КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46, г. Киров

Продолжение. См. № 11, 12, 13/2004

Уроки биологии: развитие, творчество, комфорт

Будят любознательность и рисунки по теме «Движение» (с. 100–107). Учащимся в этом случае можно предложить самостоятельно сформулировать вопросы для дальнейшего поиска информации в дополнительной литературе.
А рисунки на с. 115 вызывают желание понять замысел художника и выяснить, благодаря каким особенностям изображенные организмы оказались вместе на этой странице.

  • Рисунки и схемы учебника могут служить опорой для устного ответа.

– Строение клетки. (С. 16–17.)
– Питание растений. (С. 59.)
– Транспорт веществ в растительном организме. (С. 75.)
– Обмен веществ у растений и животных. (С. 90.)
– Выработка условных рефлексов. (С. 118.)
– Размножение мхов и папоротников. (С. 135.)
– Развитие ланцетника. (С. 146.)

  • В учебнике есть ряд рисунков, изображающих опыты. (С. 110–111; 117; 143.)

Для описания опытов по этим рисункам можно предложить следующую схему.

Если взять...
Можно увидеть, что...
Это объясняется...
Следовательно, ...

  • Рисунки учебника могут активизировать мышление учащихся.

Задания в этом случае направлены не просто на анализ рисунка. Учащимся приходится сравнивать, устанавливать связи, сопоставлять новые сведения с уже известными, обобщать, делать выводы и умозаключения.

– Как можно назвать эти рисунки? Придумайте разные варианты обобщающих названий. (С. 6–7.)

– В какие группы можно объединить ткани, изображенные на этих рисунках? Назовите для каждой группы 1–2 признака, по которым ткани этого типа можно узнать на рисунке? (С. 32–33.)

– Лист испаряет воду. Все ли на этом рисунке соответствует вашим представлениям? (С. 77.)

– Какие приспособления к плаванию можно увидеть на рисунках? Почему у представителей разных групп животных имеются сходные приспособления? (С. 100–101.)

– Что общего у всех летающих животных? В чем сходство крыльев птиц, насекомых, летучих мышей? Какие различия в строении крыльев можно увидеть на рисунках? Какие летательные аппараты, изобретенные человеком, похожи на крылья этих животных? (С. 102–103.)

– Почему животные на рисунках изображены парами? Почему художник выбрал именно этих животных? Что он хотел нам показать? Каково значение внешних различий самцов и самок? Подтверждаются ли ваши предположения рисунками на с. 130–131? (С. 128–129.)

– Вам известно, что акулы и скаты – это рыбы. Обычно яйцеклетки рыб называют икрой. Почему рисунки на с. 129 подписаны «яйцо акулы», «яйцо ската»? Почему эти яйца имеют такую странную форму? (С. 129.)

– Типы прорастания семян. В обоих случаях проросток появляется над землей, но почему прорастание дуба и конских бобов – подземное, а редиса и тыквы – надземное? (С. 142.)

– Какие способы распространения семян показаны на этих рисунках? Объедините изображенные объекты в несколько групп в зависимости от способа распространения семян? Прочитайте последний абзац на с. 140. Какой из названных в учебнике способов не представлен на рисунках? Какой из способов не назван в тексте? Плоды и семена каких растений можно было бы еще изобразить на этой странице? (С. 140–141.)

– Рисунок, показывающий температуру прорастания семян, заставляет задуматься: почему существуют такие значительные различия? От чего зависят температурные «требования» семян? (С. 141.)

– Почему самка оленя имеет однотонную окраску, а детеныш – пятнистую? (С. 147.)

– Взрослая лягушка может жить и в воде, и на суше, а головастик только в воде. Почему? Какие объяснения этого факта можно найти на рисунках, а какие – в тексте учебника? (С. 147.)

  • Иногда на основе рисунков выстраивается система вопросов, которые помогают лучше понять и усвоить изучаемый материал. Например, по теме «Дыхание» к рисункам на с. 68–71 можно предложить следующие вопросы.

– Почему жабры рыб всегда имеют красную окраску?
– Почему легкие так назвали? Почему стенки легочных пузырьков такие тонкие?
– Какие два разные органа разных организмов имеют одинаковые названия? (Трахеи насекомых и трахеи млекопитающих.) Чем сходны эти органы? Чем они различаются?
– Можно ли увидеть жабры у живой рыбы?
– Сравните жабры акулы и жабры костистой рыбы.
– Чем жабры рыб похожи на жабры омара? Кстати, а где располагаются жабры у омара?
– Почему кит нарисован на с. 71, а не там, где изображены другие водные животные?
– Почему для иллюстрации темы «Дыхание» художник выбрал именно эти организмы? Кого бы предложили нарисовать вы?

  • Информацию к размышлению можно получить даже из цифрового материала.

Учащимся предлагается сопоставить таблицу и диаграмму на с. 12. Из диаграммы видно, что больше всего в клетке кислорода, а таблица свидетельствует о том, что больше всего в клетке воды. Создается ситуация интеллектуального затруднения, разрешение которой (анализ заголовков таблицы и диаграммы) акцентирует внимание шестиклассников на различии понятий «элемент» и «вещество».

  • Рисунки и схемы могут стать основой для сравнения.

– Сравнение растительной и животной клетки. (С. 16–17 и 18–19.)
– Сравнение семян однодольных и двудольных. (С. 41.)
– Сравнение выделительных систем у разных животных. (С. 80–81.)
– Сравнение обмена веществ у животных и растений. (С. 90.)
– Сравнение головного мозга различных позвоночных. (С. 114.)

Работа с шуточными рисунками

Эти рисунки – одна из интересных находок автора учебника. Они позволяют переключить внимание учащихся, создают хорошее настроение. Но эти рисунки (или подписи к ним) могут выполнять и дидактическую функцию в качестве источника информации к размышлению при закреплении и применении знаний (а иногда и при изучении нового материала). Покажем на конкретных примерах возможность реализации данной идеи.

– Простой вопрос к рисунку: «Почему пища является источником энергии?», как правило, ставит учащихся в тупик. Чтобы сформулировать точный ответ, нужно собрать информацию, содержащуюся в трех абзацах на с. 4–5. (С. 8.)
– Подпись к рисунку: «У некоторых организмов жиры накапливаются в больших количествах и являются теплоизолятором!» Учащимся предлагаются следующие вопросы на основе этого рисунка. Почему накапливаются именно жиры? У каких именно организмов накапливаются жиры? Почему жиры являются теплоизолятором? (С. 14.)

Учащиеся легко приходят к выводу, что жиры спасают животных от холода. А теперь напомним о сусликах и верблюдах, которые от холода совсем не страдают, но тоже имеют солидные запасы жира. Понятно, что после такой предварительной работы учащиеся предельно внимательно прочитают информацию о жирах на с. 11 учебника.

– Опираясь на рисунок, развейте дальше мысль, которая заключена в подписи к нему. (С. 22.)
– Как связаны рисунок и подпись к нему? Какую подпись к рисунку вы бы могли предложить, чтобы она точно соответствовала изображению. Выделите из текста первого абзаца на с. 24 слова, которые могли бы служить подписью к этому рисунку. (С. 28.)
– Можно ли изучать ткани растений без микроскопа? (С. 36.)
– Почему самая главная часть цветка – пестик? (С. 44.)
– Найдите противоречие между рисунком и подписью к нему (растение поглощает кислород, а подпись связана с воздушным питанием). (С. 44.)
– Докажите! (С. 50.)
– Рисунок о дыхательных системах. Уточните подпись к рисунку. (С. 51.)
– «Зеленые растения могут непосредственно использовать солнечную энергию». Прокомментируйте этот факт, поясните его другими словами. (С. 67.)
– Прочитайте подпись к рисунку. Какой вопрос у вас возникает? Как бы вы на него ответили? (С. 72.)
– Рисунок об испарении воды. Какое отношение этот рисунок имеет к теме «Дыхание»? (С. 73.)
– Прочитайте подпись к рисунку. Найдите аналогичную фразу в тексте учебника на с. 76. Какая информация более точная? Почему? (С. 79.)
– Нет ли некоторого противоречия между этим рисунком и основным содержанием темы? (С. 84.)
– Нравится ли вам подпись к этому рисунку? Есть ли необходимость ее уточнить? (С. 85.)
– Прокомментируйте этот рисунок (рисунок «потеющей» рыбы) с научной точки зрения. (С. 91.)
– Найдите в учебнике объяснение этому факту. (С. 96.)
– Почему быстрее всех бегают копытные? (С. 108.)
– Приведите примеры таких животных. (С. 126.)
– Как называется способ размножения, показанный на рисунке? (С. 127.)
– Закончите подпись к рисунку. (С. 132.)
– Докажите, что это именно так. (С. 138.)
– Когда происходит этот процесс? Почему он происходит? По каким признакам можно узнать об этом? (С. 144.)
– Какими путями происходит распространение семян? (С. 145.)
– О ком речь? А кого еще можно было бы здесь нарисовать? (С. 150.)

Усовершенствуем учебник

Конечно, при работе по учебнику «Живой организм» в учительской душе порой кипят бурные эмоции (далеко не всегда положительные), но мы оставим их при себе, а детей нацелим на благое стремление попытаться улучшить наш замечательный учебник.
Выполнение подобных заданий не только развивает аналитические и творческие способности учащихся, но и позволяет нам, учителям, взглянуть на учебник свежим взглядом: увидеть в нем то, что порой мешают увидеть знания и опыт.
За усовершенствование учебника обычно берутся творческие ученики с критическим складом ума, которые всем всегда недовольны и во всем стремятся к совершенству.
Им предлагается, изучив параграф учебника, проанализировать его. Доступен ли текст пониманию «рядового» шестиклассника? Интересен ли материал? Легко ли его усвоить? Помогают ли рисунки пониманию текста?
Далее вносятся конструктивные изменения: упрощаются некоторые фразы при сохранении общего смысла, текст дополняется интересными фактами и примерами, составляются свои варианты тестов и утверждений, предлагаются дополнительные рисунки и схемы.
Понятно, что не все предложения ребят будут действительно интересными и оригинальными, но иногда «главные пользователи» учебника выдвигают весьма интересные идеи. Так, в теме «Движение» им показалось несправедливым отсутствие материала о прыгающих животных, а после изучения нервной системы захотелось больше узнать об органах чувств различных организмов.

Таким образом, представленная вашему вниманию система работы показывает, что учебник Н.И. Сонина «Живой организм» может стать не только источником информации, но и средством развития интеллектуальных и творческих способностей шестиклассников.

Приемы, с которыми вы познакомились, позволяют превратить обычную работу с учебником в интересное и увлекательное дело. Творчески работающий учитель легко сможет видоизменить и усовершенствовать эти приемы, адаптировать их к своим условиям работы и создать на их основе множество собственных методических решений.

Работа с дополнительной литературой

Разнообразные формы работы с научно-популярной литературой не только привлекают внимание учащихся к интересным фактам, не вошедшим в школьный учебник, но и стимулируют интерес к информационному поиску, создают условия для развития мышления и творческих способностей.

  • Поиск в дополнительной литературе ответов на вопросы. По ходу урока учитель задает вопрос и предлагает учащимся до начала следующего урока найти на него ответ в дополнительной литературе. Автор первого правильного ответа (обязательно со ссылкой на источник информации) получает отметку «5».

– Какие размеры имеет цветок раффлезии?
– Являются ли однокоренными слова «вакуум» и «вакуоль»?
– Кто такой Гольджи?
– Чем питаются радиолярии?
– Есть ли организмы, которые обходятся без кислорода?
– Кто открыл двойное оплодотворение у цветковых растений?

  • Викторина. Учащимся предлагается за определенный период времени (обычно 1–2 недели) ответить на ряд вопросов по изучаемому материалу. Часть ответов (а чаще подсказок) можно найти на страницах учебника или услышать на уроках, другие вопросы требуют обращения к дополнительной литературе, а для ответа на некоторые из них придется самостоятельно поразмышлять, опираясь на ранее изученный материал или жизненный опыт. Все ответы на вопросы должны быть достаточно краткими, четкими, конкретными.

Викторина по темам «Скелет – опора организма» и «Движение»

1. Почему иногда раки прячутся от хищников?
2. Почему птицы не падают с веток во сне?
3. Можно ли бревно считать скелетом дерева? Почему?
4. Можно ли кость считать живой? Почему?
5. Почему дождевой червь может передвигаться даже в очень плотной почве?
6. Почему млекопитающие способны к более быстрым движениям, чем пресмыкающиеся?
7. Почему самыми быстрыми животными являются птицы?
8. Чем полет птиц отличается от полета насекомых?
9. Что такое тропизмы и настии?
10. Какие изобретения, связанные с опорой и движением, человек позаимствовал у живой природы?

Для получения отметки «5» достаточно полно и правильно ответить на 7–8 любых вопросов, для получения «4» – на 5–6 вопросов.

  • Викторина по рисункам учебника. Эту интересную идею я позаимствовала у Н.Н. Сырцевой, учителя биологии школы № 21 г. Кирова. На рисунках учебника изображено множество интересных организмов, но, к сожалению, на уроках не всегда хватает времени даже на краткое знакомство с ними. Вопросы викторины, посвященные этим существам, направлены на расширение биологического кругозора. Эта форма викторины носит в некотором роде пропедевтический характер, так как в поисках ответов на вопросы учащиеся знакомятся с интересными особенностями организмов, которые будут изучаться в 7-м классе.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru