КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46, г. Киров

Уроки биологии: развитие, творчество, комфорт

Уважаемые читатели! Хочу познакомить вас с фрагментом не совсем обычного методического пособия, которое является обобщением опыта моей работы по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм».

Методические пособия обычно предлагают готовые разработки уроков. Ни один творческий учитель не будет проводить уроки по готовым чужим конспектам, потому что это как одежда с чужого плеча: может быть и красиво, но не мое. В любых описаниях уроков главное для учителя – идеи (или интересные приемы), которых обычно бывает не много. Мне всегда хотелось иметь под рукой «копилку интересных методических приемов» (с конкретными примерами, чтобы было понятно, что и как надо делать), которые я могла бы комбинировать по собственному усмотрению.

Идеи и приемы, которые родились в процессе работы по учебнику Н.И. Сонина, я попыталась систематизировать и наложить на конкретный материал. Таким образом, получился своеобразный «методический конструктор», который позволяет учителю на основе предложенных приемов моделировать собственные уроки. Эти приемы можно использовать на разных этапах урока и с разными целями. Они технологичны, хорошо сочетаются друг с другом, легко перекладываются на другой материал.

В предлагаемой части пособия показаны возможности использования данного (довольно спорного во многих отношениях!) учебника для работы в режиме развивающего обучения.

Слагаемые успешного урока

Каждый, кто пытался описывать свой педагогический опыт, знает, как трудно это сделать. Конечно, можно разложить по полочкам принципы и идеи, методы и приемы, но какими словами передать атмосферу урока: удивительное душевное единение с детьми, радость познания и блеск неожиданной мысли? Как описать импровизацию, вдохновение, творчество?

Я – счастливый человек, ибо, проработав в школе два десятилетия, все еще иду на уроки с радостью. И каждый урок для меня – это маленькое открытие, новая ступенька на бесконечном пути, потому что в нашей профессии предела совершенству нет.

Какие они, мои уроки? Зачем я иду на урок? Чем я могу поделиться с детьми?

Хочется объять необъятное: чтобы знания, полученные на моих уроках, пригодились бы каждому в жизни и чтобы их было достаточно для поступления в вуз. А еще хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития… и чтобы мне при этом тоже было радостно и интересно.

Из этих почти фантастических желаний закономерно вытекает главная цель педагогической деятельности – создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета «Биология».

Достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения с использованием элементов различных технологий. Мне близки идеи проблемного обучения и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Я разделяю принципы французской группы нового образования и с удовольствием использую в своей работе приемы развития критического мышления. Технология проектного обучения помогает моим ученикам реализовать свой творческий потенциал, а модульная технология как нельзя лучше способствует развитию самостоятельности.

Разнообразие технологических подходов и довольно большой спектр целей требуют конкретизации задач, которые мне приходится решать в процессе подготовки и проведения уроков. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биологии.

Формирование предметной компетентности. Биологические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый из наших учеников станет биологом, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Моя задача – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные элементы знаний в целостную систему, найти такой подход, который «зацепит» не только ум, но и душу ученика, поможет понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни.

Развитие познавательной активности и самостоятельности. Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили, поэтому моя задача – не дать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать. Для этого надо разбудить в каждом природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность.

Формирование информационной культуры. Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников. Моя задача – научить анализировать информацию, критически ее оценивать, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать, находить в ней скрытую составляющую.

Развитие мышления. Я не знаю, можно ли научить каждого думать, но научить применять основные логические операции, выделять главное, определять понятия, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи не только можно, но и нужно. Постоянное возникновение на уроках ситуаций, требующих интеллектуального напряжения, когда ученикам приходится искать ответы на необычные вопросы, решать проблемные задачи, выдвигать гипотезы, доказывать и опровергать, способствует развитию творческого (дивергентного) мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.

Развитие творческих способностей. Моя задача – стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности. Все это не только стимулирует процесс усвоения знаний, но и способствует раскрытию творческого потенциала каждого ученика.

Формирование коммуникативной компетентности. Любой урок – это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Смысл общения гораздо глубже. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мы вместе ищем ответы на неожиданные вопросы, думаем, спорим, чувствуем, сопереживаем. Мы доверяем друг другу, и поэтому ребятам не страшно ошибаться, выдвигая порой самые невероятные идеи и предположения. Развитие коммуникативных умений – еще одна важная составляющая урока биологии.

Создание психологически комфортной среды. Мне хочется, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.

Формирование рефлексивных качеств. Развитие личности невозможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.

Разнообразие учебной деятельности. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие. В каждом уроке обязательно должна быть своя «изюминка», волшебное «Ах!», когда класс вдруг замирает от изумления и восторга.

Учительская профессия немыслима без постоянного поиска и саморазвития, поэтому многим из нас очень хорошо знакомо состояние недовольства собой, которое не позволяет останавливаться на достигнутом. Творческий человек не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремится попробовать что-то новое: новые методики и технологии, подходы и учебники…

Как только мне на глаза попался учебник биологии, не похожий на другие, сомнений не было: пробую! Во-первых, мне всегда была близка идея единства живой природы, которая очень хорошо реализуется в авторской линии учебников Н.И. Сонина. Во-вторых, я была с первого взгляда очарована визуальным рядом и великолепной полиграфией учебника. В-третьих, это было ново, необычно, а потому интересно.

Тогда я еще не знала, с какими трудностями мне придется столкнуться…

Первое ощущение было таким, будто я попала со скоростной автострады на разбитую проселочную дорогу с рытвинами и ухабами. Работая много лет по одним и тем же учебникам, я многие уроки отшлифовала почти до блеска. А здесь все не так, как раньше: другой материал, другие рисунки, другие слова… и постоянное чувство, что я делаю что-то не то, не так.

Импонирующая мне идея единства живого почему-то на моих уроках превратилась в бесконечное перепрыгивание с ботаники на зоологию и обратно. Некоторые тексты учебника показались моим ученикам слишком сложными, великолепные рисунки порой отвлекали внимание и мешали сосредоточиться на том, что мне казалось важным, и времени на уроке катастрофически не хватало...

Но самая главная трудность оказалась внутри меня: опыт работы сформировал привычку «изучать сразу все, глубоко и желательно навсегда». Я понимала, что ко многим понятиям мы еще не раз вернемся, но сидящий во мне методист упрямо требовал глубины и основательности.

Далеко не сразу я поняла, что кажущиеся мне недостатки учебника можно легко обратить в достоинства, а работу с ним превратить в интереснейшее путешествие по абсолютно неизведанному пути.

Путешествие это оказалось чрезвычайно увлекательным и плодотворным: сформировался иной тип учительского мышления, появилось большое количество абсолютно новых приемов и идей, работать стало намного легче и интереснее.

Мне хочется поделиться с вами своими методическими находками, показать возможность реализации изложенных выше идей в процессе преподавания биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм».

Представляя систему своей работы, я не претендую на абсолютную новизну и оригинальность: что-то я увидела на уроках у своих коллег, какие-то идеи почерпнула из книг и статей, многое придумала сама, а что-то подсказали ученики.

Приемы работы с учебником

Некоторые шестиклассники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда.

Задача учителя – формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие предположения можно сделать на основе полученной информации. Другими словами, это высший уровень умения читать: читать и понимать то, что не написано.

Покажем на конкретных примерах, каким образом учебник Н.И. Сонина «Живой организм» может стать основой для формирования этого умения.

Знакомимся с учебником*

Первый урок биологии. Новый предмет, новый красивый учебник…

Начнем с самого общего впечатления: «Вы держите в руках новый для вас учебник. Дома вы, наверняка, заглянули в него, посмотрели, а, может быть, даже почитали. Каким показался вам этот учебник на первый взгляд?»

После обязательных сведений об авторе и издательстве обратим внимание на структуру учебника. Каждая тема расположена на нескольких (обычно трех) разворотах: сначала – основной материал, обязательный для изучения (он занимает один или несколько разворотов); далее следует дополнительный материал; последний разворот по каждой теме помогает лучше понять материал и проверить, как он усвоен.

Сразу предупредим учащихся о возможных трудностях: «Этот учебник написан для ребят, которые хотят не только получить знания, но и стать умнее, поэтому не пугайтесь, если с первого раза какой-то материал покажется вам не совсем понятным. Вместе мы сможем во всем разобраться. На уроках мы будем не просто читать учебник, а основательно изучать его, отыскивая информацию, которая иногда спрятана «между строк» и видна только вдумчивому читателю».

Рассматривая форзац, познакомимся с планом изучения материала, а в ходе игры «Правда ли, что…» заглянем на некоторые страницы учебника. Цель этой игры не только привлечь внимание к учебнику и подготовиться к изучению признаков живого, но и показать относительность наших знаний (не всегда то, что с первого взгляда кажется неправильным, таковым и является). Учащимся предлагается ряд суждений. Выслушав мнения по каждому суждению, в поисках правильного ответа обратимся к учебнику.

Итак, правда ли, что…

1. Все живое состоит из клеток (с. 20, вирус – неклеточная форма жизни).

2. Все растения имеют зеленую окраску (с. 62, растения-паразиты).

3. Растения так же, как животные, дышат, т.е. поглощают кислород и выделяют углекислый газ (с. 86, схема обмена веществ у растений).

4. И растения, и животные способны к движениям (рисунок на с. 105).

5. И растения, и животные размножаются половым путем, образуя яйцеклетки и сперматозоиды (с. 134, название параграфа).

6. Дети всегда похожи на родителей (с. 147, развитие лягушки, развитие бабочки).

Рисунки учебника, безусловно, привлекают внимание учащихся. Им непременно хочется все внимательно рассмотреть, а времени на уроке, к сожалению, не всегда на это хватает. Попробуем перенести первичное знакомство с рисунками на домашнюю работу для любознательных.

Учащимся предлагается на страницах учебника найти «портреты» следующих существ: бодяк, брий, дарлингтония, дзерен, дрема, заразиха, козлобородник, коромысло, любка, медведка, многоножка, чомга. Необходимо указать номера страниц, где были обнаружены данные объекты, и пояснить, что они собой представляют (птица, рыба, мох, цветковое растение и т.п.). Первые пять правильных ответов в каждом классе оцениваются «пятерками» за любознательность – очень важное качество при изучении биологии.

В конце вводного урока можно предложить учащимся закончить следующие предложения.

1. Я думаю, что биология – это самый ________ предмет, потому что _______ .

2. Изучая биологию в 6-м классе, я хочу _____________ .

3. Учебник биологии показался мне ___________ .

В конце учебного года можно вновь вернуться к этим предложениям и посмотреть, как изменится мнение ребят о предмете и учебнике.

Учимся понимать текст

Первая ступень – понимание каждого слова, каждого словосочетания, входящего в текст. Несмотря на то, что многие сложные по смыслу фразы в учебнике поясняются, конкретизируются, разъясняются на знакомых детям примерах, все-таки остаются отдельные слова и выражения, которые кажутся ученикам трудными и не совсем понятными. Наличие такого материала способствует развитию критического мышления и формирует дотошного (в хорошем смысле слова) читателя.

Ищем непонятное

Учащимся предлагается найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен. Наверняка потребуются разъяснения и комментарии в следующих случаях.

  • «Такая специализация позволяет организму эффективно функционировать». «Пища претерпевает поэтапные изменения» (с. 46).

  • Без знаний физики вызовут трудности понятия «прочность на изгиб», «сопротивление на разрыв», «каркас, устойчивый к сжатию» (с. 92–93).

  • Шестиклассникам, пока еще поверхностно знакомым с геометрией, без рисунка довольно трудно будет представить «расположение бедра параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени» (с. 104) и «некое подобие цилиндра» (с. 93).

  • Потребует пояснений и понятие об уровне организации организмов (с. 19).

Выделив непонятные слова и выражения, мы попробуем их пояснить другими словами, зрительно представить (показать или нарисовать) или заглянем в словарь, расширяя свой кругозор.

Выражение, требующее разъяснения, может стать отправной точкой для изучения нового материала.

Продолжение следует


* Все ссылки на страницы учебника даны по пятому изданию (М.: «Дрофа», 2000).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru