А.Ю. СЕМАШКО,
шк. № 57, Москва
Специфика биологического рисунка для
школьников средних классов
Биологический рисунок – один из
общепризнанных инструментов изучения
биологических объектов и структур. Есть немало
хороших методичек, затрагивающих эту проблему.
Например, в трехтомнике «Биология»
Грина, Стаута, Тэйлора сформулированы следующие
правила биологического рисунка.
1. Необходимо пользоваться бумагой
для рисования соответствующей толщины и
качества. С нее должны хорошо стираться
карандашные линии.
2. Карандаши должны быть острыми,
твердости НВ (в нашей системе – ТМ), не цветными.
3. Рисунок должен быть:
– достаточно крупным – чем больше
элементов составляют исследуемый объект, тем
крупнее должен быть рисунок;
– простым – включать очертания структуры и
других важных деталей, чтобы показать
расположение и связь отдельных элементов;
– нарисован тонкими и отчетливыми линиями –
каждую линию необходимо продумать и затем
нарисовать без отрыва карандаша от бумаги; не
штриховать и не раскрашивать;
– надписи должны быть по возможности полными,
идущие от них линии не должны пересекаться;
оставляйте вокруг рисунка место для подписей.
4. Делать при необходимости два
рисунка: схематический рисунок, показывающий
основные черты, и детальный рисунок мелких
частей. Например, при малом увеличении
нарисовать план поперечного сечения растения, а
при большом увеличении – детальное строение
клеток (крупно нарисованную часть рисунка
обводят на плане клином или квадратом).
5. Рисовать следует только то, что
вы действительно видите, а не то, что вам кажется,
что вы видите, и, конечно же, не копировать
рисунок из книги.
6. Каждый рисунок должен иметь
название, указание об увеличении и проекции
образца.
Страница из книги «Введение в
зоологию» (немецкое издание конца XIX века)
На первый взгляд, достаточно просто и
не вызывает возражений. Однако некоторые тезисы
нам пришлось пересмотреть. Дело в том, что авторы
подобных пособий рассматривают специфику
биологического рисунка уже на уровне института
или старших классов спецшкол, их рекомендации
обращены к достаточно взрослым людям с
аналитическим (уже) складом ума. В средних же
(6–8-х) классах – как обычных, так и биологических
– дела обстоят не так просто.
Очень часто лабораторные зарисовки
превращаются во взаимное «мучительство».
Некрасивые и мало вразумительные рисунки не
нравятся ни самим детям – они просто еще не умеют
рисовать, ни учителю – потому, что те детали
строения, из-за которых все затевалось, очень
часто пропускаются большинством детей.
Нормально справляются с такими заданиями (и не
начинают их ненавидеть!) только художественно
одаренные дети. Короче говоря, проблема
заключается в том, что есть объекты, но
отсутствует адекватная техника. Кстати сказать,
перед учителями рисования иногда стоит обратная
проблема – есть техника и трудно с подбором
объектов. Может быть, стоит объединиться?
В 57-й московской школе, где я работаю,
достаточно давно существует и продолжает
развиваться в настоящее время интегрированный
курс биологического рисования в средних классах,
в рамках которого работают в паре учителя
биологии и рисования. Нами было разработано
много интересных проектов. Результаты их
неоднократно выставлялись в московских музеях –
Зоологическом МГУ, Палеонтологическом,
Дарвиновском, на различных фестивалях детского
творчества. Но главное – обычные, не отобранные
ни в художественные, ни в биологические классы,
дети с удовольствием выполняют эти проектные
задания, гордятся собственными работами и, как
нам кажется, начинают всматриваться в мир живого
гораздо пристальнее и вдумчивее. Конечно, не в
каждой школе есть возможность для совместной
работы учителей биологии и рисования, но часть
наших находок, наверное, будет интересна и
полезна, даже если вы работаете только в рамках
программы по биологии.
Мотивация: вначале эмоции
Разумеется, мы рисуем для того, чтобы
лучше изучить и понять особенности строения,
познакомиться с разнообразием тех организмов,
которые мы изучаем на уроках. Но, какое бы задание
вы ни давали, помните, что детей этого возраста
очень важно перед началом работы эмоционально
захватить красотой и целесообразностью объекта.
Работу над новым проектом мы стараемся начать с
ярких впечатлений. Лучше всего подходит для
этого либо короткий видеофрагмент, либо
небольшая (не более 7–10!) подборка слайдов. Наши
комментарии направлены на необычность, красоту,
удивительность объектов, даже если это нечто
обыденное: например, зимние силуэты деревьев при
изучении ветвления побегов – они могут быть либо
заиндевевшими и напоминающими кораллы, либо
подчеркнуто графичными – черными на белом снегу.
Такое введение не должно быть длительным – всего
несколько минут, но оно очень важно для
мотивации.
Ход работы: аналитическое построение
Затем вы переходите к формулировке
задания. Здесь важно сначала выделить те
особенности строения, которые определяют облик
объекта, и показать их биологический смысл.
Разумеется, все это необходимо выписать на доске
и записать в тетради. Собственно именно теперь вы
ставите перед учениками рабочую задачу –
увидеть и отобразить.
А дальше, на второй половине доски, вы
расписываете этапы построения рисунка, дополняя
их схемами, т.е. излагаете методику и порядок
работы. По существу, вы сами бегло выполняете
задание на глазах у детей, сохраняя на доске весь
ряд вспомогательных и промежуточных построений.
На этом этапе очень хорошо показать
детям законченные рисунки либо художников,
изображавших те же объекты, либо удачные работы
предыдущих школьников. Необходимо постоянно
подчеркивать, что хороший и красивый
биологический рисунок по сути своей есть
исследование – т.е. ответ на вопрос о том, как
устроен объект, а со временем научить детей самих
формулировать эти вопросы.
Пропорции, вспомогательные линии,
детализация, наводящие вопросы
Построение рисунка – и исследование
объекта! – вы начинаете с выяснения его
пропорций: отношения длины к ширине, частей к
целому, обязательно задавая довольно жестко
формат рисунка. Именно формат автоматически
определит степень детализации: на мелком
пропадет большое число деталей, крупный
потребует насыщения деталями и, следовательно
большего времени на работу. Продумайте заранее,
что именно вам важнее в каждом конкретном случае.
Далее необходимо сделать
вспомогательные построения. Например для
рисунка «Жилкование крыла у насекомых» (рис. 1)
надо:
1) провести ось симметрии;
2) построить две пары симметричных
прямоугольников – для верхних и нижних крыльев
(например, стрекозы), определив вначале их
пропорции;
3) вписать в эти прямоугольники кривые
линии крыльев
Рис. 1. 7-й класс. Тема «Отряды
насекомых». Тушь, перо по карандашу, с атласа
(Помню смешную, грустную и обычную
историю, случившуюся, когда я впервые проводила
эту работу. Мальчик-семиклассник сначала понял
слово «вписать» как просто уместить внутри и
нарисовал кривые кружочки внутри
прямоугольников – все четыре разные! Затем,
после моей подсказки, что вписать – значит
коснуться вспомогательных линий, он принес
бабочку с прямоугольными крыльями, лишь чуть
сглаженными по углам. И только тут я догадалась
объснить ему, что вписанная кривая касается
каждой стороны прямоугольника только в одной
точке. И нам пришлось еще раз переделывать
рисунок ...)
4) ... Эта точка может располагаться в
середине стороны или на расстоянии одной трети
от угла, и это тоже надо определить!
Зато как он был счастлив, когда его
рисунок попал на школьную выставку, – впервые –
получилось! А я теперь все этапы наших с ним
мучений проговариваю в описании «Хода работы».
Дальнейшая детализация рисунка как
раз и приводит нас к обсуждению биологического
смысла многих особенностей объекта. Продолжая
пример с крыльями насекомых (рис. 2), мы обсуждаем,
что такое жилки, как они устроены, почему
обязательно сливаются в единую сеть, чем
характер жилкования различается у насекомых
разных систематических групп (например, у древне-
и новокрылых), почему крайняя жилка передних
крыльев утолщена и т.п. И постарайтесь большую
часть своих инструкций дать в форме вопросов, на
которые детям нужно найти ответы.
Рис. 2. «Стрекоза и муравьиный лев». 7-й
класс, тема «Отряды насекомых». Тушь, перо по
карандашу, с атласа
Кстати, постарайтесь подобрать
побольше объектов одного типа, предоставив
ребятам возможность выбора. По окончании работы
класс увидит и биологическое разнообразие
группы, и важные общие черты строения, и, наконец,
не так будут важны разные способности к
рисованию у детей.
К сожалению, не всегда в распоряжении
школьного учителя находится достаточное
количество разнообразных объектов одной группы.
Возможно, вам пригодится наш опыт: при изучении
группы мы сначала делаем фронтально рисунок
легкодоступного объекта с натуры, а затем
индивидуально – рисунки различных объектов с
фотографий или даже с рисунков профессиональных
художников.
Рис. 3. Креветка. 7-й класс, тема
«Ракообразные». Карандаш, с натуры
Например, в теме «Ракообразные» на
лабораторной работе «Внешнее строение
ракообразного» мы все сначала рисуем креветок
(вместо раков), купленных замороженными в
продовольственном магазине (рис. 3), а затем, после
просмотра краткого видеофрагмента,
индивидуально – разных планктонных личинок
ракообразных (рис. 4), изображенных в «Жизни
животных»: на больших (А3) листах, тонированных
акварелью в холодноватые серые, голубые,
зеленоватые тона; мелом или белой гуашью,
прорабатывая тонкие детали тушью и пером.
(Объясняя, как передать прозрачность планктонных
рачков, можно предложить простейшую модель –
стеклянную банку с вложенным в нее предметом.)
Рис. 4. Планктон. 7-й класс, тема
«Ракообразные». Тонированная бумага (формат А3),
мел или белая гуашь, черная тушь, с атласа
В 8-м классе, при изучении рыб, на
лабораторной работе «Внешнее строение костной
рыбы» рисуем сначала обычную воблу, а потом
ребята акварелью рисуют представителей разных
отрядов рыб с великолепных цветных таблиц
«Промысловые рыбы», которые есть у нас в школе.
Рис. 5. Скелет лягушки. 8-й класс, тема
«Амфибии». Карандаш, с учебного препарата
При изучении земноводных сначала –
лабораторная работа «Строение скелета лягушки»,
рисунок в простом карандаше (рис. 5). Затем, после
просмотра короткого видеофрагмента, –
акварельный рисунок различных экзотических
лягушек – листолазов и пр. (Срисовываем с
календарей с высококачественными фотографиями,
благо, они сейчас не редкость.)
При такой схеме довольно скучные
карандашные рисунки одного и того же объекта
воспринимаются как нормальный подготовительный
этап к ярким и индивидуальным работам.
Немаловажно: техника
Выбор техники весьма важен для
успешного завершения работы. В классическом
варианте надо бы взять простой карандаш и белую
бумагу, но... . Наш опыт говорит, что с точки зрения
детей такой рисунок будет выглядеть
незаконченным, они останутся неудовлетворенными
работой.
Между тем достаточно карандашный
эскиз выполнить в туши, да еще взять тонированную
бумагу (мы часто используем цветную бумагу для
принтеров) – и результат будет восприниматься
совсем иначе (рис. 6, 7). Ощущение незавершенности
часто создает именно отсутствие проработанного
фона, и проще всего решить эту проблему с помощью
тонированной бумаги. Кроме того, используя
обычный мел или белый карандаш, можно
практически мгновенно достичь эффекта блика или
прозрачности, что часто бывает нужно.
Рис. 6. Радиолярия. 7-й класс, тема
«Простейшие». Тонированная бумага (формат А3) для
акварели (с шероховатой фактурой), тушь, пастель
или мел, с атласа
Рис. 7. Пчела. 7-й класс, тема «Отряды
насекомых». Тушь, перо по карандашу, объем –
кистью и разбавленной тушью, мелкие детали пером,
с атласа
Если организовать работу с тушью вам
сложно, используйте мягкие черные лайнеры или
роллеры (на худой конец – гелевые ручки) – они
дают тот же эффект (рис. 8, 9). Используя эту
технику, обязательно покажите, как много
информации дает использование линий разной
толщины и нажима – и для выделения самого
важного, и для создания эффекта объема (передний
и задний план). Также можно использовать
умеренную и легкую штриховку.
Рис. 8. Овес. 6-й класс, тема
«Разнообразие цветковых растений, семейство
Злаки». Тушь, тонированная бумага, с гербария
Рис. 9. Хвощ и плаун. 6-й класс, тема
«Споровые растения». Тушь, белая бумага, с
гербария
Кроме того, в отличие от классических
научных рисунков, мы часто делаем работы в цвете
или используем легкое тонирование для показания
объема (рис. 10).
Рис. 10. Локтевой сустав. 9-й класс, тема
«Опорно-двигательная система». Карандаш, с
гипсового пособия
Из цветных техник мы перепробовали
многие – акварель, гуашь, пастель и в конечном
итоге остановились на мягких цветных карандашах,
только обязательно по шероховатой бумаге. Если
вы решите попробовать эту технику, нужно иметь в
виду несколько важных нюансов.
1. Подберите мягкие качественные
карандаши хорошей фирмы, например «Кохинор», но
не давайте детям большую гамму цветов
(достаточно основных): в этом случае они обычно
пытаются подобрать уже готовый цвет, что конечно
не удается. Покажите, как добиться верного
оттенка, смешивая 2–3 цвета. Для этого необходимо
работать с палитрой – листком бумаги, на котором
они подбирают нужные сочетания и силу нажима.
2. Шероховатая бумага сильно облегчит
задачу использования слабого и сильного цвета.
3. Легкие короткие штрихи должны как бы
лепить форму объекта: т.е. повторять основные
линии (а не раскрашивать, противореча форме и
контурам).
4. Затем нужны завершающие сочные и
сильные штрихи, когда верные цвета уже подобраны.
Часто стоит добавить блики, что очень оживит
рисунок. Самое простое – использовать для этого
обычный мел (на тонированной бумаге) или пройтись
мягким ластиком (на белой). Кстати, если вы
используете сыпучие техники – мел или пастель –
можно потом закрепить работу лаком для волос.
При освоении этой техники вы сможете
ее использовать и в природе, при недостатке
времени, буквально «на коленке» (только не
забудьте о планшетах – достаточно куска
упаковочного картона!).
И, конечно же, для успешности работы мы
обязательно устраиваем выставки – иногда в
классе, иногда в коридорах школы. Довольно часто
к выставке приурочены детские доклады по той же
тематике – как устные, так и письменные. В целом
такой проект оставляет у вас и у детей ощущение
большой и красивой работы, к которой стоит
готовиться. Наверное, при контакте и взаимной
заинтересованности с учителем рисования можно
начинать работу на уроках биологии:
аналитический подготовительный этап изучения
объекта, создание карандашного эскиза, а
заканчивать ее в выбранной вами совместно
технике – на его уроках.
Вот пример. Ботаника, тема «Побег –
почка, ветвление, строение побега». Ветка с
почками – крупно на переднем плане, на заднем –
силуэты деревьев или кустарников на фоне белого
снега и черного неба. Техника – черная тушь,
белая бумага. Ветки – с натуры, силуэты деревьев
– с фотографий или книжных рисунков. Название –
«Деревья зимой», или «Зимний пейзаж».
Другой пример. При изучении темы
«Отряды насекомых» мы выполняем небольшую по
времени работу «Форма и объем жуков». Любая
техника, передающая светотени и блики (акварель,
тушь с водой, кисть), – но монохромная, чтобы не
отвлекаться от рассмотрения и изображения формы
(рис. 11). Детали лучше проработать пером или
гелевой ручкой (если воспользоваться лупой –
лапки и голова получатся лучше).
Рис. 11. Жуки. Тушь, перо по карандашу,
объем – кистью и разбавленной тушью, мелкие
детали пером, с атласа
Достаточно 1–2 красивых работ в четверти – и
рисование живого будет радовать всех участников
этого нелегкого процесса.
|