КОПИЛКА ОПЫТА

А.Ю. СЕМАШКО,
шк. № 57, Москва

Специфика биологического рисунка для школьников средних классов

Биологический рисунок – один из общепризнанных инструментов изучения биологических объектов и структур. Есть немало хороших методичек, затрагивающих эту проблему.

Например, в трехтомнике «Биология» Грина, Стаута, Тэйлора сформулированы следующие правила биологического рисунка.

1. Необходимо пользоваться бумагой для рисования соответствующей толщины и качества. С нее должны хорошо стираться карандашные линии.

2. Карандаши должны быть острыми, твердости НВ (в нашей системе – ТМ), не цветными.

3. Рисунок должен быть:

– достаточно крупным – чем больше элементов составляют исследуемый объект, тем крупнее должен быть рисунок;
– простым – включать очертания структуры и других важных деталей, чтобы показать расположение и связь отдельных элементов;
– нарисован тонкими и отчетливыми линиями – каждую линию необходимо продумать и затем нарисовать без отрыва карандаша от бумаги; не штриховать и не раскрашивать;
– надписи должны быть по возможности полными, идущие от них линии не должны пересекаться; оставляйте вокруг рисунка место для подписей.

4. Делать при необходимости два рисунка: схематический рисунок, показывающий основные черты, и детальный рисунок мелких частей. Например, при малом увеличении нарисовать план поперечного сечения растения, а при большом увеличении – детальное строение клеток (крупно нарисованную часть рисунка обводят на плане клином или квадратом).

5. Рисовать следует только то, что вы действительно видите, а не то, что вам кажется, что вы видите, и, конечно же, не копировать рисунок из книги.

6. Каждый рисунок должен иметь название, указание об увеличении и проекции образца.

Страница из книги «Введение в зоологию» (немецкое издание конца XIX века)

Страница из книги «Введение в зоологию» (немецкое издание конца XIX века)

На первый взгляд, достаточно просто и не вызывает возражений. Однако некоторые тезисы нам пришлось пересмотреть. Дело в том, что авторы подобных пособий рассматривают специфику биологического рисунка уже на уровне института или старших классов спецшкол, их рекомендации обращены к достаточно взрослым людям с аналитическим (уже) складом ума. В средних же (6–8-х) классах – как обычных, так и биологических – дела обстоят не так просто.

Очень часто лабораторные зарисовки превращаются во взаимное «мучительство». Некрасивые и мало вразумительные рисунки не нравятся ни самим детям – они просто еще не умеют рисовать, ни учителю – потому, что те детали строения, из-за которых все затевалось, очень часто пропускаются большинством детей. Нормально справляются с такими заданиями (и не начинают их ненавидеть!) только художественно одаренные дети. Короче говоря, проблема заключается в том, что есть объекты, но отсутствует адекватная техника. Кстати сказать, перед учителями рисования иногда стоит обратная проблема – есть техника и трудно с подбором объектов. Может быть, стоит объединиться?

В 57-й московской школе, где я работаю, достаточно давно существует и продолжает развиваться в настоящее время интегрированный курс биологического рисования в средних классах, в рамках которого работают в паре учителя биологии и рисования. Нами было разработано много интересных проектов. Результаты их неоднократно выставлялись в московских музеях – Зоологическом МГУ, Палеонтологическом, Дарвиновском, на различных фестивалях детского творчества. Но главное – обычные, не отобранные ни в художественные, ни в биологические классы, дети с удовольствием выполняют эти проектные задания, гордятся собственными работами и, как нам кажется, начинают всматриваться в мир живого гораздо пристальнее и вдумчивее. Конечно, не в каждой школе есть возможность для совместной работы учителей биологии и рисования, но часть наших находок, наверное, будет интересна и полезна, даже если вы работаете только в рамках программы по биологии.

Мотивация: вначале эмоции

Разумеется, мы рисуем для того, чтобы лучше изучить и понять особенности строения, познакомиться с разнообразием тех организмов, которые мы изучаем на уроках. Но, какое бы задание вы ни давали, помните, что детей этого возраста очень важно перед началом работы эмоционально захватить красотой и целесообразностью объекта. Работу над новым проектом мы стараемся начать с ярких впечатлений. Лучше всего подходит для этого либо короткий видеофрагмент, либо небольшая (не более 7–10!) подборка слайдов. Наши комментарии направлены на необычность, красоту, удивительность объектов, даже если это нечто обыденное: например, зимние силуэты деревьев при изучении ветвления побегов – они могут быть либо заиндевевшими и напоминающими кораллы, либо подчеркнуто графичными – черными на белом снегу. Такое введение не должно быть длительным – всего несколько минут, но оно очень важно для мотивации.

Ход работы: аналитическое построение

Затем вы переходите к формулировке задания. Здесь важно сначала выделить те особенности строения, которые определяют облик объекта, и показать их биологический смысл. Разумеется, все это необходимо выписать на доске и записать в тетради. Собственно именно теперь вы ставите перед учениками рабочую задачу – увидеть и отобразить.

А дальше, на второй половине доски, вы расписываете этапы построения рисунка, дополняя их схемами, т.е. излагаете методику и порядок работы. По существу, вы сами бегло выполняете задание на глазах у детей, сохраняя на доске весь ряд вспомогательных и промежуточных построений.

На этом этапе очень хорошо показать детям законченные рисунки либо художников, изображавших те же объекты, либо удачные работы предыдущих школьников. Необходимо постоянно подчеркивать, что хороший и красивый биологический рисунок по сути своей есть исследование – т.е. ответ на вопрос о том, как устроен объект, а со временем научить детей самих формулировать эти вопросы.

Пропорции, вспомогательные линии, детализация, наводящие вопросы

Построение рисунка – и исследование объекта! – вы начинаете с выяснения его пропорций: отношения длины к ширине, частей к целому, обязательно задавая довольно жестко формат рисунка. Именно формат автоматически определит степень детализации: на мелком пропадет большое число деталей, крупный потребует насыщения деталями и, следовательно большего времени на работу. Продумайте заранее, что именно вам важнее в каждом конкретном случае.

Далее необходимо сделать вспомогательные построения. Например для рисунка «Жилкование крыла у насекомых» (рис. 1) надо:

1) провести ось симметрии;

2) построить две пары симметричных прямоугольников – для верхних и нижних крыльев (например, стрекозы), определив вначале их пропорции;

3) вписать в эти прямоугольники кривые линии крыльев

Рис. 1. 7-й класс. Тема «Отряды насекомых». Тушь, перо по карандашу, с атласа

Рис. 1. 7-й класс. Тема «Отряды насекомых». Тушь, перо по карандашу, с атласа

(Помню смешную, грустную и обычную историю, случившуюся, когда я впервые проводила эту работу. Мальчик-семиклассник сначала понял слово «вписать» как просто уместить внутри и нарисовал кривые кружочки внутри прямоугольников – все четыре разные! Затем, после моей подсказки, что вписать – значит коснуться вспомогательных линий, он принес бабочку с прямоугольными крыльями, лишь чуть сглаженными по углам. И только тут я догадалась объснить ему, что вписанная кривая касается каждой стороны прямоугольника только в одной точке. И нам пришлось еще раз переделывать рисунок ...)

4) ... Эта точка может располагаться в середине стороны или на расстоянии одной трети от угла, и это тоже надо определить!

Зато как он был счастлив, когда его рисунок попал на школьную выставку, – впервые – получилось! А я теперь все этапы наших с ним мучений проговариваю в описании «Хода работы».

Дальнейшая детализация рисунка как раз и приводит нас к обсуждению биологического смысла многих особенностей объекта. Продолжая пример с крыльями насекомых (рис. 2), мы обсуждаем, что такое жилки, как они устроены, почему обязательно сливаются в единую сеть, чем характер жилкования различается у насекомых разных систематических групп (например, у древне- и новокрылых), почему крайняя жилка передних крыльев утолщена и т.п. И постарайтесь большую часть своих инструкций дать в форме вопросов, на которые детям нужно найти ответы.

Рис. 2. «Стрекоза и муравьиный лев». 7-й класс, тема «Отряды насекомых». Тушь, перо по карандашу, с атласа

Рис. 2. «Стрекоза и муравьиный лев». 7-й класс, тема «Отряды насекомых». Тушь, перо по карандашу, с атласа

Кстати, постарайтесь подобрать побольше объектов одного типа, предоставив ребятам возможность выбора. По окончании работы класс увидит и биологическое разнообразие группы, и важные общие черты строения, и, наконец, не так будут важны разные способности к рисованию у детей.

К сожалению, не всегда в распоряжении школьного учителя находится достаточное количество разнообразных объектов одной группы. Возможно, вам пригодится наш опыт: при изучении группы мы сначала делаем фронтально рисунок легкодоступного объекта с натуры, а затем индивидуально – рисунки различных объектов с фотографий или даже с рисунков профессиональных художников.

Рис. 3. Креветка. 7-й класс, тема «Ракообразные». Карандаш, с натуры

Рис. 3. Креветка. 7-й класс, тема «Ракообразные». Карандаш, с натуры

Например, в теме «Ракообразные» на лабораторной работе «Внешнее строение ракообразного» мы все сначала рисуем креветок (вместо раков), купленных замороженными в продовольственном магазине (рис. 3), а затем, после просмотра краткого видеофрагмента, индивидуально – разных планктонных личинок ракообразных (рис. 4), изображенных в «Жизни животных»: на больших (А3) листах, тонированных акварелью в холодноватые серые, голубые, зеленоватые тона; мелом или белой гуашью, прорабатывая тонкие детали тушью и пером. (Объясняя, как передать прозрачность планктонных рачков, можно предложить простейшую модель – стеклянную банку с вложенным в нее предметом.)

Рис. 4.

Рис. 4.

Рис. 4. Планктон. 7-й класс, тема «Ракообразные». Тонированная бумага (формат А3), мел или белая гуашь, черная тушь, с атласа

В 8-м классе, при изучении рыб, на лабораторной работе «Внешнее строение костной рыбы» рисуем сначала обычную воблу, а потом ребята акварелью рисуют представителей разных отрядов рыб с великолепных цветных таблиц «Промысловые рыбы», которые есть у нас в школе.

Рис. 5. Скелет лягушки. 8-й класс, тема «Амфибии». Карандаш, с учебного препарата

Рис. 5. Скелет лягушки. 8-й класс, тема «Амфибии». Карандаш, с учебного препарата

При изучении земноводных сначала – лабораторная работа «Строение скелета лягушки», рисунок в простом карандаше (рис. 5). Затем, после просмотра короткого видеофрагмента, – акварельный рисунок различных экзотических лягушек – листолазов и пр. (Срисовываем с календарей с высококачественными фотографиями, благо, они сейчас не редкость.)

При такой схеме довольно скучные карандашные рисунки одного и того же объекта воспринимаются как нормальный подготовительный этап к ярким и индивидуальным работам.

Немаловажно: техника

Выбор техники весьма важен для успешного завершения работы. В классическом варианте надо бы взять простой карандаш и белую бумагу, но... . Наш опыт говорит, что с точки зрения детей такой рисунок будет выглядеть незаконченным, они останутся неудовлетворенными работой.

Между тем достаточно карандашный эскиз выполнить в туши, да еще взять тонированную бумагу (мы часто используем цветную бумагу для принтеров) – и результат будет восприниматься совсем иначе (рис. 6, 7). Ощущение незавершенности часто создает именно отсутствие проработанного фона, и проще всего решить эту проблему с помощью тонированной бумаги. Кроме того, используя обычный мел или белый карандаш, можно практически мгновенно достичь эффекта блика или прозрачности, что часто бывает нужно.

Рис. 6. Радиолярия. 7-й класс, тема «Простейшие». Тонированная бумага (формат А3) для акварели (с шероховатой фактурой), тушь, пастель или мел, с атласа

Рис. 6. Радиолярия. 7-й класс, тема «Простейшие». Тонированная бумага (формат А3) для акварели (с шероховатой фактурой), тушь, пастель или мел, с атласа

Рис. 7. Пчела. 7-й класс, тема «Отряды насекомых». Тушь, перо по карандашу, объем – кистью и разбавленной тушью, мелкие детали пером, с атласа

Рис. 7. Пчела. 7-й класс, тема «Отряды насекомых». Тушь, перо по карандашу, объем – кистью и разбавленной тушью, мелкие детали пером, с атласа

Если организовать работу с тушью вам сложно, используйте мягкие черные лайнеры или роллеры (на худой конец – гелевые ручки) – они дают тот же эффект (рис. 8, 9). Используя эту технику, обязательно покажите, как много информации дает использование линий разной толщины и нажима – и для выделения самого важного, и для создания эффекта объема (передний и задний план). Также можно использовать умеренную и легкую штриховку.

Рис. 8. Овес. 6-й класс, тема «Разнообразие цветковых растений, семейство Злаки». Тушь, тонированная бумага, с гербария

Рис. 8. Овес. 6-й класс, тема «Разнообразие цветковых растений, семейство Злаки». Тушь, тонированная бумага, с гербария

Рис. 9. Хвощ и плаун. 6-й класс, тема «Споровые растения». Тушь, белая бумага, с гербария

Рис. 9. Хвощ и плаун. 6-й класс, тема «Споровые растения». Тушь, белая бумага, с гербария

Кроме того, в отличие от классических научных рисунков, мы часто делаем работы в цвете или используем легкое тонирование для показания объема (рис. 10).

Рис. 10. Локтевой сустав. 9-й класс, тема «Опорно-двигательная система». Карандаш, с гипсового пособия

Рис. 10. Локтевой сустав. 9-й класс, тема «Опорно-двигательная система». Карандаш, с гипсового пособия

Из цветных техник мы перепробовали многие – акварель, гуашь, пастель и в конечном итоге остановились на мягких цветных карандашах, только обязательно по шероховатой бумаге. Если вы решите попробовать эту технику, нужно иметь в виду несколько важных нюансов.

1. Подберите мягкие качественные карандаши хорошей фирмы, например «Кохинор», но не давайте детям большую гамму цветов (достаточно основных): в этом случае они обычно пытаются подобрать уже готовый цвет, что конечно не удается. Покажите, как добиться верного оттенка, смешивая 2–3 цвета. Для этого необходимо работать с палитрой – листком бумаги, на котором они подбирают нужные сочетания и силу нажима.

2. Шероховатая бумага сильно облегчит задачу использования слабого и сильного цвета.

3. Легкие короткие штрихи должны как бы лепить форму объекта: т.е. повторять основные линии (а не раскрашивать, противореча форме и контурам).

4. Затем нужны завершающие сочные и сильные штрихи, когда верные цвета уже подобраны. Часто стоит добавить блики, что очень оживит рисунок. Самое простое – использовать для этого обычный мел (на тонированной бумаге) или пройтись мягким ластиком (на белой). Кстати, если вы используете сыпучие техники – мел или пастель – можно потом закрепить работу лаком для волос.

При освоении этой техники вы сможете ее использовать и в природе, при недостатке времени, буквально «на коленке» (только не забудьте о планшетах – достаточно куска упаковочного картона!).

И, конечно же, для успешности работы мы обязательно устраиваем выставки – иногда в классе, иногда в коридорах школы. Довольно часто к выставке приурочены детские доклады по той же тематике – как устные, так и письменные. В целом такой проект оставляет у вас и у детей ощущение большой и красивой работы, к которой стоит готовиться. Наверное, при контакте и взаимной заинтересованности с учителем рисования можно начинать работу на уроках биологии: аналитический подготовительный этап изучения объекта, создание карандашного эскиза, а заканчивать ее в выбранной вами совместно технике – на его уроках.

Вот пример. Ботаника, тема «Побег – почка, ветвление, строение побега». Ветка с почками – крупно на переднем плане, на заднем – силуэты деревьев или кустарников на фоне белого снега и черного неба. Техника – черная тушь, белая бумага. Ветки – с натуры, силуэты деревьев – с фотографий или книжных рисунков. Название – «Деревья зимой», или «Зимний пейзаж».

Другой пример. При изучении темы «Отряды насекомых» мы выполняем небольшую по времени работу «Форма и объем жуков». Любая техника, передающая светотени и блики (акварель, тушь с водой, кисть), – но монохромная, чтобы не отвлекаться от рассмотрения и изображения формы (рис. 11). Детали лучше проработать пером или гелевой ручкой (если воспользоваться лупой – лапки и голова получатся лучше).

Рис. 11. Жуки. Тушь, перо по карандашу, объем – кистью и разбавленной тушью, мелкие детали пером, с атласа

Рис. 11. Жуки. Тушь, перо по карандашу, объем – кистью и разбавленной тушью, мелкие детали пером, с атласа

Достаточно 1–2 красивых работ в четверти – и рисование живого будет радовать всех участников этого нелегкого процесса.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru