КОПИЛКА ОПЫТА

Т.Н. ПАХОМОВА,
учитель биологии и экологии шк. № 1,
пос. Московский, Моск. обл.,
В.И. ПАХОМОВ,
учитель биологии и экологии,
зам. директора по экспериментальной работе школы № 1018 ЗАО
г. Москва

Окончание. См. № 16, 17, 18/2004

Эколого-краеведческая работа с учащимися в природе

– Определить механический состав почвы и указать его значение для природного сообщества.
– Определить мощность гумусового слоя и объяснить, от каких причин зависит этот показатель.

Опыт показывает, что экологический этап туристического слета – важный стимул для формирования природоведческих интересов и склонностей учащихся, понимания необходимости бережного отношения к окружающей среде и реального применения этих навыков.

Эколого-краеведческий подход к кружковой работе

Нами в течение четырех лет обучения апробирована программа «Юный эколог», рассчитанная на школьников 7–8-х классов. Объем курса – 432 ч (по 216 ч в каждый год обучения). За основу взяты программы Н.Г. Ракитиной «Ботаника с основами экологии»; Л.И. Шурхал «Экология растений» и программа А.В. Тихомирова «Общая зоология».

Мы увеличили количество вопросов по экологии крупных систематических групп организмов, сделали акцент на изучении охраняемых видов растений и животных Московской области, на вопросах видового многообразия групп организмов нашей местности. Расширили практическую часть программы лабораторными практикумами, экскурсиями в природу, экологическими походами и поездками. Уделили внимание развитию интересов детей к разнообразным видам активной деятельности.

Выездные занятия программы предполагают участие родителей, что облегчает индивидуальный подход к развитию детей.

Краеведение в рамках программы помогает осознанию школьниками причастности к проблемам своей малой Родины, способствует развитию патриотических чувств.

Плановое количество учеников в группе в 1-й год обучения – 12, во 2-й год обучения – 10. По расписанию 2 раза в неделю предусмотрены двухчасовые занятия в камеральных условиях (по 1 ч на теорию и практические работы) и
1 раз в 2 недели – четырехчасовая тематическая экскурсия в природу или поездка в музей, ботанический сад.

На каждый год обучения разработаны учебные планы.

1-й год обучения

I. Введение. Техника безопасности

Теоретические занятия – 2 ч, практика – 2 ч.

II. Значение растений. Жизненные формы растений

Теоретические занятия – 8 ч.

Роль растений в природе: «биологические фильтры», источник кислорода на Земле, мощный аккумулятор влаги, источник питания для человека и животных. Лес и здоровье человека, лекарственные травы.

Охрана леса от пожаров, захламления, порубок, вытаптывания.

Растения-индикаторы.

Практические занятия – 8 ч.

Составление правил поведения в природе, правила ведения записей в природе. Составление «меню» из дикорастущих пищевых растений. Правила оказания первой помощи подручными средствами при отравлении, переломах, кровотечении.

Экскурсии в природу – 8 ч

«Местные лекарственные, пищевые и ядовитые растения» – 4 ч.

«Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы (однолетние и многолетние). Примеры видов местных растений различных жизненных форм» – 4 ч.

III. Растения и абиотические факторы среды

Теоретические занятия – 12 ч.

Свет и его экологическое значение; адаптация зеленых растений к использованию света. Тепло как экологический фактор; тепловой режим и устойчивость растений к изменениям температуры. Вода как экологический фактор. Типы растений по отношению к водному режиму.

Влияние атмосферных загрязнений на растения.

Эдафические факторы.

Практические занятия – 12 ч.

Изучение влияния леса на микроклимат. Определение состояния сообщества по составу и плотности напочвенного покрова. Составление характеристики групп растений для изучения влияния леса на температуру воздуха. Изготовление «барометра» из елового сучка. Изучение изменения силы ветра в различных типах леса; влияние леса на микроклимат в дубраве и смешанном лесу.

Экскурсия в природу – 4 ч.

«Влияние леса на микроклимат в мелколиственных и хвойных лесах».

IV. Растения и биотические факторы среды

Теоретические занятия – 12 ч.

Типы взаимоотношений растений с другими организмами, конкуренция, симбиоз, взаимопомощь, паразитизм, хищничество.

Практические занятия – 12 ч.

Влияние фитонцидов на микроорганизмы. Определение взаимоотношений по гербариям.

Экскурсии – 8 ч.

Изучение конкурентных отношений в различных типах лесных сообществ (4 ч – экскурсии в природу, 4 ч – в биологический музей).

V. Экология и систематика отделов растений

Теоретические занятия – 12 ч.

Основные группы растений. Особенности низших и высших растений. Синезеленые водоросли как «агрессоры». Роль водорослей в природе и в жизни человека.

Мохообразные. Местное многообразие и экология мхов.

Папоротникообразные. Местное многообразие и экология папоротников. Виды папоротников, занесенные в «Красную книгу Московской области».

Голосеменные растения, их многообразие и экологическое значение. Типы хвойных лесов Московской области.

Практические занятия – 12 ч.

Изучение под микроскопом спирогиры, поперечного разреза стебля мха, коробочки мха, соруса папоротника, хвои, пыльцы и мужской шишки сосны.

Экскурсии в природу – 8 ч.

«Изучение общего жизненного состояния сосен в окрестностях» – 4 ч.

«Изучение индикаторных свойств хвойных деревьев» – 4 ч.

VI. Экология и систематика отдела Цветковые растения

Теоретические занятия – 12 ч.

Экология, многообразие и охраняемые виды семейств: Лютиковые, Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Сложноцветные, Пасленовые, Лилейные, Злаковые.

Практические занятия – 12 ч.

Определение по определительным карточкам и гербарным экземплярам растений разных семейств.

Экскурсии в природу – 8 ч.

«Многообразие деревьев и кустарников наших лесов, их экологические особенности» – 2 экскурсии по 4 ч.

VII. Бактерии

Теоретические занятия – 6 ч.

Многообразие, экология и процессы жизнедеятельности бактерий. Автотрофные и гетеротрофные бактерии.

Практические занятия – 6 ч.

Наблюдения за развитием сенной палочки в сенном настое. Изучение строения бактерии под микроскопом.

VIII. Грибы и лишайники

Теоретические занятия – 10 ч.

Многообразие, систематика и экология основных групп грибов на примере Московского региона. Правила сбора грибов. Грибы – аккумуляторы загрязняющих веществ: радиоактивных изотопов, тяжелых металлов, углеводородов.

Лишайники, их строение и многообразие.

Практические занятия –10 ч.

Изучение строения представителей основных систематических групп грибов под микроскопом, по гербарным экземплярам, в коллекциях.

Экскурсия в природу – 4 ч.

«Изучение пораженности леса грибами трутовиками. Знакомство с многообразием трутовиков. Изучение загрязнения воздуха по состоянию лихенофлоры.

IX. Природные биогеоценозы и их типы

Теоретические занятия – 8 ч.

Структура природного биогеоценоза.

Биогеоценоз леса и его типы.

Биогеоценоз луга и водоема.

Практические занятия – 8 ч.

Изучение состава и структуры сообществ смешанного, широколиственного и мелколиственного лесов.

Экскурсии в природу – 8 ч.

«Определение степени перерождения биогеоценоза леса под воздействием человека. Оценка состояния древостоя смешанного леса с использованием простейшей шкалы» – 4 ч.

«Изучение экологии лугов по методу Раменского» – 4 ч.

После прохождения этого курса учащиеся:

– должны знать: основы общей ботаники, особенности взаимоотношений растений с окружающей средой, основы систематики растений с элементами экологии систематических групп, технику безопасности при проведении лабораторных занятий, технику безопасности на экскурсиях и выездных занятиях в природу;

– должны уметь: работать с микроскопом, готовить микропрепараты, определять растения по определителю, оценивать жизненное состояние растений и сообщества по комплексу геоботанических показателей, оценивать состояние воздушного бассейна по лихенофлоре, определять стадию рекреационной дигрессии сообщества.

2-й год обучения

I. Введение

Теоретические занятия – 2 ч.

Экология животного мира как раздел науки. Постановка задач исследований.

Основные направления работы группы. Правила техники безопасности.

Практические занятия – 2 ч.

Установление систематической принадлежности животных по определителям. Классификации животных.

II. Методы изучения животных

Теоретические занятия – 3 ч.

Эколого-зоологические наблюдения и исследования в природе. Работа с коллекционным материалом: техника сбора и фиксации материала, правила хранения и оформления коллекций.

Практические занятия – 3 ч.

Работа с оптическими приборами (биноклями, бинокулярами, микроскопами).

Экскурсия в природу – 4 ч.

III. Основы профессионально--технической подготовки

Теоретические занятия – 2 ч.

Организация исследовательских и экспедиционных работ. Основы топографии и картирования.

Практические занятия – 2 ч.

Экскурсия в природу с целью практической отработки полученных навыков – 4 ч.

IV. Экология и многообразие основных групп животных. Охраняемые и местные виды

Теоретические занятия – 49 ч.
Практические занятия – 49 ч.
Экскурсия в природу – 12 ч.

Простейшие: жгутиковые, споровики, инфузории (2 ч теории; 2 ч практики: «Изучение микропрепаратов простейших»).

Губки (1 ч теории; 1 ч практики).

Кишечнополостные (2 ч теории; 2 ч практики: «Изучение коллекции кораллов»; 4 ч – экскурсия в один из биологических музеев).

Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви (по 2 ч на теорию и практику на каждую группу и 4 ч – поездка в биологический музей).

Членистоногие: хелицеровые, ракообразные, трахейнодышащие (8 ч теории; 8 ч практики: «Изучение коллекций насекомых, их определение», «Определение экологического состояния водоема по фауне беспозвоночных»; 4 ч – экскурсия в природу по изучению пресноводных членистоногих).

Моллюски (4 ч теории, 4 ч практики: «Определение фоновых видов пресноводных моллюсков по коллекции их раковин»).

Иглокожие (1 ч теории, 1 ч практики, 4 ч – экскурсия в биологический музей).

Рыбы (5 ч теории, 5 ч практики).

Земноводные (3 ч теории, 3 ч практики, 4 ч – экскурсия в зоопарк).

Пресмыкающиеся (3 ч теории, 3 ч практики).

Птицы (6 ч теории, 6 ч практики и 2 экскурсии в зоопарк и в природу – каждая по 4 ч).

Млекопитающие (8 ч теории, 8 ч практики, 2 экскурсии в зоопарк или биологический музей и в природу по изучению следов жизнедеятельности млекопитающих – каждая по 4 ч).

V. Экологические группы животных основных биогеоценозов своей местности

Теоретические занятия – 12 ч.
Практические занятия – 12 ч.
Экскурсия в природу – 12 ч.
Экспедиционная работа – 24 ч.

Формирование ландшафтов и современная биогеоценотическая картина Подмосковья (2 ч теории, 2 ч практики).

Животный мир смешанного леса (2 ч теории, 2 ч практики).

Животный мир хвойного леса (2 ч теории, 2 ч практики, 4 ч – экскурсия в природу).

Животный мир дубравы (2 ч теории, 2 ч практики, 4 ч – экскурсия в природу).

Фауна пойменных лугов и водоемов (4 ч теории, 4 ч практики, 4 ч – экскурсия в природу).

Весенняя экспедиционная работа включает выезды в природу по изучению биогеоценотических комплексов в заказниках Одинцовского и Ленинского районов Московской области. Экспедиционная работа закрепляет полученные навыки, формирует представления ученика о реальных связях в биогеоценозах, вырабатывает навыки экологически грамотного поведения в природной обстановке.

Летняя экспедиционная работа аналогичной тематики рассчитана на 24 ч (трехдневный выезд).

После прохождения курса второго года обучения учащиеся:

– должны знать: основы общей зоологии, основные экологические особенности крупных систематических групп животных, главные методы изучения животных, основы профессионально-технической подготовки при организации выездных занятий, экологические группы животных местных природных сообществ;

– должны уметь: применять полученные знания при выполнении самостоятельных работ, устанавливать систематическую принадлежность животных по определителям, работать с инструментами, измерительными приборами, записями, справочной и дополнительной литературой.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru