ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

А.Г. ДРАГОМИЛОВ, Р.Д. МАШ

Окончание. См. № 8, 9/2004

Поведение и  психика

Задания для учащихся общеобразовательных школ

ВООБРАЖЕНИЕ

Воссоздание и творческое воображение

Задание 1. Вставьте в текст пропущенные слова.

Воображение опирается на речь и тесно связано с мышлением. По существу, каждую прочитанную или услышанную фразу мы переводим в тот или иной образ, иногда осознанный нечетко. Такое воображение называется ... . Оно позволяет воссоздать те образы, которые появились у другого человека. Однако образы новых вещей, событий, а иногда и целых сценариев, описывающих те или иные действия, могут появиться у каждого человека. Такое воображение мы называем ... .

(В первой фразе речь шла о воспроизводящем воображении, во втором – о творческом воображении.)

Задание 2. Какой тип воображения задействован при чтении следующего текста.

Руководство по эксплуатации стереонаушников «Вега».
– Поставьте регулятор громкости в положение минимальной громкости.
– Наденьте стереонаушники на голову и подключите их к аппаратуре, отрегулируйте громкость и тембр звучания в соответствии с инструкцией А».

(Действия с инструкцией по эксплуатации стереонаушников опираются на воссоздающее воображение. Мы мысленно воспроизводим то, что рекомендуют сделать нам другие люди, воссоздаем эти действия в своем воображении, а уж затем выполняем их на практике.)

Задание 3. Возьмите листок бумаги, согните его пополам. Капните на одну из сторон каплю чернил, закройте эту половинку второй и разотрите так, чтобы получилась клякса. На что она похожа?
Какое воображение было задействовано, когда вы выполняли описанные действия, и какое, когда вы работали с кляксой?

(Воссоздающее воображение; творческое воображение.)

Задание 4. Проанализируйте образы, которые возникали у вас при рассматривании кляксы.
1. Возникали ли статические фигуры (неподвижные дома, животные, лица людей и пр.)?
2. Возникали ли динамические образы (летящие птицы, самолеты, насекомые, собирающие пыльцу, работающие люди, бегущие звери и пр.)?
3. Вызывали ли эти образы приятные или неприятные чувства или были для вас безразличны?

(Воображение людей, у которых возникают динамические образы, а иногда и целые сцены, отличается большим богатством. По ассоциации образы могут вызывать как приятные, так и неприятные чувства или быть нейтральными.)

Активное воображение (мечта) и пассивное воображение (грезы)

Задание 1. Определите тип воображения: «Он (Манилов) думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. Потом они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество в хороших каретах, где обвораживают всех приятностию общения, и что будто бы государь, узнавший о такой их дружбе, пожаловал их генералами». (Н.В. Гоголь. «Мертвые души».)

(Это типичный пример грез, плодов пассивного воображения.)

Задание 2. Сравните мечты Манилова с мечтами Чичикова: «Как только, даст Бог, все окончу благополучно и сделаюсь действительно состоятельным, зажиточным человеком, я поступлю тогда совсем иначе: будет у меня и повар, и дом как полная чаша, но будет и хозяйственная часть в порядке. Концы сведутся с концами, да понемножку всякий год будет откладываться сумма и для потомства, если только Бог пошлет жене плодородье». (Там же.)

(Это активное воображение –мечта.)

Задание 3. Посмотрите на облако и решите, что оно вам напоминает. Какие желания возникают в связи с воображаемыми образами? Постарайтесь определить, к активному или пассивному воображению они относятся.

(Образы, навеянные облаками, по своему характеру сходны с образами, навеянными чернильными пятнами. Это тесты на творческое воображение. Если возникают образы реальные, которые могут быть реализованы, их надо отнести к активному воображению, если нет – то к пассивному. Заметим, что без пассивного воображения не было бы поэзии, искусства.)

МЫШЛЕНИЕ

Мышление определяют как обобщенное и опосредованное познание действительности.

Задание 1. Определите, в каком случае мы отражаем явления внешнего мира непосредственно, а в каких – опосредованно.

А. ...Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровлю и забор.

Б. Она догадалась, что ночью шел снег, хотя в данный момент его, очевидно, не было, во всяком случае мы знаем, что:

Снег выпал только в январе
На третье в ночь...

(А. Побелевший двор, куртины, кровля и забор, которые увидела Татьяна в окне, – это непосредственное наблюдение, относящееся к восприятию. Б. Вывод, что снег выпал ночью, – опосредованная информация, которая явилась результатом мышления. Едва начавшийся впервые снегопад все белым сделать не может, для этого необходимо время.)

Задание 2. По наличию подбородочного выступа ученые заключили, что речь у кроманьонцев уже существовала. Это заключение было сделано за счет непосредственных или опосредованных знаний?

(Наличие речи у кроманьонцев – опосредованное заключение, поскольку ни один современный человек непосредственно наблюдать их не мог.)

Задание 3. Существует легенда, что Кеплер, заглянув в свой телескоп, обнаружил паутину. Чтобы ее удалить, он решил впустить кошку в один конец трубы и выпустить ее из другого. Докажите, что это решение пришло в результате мыслительного процесса. Для этого ответьте на следующие вопросы.
– Что удалось Кеплеру наблюдать непосредственно?
– Какие опосредованные заключения привели его к принятому решению?
– Можно ли с помощью мышления прогнозировать будущее?

(Непосредственно Кеплер наблюдал паутину в тубусе телескопа. Если кошка пройдет по трубе телескопа, то паутина останется на ее шерсти и внутренняя поверхность трубы станет чистой – опосредованное заключение, полученное в результате мышления. С помощью мышления можно прогнозировать будущее и добиваться поставленной цели.)

Ситуационное и понятийное мышление

Задание 1. Из каждой четверки слов надо исключить одно так, чтобы мышление можно было отнести к ситуационному типу.

1. Вилка, тарелка, ложка, суп.
2. Тачка, песок, лом, лопата.
3. Кровь без шлаков, капилляры клубочка, капилляры канальца нефрона, почечная вена.

(1. Вилка – ей суп не зачерпнешь.
2. Лом – с его помощью песок в тачку не положишь.
3. Почечная вена – в нее попадает уже очищенная от шлаков кровь.)

Задание 2. Из каждой четверки слов, приведенных в задании 1, исключите одно так, чтобы образовался понятийный ряд.

(1. Вилка, тарелка, ложка – столовые приборы.
2. Тачка, лом, лопата – орудия труда.
3. Капилляры клубочка, капилляры стенки канальца нефрона, почечная вена – сосуды. Кровь – содержимое сосудов.)

Мышление на базе языковых терминов и фраз

Задание 1. Докажите, что слово «один» обобщает.

(Слово «один» может быть отнесено к любому предмету или существу. Оно обозначает количество предметов, и в этом проявляется его обобщающая функция.)

Задание 2. В чем проявляется замещающая и обобщающая роль слова?

(Каждое слово обладает смыслом, т.е. является понятием о предмете, действии, качестве, обстоятельствах места действия и времени и пр. Значение слова не только относится к одним и тем же понятиям, но и сохраняет свое значение в ряду поколений. В этом сказывается обобщающая роль речи и, в частности, слов.)

Задание 3. Выпишите в один столбик конкретные понятия, в другой – обобщенные:

Береза, клен, ель, лес, вселенная, вид, род, семейство, тип, бедренная кость, нейрон, костная ткань, соединительная ткань.

(Конкретные понятия: береза, лен, клен, ель, бедренная кость, нейрон, костная ткань. Обобщенные понятия: лес, вселенная, вид, род, семейство, тип, соединительная ткань .)

Логика – наука о правильном мышлении

Задание 1. Найдите логические ошибки.

А. Софизм «рогатый».

То, что ты не терял, ты имеешь.
Ты не терял рога,
следовательно, они у тебя есть.

Б. Название сосудов отражает тип крови, которую они несут.
Легочная артерия – сосуд, следовательно, она несет артериальную кровь.

(А. Логическая ошибка в софизме «рогатый» состоит в ошибочности первого постулата. Вещи, которые мы не имели, потерять невозможно. Б. Название сосудов определяет движение в них крови, а не степень ее насыщенности кислородом. Последнее справедливо лишь для сосудов большого круга кровообращения. Общее заключается в том, что частное суждение выдается за общее, справедливое во всех случаях.)

Критичность мышления

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений.

1. Клетки крови образуются в костном мозге.
2. Рост плечевой кости в длину происходит благодаря надкостнице.
3. Давление в суставной полости выше атмосферного.
4. Мышцы пртоивоположного действия называются мышцами-антагонистами.
5. Иммунная реакция возникает при появлении в крови антигена.
6. После укуса пчелы надо сделать прививку проитив бешенства.
7. Больному дифтерией следует ввести антистолбнячную сыворотку.
8. В вакцине содержатся антитела, вызывающие пассивный иммунитет.
9. Углекислый газ гуморально влияет на дыхательный центр.
10. Эмаль переходит в цемент на уровне шейки зуба.

(Правильные суждения – 1, 4, 5, 9, 10.)

Задание 2. Определите правильность умозаключений. Выпишите ошибочные умозаключения и объясните причину ошибок.

1. Если у насекомых 6 ног, а у паукообразных 8, то у:

а) паука-крестовика – 8;
б) чесоточного клеща – 6;
в) бабочки – 6;
г) моли – 6;
д) жука-оленя – 6;
е) таежного клеща – 6.

(Правильные умозаключения – литеры а, в, г; чесоточный клещ относится к паукообразным и у него 8 ног; жук-олень – насекомое – 6 ног; таежный клещ – представитель паукообразных – у него 8 ног.)

Задание 3. Консервативно ли ваше мышление? Попробуйте построить из 6 спичек 4 треугольника.

(Четыре треугольника из 6 спичек невозможно построить в одной плоскости. В пространстве же эта задача решается легко: надо построить трехгранную пирамиду.)

ВОЛЯ

Под волей обычно понимают сознательную саморегуляцию поведения человека, обеспечивающую преодоление препятствий на пути к достижению осознанной цели.

Побудительная и тормозная функция воли

Задание 1. Известно, что побудительной силой любого действия являются потребности. Можно ли утверждать, что все потребности людей полезны? Приведите примеры вредных потребностей.

(Курение, употребление алкогольных напитков и пр.)

Задание 2. Анализ волевого акта. Выберите любого литературного героя и уложите его действия в приведенную ниже схему.

Этапы волевого акта

Действия субъекта

Борьба мотивов (побуждений), выбор цели

1

Выбор способов действия

2

Осуществление действия

3

Оценка результатов, коррекция

4

(Действия Гамлета.
1. Определить виновность отчима в смерти короля – отца Гамлета.
2. Сомнения, поиски доказательств за и против (пока в плане обдумывания).
3. Пригласить актеров и воспроизвести возможную сцену убийства своего отца. Пронаблюдать за поведением отчима.
4. Постановка спектакля и убеждение в виновности отчима, его уничтожение.
Возмездие совершено.)

Задание 3. Дайте определение внушаемости и негативизма, используя схему.

 

Внушаемость

Негативизм

Цель деятельности

отсутствует

отсутствует

Мотивы

нет

нет

Борьба мотивов

отсутствует

отсутствует

Решение

со стороны

противоположное навязанному

Осуществление

пассивное

активное

(Внушаемость – действие пассивно, навязано извне.
Негативизм – неосознанное действие, противоположное тому, которое советуют совершить другие.)

ЭМОЦИИ

Задание. Проанализируйте два эпизода и определите, в каком из них речь идет об эмоциональной реакции, а в каком – о чувстве в узком значении этого слова (эмоциональном отношении).

А. «Он (Дубровский-старший) узнал Кириллу Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки».(А.С. Пушкин «Дубровский».)
– Какое чувство внушил Троекуров старику Дубровскому? Чем было вызвано такое эмоциональное отношение?
– Какие эмоциональные реакции последовали?
– Какое эмоциональное состояние стало причиной смерти старика Дубровского?
Б. «Он (гусар, похитивший Дуню) был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то со смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу...»

Об эмоциональном состоянии или об эмоциональном отношении (чувстве в узком смысле) идет речь? Есть ли здесь направленность на определенный объект или она отсутствует? (А.С. Пушкин «Станционный смотритель».)

(А. Эмоциональные реакции старика Дубровского при появлении Троекурова: багровый румянец, глаза засверкали, обморок. Эмоциональное состояние: аффект, ставший причиной его смерти. Эмоциональное отношение: ненависть к Троекурову.
Б. Описаны эмоциональное состояние гусара, его хорошее настроение: любая деятельность окрашена положительным эмоциональным тоном, направленности на какой-то определенный объект нет.)

ВНИМАНИЕ

Вниманием называется направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии.

Задание 1. По улице шли две девушки. Одна собиралась купить шляпку, другая – босоножки. По пути они рассматривали прохожих. Почему одна из них смотрела на обувь, а другая – на головные уборы? Как это можно связать с учением А.А. Ухтомского о доминанте?

(Поскольку одной нужны были туфли, а другой шляпка, направленность сознания у обеих девушек была различна.)

Задание 2. По улице с резкой сиреной промчалась машина «скорой помощи». Почему прохожие сразу повернули головы к источнику резкого звука? В чем причина внимания в этом случае?

(Переключение внимания на машину «скорой помощи» было связано с ориентировочным рефлексом, который по механизму безусловного торможения отвлек прохожих от их целей –непроизвольное внимание.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru