И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46, г. Киров
Окончание. См. № 11, 12, 13, 14, 15/2004
Уроки биологии: развитие, творчество,
комфорт
Тема: «Половое размножение животных»
По дороге на работу я зашла в магазин и
купила несколько женских гамет, которые сейчас
лежат в этой шкатулке. (Куриное яйцо; икра.) А
почему эти клетки человек использует в пищу?
Тема: «Природные сообщества»
В шкатулке — аналог того, что
обеспечивает круговорот веществ и целостность
экосистемы. (Сеть или цепь.)
Иногда после изучения нового
материала целесообразно снова вернуться к
шкатулке (а может быть, и к «мыслительному листу»)
и предложить учащимся прокомментировать слова,
которые звучали в начале урока об этом объекте,
или задать вопрос: а что еще можно было бы
положить в эту шкатулку на сегодняшнем уроке?
Интригующее начало. По моему
глубокому убеждению, изучение нового материала
должно начинаться с яркого, красивого
вступления, цель которого – привлечь внимание к
изучаемому материалу, заинтересовать, удивить,
потрясти, заставить задуматься, почувствовать
ограниченность своих знаний...
Изучение нового может начинаться с
эпиграфа, с удивительного факта, с проблемного
вопроса («мыслительный лист» + хрустальная сова),
с таинственной шкатулки, с необычного описания
объекта изучения... Интригой урока могут быть
факты из серии «Правда ли, что ...», необычный
рисунок, загадка, музыкальный фрагмент...
Приведем несколько примеров.
Урок «Деление клетки». На фоне
старинной музыки звучат слова американского
биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле
сотни миллионов неодушевленных, но очень
дисциплинированных маленьких балерин сходятся,
расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в
разные стороны, словно танцоры на балу,
исполняющие сложные па старинного танца. Этот
древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких
танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы
растем и существуем». Как вы думаете, о каком
процессе идет речь?
Урок «Размножение растений». Перед
вами три растения: первое имеет яркие и хорошо
заметные цветки; цветки второго – мелкие и
невзрачные, а третье вообще никогда не цветет.
Почему так?
Урок «Транспорт веществ в организме
животных». Ее приносили в жертву богам. Ей
скрепляли священные клятвы, ее считали носителем
души, соком жизни. О чем речь?
Эпиграфы и пожелания. Обычно
это афоризмы, пословицы, поговорки, которые на
уроках могут выполнять самые разные функции.
Например, на первом уроке по теме
«Размножение» эпиграфом, привлекающим
внимание к новой теме, могут быть слова: «Это
процесс, с помощью которого Жизнь умудряется
обвести вокруг пальца Время». Этот эпиграф можно
использовать как задание для работы на
«мыслительном листе» (нужно предположить, о
каком процессе идет речь). Говоря о значении
размножения, можно предложить учащимся найти в
первом абзаце на с. 122 слова, поясняющие эту мысль,
а можно предложить попытаться самостоятельно
«перевести на биологический язык» это красивое
образное высказывание.
Слова «Это процесс, от которого в
конечном итоге зависят все проявления жизни на
нашей планете» не только подчеркнут важность фотосинтеза,
но и помогут конкретизировать его значение. Это
предложение можно использовать и как задание для
работы на «мыслительном листе». В начале
изучения темы вопрос может быть таким: о каком
процессе сказаны эти слова? После изучения
фотосинтеза учащимся можно предложить
прокомментировать это предложение, т.е. пояснить
его смысл.
Эпиграф может нацеливать на
определенную деятельность на уроке.
Например, слова русского драматурга
XVIII в. Я.Б. Княжнина: «Читать и не понимать. Читать
и понимать. Читать и понимать даже то, что не
написано» можно использовать для формирования
целевой установки: «Сегодня на уроке мы учимся
читать учебник на высшем уровне – читать и
понимать даже то, что не написано».
На уроках повторения, обобщения и
систематизации знаний уместны будут следующие
высказывания:
– Без повторений нет глубины. Л.Ландау.
– Порядок больше всего помогает ясному усвоению.
Цицерон.
– Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока
ему не удается связать воедино разрозненные
факты. Д.Хевелси
Своеобразным напутствием на
практической или лабораторной работе могут
стать следующие выражения:
– Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать. Практика – лучший учитель. Цицерон.
– Кто слишком спешит, позже справляется с делом. Ливий.
– Посмотреть в микроскоп может каждый, но лишь
немногие могут судить об увиденном. Фонтане,
итальянский естествоиспытатель.
Иногда полезны шуточные пожелания и
советы, например перед проверочной работой:
– Если хочешь, чтобы дело было сделано
хорошо – делай его сам. Английская пословица.
– Украсть у кого-то мысли преступнее, чем украсть
деньги. Вольтер.
– Кто ясно мыслит – ясно излагает. Шопенгауэр.
– Достаточно, чтобы слова выражали смыл. Конфуций.
Кроме
хрустальной совы, у нас есть еще один символ
мудрости – совенок (иллюстрация из календаря).
Изображение совенка появляется в кабинете, если
на уроке предстоит проверочная работа. Это и
напоминание: будьте особенно внимательны, и
просто счастливый талисман для учеников.
Путешествие совенка снимает столь любимые
учениками вопросы перед уроком: «А сегодня будет
проверочная?»
Контроль с хорошим настроением. Проверочные
работы мы пишем в маленьких тетрадях
(разрезанных на половинки). Для многих учеников
ситуация контроля вызывает состояние волнения и
тревоги, поэтому оформление этой тетради должно
создавать хорошее настроение у ученика (впрочем,
и у учителя тоже). Возможно все: от фотографии
любимого хомячка на обложке до напутственного
слова мамы на полях: «Ты у меня умница! Ты все
знаешь!!!»
А еще есть Мелоежка – забавное
игрушечное создание с белыми пушистыми щечками
(вероятно, испачканными съеденным мелом). Он
появляется на доске тогда, когда предстоит
восстановить пропущенные слова в схеме или
тексте (подразумевается, что их «съел» Мелоежка).
Я
перечислила лишь некоторые приемы, создающие
неповторимую атмосферу наших уроков. Порой все
эти «прибамбасы» вызывают искреннее непонимание
коллег: «Все это как-то несерьезно. На уроке делом
надо заниматься, а не в игрушки играть». Поверьте,
мы не играем, мы занимаемся очень серьезным
делом, а «игрушки» помогают нам трудное дело
делать с радостью.
За
фейерверком красивых идей – всегда четкая
структура урока: я точно знаю, для чего использую
тот или иной прием, и всегда могу объяснить,
почему я это делаю так, а не иначе. Именно это
позволяет мне проводить уроки, главными
слагаемыми которых являются развитие,
творчество, комфорт.
|