ИСТОРИЯ НАУКИ

С.А. ПАНТЮЛИНА,
научный сотрудник отдела музейной педагогики

История здания музея

Комплекс зданий Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева

Комплекс зданий Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева

Каждый дом имеет свою судьбу, свою историю, свои тайны и загадки. Здания усадьбы конца XIX – начала XX вв., в которых располагается ныне Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, – не исключение. Музей, организованный Б.М. Завадовским, профессором Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова, оказался в домах на Малой Грузинской в результате революционных вихрей и преобразований. Но, разумеется, его сотрудникам, москвичам, людям, связанным с наукой и просвещением, небезразлично, в каких зданиях они работают, тем более, что облик усадьбы весьма своеобразен. Постоянно задают вопросы о прежних хозяевах и музейные посетители.

П.И. Щукин

П.И. Щукин

За свою историю усадьба сменила нескольких хозяев. Первым ее владельцем был Петр Иванович Щукин (1853–1912) – купец, потомственным почетный гражданин, действительный статский советник и крупнейший коллекционер России второй половины XIX в., создатель частного музея «Российские древности».

В 1891 г. П.И. Щукин купил участок земли на Малой Грузинской улице, а в 1892 г. архитектор Борис Викторович Фрейденберг начал строительство будущего Щукинского музея. Уже через год в глубине участка красовался «сказочный терем», позже названный Старым музеем (в настоящее время в нем располагается администрация Биологического музея). Б.Ф. Фрейденберг построил не просто вместительный особняк для размещения коллекции, а дом, который всем своим видом указывал на то, что в нем хранятся памятники русской старины. Многие элементы и архитектурные детали, а также рисунки изразцов были скопированы с памятников русской архитектуры XVII в. – церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, дома бояр Романовых на Варварке... Отдельные мотивы росписи стен и потолков внутри «терема» также были заимствованы из подлинных документов, хранившихся в Щукинском собрании, например Жалованной грамоты Петра I Якову Брюсу и других.

В 1895 г. музей был открыт для посетителей. Основной частью его экспозиции стали разнообразные памятники, русского быта, культуры и искусства со времен Древней Руси и до начала XX в. Посетители могли увидеть старинное оружие, ключи, часы, самовары, веера, ордена, древние рукописи, архивы знатнейших дворянских фамилий и многое-многое другое. Пояснения к экспонатам давал сам Петр Иванович Щукин.

Однако музейное собрание продолжало быстро расти, поэтому возникла идея постройки еще одного музейного здания. Она принадлежит известному русскому художнику В.В. Верещагину, который в одном из писем посоветовал Щукину «построить еще один дом … и непременно соединить его крытым ходом с теперешним музеем». Проект был осуществлен в 1898 г. архитектором Адольфом Эрнестовичем Эрихсоном. По красной линии Малой Грузинской улицы он возвел еще одно здание, также в модном тогда «русском» стиле, соединив его со Старым музеем подземным туннелем.

В этом, так называемом Новом музее разместились портретная галерея, восточный отдел, собрание тканей; библиотека с книгами по истории, археологии, искусству и с первыми русскими газетами. В настоящее время в этом здании находится экспозиция Биологического музея.

Кабинет П.И. Щукина в Новом музее

Кабинет П.И. Щукина в Новом музее

Гостиная в Новом музее

Гостиная в Новом музее

На Малую Грузинскую приходили искусствоведы и художники, архитекторы и скульпторы, историки и археологи, этнографы и лингвисты. Василий Суриков писал здесь этюды с малоазийского ковра XVII в. для своей картины «Степан Разин», Валентин Серов копировал старинные персидские миниатюры для занавеса Дягилевского театра в Париже. Здесь бывали художники В.В. Верещагин, А.М. Васнецов, артисты Малого театра; занимались разбором персидских и арабских рукописей работники Лазаревского института.

Восточный зал в Новом музееВ 1905 г. напротив Нового музея по проекту архитектора Ф.Н. Кольбе был построен музейный склад, предназначавшийся для архива. В том же году, после первой русской революции, Петр Иванович решил подарить свой музей государству. В мае 1905 г. музей «Российские древности» стал филиалом Императорского Исторического музея имени Императора Александра III. Но П.И. Щукин до конца жизни оставался главным хранителем музея, полностью содержал его и платил жалованье сотрудникам.

Восточный зал в Новом музее

После смерти Петра Ивановича в 1912 г. у усадьбы началась новая жизнь с новыми владельцами. Короткое время – в течение 1923 и 1924 гг. – в зданиях хранились фонды Музея Старой Москвы. Затем, в 1924 г. комплекс передали Госплану для музея Центральной промышленной области. Но и этот музей просуществовал здесь недолго – в 1928 г. из-за недостатка помещений для студенческих общежитий в Москве он вынужден был свернуть свою экспозицию и предоставить освободившиеся помещения под общежитие. В 1934 г., по ходатайству М.Горького, комплекс зданий по Малой Грузинской улице, 15 был передан Государственному Биологическому музею им. К.А. Тимирязева. В настоящее время Биологическому музею принадлежат два здания из трех.

Такова история небольшой городской усадьбы на Малой Грузинской улице, которая в 1995 г. официально стала историко-культурным памятником, охраняемым государством. Однако это памятник не только дореволюционного периода, но и всей дальнейшей истории, так как создание и деятельность Биологического музея тоже часть отечественной культуры.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru