Т.Н. ПАХОМОВА,
учитель биологии и экологии шк. № 1,
пос. Московский, Моск. обл.,
В.И. ПАХОМОВ,
учитель биологии и экологии,
зам. директора по экспериментальной работе школы
№ 1018 ЗАО
г. Москва
Эколого-краеведческая работа с
учащимися в природе
В современной школе получили
распространение разные формы экологического
образования. Но систематическая работа с
учащимися по географии и биологии в природной
обстановке пока не налажена. А между тем изучение
природных объектов в отрыве от самой природы
носит формальный характер.
Я попытался на конкретном
краеведческом материале показать возможности
внеклассной работы в природе. В предлагаемом
материале приводятся фрагменты методической
разработки школьной экологической практики,
этапов туристического совета и план работы
краеведческого экологического лагеря, а также
программу дня «Юного эколога», используемую в
кружковой работе. Все предложенное – опыт
реальной эколого-краеведческой работы со
школьниками, накопленный в школе № 1018 г. Москвы.
Мы работаем в юго-западной части лесопарковой
зоны г. Москвы – районе новостроек, стремительно
выросшем за последние 10 лет на границе двух
районов Московской области – Ленинского и
Одинцовского.
I. Организация работы на учебных
экологических тропах
Наша местность находится на границе
широколиственных лесов с елью и смешанных лесов.
Здесь некогда располагались богатые села
Подмосковья – Измалково, Переделкино, Акатово,
Мешково, Валуево, в которых жили и живут поныне
известные деятели науки и искусства. Район
экологически благополучный и комфортный для
проживания по сравнению с другими районами
г. Москвы. Не случайно исстари здешние места
называли «Подмосковной Швейцарией». В советские
годы здесь было построено несколько санаториев,
а сейчас идет интенсивное дачное строительство.
Но соседство с Внуковским аэропортом,
Рассказовской животноводческой фермой,
Востряковским домостроительным комбинатом, а
также крупными магистралями (Боровское и
Киевское шоссе, МКАД) приводит к тому, что район
постепенно подвергается химическому
загрязнению. Другая экологическая проблема –
«нецивилизованный» отдых, нарушающий связи в
природных экосистемах.
Система работы по экологическим
тропам включает организацию тропы, разработку и
проведение экскурсий, исследовательскую и
природоохранную работу. По каждому направлению
под руководством учителя работают группы
учащихся. Организация тропы включает уточнение
маршрутов с наиболее интересными объектами,
определением расстояний между пунктами,
азимутов движения от пункта к пункту, нанесение
их на план-схему. В результате оформляется
красочный буклет тропы. От установки постоянных
щитов-транспарантов с экологической информацией
мы отказались: их трудно сохранять в условиях
нарастающей рекреационной нагрузки.
Маршруты троп можно использовать для
экскурсий и в младших, и в средних, и в старших
классах, и даже для однодневных походов. Их
отличают лишь протяженность, выбор объектов для
наблюдения и виды деятельности на каждой
остановке. Экскурсии ведут сами учащиеся – как
правило, двое. При проведении экскурсий в
начальной школе это ученики среднего звена, при
проведении экскурсий для среднего звена –
старшеклассники. Подготовку экскурсоводов ведем
с 6-го класса, знакомим их с материалами
экскурсии, с объектами на тропе. Стараемся
привлекать занимательный материал, учить
задавать вопросы, организовывать общение, обмен
мнениями, наблюдение, создавать
соревновательные или игровые ситуации.
Предоставляется возможность поупражняться в
проведении экскурсии. На последнем занятии
экскурсоводы показывают свою подготовку.
В среднем звене обучения, учитывая
свойственное ребятам этого возраста желание все
делать своими руками, посвящаем отдельный этап
самостоятельной исследовательской работе.
В старшем звене, исходя из
сформировавшейся способности к аналитическому
мышлению и наличия навыков исследовательской
работы, усложняем задания, увеличиваем их объем,
делаем акцент на обобщении полученных сведений и
представлении их в виде таблиц, схем, диаграмм и
их анализе.
В однодневных экологических походах
основная часть времени отводится на продвижение
по маршруту, а 5–10-минутные остановки
используются для изучения разнообразного
экологического материала. Важный этап похода –
исследование местности во время окончательного
привала. Для всех на тропах обязателен
природоохранный труд, т.к. мы знаем, какой вред
может принести различный по характеру мусор как
отдельным организмам, так и экосистеме в целом.
Предваряя экскурсионный период, мы
проводим на тропах субботники, возвращаем
природным местам первоначальную красоту. Весной
субботники обычно приурочены к 22 апреля,
Международному дню Земли.
II. Экологические тропы Чоботовская и
Ф.О. Шехтеля
Разнообразные и красивые природные
ландшафты, соседствующие с антропогенными,
пересеченность рельефа и южная экспозиция
склонов в сочетании с водными источниками
придают местности своеобразный колорит. На
маршрутах есть объекты исторического и
культурного значения. Заброшенный, но
расцветающий каждую весну сад напоминает о
стоявшей здесь когда-то деревне Чоботы.
Восстановлен дом, построенный по проекту
выдающегося архитектора Федора Осиповича
Шехтеля. Красивая излучина реки в ольшанике с
обилием родников, один из них считается святым
источником.
Чоботовская тропа
Местонахождение: опушка леса и
лесопосадки вблизи автобусной остановки «Улица
Чоботовская» к северу от микрорайона
Ново-Переделкино; тропа идет параллельно
Боровскому шоссе, в 200 м от него.
Экскурсия для учащихся начальной
школы по теме «Весна в лесу. Деревья и кустарники
нашего леса»
Экскурсионные объекты на Чоботовской тропе и
их использование при проведении экскурсий для
начальной школы
№ остановки и
ее название |
Объекты
экскурсии |
Что наблюдать |
1. Уголок
широколиственного леса |
Вяз, липа, клен
остролистный и американский |
Фенофазы весной:
сокодвижение у клена, опадание плодов вяза,
осенью: пожелтение и опад листвы, население
подстилки |
2. Дуб на поляне |
Дуб |
Ребра дуба, форма
кроны |
3. Сосновый лес |
Сосна |
Высота кроны,
ствол, обилие света |
4. Кустарники
соснового леса |
Смородина,
свидина, малина |
Ярусность, птицы |
5. Березняк,
поросший свидиной |
Береза |
Высота кроны,
чечевички на стволе |
6. Опушка леса |
Ива |
Кустарники
открытых мест, цветение, опыление насекомыми |
7. Лиственницы |
Лиственницы,
птицы |
Хвоя лиственницы,
форма кроны, пение зяблика и пеночки-веснички |
8. Поляна |
Осина, черемуха |
Форма листа и края
листовой пластинки у осины, «дрожание» листьев,
опыление ветром |
9. Заброшенный сад |
Яблоня, вишня,
слива |
Красота цветков,
их строение, формы побегов |
10. Пруд |
Ряска, рогоз,
осоки, тритоны, лягушки и головастики |
Приспособления
растений и животных к жизни в воде |
11. Старый парк |
Многолетние
деревья: ясень, липы |
Измерение
диаметра ствола, примерная высота и примерный
возраст деревьев |
На первой остановке ребятам
предлагается назвать деревья, которые их
окружают, и рассказать что-то интересное о них.
Затем учитель добавляет следующие
сведения.
Вяз, клен, липа – широколиственные
породы деревьев.
Одно из первых весенних явлений –
сокодвижение – у клена остролистного наступает
6–8 апреля, на неделю раньше, чем у березы. Сок у
клена густой, белый, как у одуванчика. (Демонстрация.)
Среди деревьев это редкое явление. Оно
встречается чаще у тропических форм, например у
гевеи, из сока которой получают каучук. Клен –
дерево южного происхождения.
Отмечено фенологическое (сезонное)
явление: весна заканчивается тогда, когда
опадают плоды вяза шершавого. (Показать
плоды, имеющие широкую кайму.) Вяз лучше других
деревьев улавливает пыль, поэтому его часто
высаживают в городах. (Показать листья,
покрытые жесткими волосками, задерживающими
пыль.)
Среди деревьев и кустарников липа
сердцелистная – самое позднецветущее
растение, цветет в конце июня. Цветки липы
обладают полезными свойствами, их отвар часто
используют при лечении простудных заболеваний.
– Подумайте, что общего между липой,
кленом и вязом? (Широкие листья, поэтому все они
относятся к широколиственным породам.)
– Какое дерево является символом могущества
нашего леса? (Дуб.) О нем речь пойдет на
следующей остановке.
Вторая остановка у дуба на лесной
поляне.
Дуб – символ силы, могущества,
долголетия. Это величественное дерево живет в
среднем 500 лет, хотя есть и деревья-долгожители,
возраст которых превышает 1000 лет. Однако в
Московской области дубы в среднем доживают всего
до 200 лет. Как вы думаете, почему? Что мешает этим
деревьям расти и жить дольше? (Если никто не
может дать ответ, тогда следующий вопрос.)
Посмотрите внимательно на кору. Как могли
образоваться на ней эти рубцы?
Оказывается, зимой в сильные морозы
кора на дубе лопается: дуб – самое теплолюбивое
дерево наших мест, он страдает прежде всего от
мороза. Не случайно средний срок распускания
листьев дуба – 11 мая, позже, чем у всех других
местных деревьев.
Третья остановка – в сосновом лесу.
Ребята, почему полезнее всего гулять в
хвойном лесу? (Хвойные деревья выделяют особые
вещества, которые убивают вредные микробы.
Многие санатории для людей с заболеваниями
органов дыхания построены вблизи сосновых лесов.)
Сосна – дерево светолюбивое, при
недостатке света хвоинки отмирают, отмирают и
ветки, потерявшие много хвоинок. Так дерево
освобождается от самых нижних ветвей.
У сосны довольно легко определить
возраст. (Нужно посчитать количество мутовок
ветвей от самой верхней части кроны, если дерево
не очень старое, и прибавить 3–5 лет, так как
ежегодно прирост составляет одну мутовку, а
первые мутовки не сохраняются.)
Постарайтесь определить сколько лет
назад лесники посадили здесь сосновый лес.
В сосновом лесу много кустарников.
Объявляется конкурс на лучшего знатока
кустарников: необходимо показать и назвать
малину, черемуху, бузину, свидину, смородину,
жимолость, крушину.
На четвертой остановке главное
внимание уделяется березе – ее особенностям,
лекарственным свойствам. На этой же остановке
говорим о птицах: зяблике, пеночке-весничке.
На пятой остановке – на поляне –
организуется игра «Экологическая дорожка».
Ребята делятся на команды по 5–6 человек. Каждая
команда идет по круговому маршруту (показать, где
начальная и конечная станции), ребята
внимательно ищут на кустах и деревьях кружочки с
нарисованными цифрами. На эти кружочках написаны
задания и вопросы. Ответы ребята пишут на
маршрутном листе. Победителем будет считаться та
команда, которая быстрее и правильнее выполнит
все задания и ответит на вопросы.
Примерные задания
1. Это хвойное дерево, которое
сбрасывает листву на зиму. (Лиственница.)
2. Это самая обычная певчая птица нашего леса. (Зяблик.)
3. Цветение этого кустарника обычно приходится на
время непродолжительного похолодания в мае. (Черемуха.)
4. Зарисуйте лист этого кустарника и подпишите
название растения. (Акация.)
5. Чем различаются цветки яблони, вишни и сливы и в
чем их сходство? (Сходство – в количестве
частей цветка, различие – в размерах, окраске (у
яблони цветки более розовые).
6. Назовите кустарник и напишите как он
используется. (Боярышник. Используется как
живая изгородь, как лекарственное растение
общеукрепляющего действия.)
7. Об этом дереве говорят «горит без керосина».
Как в связи с этим его использует человек? (Осина,
ее древесина используется человеком для
изготовления спичек.)
Итак, ребята узнали об изменениях
весной в лесу; познакомились с деревьями и
кустарниками наших лесов, с их интересными и
полезными свойствами.
На заключительном этапе экскурсии
подводятся итоги по командам и индивидуально.
Награждаются победители.
Тропа Ф.О. Шехтеля
Местонахождение: северо-восточная
часть муниципального округа «Ново-Переделкино»,
бассейн реки Сетунь в пределах поселка Чоботы.
Экскурсия для учащихся начальной
школы «Изменение природы микрорайона
Ново-Переделкино».
Первая остановка – пустырь на
северной окраине микрорайона Ново-Переделкино.
Район Ново-Переделкино лежит на
Теплостанской возвышенности, которая
расположена в южной и юго-западной частях г.
Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве.
Наивысшая точка нашего Западного округа
находится в Солнцево (абсолютная высота 253,4 м над
у.м.). Теплостанская возвышенность получила свое
название от слова «стан», что в переводе означает
«лагерь, кочевье» и напоминает нам о времени
первых поселений.
Задача экскурсии – заглянуть в
прошлое района, понять, как изменялась природа
этой местности, как человек повлиял на это и
почему эти места по красоте сравнивают со
Швейцарией.
Экскурсионные объекты на тропе Ф.О. Шехтеля
№ остановки и ее
название |
Объекты экскурсии |
Что наблюдать |
1. Пустырь |
Панорама окрестностей |
Границы леса |
2. Балка |
Береза, борщевик
Сосновского, таволга вязолистная |
Вертикальная смена
растительности в овраге |
3. Вход в поселок |
Клен американский |
Дерево-агрессор,
величина кроны, характер ветвления |
4. Центр поселка |
Боярышник
кроваво-красный, акация желтая, спирея
рябинолистная |
Шипы у кустарников,
форма листьев, фенофазы, размножение подземными
побегами |
5. Окраина поселка, дом
Ф.О. Шехтеля |
Дом Ф.О. Шехтеля |
Архитектура дома,
ландшафт в окрестностях |
6. У реки Сетунь |
Заросли ольхи, родники,
излучина реки (меандр) |
Плоды ольхи, форма кроны
и листва, околоводная растительность у родников |
7. Пойма реки Сетунь |
Пруд, пни
деревьев-долгожителей, пойменные луга |
Пузырчатка –
растение-хищник: корни-ловушки, форма цветка,
особенности растений-эдификаторов пойменных
лугов; измерение диаметра пня и примерного
возраста спиленных деревьев |
8. Аллея
деревьев-долгожителей |
Дубы и сосны-долгожители |
Сообщество вязового
леса, его особенности, примерный возраст
деревьев-долгожителей, панорама речной долины |
9. Железнодорожная
станция «Переделкино» |
Панорама антропогенного
ландшафта |
|
Среднерусская равнина, на
которой находится Теплостанская возвышенность,
простирается от Западной Европы до Уральских
гор, сама по себе холмистая. Когда-то, несколько
миллионов лет назад, рельеф ее подвергся
действию огромного ледника. В процессе его
таяния образовалось много речек, ручьев и
оврагов, которые зарастали лесной
растительностью.
Вторая остановка – заросший лесом
овраг (балка).
Учащиеся обращают внимание на
изменение растительности от верхней части балки
до ее дна. В верхней части лесная растительность
– березняк, ниже – кустарниковая сменяется
зарослями ивы и ольхи и в самой нижней части –
влаголюбивая травянистая растительность.
– Как вы думаете, почему
растительность сменяется по профилю балки
сверху вниз? (Условия увлажнения и освещенности
меняются в этом направлении.)
Учащиеся делают вывод о распределении
засухоустойчивых и влаголюбивых растений.
Влаголюбивые растения: таволга вязолистная
(листья ее пахнут огурцом, растения высокие, с
белыми «пенистыми» шапками соцветий), лютики
ползучий и жгучий, осоки, гравилат речной. Здесь
же встречается и борщевик Сосновского,
выделяющий в жаркую погоду эфирные масла,
которые способны оставлять ожоги на коже
человека. Раньше, в древние времена из него и
близких ему растений (например, борщевика
сибирского, обычного на наших лугах) варили борщ,
отсюда и название.
Борщевик Сосновского родом с
Северного Кавказа, он был завезен в среднюю
полосу России в качестве кормового растения. За
много лет он широко распространился
естественным путем и стал типичным растением
наших пустырей. Это самая высокая трава наших
мест.
Третья остановка – южная окраина
поселка Чоботы.
Обращается внимание на дерево с
раскидистой кроной – клен американский. Это
растение–переселенец. Его родина – Северная
Америка. Американский клен завезли к нам около 100
лет назад, и это дерево хорошо прижилось, так как
оно неприхотливо и быстро образует молодую
поросль. Его называют деревом агрессором,
вытесняющим наши природные виды.
Мы на окраине поселка. Почему люди
выбрали именно это место для своего жительства,
что привлекло их сюда? (Как правило, вблизи
оврагов и речек плодородные почвы, удобные для
сельскохозяйственного использования.)
Правильно, но ответить на этот вопрос
полнее мы сможем, побывав на других остановках.
Продолжение следует
|