Т.Н. ПАХОМОВА,
учитель биологии и экологии шк. № 1,
пос. Московский, Моск. обл.,
В.И. ПАХОМОВ,
учитель биологии и экологии,
зам. директора по экспериментальной работе школы
№ 1018 ЗАО
г. Москва
Продолжение. См. № 16/2004
Эколого-краеведческая работа с
учащимися в природе
Четвертая остановка – центр поселка.
– Какие растения вы здесь видите? (Боярышник
и акация.) Почему эти кустарники люди
высаживают вблизи жилища?
Боярышник отличается от других
кустарников длинными, до 4 см, шипами – плоскими,
словно стальными, иглами, торчащими в разные
стороны. Поэтому заросли боярышника непроходимы
даже для животных. В конце лета на кустах
появляются кроваво-красные плоды с тремя
косточками. Сладковатые на вкус ягоды обладают
лечебными свойствами. А если поджарить и смолоть
их, то получится замечательный «кофе»,
совершенно безвредный для здоровья.
Акация желтая (карагана) считается
самым неприхотливым и устойчивым к химическому
загрязнению кустарником.
Пятая остановка – у дома,
построенного по проекту Ф.О. Шехтеля.
Федор Осипович Шехтель – знаменитый
российский архитектор, выдающийся мастер стиля
модерн. По его проектам были построены 5 театров, 4
часовни, 5 церквей, 6 дач, 3 усадьбы, 30 особняков, 2
типографии, вокзал, банк и кинотеатр. Ярославский
вокзал, особняк Рябушинского, здание МХАТа им.
А.П. Чехова — его творения.
Жизнь и творчество Ф.О. Шехтеля связаны
с Переделкино. Здесь он построил дачу – шедевр
деревянного зодчества. Она восстановлена в конце
XX в. А почему Шехтель выбрал этот уголок
Подмосковья, вы поймете на следующих остановках.
Шестая остановка – у реки Сетунь.
Внимание ребят привлекают родники,
которые питают речку. Часто родники и небольшие
речки пересыхают, мелеют. Почему же этого не
происходит с нашей Сетунью? (Леса вдоль речек
сохраняют влагу.)
Такие леса называют галерейными. А из
каких деревьев состоят эти леса, чем они
интересны?
Ольха серая. Еще не сошел снег,
а ольха уже цветет, это самое раннецветущее наше
растение. Чуть повеяло в воздухе теплом, как
распускаются, рассыпая пыльцу, приготовленные с
осени соцветия – сережки. В каждой мужской
сережке – 300 крохотных цветочков, пыльцу
подхватывает ветер, свободно гуляющий в весеннем
лесу. Медленно будут созревать опыленные женские
сережки и лишь глубокой осенью одревеснеют и
превратятся в маленькие «шишечки» (к шишкам
хвойных растений они никакого отношения не
имеют). Плоды ольхи серой используют в медицине: в
них много дубильных веществ. В народе отваром из
ольховых шишек полощут горло, лечат расстройство
кишечника.
Галерейные леса издавна служили
своеобразными зелеными коридорами для
расселения различных животных. А когда их
вырубают и застраивают берега реки, то нарушают
миграции животных, порою вызывая их гибель.
Седьмая остановка – у святого
источника в пойме реки.
Рассказ идет о формировании русла
реки, природной истории этого места, о пойменном
пруде, о деревьях-старожилах и часовне,
расположенной неподалеку.
В конце экскурсии ребята вновь
возвращаются к вопросу, чем привлекли эти места
местных жителей и известных людей, и сами
убеждаются в своеобразии природы этого места,
его чарующей красоте.
От железнодорожной станции
Переделкино и церкви святого Филиппа за железной
дорогой можно продолжить маршрут, перейдя к теме
«Литературное Переделкино». Интересное место
этого маршрута – Самаринские пруды в окружении
посадок лиственниц и лип более чем 200-летнего
возраста: это самые старые свидетели былого
культурного прошлого.
III. Тропа Ульяновского лесопарка
Часто, рассуждая о значении лесных
массивов в жизни человека, особенно городских
жителей, мы забываем, что огромные площади в
окрестностях крупных городов занимают
лесопосадки, созданные человеком. Удивляет
невнимание общества к профессиям лесника и
лесничего. А между тем именно эти люди дают
подрастающему поколению примеры положительного
отношения человека к окружающей природе, примеры
благородного и самоотверженного труда.
Тропа Ульяновского лесопарка
посвящена людям, трудившимся здесь много лет
назад и работающим сегодня. Это своеобразная
дань памяти и признательности молодого
поколения старшему и уже ушедшему.
Все, что мы видим вокруг, создавалось в
первые послевоенные годы – в годы разрухи, нужды,
голода. Люди еще не знали, что в будущем здесь
вырастет крупный жилой микрорайон, но уже думали
о потомках.
Маршрут проходит по разнообразном
ландшафтам. Примечательные объекты здесь –
деревья-долгожители и участок коренного леса –
своего рода памятники природы. Тропа ведет к
лесничеству и лесному пруду близ детского лагеря
«Чайка», служащему местом массового отдыха не
только жителей Ново-Переделкино, но и деревни
Рассказовки и пос. Московского.
Объекты на тропе познавательны не
только для младших школьников, но и для учащихся
среднего и старшего звена. Важная цель посещения
тропы – необходимость понять и прочувствовать
необходимость сохранения и преумножения
истинных ценностей человечества, к которым
относится культура и природа.
Таблица. Экскурсионные объекты на
тропе Ульяновского лесопарка
№ остновки и ее название |
Объекты экскурсии |
Что наблюдать |
Для начальной школы |
1. Опушка леса |
Клен американский |
Величина и форма кроны, плоды,
форма листьев |
2. Орешник, полоса декоративных
кустарников |
Орешник, виды клена: татарский,
остролистный, Гиннала |
Фенофазы, декоративные
качества: окраска листьев различных видов клена
и характер посадок; распространение плодов
орешника |
3. Лиственницы |
Лиственницы |
Форма кроны и ветвление у
деревьев на опушке и на открытом месте; экология
лиственницы |
4. Берег пруда |
Рогоз, частуха, ситники, осоки,
череда; водяные клопы (гладыш, скорпион), водяной
ослик, жук-плавунец, личинки комаров, жуков,
стрекоз |
Приспособления к недостатку
кислорода и распространению семян у растений на
увлажненных почвах; приспособления животных
(насекомых) к передвижению в воде |
5. Березняк, посадки |
Береза, травянистая
растительность |
Особенности сообщества
мелколиственного леса; отсутствие или слабое
развитие подроста; особенности травяного
покрова |
6. Ельник |
Ель, еловые шишки |
Экологические особенности
ельника; погрызы на шишках мышей, белок,
обработка шишек дятлом |
Для среднего звена |
7. Сосняк, кострище |
Сосна, кустарники (свидина,
малина, черемуха); кострище |
Экология сосняка, зарастание
кострищ, обработка сосновых шишек разными
животными |
8. Смешанный лес |
Смешанный лес |
Разнообразие животных и
растений; ярусность |
9. Молодой осинник |
Осины |
Способ опыления и
распространия плодов осины; погрызы на коре |
10. Участок дубравы и
дубы-долгожители |
Дубрава, отдельно стоящие дубы |
Сообщество широколиственного
леса; особенности пищевых связей в сообществе;
состояние деревьев в зависимости от возраста,
окружающих пород и освещения |
11. Влажный березняк |
Таволга вязолистная, осоки |
Особенности травянистой
растительности березняка |
12. Березняк суходольный |
Подрост в березняке |
Береза как «сорняк» леса и как
«дерево-нянька» |
13. Лесничество |
Лесная служба |
Основные виды работ в
лесничестве, использование древесины |
14. Пруд близ лагеря «Чайка» |
Берега, прибрежная
растительность, дорога с твердым покрытием,
оранжерея |
Экологическое состояние
водоема, характер прибрежной растительности,
замусоренность берега, влияние транспорта на
загрязнение воды |
15. Вырубка у бетонного забора |
Кустарники, травянистая
растительность |
Зарастание вырубки, видовой
состав растений, борщевик Сосновского |
16. Пруд в лесу у оранжереи |
Прибрежная растительность |
Зарастание водоема, его стадии |
Местонахождение: южная
часть муниципального округа Ново-Переделкино, в
500 м к югу от школы №1018, на водоразделе бассейнов
рек Ликовы и Сетуни.
Экскурсии для учащиеся
младших классов
Первая остановка – в рукотворном лесу.
Когда его посадили? Для ответа на этот вопрос по
количеству мутовок определим, сколько лет
соснам. (Ребята считают.)
Здесь есть и деревья-переселенцы,
занесенные из Северной Америки. Одно из них – клен
американский. Неприхотливый, он быстро растет,
расселяется с помощью плодов-летучек. Клены –
это южные широколиственные растения. Есть много
разных видов кленов. О них мы рассказывали на
Чоботовской тропе.
На второй остановке разговор идет о
том, почему именно клены сажает человек.
Посмотрите вокруг. Вот кустарники клена
татарского и Гиннала. Чем они привлекают ваше
внимание? (Окраской, интересной формой листьев.)
Обратите внимание на форму кроны, как посажены
кустарники? (Группами, рядами.)
А вот кустарник, который никто не
сажал. Он – коренной житель наших лесов. Какой
это куст? (Орешник.)
– Как вы думаете, как он здесь появился? (Орехи
распространяют мыши, белки, птицы.)
На третьей остановке присматриваемся
к хвойным деревьям – на поляне растет группа
лиственниц.
– Кто знает, как называется это дерево? Почему
оно получило такое название? Чем оно интересно?
Чем отличается от сосны?
Как видите, деревья и кустарники могут расти в
самых разных условиях.
На четвертой остановке обращаем
внимание на околоводную растительность.
Как вы думаете, какие деревья и кустарники самые
влаголюбивые?
Конечно, это ива и ольха. Если мы рассмотрим, что
находится внутри стебля или листа прибрежных или
водных растений лесного пруда (ситник или рогоз),
то увидим белую массу, похожую на вату. В ней
много воздуха. Именно воздуха и не хватает
растущим во влажных местах деревьям.
– А как же дышат водные насекомые? (У них есть
жабры для дыхания воздухом, растворенным в воде.)
Пятая остановка – в березовой роще.
Какие деревья могут расти и на сухих, и на влажных
почвах? (Береза.)
– Почему человек так любит это дерево? (Из него
можно сделать много поделок. Оно дает полезный
березовый сок. Целебны березовые почки.)
– А почему березовый лес светлый? (Светлые
стволы, листья мелкие, крона располагается в
верхней части дерева, сами деревья высокие.)
Шестая остановка – в еловом лесу.
– Какое дерево дает самую густую тень? (Ель.
Еловый лес очень темный.)
– Зачем же человек сажает ельники? (Ребята
высказывают предположения.)
Ель нужна и человеку, и животным. Поищите на земле
шишки ели! Кем они «обработаны»? Подумайте, кто
может питаться семенами ели? (Дятлы, клесты,
белки, мыши.)
По погрызенным шишкам мы можем узнать, кто живет
в этом лесу.
Так на трех учебно-познавательных
тропах за три учебных года ученики начальной
школы получают разную экологическую информацию,
упражняются в навыках наблюдения и экологически
грамотного поведения в природе, а экскурсоводы
учатся вести экскурсии на разных маршрутах.
IV. Тропа «Настоящее и прошлое наших
лесов»
По геоботаническому районированию
наша местность примыкает к северной границе
распространения широколиственных лесов лесной
зоны умеренного пояса. Не так давно эта граница
простиралась значительно севернее. Когда-то
Кунцевская равнина была сплошь покрыта
дубравами, но вырубка леса освобождала земли под
сельскохозяйственные угодья (из дубов ближайших
лесов были построены первые стены Кремля).
Биогеоценоз дубравы – один из самых
познавательных объектов для наблюдения. Здесь,
по сравнению с другими типами леса, особенно
много видов растений и животных со своими порою
уникальными приспособлениями, с многообразием
связей между организмами, обеспечивающих
устойчивость сообщества. Именно дубравы весной
фенологически интересны: от первых
раннецветущих растений (орешника и эфемероидов)
до распускания листвы и цветения самого дуба.
Наконец, дубравы «проливают свет» на прошлое
наших лесов, на их геоботаническую историю в
последние миллионы лет.
Каково нынешнее состояние
биогеоценоза? Почему коренной лес, устойчиво
существовавший на протяжении миллионов лет,
угнетен? Почему угнетение происходит за
относительно короткий исторический промежуток
времени буквально на наших глазах?
Все эти вопросы доступны для понимания
школьникам разного возраста, но продуктивнее их
решать, конечно, со школьниками среднего и
особенно старшего звена, уже обладающими
навыками абстрактного мышления.
Местонахождение: тропа
расположена перпендикулярно Боровскому и
Киевскому шоссе, на водоразделе бассейнов рек
Сетуни и Ликовы (левобережье реки Ликовы).
Продолжение следует
|