табличку с той буквой, под которой, на их взгляд, находится правильный ответ. (Помощники считают количественное соотношение букв и объявляют результат. Учитель может поощрить наиболее результативного ученика, для чего помощники фиксируют варианты ответов зала в списке учителя.)

Продолжительность игры может составлять от 40 до 80 мин (от 3 до 6 отборочных и основных туров, соответственно). В конце игры подводятся итоги, награждаются победители.

«Кто станет магистром генетики?»

I отборочный тур

Расположите диплоидные хромосомные наборы животных в порядке их численного возрастания:

а) дрозофила;
б) черепаха болотная;
в) шимпанзе;
г) аскарида.

Хромосомные наборы дрозофилы и аскариды

Ответ:

г) 2 хромосомы;
а) 8 хромосом;
в) 48 хромосом;
б) 50 хромосом.

Примечание. В этом и последующих отборочных турах участникам достаточно указать лишь последовательность букв, а данные (в этом случае – количество хромосом) приводить не надо.

I  основной тур

1. Аутосомы – это:

а) дополнительные хромосомы в клетке;
б) клетки, способные воспроизводить себя;
в) органеллы, способные воспроизводить себя;
г) неполовые хромосомы.

2. Термин «ген» для обозначения наследственных задатков организма был предложен:

а) Иоганном Грегором Менделем;
б) Вильгельмом Людвигом Иогансеном;
в) Томасом Хантом Морганом;
г) Хуго Мари де Фризоле.

3. В клетках листьев сосны имеется 24 хромосомы; в эндосперме семян сосны их:

а) 12;
б) 24;
в) 36;
г) 48.

4. У всех млекопитающих, в том числе и у человека, гомогаметным является пол:

а) женский;
б) мужской;
в) мужской и женский;
г) в одних случаях – мужской, в других – женский.

5. У потомства могут появиться новые признаки, не свойственные родителям, т.к.:

а) при оплодотворении гаметы сливаются случайно;
б) в гаметах родителей часто происходят мутации;
в) у потомков родительские гены сочетаются в новых комбинациях;
г) одну половину генов потомство получает от матери, другую – от отца.

6. Аутбридинг – это:

а) изменение наследственных задатков при близкородственном скрещивании;
б) способ скрещивания, не приводящий к появлению новых признаков и свойств;
в) скрещивание особей одного вида, не состоящих в непосредственном родстве;
г) скрещивание особей разных видов.

7. У собак висячее ухо доминирует над стоячим. При скрещивании двух собак с висячими ушами получили 14 особей с висячими ушами и 4 со стоячими. Каковы генотипы скрещиваний:

а) АА х АА;
б) Аа х АА;
в) Аа х аа;
г) Аа х Аа.

8. Голландский ученый Гуго де Фриз связал между собой теории двух ученых:

а) Дарвина и Ламарка;
б) Дарвина и Менделя;
в) Геккеля и Ламарка;
г) Геккеля и Менделя.

9. Какое потомство может быть получено от нормальной по признаку свертываемости крови гомозиготной женщины и мужчины-гемофилика:

а) мальчик – гемофилик, девочка – носитель дефектного гена;
б) здоровый по данному признаку мальчик, девочка – носитель дефектного гена;
в) здоровый мальчик, девочка – гемофилик;
г) здоровый мальчик, здоровая девочка.

10. После возникновения хромосомной мутации особь потеряла способность скрещиваться с особями своего вида. Следует ли считать эту особь новым видом:

а) да, т.к. главный критерий вида – репродуктивная изоляция;
б) да, т.к. хромосомная мутация может привести к коренному изменению характеристик данного организма;
в) нет, т.к. виды состоят из популяций, а эволюция идет при смене поколений; новый вид образуется тогда, когда из подобных особей сформируется популяция;
г) нет, т.к. хромосомная мутация не затрагивает генов и потому не играет роли в эволюции.

Ответы:

1 – г;
2 – б;
3 – а;
4 – а;
5 – в;
6 – в;
7 – г;
8 – б);
9 – б;
10 – в.

II отборочный тур

Расположите основные открытия в области генетики в хронологическом порядке:

а) закон относительной частоты встречаемости доминантных и рецессивных аллелей Харди–Вайнберга;
б) мутационная теория Гуго де Фриза;
в) законы наследования моно- и полигенных признаков Г.Менделя;
г) хромосомная теория наследования Т.Моргана.

Ответ:

в) 1855–1856 гг.;
б) 1901–1903 гг.;
а) 1908 г.;
г) 1910 г.

II основной тур

1. Ген находится в составе структуры:

а) РНК;
б) ДНК;
в) АТФ;
г) белка.

2. Основной метод исследования закономерностей наследственности и изменчивости, примененный Г.Менделем:

а) цитогенетический;
б) генеалогический;
в) статистический;
г) гибридологический.

3. Сцепленное наследование генов, локализованных в одной паре гомологичных хромосом, установил:

а) Г.Мендель;
б) Т.Морган;
в) В.Иогансен;
г) Г. де Фриз.

4. Трутни имеют хромосомный набор:

а) гаплоидный;
б) диплоидный;
в) триплоидный;
г) тетраплоидный.

5. Селекция в чистых линиях не имеет смысла, поскольку у всех индивидуумов:

а) одинаковый фенотип;
б) одинаковый генотип;
в) различный фенотип;
г) различный генотип.

6. Известно, что ген синдактилии (сращения указательного и среднего пальцев) локализован в Y-хромосоме. Как будет наследоваться эта аномалия у детей, родившихся от брака здоровой по этому признаку женщины и мужчины со сросшимися пальцами:

а) все дети будут с аномалией;
б) все дети будут здоровы, т.к. мать здорова по этому признаку;
в) девочки – здоровы, но каждый второй мальчик – с аномалией;
г) все мальчики будут с аномалией.

7. У мальчика IV группа крови, а у его сестры – I группа. О группах крови их родителей можно сказать:

а) оба родителя имеют IV группу крови;
б) один из родителей имеет I, а второй – IV группу крови;
в) один из родителей имеет II, другой – III группу крови;
г) у этих детей разные отцы.

8. У мальчика синдром Дауна. Какой была комбинация гамет при оплодотворении? Набор хромосом в гаметах:

1) (23 + Х);
2) (21 + Y);
3) (22 + ХХ);
4) (22 + Y).

Выберите правильный ответ:

а) 1 и 2;
б) 1 и 3;
в) 1 и 4;
г) 3 и 4.

9. Ген широколистности у некоторых растений является геном неполного доминирования по отношению к гену узколистности. При скрещивании широколистного и узколистного растений можно ожидать результат:

а) все широколистные;
б) все узколистные;
в) соотношение широколистных и узколистных 1:1;
г) все растения с листьями средней ширины.

10. Если бы в состав ДНК входило не 4, а 5 оснований, и генетический код был бы не триплетным, а тетраплетным (т.е. кодон состоял бы из четырех оснований), то общее возможное число кодонов составило бы:

а) 125;
б) 256;
в) 625;
г) 1024.

Ответы:

1 – б;
2 – г;
3 – б;
4 – а;
5 – б;
6 – г;
7 – в;
8 – в;
9 – г;
10 – в.

III отборочный тур

В каком порядке были присуждены Нобелевские премии за выдающиеся достижения и открытия фундаментальных законов генетики?

а) Роберту Холли, Хару Гобинду Коране и Маршаллу Ниренбергу за расшифровку генетического кода и его функций в синтезе белков;
б) Герману Дж.Мёллеру за открытие возникновения мутаций под воздействием рентгеновских лучей;
в) Томасу Ханту Моргану за открытие функций хромосом как носителей наследственности;
г) Фрэнсису Крику, Джеймсу Уотсону и Морису Уилкинсу за установление молекулярной структуры нуклеиновой кислоты и ее роли в передаче информации в живой материи.

Ответ:

в) 1933 г.;
б) 1946 г.;
г) 1962 г.;
а) 1968 г.

III основной тур

1. Число комбинаций гамет дигетерозиготных родительских особей при дигибридном скрещивании составляет:

а) 4;
б) 6;
в) 8;
г) 16.

2. Метод, не приемлемый в исследованиях генетики человека:

а) цитогенетический;
б) биохимический;
в) гибридологический;
г) генеалогический.

3. Закон, позволяющий определить частоты встречаемости доминантных и рецессивных генов в популяции по частоте встречаемости фенотипа, называется законом:

а) Г.Менделя;
б) Т.Моргана;
в) Н.Вавилова;
г) Харди–Вайнберга.

4. Если в ядрах клеток эпителия полости рта женщины обнаружено по одному Y-хроматину и не обнаружен X-хроматин, то ее хромосомный набор:

а) 45, Х0;
б) 46, ХХ;
в) 46, XY;
г) 47, XXY.

5. Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:

а) гены;
б) геном;
в) генотип;
г) генофонд.

6. Вид взаимодействия генов, при котором один ген не дает проявиться в фенотипе другой паре генов, называется:

а) комплементарностью;
б) плейотропией;
в) эпистазом;
г) полимерией.

7. Синдром Дауна вызывается появлением лишней хромосомы в 21-й паре. Это следует считать:

а) хромосомной мутацией;
б) генной мутацией;
в) геномной мутацией;
г) соматической мутацией.

8. Первая пара возможных родителей имеет группы крови II и III, вторая – IV и III. Ребенок имеет I группу крови. Кто является родителями ребенка:

а) может быть и I, и II пара;
б) не может быть ни I, ни II пара;
в) только I пара;
г) только II пара.

9. А – карий цвет глаз, а – голубой цвет глаз, В – темные волосы, в – светлые волосы. Вероятность рождения голубоглазого светловолосого ребенка у дигетерозиготных по этим признакам родителей равна:

а) 9/16;
б) 3/16;
в) 1/16;
г) 0.

10. Какое соотношение частоты генотипов АА, Аа и аа отвечает закону Харди–Вайнберга:

а) 0,25; 0,50; 0,25;
б) 0,36; 0,55; 0,09;
в) 0,64; 0,27; 0,09;
г) 0,29; 0,42; 0,29.

Ответы:

1. – г);
2. – в);
3. – г);
4. – в);
5. – в);
6. – г);
7. – в);
8. – в);
9. – в);
10. – а).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru