Т.Н. ПАХОМОВА,
учитель биологии и экологии шк. № 1,
пос. Московский, Моск. обл.,
В.И. ПАХОМОВ,
учитель биологии и экологии,
зам. директора по экспериментальной работе школы
№ 1018 ЗАО
г. Москва
Окончание. См. № 16, 17, 18/2004
Эколого-краеведческая работа с
учащимися в природе
– Определить механический состав
почвы и указать его значение для природного
сообщества.
– Определить мощность гумусового слоя и
объяснить, от каких причин зависит этот
показатель.
Опыт показывает, что экологический
этап туристического слета – важный стимул для
формирования природоведческих интересов и
склонностей учащихся, понимания необходимости
бережного отношения к окружающей среде и
реального применения этих навыков.
Эколого-краеведческий подход к
кружковой работе
Нами в течение четырех лет обучения
апробирована программа «Юный эколог»,
рассчитанная на школьников 7–8-х классов. Объем
курса – 432 ч (по 216 ч в каждый год обучения). За
основу взяты программы Н.Г. Ракитиной
«Ботаника с основами экологии»; Л.И. Шурхал
«Экология растений» и программа
А.В. Тихомирова «Общая зоология».
Мы увеличили количество вопросов по
экологии крупных систематических групп
организмов, сделали акцент на изучении
охраняемых видов растений и животных Московской
области, на вопросах видового многообразия групп
организмов нашей местности. Расширили
практическую часть программы лабораторными
практикумами, экскурсиями в природу,
экологическими походами и поездками. Уделили
внимание развитию интересов детей к
разнообразным видам активной деятельности.
Выездные занятия программы
предполагают участие родителей, что облегчает
индивидуальный подход к развитию детей.
Краеведение в рамках программы
помогает осознанию школьниками причастности к
проблемам своей малой Родины, способствует
развитию патриотических чувств.
Плановое количество учеников в группе
в 1-й год обучения – 12, во 2-й год обучения – 10. По
расписанию 2 раза в неделю предусмотрены
двухчасовые занятия в камеральных условиях (по 1
ч на теорию и практические работы) и
1 раз в 2 недели – четырехчасовая тематическая
экскурсия в природу или поездка в музей,
ботанический сад.
На каждый год обучения разработаны
учебные планы.
1-й год обучения
I.
Введение. Техника безопасности
Теоретические занятия – 2 ч, практика
– 2 ч.
II. Значение растений. Жизненные формы
растений
Теоретические занятия – 8 ч.
Роль растений в природе:
«биологические фильтры», источник кислорода на
Земле, мощный аккумулятор влаги, источник
питания для человека и животных. Лес и здоровье
человека, лекарственные травы.
Охрана леса от пожаров, захламления,
порубок, вытаптывания.
Растения-индикаторы.
Практические занятия – 8 ч.
Составление правил поведения в
природе, правила ведения записей в природе.
Составление «меню» из дикорастущих пищевых
растений. Правила оказания первой помощи
подручными средствами при отравлении, переломах,
кровотечении.
Экскурсии
в природу – 8 ч
«Местные лекарственные, пищевые и
ядовитые растения» – 4 ч.
«Жизненные формы растений: деревья,
кустарники, травы (однолетние и многолетние).
Примеры видов местных растений различных
жизненных форм» – 4 ч.
III. Растения и абиотические факторы
среды
Теоретические занятия – 12 ч.
Свет и его экологическое значение;
адаптация зеленых растений к использованию
света. Тепло как экологический фактор; тепловой
режим и устойчивость растений к изменениям
температуры. Вода как экологический фактор. Типы
растений по отношению к водному режиму.
Влияние атмосферных загрязнений на
растения.
Эдафические факторы.
Практические занятия – 12 ч.
Изучение влияния леса на микроклимат.
Определение состояния сообщества по составу и
плотности напочвенного покрова. Составление
характеристики групп растений для изучения
влияния леса на температуру воздуха.
Изготовление «барометра» из елового сучка.
Изучение изменения силы ветра в различных типах
леса; влияние леса на микроклимат в дубраве и
смешанном лесу.
Экскурсия в природу – 4 ч.
«Влияние леса на микроклимат в
мелколиственных и хвойных лесах».
IV. Растения и биотические факторы
среды
Теоретические занятия – 12 ч.
Типы взаимоотношений растений с
другими организмами, конкуренция, симбиоз,
взаимопомощь, паразитизм, хищничество.
Практические занятия – 12 ч.
Влияние фитонцидов на микроорганизмы.
Определение взаимоотношений по гербариям.
Экскурсии – 8 ч.
Изучение конкурентных отношений в
различных типах лесных сообществ (4 ч – экскурсии
в природу, 4 ч – в биологический музей).
V. Экология и систематика отделов
растений
Теоретические занятия – 12 ч.
Основные группы растений. Особенности
низших и высших растений. Синезеленые водоросли
как «агрессоры». Роль водорослей в природе и в
жизни человека.
Мохообразные. Местное многообразие и
экология мхов.
Папоротникообразные. Местное
многообразие и экология папоротников. Виды
папоротников, занесенные в «Красную книгу
Московской области».
Голосеменные растения, их
многообразие и экологическое значение. Типы
хвойных лесов Московской области.
Практические занятия – 12 ч.
Изучение под микроскопом спирогиры,
поперечного разреза стебля мха, коробочки мха,
соруса папоротника, хвои, пыльцы и мужской шишки
сосны.
Экскурсии в природу – 8 ч.
«Изучение общего жизненного состояния
сосен в окрестностях» – 4 ч.
«Изучение индикаторных свойств
хвойных деревьев» – 4 ч.
VI. Экология и систематика отдела
Цветковые растения
Теоретические занятия – 12 ч.
Экология, многообразие и охраняемые
виды семейств: Лютиковые, Крестоцветные,
Розоцветные, Бобовые, Сложноцветные, Пасленовые,
Лилейные, Злаковые.
Практические занятия – 12 ч.
Определение по определительным
карточкам и гербарным экземплярам растений
разных семейств.
Экскурсии в природу – 8 ч.
«Многообразие деревьев и кустарников
наших лесов, их экологические особенности» – 2
экскурсии по 4 ч.
VII. Бактерии
Теоретические занятия – 6 ч.
Многообразие, экология и процессы
жизнедеятельности бактерий. Автотрофные и
гетеротрофные бактерии.
Практические занятия – 6 ч.
Наблюдения за развитием сенной
палочки в сенном настое. Изучение строения
бактерии под микроскопом.
VIII. Грибы и лишайники
Теоретические занятия – 10 ч.
Многообразие, систематика и экология
основных групп грибов на примере Московского
региона. Правила сбора грибов. Грибы –
аккумуляторы загрязняющих веществ:
радиоактивных изотопов, тяжелых металлов,
углеводородов.
Лишайники, их строение и многообразие.
Практические занятия –10 ч.
Изучение строения представителей
основных систематических групп грибов под
микроскопом, по гербарным экземплярам, в
коллекциях.
Экскурсия в природу – 4 ч.
«Изучение пораженности леса грибами
трутовиками. Знакомство с многообразием
трутовиков. Изучение загрязнения воздуха по
состоянию лихенофлоры.
IX. Природные биогеоценозы и их типы
Теоретические занятия – 8 ч.
Структура природного биогеоценоза.
Биогеоценоз леса и его типы.
Биогеоценоз луга и водоема.
Практические занятия – 8 ч.
Изучение состава и структуры
сообществ смешанного, широколиственного и
мелколиственного лесов.
Экскурсии в природу – 8 ч.
«Определение степени перерождения
биогеоценоза леса под воздействием человека.
Оценка состояния древостоя смешанного леса с
использованием простейшей шкалы» – 4 ч.
«Изучение экологии лугов по методу
Раменского» – 4 ч.
После прохождения этого курса
учащиеся:
– должны знать: основы общей
ботаники, особенности взаимоотношений растений
с окружающей средой, основы систематики растений
с элементами экологии систематических групп,
технику безопасности при проведении
лабораторных занятий, технику безопасности на
экскурсиях и выездных занятиях в природу;
– должны уметь: работать с
микроскопом, готовить микропрепараты,
определять растения по определителю, оценивать
жизненное состояние растений и сообщества по
комплексу геоботанических показателей,
оценивать состояние воздушного бассейна по
лихенофлоре, определять стадию рекреационной
дигрессии сообщества.
2-й год обучения
I. Введение
Теоретические занятия – 2 ч.
Экология животного мира как раздел
науки. Постановка задач исследований.
Основные направления работы группы.
Правила техники безопасности.
Практические занятия – 2 ч.
Установление систематической
принадлежности животных по определителям.
Классификации животных.
II. Методы изучения животных
Теоретические занятия – 3 ч.
Эколого-зоологические наблюдения и
исследования в природе. Работа с коллекционным
материалом: техника сбора и фиксации материала,
правила хранения и оформления коллекций.
Практические занятия – 3 ч.
Работа с оптическими приборами
(биноклями, бинокулярами, микроскопами).
Экскурсия в природу – 4 ч.
III. Основы
профессионально--технической подготовки
Теоретические занятия – 2 ч.
Организация исследовательских и
экспедиционных работ. Основы топографии и
картирования.
Практические занятия – 2 ч.
Экскурсия в природу с целью
практической отработки полученных навыков – 4 ч.
IV. Экология и многообразие основных
групп животных. Охраняемые и местные виды
Теоретические занятия – 49 ч.
Практические занятия – 49 ч.
Экскурсия в природу – 12 ч.
Простейшие: жгутиковые, споровики,
инфузории (2 ч теории; 2 ч практики: «Изучение
микропрепаратов простейших»).
Губки (1 ч теории; 1 ч практики).
Кишечнополостные (2 ч теории; 2 ч
практики: «Изучение коллекции кораллов»; 4 ч –
экскурсия в один из биологических музеев).
Плоские черви. Круглые черви.
Кольчатые черви (по 2 ч на теорию и практику на
каждую группу и 4 ч – поездка в биологический
музей).
Членистоногие: хелицеровые,
ракообразные, трахейнодышащие (8 ч теории; 8 ч
практики: «Изучение коллекций насекомых, их
определение», «Определение экологического
состояния водоема по фауне беспозвоночных»; 4 ч –
экскурсия в природу по изучению пресноводных
членистоногих).
Моллюски (4 ч теории, 4 ч практики:
«Определение фоновых видов пресноводных
моллюсков по коллекции их раковин»).
Иглокожие (1 ч теории, 1 ч практики, 4 ч –
экскурсия в биологический музей).
Рыбы (5 ч теории, 5 ч практики).
Земноводные (3 ч теории, 3 ч практики, 4 ч
– экскурсия в зоопарк).
Пресмыкающиеся (3 ч теории, 3 ч
практики).
Птицы (6 ч теории, 6 ч практики и 2
экскурсии в зоопарк и в природу – каждая по 4 ч).
Млекопитающие (8 ч теории, 8 ч практики, 2
экскурсии в зоопарк или биологический музей и в
природу по изучению следов жизнедеятельности
млекопитающих – каждая по 4 ч).
V. Экологические группы животных
основных биогеоценозов своей местности
Теоретические занятия – 12 ч.
Практические занятия – 12 ч.
Экскурсия в природу – 12 ч.
Экспедиционная работа – 24 ч.
Формирование ландшафтов и современная
биогеоценотическая картина Подмосковья (2 ч
теории, 2 ч практики).
Животный мир смешанного леса (2 ч
теории, 2 ч практики).
Животный мир хвойного леса (2 ч теории, 2
ч практики, 4 ч – экскурсия в природу).
Животный мир дубравы (2 ч теории, 2 ч
практики, 4 ч – экскурсия в природу).
Фауна пойменных лугов и водоемов (4 ч
теории, 4 ч практики, 4 ч – экскурсия в природу).
Весенняя экспедиционная работа
включает выезды в природу по изучению
биогеоценотических комплексов в заказниках
Одинцовского и Ленинского районов Московской
области. Экспедиционная работа закрепляет
полученные навыки, формирует представления
ученика о реальных связях в биогеоценозах,
вырабатывает навыки экологически грамотного
поведения в природной обстановке.
Летняя экспедиционная работа
аналогичной тематики рассчитана на 24 ч
(трехдневный выезд).
После прохождения курса второго года
обучения учащиеся:
– должны знать: основы общей
зоологии, основные экологические особенности
крупных систематических групп животных, главные
методы изучения животных, основы
профессионально-технической подготовки при
организации выездных занятий, экологические
группы животных местных природных сообществ;
– должны уметь: применять
полученные знания при выполнении
самостоятельных работ, устанавливать
систематическую принадлежность животных по
определителям, работать с инструментами,
измерительными приборами, записями, справочной и
дополнительной литературой.
|