А.ГОРЯШКО
В экологию через творчество
«Вряд ли вы найдете много желающих
«экообразовываться». А вот слушать сказки,
легенды, отгадывать загадки любят все». (Листопад
О.Г., Борейко В.Е. Нетрадиционные методы в
экологическом воспитании и образовании.)
Думаю, что для всех, кто искренне
озабочен судьбами природы, достаточно очевидна
следующая нехитрая истина. Экология – не просто
научная дисциплина и название одного из школьных
предметов. Экология – это весь строй отношений с
жизнью каждого конкретного человека. И
формируется экологическое мышление вместе со
всеми прочими представлениями о жизни, то есть
уже в раннем детстве, а не тогда, когда ее
начинают проходить в школе. Тем более, что
подросток, впервые встретившийся с экологией как
школьным предметом, имеет все шансы ее
действительно «пройти». Мимо. Какие бы
теоретические знания по экологии ни получил
человек в школе, они не будут им реально
использоваться при отсутствии личной
заинтересованности, включенности в проблему. Как
можно более раннее знакомство с азами
экологической проблематики в целом не вызывает
сомнений. Другое дело – как именно происходит
это знакомство.
Грубо говоря, все возможные способы
можно разделить на три основных направления.
Первое, научное, предполагает углубленное
изучение биологии, проведение самостоятельных
полевых наблюдений и исследований, написание
научных работ. При втором дети, не особо
углубляясь в научные дебри, занимаются очисткой
городов, лесов и рек от мусора. Наконец, третье
направление – это разнообразное творчество на
экологические темы: театры и газеты, стихи,
рассказы и фотографии о природе. Представители
различных направлений нередко вызывают друг у
друга раздражение. С точки же зрения людей науки
различные представители экологического
творчества наименее понятны и нужны. Они не
совершают реальных научных открытий и не спасают
реальный лес от реального мусора. Они –
развлекаются. Играют. Кому и зачем нужны их игры?
Какой толк от них природе? Понять это помогает Х
Фестиваль «Экология. Творчество. Дети», который
прошел в Московском зоопарке с 20 по 27 марта 2004 г.
Для ученых скептиков
«Не только образование, получение
конкретных знаний, помогает спасению и
сохранению окружающей среды. Творческое
осмысление мира, стремление к гармонии
взаимоотношений в природе – вот основа тех
творческих задач, которые ставит перед собой
фестиваль». (В.Спицин, директор Московского
зоопарка.)
Уже десять лет назад первый фестиваль
«Экология. Творчество. Дети» вызвал интерес и
привлек участников не только из столицы, но и из
Рязани, Волгограда, Нижнего Тагила и других
больших и малых городов России. За прошедшие годы
география фестиваля еще более расширилась, а
общее количество участников достигло нескольких
тысяч. Сюда приезжают и присылают свои работы
жители больших городов и крохотных поселков,
учащиеся школ и детских садов, станций юных
натуралистов и детских экологических центров.
Дети работают в самых разнообразных жанрах. На
фестивале представлены спектакли и сказки, стихи
и сценарии, рисунки и поделки, фотографии и
видеофильмы. Их художественные достоинства
неравнозначны, но все они свидетельствуют о
глубине восприятия окружающего мира, о тревоге
за этот мир и чувстве личной ответственности за
него. И все они гораздо убедительнее
теоретических споров, показывают: творчество
тоже может быть путем в экологию.
Специалисты утверждают: «Экология как
школьная дисциплина – чрезвычайно благодатная
область для развития творческой личности. С
другой стороны, изучение экологии без применения
творческих алгоритмов вряд ли приведет к
повышению уровня экологического образования.
Это связано с интегративным характером самой
экологии. Вся система формального обучения
основана на логике сознания, и лишь творчество
имеет непосредственную связь с подсознанием»
(Т. Кожина, учитель биологии и экологии «Развитие
творческого мышления при изучении экологии»).
А.А. Александров, художественный
руководитель театра «Тик-Так», директор
Фестиваля, будучи человеком искусства, выражает
свою точку зрения более эмоционально: «У
современных детей потребность в творческой
деятельности и тяга к природе гораздо сильнее,
чем раньше. В нашей тяжелой жизни им нужно
опираться на что-то красивое и нравственное.
Посмотрите на детские работы, рисунки – это
абсолютная необходимость для них!».
В единстве с миром
«Чтобы написать дерево, надо
почувствовать себя деревом». (Средневековый
китайский художник.)
Работы юных художников, в некотором
отношении, – наиболее показательная часть
фестиваля. Поставить спектакль или снять фильм
далеко не всем детям по силам и по средствам.
Отдельная проблема – приехать со своим
спектаклем из дальнего города в Москву. Но
рисовать и присылать свои рисунки доступно
практически всем. И они рисуют, и присылают.
Детские рисунки, представленные на фестивале,
прекрасны. Они привлекают внимание, даже будучи
выставленными в зоопарке, среди живых зверей, с
которыми, казалось бы, конкурировать бесполезно.
Такая привлекательность не случайна.
Практически любому ребенку знакомо
чувство единства с природой. Он умеет видеть мир
глазами цветов и знает, о чем думает ворона. Но
если у многих детей с возрастом это умение, к
сожалению, пропадает, то у детей рисующих оно
поддерживается и развивается. Умение видеть
природу изнутри ее собственными глазами, ищет
своего выражения, которым становится рисунок.
Рисуя, ребенок учится вниманию к миру,
обнаруживает, что в природе нет двух одинаковых
объектов. В строении, цвете и форме каждого пера
птицы, каждого листа на дереве множество
неповторимых признаков. Более того,
обнаруживается, что невозможно нарисовать мир
без способности переживать глубинное единство с
ним. А у погруженного в это переживание человека
исчезает психологическая преграда, отделяющая
от природы, рождается новое отношение к
действительности. Пережив хоть раз чувство
единства с миром, человек уже не может относиться
к нему как к чему-то утилитарному, он всегда
ощущает, что другая жизнь имеет собственную,
независимую от него, ценность. Не это ли
понимание и принятие другого, признание ценности
существования всего живого и есть конечная цель
экологического воспитания? И, наверное, именно
эти, глубоко нравственные, качества придают
такую неповторимую прелесть присланным на
фестиваль работам и находят отклик у зрителей,
написавших в книге отзывов: «Остались в большом
восхищении, что наши дети еще могут и хотят
зажигать звезды на этом небе!»
Спектакли
«Одним из самых эффективных путей
формирования экологического сознания является
Детский экологический театр – соединение
экологического образования с творчеством и
экологическое воспитание по обе стороны рампы –
и для самих юных актеров и для почтеннейшей
публики». (О.А. Сиваченко, руководитель
Детского экологического театра «Несмотря ни на
что».)
В детстве мы почти каждый день воображаем
себя кем-нибудь, придумываем себе игры и роли в
них. Но чтобы сыграть роль, необходимо
почувствовать, как говорит, двигается, видит то
или иное существо, чего оно боится, чему радуется
и какими средствами это выражает. Роли меняются,
развивая способность быть другим и понимать
другого. Ребенок готов и хочет наделить жизнью,
характером и судьбой все в окружающем мире. Эту
способность использует, развивает и направляет
экологический театр.
Что важнее в экологическом театре –
Экология или Театр? Что более необходимо: хорошая
дикция, четкие мизансцены, богатые декорации,
музыка, подсветки? Или глубокое освещение
экологических проблем, изобилие фактов,
терминов, цифр? Такой вопрос может возникнуть
лишь у того, кто не видел спектакли детских
экологических театров. Работы ребят из
Новочеркасска, Твери, Владимира, Кирова и Москвы,
представленные на фестивале, доказывают, что
театр и экология не только вполне совместимы, но
и обогащают и помогают друг другу. Информация об
актуальных экологических проблемах, поданная в
театрализованной форме, не только запоминается,
но и становится живой и насущной, «одушевленные»
цифры, факты, процессы и термины легко и
непринужденно проникают в умы и души зрителей. И,
кстати, именно экологический театр дает
прекрасную возможность объединения всех
направлений экологического образования. И
научные работы, и акции по уборке мусора вполне
могут стать темой новых спектаклей, обогатить их
яркими живыми эпизодами из практики.
Фото А.Михалева.
|