Т.Н. ПАХОМОВА,
учитель биологии и экологии шк. № 1,
пос. Московский, Моск. обл.,
В.И. ПАХОМОВ,
учитель биологии и экологии,
зам. директора по экспериментальной работе школы
№ 1018 ЗАО
г. Москва
Продолжение. См. № 16, 17/2004
Эколого-краеведческая работа с
учащимися в природе
Экскурсия «Почему гибнет дубрава?»
Первая остановка – в березовой роще.
Беседа о значении березы в жизни человека: о
красоте березового леса, о пользе для здоровья
(береза – растение фитонцидное).
Говорим о народных приметах, связанных
с распусканием листвы («зеленением»): если ольха
распустит лист раньше березы – лето будет сырое
и холодное.
Отмечаем особенности биогеоценоза
березовой рощи – отсутствие подлеска, слабое
развитие кустарникового яруса. Каковы причины
этого?
Обратите внимание на травянистый ярус.
В чем его особенность? Он очень плотный, в основе
травостоя – злаки, обеспечивающие развитие
плотного слоя почвы – дернины, в таких условиях
прорастание семян кустарников затруднено.
Кустарники, как правило, теневыносливы и более
требовательны к плодородию почвы, чем березы.
Рассматриваем других представителей
травянистого покрова, кроме злаков, и обсуждаем
их биологические особенности, позволяющие
выжить в жестких условиях конкуренции. Например,
у звездчатки жестколистной постоянно отмирает
нижняя часть стебля, корневая система развита
слабо, и всасывание влаги идет через всю
поверхность растения. Растет звездчатка
плотными куртинками, как мох, что тоже
способствует удержанию влаги на листьях.
Живучка ползучая образует очень много
наземных побегов – усов, и с их помощью быстро
распространяется. Зимует она в зеленом
состоянии, поэтому может обеспечивать себя
питанием сразу после таяния снега. Живучка
выдерживает сильные морозы даже при тонком слое
лесной подстилки и неглубоком снежном покрове.
Следующая остановка – опушка леса,
дубрава. Дуб – главная ландшафтообразующая
порода в этом сообществе.
Дуб черешчатый достигает 50 м в
высоту. У дуба все мощное: корневая система,
ствол, крона. Главный стержневой корень
высасывает влагу из глубоких слоев почвы, широко
расходящиеся боковые корни усиливают его
устойчивость. Крона в сомкнутых насаждениях
цилиндрическая или яйцевидная. Дуб плохо
переносит затенение сверху, но хорошо растет при
боковом затенении, поэтому лесоводы говорят, что
дуб любит расти в «шубе», но с открытой «головой».
Дуб сравнительно теплолюбив, и зимой при
температуре воздуха ниже –30 °С его кора
трескается, образуется рана, которая потом
затягивается в рубец, так называемое ребро
(смотрим на дереве). К влажности воздуха дуб не
требователен. Хорошо растет на глубоких, свежих,
богатых минеральными веществами почвах. Цветет в
мае, одновременно с распусканием листьев.
Средний за много лет срок распускания листьев в
Подмосковье – 11 мая. Живет дуб 500–600, иногда до 1000
лет. В Александровском саду рядом с Кремлем
растет дуб-долгожитель, которому более 800 лет.
Дубравы – это коренные леса средней полосы
России, в отличие от березовых лесов –
замещающих, вторичных и недолговечных, дубравы
более устойчивы.
В Московской области проходит северная граница
широколиственных лесов. Какие особенности не
позволяют дубу распространиться севернее? (Теплолюбивость.)
Но в последние годы дубы и дубравы как природные
сообщества в Подмосковье приходят в угнетенное
состояние. Попробуем разобраться, почему.
Далее на коротких остановках на маршруте
знакомимся с типичными травянистыми растениями
дубравы – медуницей неясной, вороньим глазом,
лютиком кашубским, зеленчуком желтым, ландышем
майским, фиалкой удивительной, копытнем
европейским.
Копытень – многолетнее
зимнезеленое растение с ползучим корневищем.
Растение имеет перечный запах, ядовито. Листовая
пластинка округлая, с выемкой, кожистая, сверху
блестящая, по очертанию напоминает след копыта,
– отсюда и название. Цветет в апреле–мае. Цветки
копытня лежат на земле под листьями и опыляются
мелкими ползающими насекомыми. Семена этого
растения снабжены мясистыми придатками,
которыми питаются муравьи. Муравьи собирают
семена копытня, растаскивают их и так
способствуют расселению растения.
Определяем и обсуждаем черты приспособленности
у травянистых растений дубравы:
– широкая листовая пластинка (поэтому
этот тип леса называют дубравой широкотравной);
– приспособления у цветков, препятствующие
самоопылению и способствующие опылению
насекомыми (обсуждаются также преимущества
перекрестного опыления);
– приспособления для распространения плодов
насекомыми;
– сильное развитие подземных органов и побегов;
– эфемероидность (обсуждается значение этого
явления).
Следующая остановка – у пня
спиленного дуба. (Ряд обсуждаемых здесь фактов
можно сначала поручить отметить самим учащимся
– в качестве самостоятельной работы – а потом
обсудить вместе).
Поросли, которая появляется, если
дерево было спилено живым, на пне нет. Значит, дуб
засох и был спилен уже мертвым, при санитарной
рубке. Количество годичных колец на пне – около
40. Значит, дерево было угнетено и погибло задолго
до старости.
На спиле удобно рассмотреть
внутреннее строение стебля. Наружный слой
древесины – заболонь. Его доля в общей массе
древесины невелика, но роль огромна – по
заболони вверх от корня поднимается основная
масса воды с растворенными солями. За один жаркий
день по сосудам дуба проходит вверх около 100 л
почвенного раствора. Сосуды дуба можно
рассмотреть невооруженным глазом.
Дубовый подрост вокруг почти
полностью отсутствует. В чем причина? Желуди
совершенно не выносят высыхания, мороза, легко
загнивают, плохо сохраняются в малоснежные зимы.
Зато проросшие дубки живучи: у основания
засохшего стволика появляется новый побег. Какая
же главная причина в том, что дуб плохо
возобновляется в нашей местности?
Обратим внимание на характер лесной
подстилки. Подстилка – связующее звено между
живыми зелеными растениями и минеральными
почвопродуктами, она утепляет, защищает,
сохраняет влагу, препятствует прорастанию семян
березы и ели. Это своеобразная копилка
питательных веществ. Корневая система некоторых
лесных трав почти целиком находится в лесной
подстилке. В дубраве листовой опад разлагается
медленно, т.к. в листьях дуба содержится много
дубильных веществ.
Вокруг много мышиных норок. Может,
главная причина отсутствия подроста дуба – в
мышах, которые поедают желуди? А почему
размножились мыши? Видимо сократилась
численность хищников. Почему хищников стало
меньше? Хищники – животные осторожные, а в этом
месте на лес ложится большая рекреационная
нагрузка, его часто посещают люди.
К тому же, может быть, молодые дубки
засыхают при вытаптывании? Это тоже вероятная
причина.
Следующая остановка – около
погибшего, но еще не спиленного дуба. В ближайшем
окружении – березы и ели, видна кузница дятла и
множество разбросанных шишек.
Как вы думаете, это живое дерево или
мертвое? Почему мертвое, как вы узнали? Ведь
листьев еще нет и на живых деревьях, и личиночные
ходы могут быть на них тоже. Если ученики
затрудняются, то задаю наводящий вопрос: какие
живые ткани есть в стволе? (Камбий и сердцевина.)
В сердцевину мы заглянуть не сможем, а вот что
можно сказать о камбии? Кора отходит от стебля
пластом, значит связующий слой камбия разрушен.
Оцените диаметр дуба – это дерево тоже
не дожило до своего преклонного возраста. Что
послужило причиной его гибели? Посмотрите на
него и вокруг...
На стволе под отстающей корой видны
ходы, проточенные насекомыми. Может быть, дуб
погубили вредители?
Здесь уместно поговорить о вредителях
дуба:
– личинки некоторых двукрылых
насекомых, поселяясь на листьях, вызывают
появление галлов – разрастаний тканей;
– бывает, что гусеницы дубовой листовертки,
съедают листву с черешками, и хотя листва к
середине лета вырастает вновь, дерево слабеет;
– личинки жука желудевого долгоносика и
гусеницы бабочки желудевой плодожорки
повреждают и цветки, и незрелые плоды дуба, не
давая возможности созреть семенам;
– личинки дубового пилильщика и бабочки
пахучего древоточца поражают древесину и
сердцевину.
Нет такой части дуба, которая не
повреждалась бы каким-либо вредителем!
(От редакции. В зависимости от
задач экскурсии, этот вопрос можно рассматривать
и по-другому: дуб, один организм-продуцент,
обеспечивает пищей множество самых различных
видов животных-консументов, известно, что чем
большее число видов входит в состав сообщества,
тем оно устойчивее.)
А может быть, дуб погубили морозы? На
коре видны характерные рубцы – ребра.
А какие микроклиматические условия в
этом месте? Здесь меньше света и более высокая
влажность, чем на других участках. На отходящей
коре мертвого дуба виден рыжеватый налет
водоросли трентеполии – важнейший признак
повышенного содержания влаги в воздухе. Дуб рос в
месте понижения рельефа, здесь возможен застой
влаги.
А какие деревья окружают погибший дуб?
(Береза и ель.) Возраст ели можно посчитать по
мутовкам. Дуб старше, но ель и береза выше, они
затеняли его.
Воспроизводим последовательность
этапов, повлиявших на гибель дуба.
1. Заселение пониженного участка елью и
березой.
2. Микроклимат становится более влажным,
ощущается недостаток света. Застаивается
поверхностная вода, недостаточный дренаж.
3. Дуб ослабевает, становится уязвим для морозов и
вредителей.
Итак, заселение дубрав еловым
подростом ведет к угнетению дуба в конкурентной
борьбе и смене дубового леса ельником. Природные
условия в Московской области, особенно на севере,
не оптимальны для дуба и это важный фактор,
влияющий на жизненное состояние дубрав как типа
растительности.
На последнем этапе экскурсии можно
организовать экологическую игру для учащихся
среднего звена.
Школьники разбиваются на 4 группы.
Каждая группа «отвечает» за один из четырех
комплексов экологических факторов: условия
неживой природы, растения, животные, грибы и
бактерии. Консультанты (по одному наиболее
подготовленному представителю от группы) задают
вопросы: как изменятся те или иные условия при
проявлении какого-либо антропогенного
воздействия (загрязнение среды тем или иным
веществом, вытаптывание, вырубка и т.д.)? Задача
группы – описать и объяснить характер возможных
изменений. Группы также могут задавать вопросы
друг другу – ведь в природе «все влияет на все», и
изменения одних условий неизменно вызывают
изменения других.
Школьная экологическая практика
Практика служит логическим
завершением теоретических курсов биологии и
экологии. В 6-м классе можно взять тему «Растения
и окружающая среда», в 7-м удобно работать по
изучению растительных сообществ, в 8-м классе –
по теме «Животные и окружающая среда».
Длительность практики – 2 недели, с 8-го класса
можно продлить ее до 3-х. В группе – 15 человек и 2
учителя (географии и биологии). В старших классах
в проведении практики принимают участие еще и
учителя физики и химии. Теоретические занятия
сочетаются с экскурсиями в природу. Раз в неделю,
когда необходимо исследовать новый, удаленный от
населенных пунктов участок местности,
проводится мини-экспедиция. Как правило, ее
маршрут не знаком ни учащимся, ни руководителю.
Здесь все – «первооткрыватели».
Изучение природы окрестностей
убеждает нас в необходимости ее охраны. Только за
последние годы ребята сделали находки научной
значимости: на правобережье реки Сетунь нашли
группу растений редкого в Подмосковье и
занесенного в Красную книгу Московской области
вида семейства орхидных – пальчатокоренника
кровавого; в Мешковском овраге – растения
подлесника европейского (тоже в Красной книге
Московской области); в районе деревни Саларьево
близ Киевского шоссе – куколь обыкновенный,
растение семейства гвоздичных, находящееся в
области под угрозой исчезновения.
По результатам комплексного изучения
правобережья реки Сетунь при консультациях с
сотрудниками Ботанического сада МГУ был создан
проект заказника этого участка. Были
организованы пересадки редких растений в
Ботанический сад МГУ и на другой берег
Мешковского оврага – это уже реальная
природоохранная деятельность по спасению редких
видов. Какова же была радость юных экологов,
когда на следующий год они увидели пересаженные
растения здоровыми и невредимыми!
На экологической практике дети
включаются в исследовательскую работу по
городским и российским программам. Ученики 6-х
классов – в программу российского центра охраны
заповедников «Зеленые острова Москвы», учащиеся
7-х и 8-х классов выполняли задания по проекту
«Экология городских рек», старшеклассники
работали по проекту «Усынови заказник».
Учащиеся, прошедшие школу экологической
практики, – постоянные участники и призеры
городских конференций: Экспедиционных
экологических отрядов МГСЮН, 3-го тура Городской
экологической олимпиады, Городского
экологического фестиваля, конференций «Мы и
биосфера», «Человек, общество, природа» в
МГДТДиЮ, конкурса «Созвездие» в Звездном
городке. Ученики школы №1018 представляли Москву с
исследовательскими проектами по изучению
экосистем бассейна реки Сетунь на российских
турах олимпиады по экологии. Более 20 из этих
проектов были опубликованы в сборниках
конференций, в книге «Исследовательские работы
школьников г. Москвы в области охраны окружающей
среды».
Экологический этап туристического
слета
Учителя физкультуры нашей школы
организуют туристические слеты: весной – для
7–8-х классов, осенью – для 9–11-х классов. Здесь
отрабатываются навыки самообеспечения ребят в
походах, прививается культура поведения в
природе. Проводятся соревнования по этапам:
«Топография и ориентирование», «Медицина»,
«Полоса препятствий», а также «Экологический
этап». На этом этапе участникам предлагаются
билеты с 2 вопросами, первый из которых посвящен
возможным опасностям в походе и оказанию первой
помощи, а второй – знанию правил поведения в
природе, умению экологически обосновать свои
действия.
Вот примеры вопросов.
– Назвать и показать растения, которые
могут помочь при отравлении.
– Назвать и показать ядовитые растения нашей
местности.
– Назвать и показать пищевые растения нашей
местности (за исключением ягодных культур).
– Назвать и показать растения с
антисептическими свойствами, которые можно
использовать для предотвращения инфицирования
ран.
– Назвать и показать витаминные растения нашей
местности и растения, оказывающие на организм
преимущественно общеукрепляющее действие.
Обосновать необходимость их применения.
– Назвать и показать растения с
кровоостанавливающими свойствами и
продемонстрировать способы их использования.
– Назвать и показать растения, используемые для
снятия боли, продемонстрировать способы их
применения.
– Рассказать о первой помощи при укусах
насекомых и клещей.
– Рассказать о правилах разведения костров.
– Рассказать о правилах поведения во время
грозы.
– Перечислить правила поведения туриста в
природе и обосновать необходимость их
соблюдения.
– Объяснить влияние вытаптывания на природное
сообщество, привести примеры.
– Объяснить причины недопустимости оставления
мусора в лесу.
– Назвать не менее 5 охраняемых растений нашей
местности.
– Обосновать необходимость их охраны.
– Обнаружить на участке следы жизнедеятельности
животных (погрызы, подолбы, порои) и составить
пищевую цепь, включив в нее организмы, следы
которых обнаружены.
– Рассказать, как по окружающим организмам (и
каким) можно судить о степени загрязнения
воздуха.
Продолжение следует
|