Я ИДУ НА УРОК

В.Г.СМЕЛОВА,
учитель биологии МОУ СОШ № 7,
г. Ноябрьск, ЯНАО

«Сытое брюхо на ученье глухо»

Урок о физиологии голода и сытости на основе русских пословиц и поговорок, собранных В.И. Далем

Задачи урока: познакомить учащихся с нервной и гуморальной регуляцией пищеварения и пищевого поведения человека с привлечением русских пословиц и поговорок из сборника «Пословицы русского народа» В.И. Даля; развивать коммуникативную компетенцию учащихся (работа в парах, группах); развивать умение работать с предложенной информацией в текстовом, схематичном и табличном выражении; развивать навыки публичного выступления; воспитывать чувство гордости за наше Отечество.

Оборудование: схемы и таблицы: «Строение пищеварительной системы человека», «Возникновение чувства голода», «Возникновение чувства сытости после приема пищи», «Голод, насыщение и пищевое поведение», «Схема механизмов сенсорного насыщения по П.Анохину»; информационные листы; пословицы и поговорки; картины В.Перова «Портрет В.И. Даля» и «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», таблички с терминами: «голод», «сытость», «аппетит», «гипоталамус», «пищевой центр», «центр голода», «центр насыщения», «анорексия», «гипербулимия»; магниты, магнитная доска; книги В.Леви «Везет же людям…» и В.Орлова «Прочтите взрослым».

Продолжительность урока 90 мин.

При подготовке к уроку учащиеся заранее получают на дом задание найти пословицы и поговорки по теме «Пища». За 2–3 дня до урока учитель проводит первичную обработку собранного школьниками литературного материала (см. Приложение 1) и предлагает учащимся задание на дом: разделить все пословицы и поговорки на несколько групп по каким-либо темам. Кроме того, для сокращения потерь времени на уроке целесообразно заранее предоставить учащимся информационные карты, таблицы и схемы.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. На нем вы будете постоянно слышать имя Владимира Ивановича Даля и пользоваться плодами его трудов. Кто же такой В.И. Даль? Вот его портрет кисти известного русского живописца Василия Перова. Давайте познакомимся с биографией этого замечательного писателя, врача и ученого.

чащийся рассказывает краткую биографию В.И. Даля. См. Приложение 2.)

Итак, В.И. Далем был собран богатейший материал, который до сих пор еще до конца не изучен. Толковый словарь и собрание пословиц – это своеобразная энциклопедия русского быта, взглядов на мир и отношения к миру.

На первый взгляд, это мир русской старины. Но на деле мир внутреннего «Я» каждого носителя национального сознания, т.е. каждого из нас, через язык, слова, их значения и употребления, фразеологию, пословицы и поговорки предстает во всем своем своеобразии как традиция, способ традиционного мышления.

Сегодня изучать новый материал нам помогут пословицы. Что такое пословица? Давайте обратимся к Большому энциклопедическому словарю «Языкознание». «Пословица – краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило, ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа; имеет форму законченного предложения (простого или сложного). Пословица выражает суждение… Пословица обладает буквальным и переносным смыслом («Близок локоть, да не укусишь») или только переносным («Горбатого могила исправит») и легко противопоставляется свободному предложению такого же лексического состава».

(Определение пословицы помещено на информационный лист, выдаваемый каждому учащемуся.)

Давайте выделим в этом определении ключевые слова. Они помогут нам понять, как пословицы связаны с нашим сегодняшним уроком.

(Работа с определением пословицы на информационном листе, подчеркивание ключевых слов.)

Ключевыми можно считать следующие слова: краткое, назидательного характера, многовековой опыт народа. Теперь давайте найдем в Большом энциклопедическом словаре «Языкознание» определение поговорки. «Поговорка – краткое изречение, нередко назидательного характера, имеющее в отличие от пословицы, только буквальный план и в грамматическом отношении представляющее собой законченное предложение: «Насильно мил не будешь», «В тесноте да не в обиде» и т.п.». (Определение поговорки также помещено на информационный лист.)

Какие ключевые слова можно выделить в определении поговорки? (Краткое, назидательного характера.)

На сегодняшнем уроке мы, опираясь на многовековой опыт народа, попробуем использовать краткие изречения, выражающие законченные мысли, для облегчения усвоения материала при изучении темы «Физиология голода и сытости».

1. Центральные механизмы голода и сытости

(Рассказ учителя с использованием таблицы «Голод, насыщение и пищевое поведение».)

Важнейшей в ЦНС интегрирующей структурой, отвечающей за ощущения голода и сытости, является гипоталамус. В его латеральной (боковой) зоне находятся участки, стимуляция которых вызывает чувство голода, а их разрушение сопровождается отказом от пищи. Это центр голода. Кроме того, в вентромедиальной (передне-средней) зоне гипоталамуса расположены группы нейронов, при раздражении которых возникает чувство насыщения, а разрушение их приводит к непреодолимому стремлению поедать пищу. Это центр насыщения.

Указанные области гипоталамуса являются основными образованиями пищевого центра. Гипоталамические центры голода и насыщения обладают высокой, в сравнении с другими структурами головного мозга, возбудимостью по отношению к специфическим гуморальным и нейрогенным раздражителям. Они играют ведущую роль в возникновении пищевого возбуждения. Последнее, возникая в гипоталамической области, распространяется в восходящем направлении на подкорковые, лимбические и ретикулярные структуры, а также на кору больших полушарий головного мозга.

(Учащиеся делают в рабочих тетрадях схематические зарисовки пищевого центра.)

2. Разбор домашнего задания

На какие группы вы разделили пословицы и поговорки (в дальнейшем ПП), выполняя домашнее задание?

1. Голод.
2. Сытость.
3. Аппетит.
4. Рациональное питание (культура еды, несовместимость продуктов, переедание и пр.).

(На магнитной доске помещаются термины: «голод», «сытость», «аппетит»)

3. Распределение заданий по группам

Группа 1. Голод

Работа с информационными картами и таблицами: «Возникновение чувства голода»; «Голод, насыщение и пищевое поведение»; «Схема механизмов сенсорного насыщения по П.Анохину» (см. Приложения 3, 4, 5, 6).

Группа 2. Сытость

Работа с информационными картами и таблицами: «Возникновение чувства сытости при приеме пищи»; «Голод, насыщение и пищевое поведение»; «Схема механизмов сенсорного насыщения по П.Анохину» (см. Приложения 5, 6, 7, 8).

Группа 3. Аппетит

Работа с информационными картами (см. Приложение 9).

4. Выступление представителей групп 

Группа 1. Голод

ГОЛОД И ЖЕЛУДОК

Голод – это общее ощущение, локализованное в области желудка. Он возникает, когда желудок пуст, и исчезает при наполнении его пищей. В отсутствие пищи происходят сильные сокращения желудка, которые улавливаются механорецепторами стенок. Народная мудрость иллюстрирует это следующими пословицами.

  • Брюхо – глухо, словом не уймешь (что ни говори, а корми).

  • Брюхо не гусли, не евши не уснет.

  • Голодное брюхо глухо (без уха). Слышит ухо, что не сыто брюхо.

  • Изнимет брюхо голодуша, придет боль и ворогуша.

  • Брюхо что судья: и молчит (и молча), да просит.

(Учащиеся записывают в тетради определение понятия «голод», зарисовывают начало схемы рефлекторной дуги состояния голода.)

Глюкостатическая гипотеза Растворенная в крови глюкоза играет центральную роль в возникновении чувства голода. В промежуточном мозге, печени, желудке и тонком кишечнике существуют глюкорецепторы, реагирующие на уменьшение доступности глюкозы для клеток тела и способствующие возникновению чувства голода и развитию пищедобывательного поведения. В теле начинает циркулировать так называемая «голодная кровь». Клетки коры головного мозга особенно чувствительны к нехватке глюкозы. Все это иллюстрируют следующие пословицы.

  • Без ужина и подушка в головах вертится.

  • Без ужина спать – собачья стать.

  • Как проголодался, так и догадался.

  • Натощак неспоро и богу молиться.

  • Не поужинавши, легче, а поужинавши, лучше.

(Учащиеся дополняют схему рефлекторной дуги состояния голода с учетом новой информации.)

Термостатическая гипотеза Снижение общей теплопродукции организма также приводит к возникновению чувства голода. Голодный человек быстрее замерзает. В клетках заканчивается «клеточное топливо» – пища, а значит, снижается выработка энергии в виде АТФ, часть которой расходуется на выработку тепла. Все это иллюстрируют следующие пословицы.

  • Ичется с голоду, дрожится с холоду.

  • Кто голоден, тот и холоден.

  • Холод не терпит голод.

  • Хлеб греет, не шуба.

(Учащиеся записывают в тетради уравнения дыхания.)

Липостатическая гипотеза Энергетический баланс и у людей, и у животных поддерживается при условии соответствия поступления энергии с пищей ее расходу на мышечную работу, химические процессы (рост, восстановление тканей) и потерю тепла. При избыточном питании образуются жировые отложения, и вес тела растет; при недостаточном – жировые отложения расходуются, вес падает. Дефицит энергии ведет к утрате работоспособности и в конечном итоге к смерти. Все это иллюстрируют следующие пословицы.

  • Мельница сильна (работает) водой, а человек едой.

  • На пустое брюхо всякая ноша тяжела.

  • Тощий живот ни в пляску, ни в работу.

  • Тощий на печи, сытый на току. Натощак и песня не поется.

(Учащиеся работают с уравнением дыхания. Учитель кратко обобщает информацию, изложенную учащимися, с привлечением схем и таблиц.)

Разгрузочная пауза

(Работа с репродукцией картины В.Перова «Чаепитие в Мытищах».)

Учитель. Сегодня у нас в классе вы видите две репродукции картин замечательного русского художника Василия Перова. Как вы думаете, почему я выбрала для иллюстрации сегодняшней темы урока именно эту картину?

(Обсуждение. Рефлексия.)

Да, вы правы. На полотне «Чаепитие в Мытищах» присутствуют Голод в лице стоящих рядом нищих – босоногого мальчика и солдата, калеки с боевой наградой на старой шинели, и Сытость в лице самодовольного священника, который пьет чай за столиком на свежем воздухе. Сытость не замечает Голода. Как тут не вспомнить еще одну пословицу из сборника В.Даля: «Сытый голодному не товарищ».

Группа 2. Сытость

ПРЕАБСОРТИВНАЯ СЫТОСТЬ. РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ

Совокупность процессов, заставляющих завершить процесс поглощения пищи, называется насыщением. Ощущение сытости, как известно каждому, это нечто большее, чем просто исчезновение голода; к его уникальным проявлениям (некоторые из которых связаны с положительными эмоциями) относится, например, ощущение полноты желудка, если съедено слишком много. Насыщение может быть обусловлено самим фактом пребывания пищи в ротовой полости за счет стимуляции обонятельных и вкусовых рецепторов и механорецепторов носа, рта, глотки и пищевода в ходе потребления пищи и, возможно, процесса жевания. Поэтому диетологи рекомендуют откусывать небольшие куски пищи, жевать не торопясь, подольше, чтобы ощущение сытости наступило быстрее. Сытость, наступающая до момента поступления питательных веществ непосредственно в кровь (до всасывания питательных веществ в кишечнике), называется преабсорбтивной. Положительные эмоции, связанные с приемом пищи, способствуют благодушному настроению. В этот момент у человека можно попросить что-то, в чем было бы отказано голодным, или сказанная в момент приема пищи неприятность сгладится благодушным настроением едока. Все это иллюстрируют следующие пословицы.

  • В застолье скажешь, что знаешь (т.е. Говори все).

  • Что бы ни попало, лишь бы в рот попало.

  • Что в рот, то глот.

  • Что в рот, то спасибо.

(Учащиеся записывают в тетради определения понятий сытости (насыщения), зарисовывают начало рефлекторной дуги.)

ПРЕАБСОРТИВНАЯ СЫТОСТЬ. ЖЕЛУДОК

Одним из факторов преабсорбтивного насыщения является растяжение пищей желудка и соседних частей кишечника. Заполнение может проходить чем угодно. Степень компенсации зависит при этом не от питательной ценности пищи, а от объема исходного содержимого желудка и времени его введения. Ощущение полноты желудка связано с положительными эмоциями. К действию названных выше факторов добавляются эффекты локализованных в желудке и верхней части тонкой кишки хеморецепторов, по-видимому, чувствительных к содержанию глюкозы и аминокислот в пище.

Все это иллюстрируют следующие пословицы.

  • Человек тщедушен, чуть поел, уж и сыт.

  • Чеснок да редька, так и на животе крепко.

Факторы постабсорбтивной сытости

Пищеварение сопровождается и другими энтероцептивными сенсорными процессами, роль которых не менее важна. Повышение доступности глюкозы, возрастание теплопродукции при переваривании пищи и изменение метаболизма жиров влияют на соответствующие центральные рецепторы; эти эффекты противоположны процессам, вызывающим голод.

Известно, что повышение температуры тела, особенно в холодное время года, вызывает сонливость. Кроме того, перераспределение кровотока при пищеварении (в большем объеме крови нуждается пищеварительный тракт) вызывает отток крови от других органов, включая и головной мозг.

Сказанное можно представить следующей последовательностью:

пища --> пищеварительный тракт --> переваривание пищи --> возрастание теплопродукции --> сонливость,

или:

пища --> пищеварительный тракт --> перераспределение кровотока --> отток крови от коры головного мозга --> снижение мыслительных способностей.

Все это иллюстрируют следующие пословицы.

  • Веселая песенка «Поесть хочу», любимая песенка «Я спать хочу».

  • Голод живота не пучит, а натощак веселей (свежей).

  • Как проголодался, так и догадался.

  • Не ел, так и обомлел; а наелся, и вовсе повалился.

  • Не ем, так и не могу; а поем, ног не сволоку.

  • Сытое брюхо на ученье глухо. Сытое брюхо к ученью туго.

  • Хлеб спит в человеке (сытость сон дает).

(Учащиеся зарисовывают в тетради последовательности процессов.)

Разгрузочная пауза

Чтение стихов о голоде и сытости (например, из книги Владимира Орлова «Прочтите взрослым», см. Приложение 10).

Группа 3. Аппетит

Эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи, обозначают термином «аппетит». Это ощущение может быть частью чувства голода, но может возникать и независимо от физиологических потребностей. Нередко аппетит отражает врожденную или приобретенную индивидуальную склонность к определенным продуктам питания. Такое предпочтение, как и отвращение (часто очень стойкое) к некоторым видам пищи, определяется доступностью данного ее вида в конкретном регионе и модифицируется особыми чертами индивидуальной культуры, обычно уходящими корнями в религию. К основным элементам «аппетитности» блюда относятся запах, вкус, консистенция, температура, способ приготовления и сервировки, а также наше аффективное отношение к нему.

Все это можно иллюстрировать следующими пословицами.

  • Без блина не маслена, без пирога не именинник.

  • В пост – редьки хвост.

(Народные традиции встречать Масленицу блинами, именины пирогами, а в пост не есть скоромную пищу (только растительную).

  • Крестьянский аппетит никогда не претит.

  • Любо брюху, что глаза кашу видят.

(Само созерцание еды у голодного человека сопровождается обильным слюно- и сокоотделением.)

  • Дворянский сын с погляденья сыт.

(«Кто не работает – тот не ест». Тяжелый крестьянский труд требовал большого количества пищи, отсюда непривередливость в еде. Напротив, бездельники обычно жалуются на отсутствие аппетита.)

  • На татарских щах жиру нет, а на русских пару не видать.

(У мусульман не принято употреблять свинину. Большое количество жира на поверхности русских щей задерживает испарение воды, поэтому пара не видно.)

(Учащиеся записывают в тетради определение термина «аппетит».)

Учитель. Условия, при которых возникает чувство голода – это до некоторой степени индивидуальная особенность. Есть или не есть? Что есть и когда? Решение этих вопросов в значительной степени зависит от высших интегративных функций коры больших полушарий. На наш выбор оказывают влияние и социальные моменты.

При обилии и разнообразии доступных пищевых продуктов люди, по крайней мере в большинстве развитых стран, решают не только когда следует начинать есть, но и что именно есть, как долго и когда нужно остановиться. Эти часто неосознаваемые решения, связанные с принятием пищи, нередко бывают причиной таких нарушений аппетита, как его полная потеря (анорексия) или, наоборот, «волчий аппетит» (гипербулимия). (Термины помещаются на магнитной доске.)

Подобные расстройства не наблюдаются у лабораторных или диких животных, хотя чрезмерное потребление пищи можно иногда вызывать в эксперименте с помощью слабого хронического болевого раздражения (источником его может быть, например, скрепка на хвосте у крысы) или наблюдать крыс и мышей с наследственной формой ожирения.

Структурные компоненты системы, регулирующей аппетит, выделить гораздо труднее, чем элементы систем терморегуляции или поддержания нормального кровяного давления. Пока неизвестно даже, от какого именно фактора (или факторов) зависит установление «заданного уровня» аппетита.

(Учащиеся записывают в тетради определения понятий «анорексия» и «гипербулимия».)

Рациональное питание

Известный врач-психотерапевт Владимир Леви в своей книге «Везет же людям…(Психология здоровья)» предлагает следующие заповеди рационального питания, которые автор назвал «Как есть, чтобы жить. Десять заповедей пострадавшего».

(Заповеди помещены на информационные листы.)

1. Без насилия. Не есть, если не хочется и то, что не хочется. И не заставляйте других. Не навязывайте – ни себе, ни другому! Ребенку – ни в коем случае. Свобода в еде священна.

Уточнение для пищи лекарственной. Кое-что заведомо полезное (лимон, кислые ягоды, лук, чеснок…) – желательно, пусть и невкусно, и кисло… Лекарства не обязаны быть приятными. Но если очень не хочется, то не нужно.

2. Если хочется, – не лучше ли воздержаться?.. Не спорьте со своими вкусами, только с привычками.

3. Не есть до полного насыщения. Лучше недоесть, чем переесть.

4. Лучше часто и понемногу, чем редко и помногу.

5. Всякую еду да оплатят мускулы. Всякая пища должна даваться физическими усилиями, особенно пища животная. Воздержанность в еде нужна прежде всего людям умственного труда.

Уточнение для учащихся и ученых. При особо напряженной сидячей работе (подготовка к экзаменам, работа над книгой, шахматный турнир и т.п.) некоторым людям требуется больше калорийной пищи, чем обычно. Но в таких случаях как раз особо необходимо одновременно повысить и физическую активность!

6. Свежий воздух – превосходнейшая из приправ.

7. Лучше теплое, чем холодное. Лучше холодное, чем горячее.
В расчете на наше инстинктивное благоразумие природа снабдила «температурными стражами» только наружный вход в пищевой канал – губы, язык, небо и глотку, но злоупотребление горячим быстро выводит из строя этих «сторожей». Собаки и кошки никогда не станут есть горячую пищу. Маленький ребенок тоже. Примерно при 39,5 °С начинают разрушаться некоторые ферменты, а выше 40 °С – сами клетки.

8. Разнообразие – стратегия, однообразие – тактика. Пища должна быть разнообразной, но одномоментно лучше потреблять либо только углеводы, либо только белки, либо только жиры (теория раздельного питания).

9. Естественность – прежде всего. Для всякой хозяйки, всякой пищи и всякого животного – чем проще обработка и готовка, тем лучше. Но, конечно, со многими вкусными исключениями как для продуктов, так и для животов.

10. Пища свята. Без просвещенного, духовного отношения к пище нельзя и помышлять о здоровье.

Разгрузочная пауза.

Чтение стихов из книги Владимира Орлова о диетах (см. Приложение 11).

5. Закрепление учебного материала

Учитель читает отрывок из книги В.Леви (см. Приложение). Каким нарушением пищевого поведения страдала автор письма? (Гипербулимией – волчьим аппетитом.)

С какой народной традицией связаны следующие пословицы из книги В.Даля?

  • Все зубы целы – работник.

  • Скорый едок – спорый работник.

(На Руси, прежде чем нанять на работу человека, ему давали поесть. Если человек ел с аппетитом и много, его брали на работу. Если нет – отказывали. Считалось, что как человек ест, так он и работает.)

Попробуйте объяснить солдатскую пословицу: «Гуща, опара – по рядам направо, а ты, молочко, постой». (Молоко – пища близкая к идеальной. Содержит около 100 легкоусвояемых веществ, в том числе белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Однако, эта пища больше подходит детям, а не взрослым, т.к. с возрастом снижается выработка фермента лактазы, расщепляющего молочный сахар лактозу.)

Какие заповеди рационального питания по Владимиру Леви иллюстрируют:

– басня «Демьянова уха»? (Первую: «Без насилия».)

– пословица «Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна»? (Третью: «Не есть до полного насыщения».)

– пословицы «Голо, голо, а луковку во щи надо» и «Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук»? (Уточнение для пищи лекарственной в первой заповеди.)

– пословицы «Как проголодался, так и догадался» и «Сытое брюхо на ученье глухо»? (Пятую: «Всякую еду да оплатят мускулы».)

– пословицы «Коли ем (Покуда ем), так глух и нем» и «Есть и читать вместе – память проглотишь»? (Десятую: «Пища свята».)

Попробуйте объяснить пословицу «Как придет беда, не пойдет на ум еда». (Среди факторов, влияющих на желудочную секрецию, существенное значение имеют эмоциональное возбуждение и стресс. Вероятно, именно в этих случаях проявляются адренэргические влияния на желудочную секрецию. Показано, что активация симпатоадреналовой системы может приводить к угнетению секреции HCl. Вместе с тем, известно, что если одни виды эмоционального возбуждения (страх, тоска) вызывают торможение, то другие (раздражение, ярость) – усиление секреторной функции желудка.)

6. Выводы

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с физиологическими механизмами возникновения таких чувств, как голод, сытость, аппетит, узнали о правилах рационального питания. Помогла нам в этом мудрость нашего народа, бережно, по крупицам, собранная в течение многих лет замечательным русским ученым, врачом и писателем Владимиром Ивановичем Далем. Хочется надеяться, что сегодняшний урок побудит вас бережнее относится к собственному здоровью.

Приложение 1

  • Без ужина и подушка в головах вертится.

  • Без ужина спать – собачья стать.

  • Большая сыть брюху вредит.

  • Брюхо – глухо, словом не уймешь (что ни говори, а корми).

  • Брюхо не гусли, не евши не уснет.

  • В застолье скажешь, что знаешь (т.е. Говори все).

  • Веселая песенка: «Поесть хочу», любимая песенка «Я спать хочу».

  • Весь сыт, а глаза все голодны.

  • Вино с водой хуже воды с вином.

  • Все зубы целы – работник.

  • Голод живота не пучит, а натощак веселей (свежей).

  • Голодное брюхо глухо (без уха). Слышит ухо, что не сыто брюхо.

  • Голодный волк сильнее сытой собаки.

  • Голодный француз и вороне рад.

  • Голо, голо, а луковку во щи надо.

  • Гуща, опара – по рядам направо, а ты, молочко, постой (солд.).

  • Есть и читать вместе – память проглотишь.

  • Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна.

  • Изнимет брюхо голодуша, придет боль и ворогуша.

  • Ичется с голоду, дрожится с холоду.

  • Как придет беда, не пойдет на ум еда.

  • Как проголодался, так и догадался.

  • Коли ем (Покуда ем), так и глух и нем.

  • Добрый повар стоит доктора.

  • Кто голоден, тот и холоден.

  • Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.

  • Мельница сильна (работает) водой, а человек едой.

  • Молод – кости гложи, стар – кашу ешь.

  • На пустое брюхо всякая ноша тяжела.

  • Тощий на печи, сытый на току.

  • Натощак и песня не поется.

  • Натощак неспоро и богу молиться.

  • Не дороги обабки (грибы), дороги прибавки (приправа)

  • Не евши тощо, а поевши, тошно.

  • Не ел, так и обомлел; а наелся, и вовсе повалился.

  • Не ем, так не могу; а поем, ног не сволоку.

  • Не поужинавши, легче, а поужинавши, лучше.

  • Рот болит, а брюхо есть велит.

  • Скорый едок, спорый работник.

  • Сладко естся, так плохо спится.

  • Сытое брюхо на ученье глухо. Сытое брюхо к ученью туго.

  • Тощий живот не в пляску, ни в работу.

  • Холод не терпит голод.

  • Хлеб греет, не шуба.

  • Хлеб спит в человеке (сытость сон дает).

  • Брюхо, что гора: как бы доплестись до двора.

  • Брюхо, что судья: и молчит (и молча), да просит.

  • Что б ни попало, лишь бы в рот попало.

  • Что в рот, то глот.

  • Что в рот, то спасибо.

  • Что пожуешь, то и поживешь.

  • Что чем питается, тем и отзывается.

  • Что, сыт? Погоди, дай распоясаться.

  • Человек тщедушен, чуть поел, уж и сыт.

  • Чеснок да редька, так и на животе крепко.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru