ИСТОРИЯ НАУКИ

П.А.КОШЕЛЬ

Продолжение. См. № 20/2004

Летопись биологических открытий

Вторая половина IV – начало III в. до н.э. Теофраст из Эреса заложил основы систематической ботаники (трактат «Об изучении растений») и физиологии растений (трактат «Физиология растений»). Обе работы написаны под влиянием сочинений по зоологии его учителя Аристотеля. На трактаты Теофраста часто ссылались мыслители античности.

Конец IV начало III в. до н.э. Герофил из Халкедона (как и ученик Теофраста из Эреса – Эрасистрат) разработал основы анатомии. Исходя из анатомического строения тела, Герофил впервые разделил нервы, сухожилия, артерии и жилы. Изучая признаки и особенности протекания болезней, он создал основы медицинской (врачебной) симптоматологии.

III в. до н.э. В Персии, Сирии и Пергаме в целях изучения анатомии и физиологии начинают проводить вивисекцию животных.

Середина I в. Плиний Старший обобщил в «Естественной истории», состоящей из 37 книг, сведения почти 500 древнегреческих и древнеримских ученых из некоторых областей зоологии, ботаники, минералогии, медицины, металлургии и химии.

I в. Луций Анней Сенека Младший написал энциклопедию по естествознанию – «Естественно-исторические вопросы» в 7 книгах.

Гален
Гален

II в. Гален из Пергама создал целостную систему врачебной науки, которая считалась непогрешимой вплоть до развития наук нового времени. При ее разработке Гален исходил из аналогии между макрокосмом (Вселенной) и микрокосмом (телом человека). Четырем элементам Аристотеля («первым качествам») соответствуют, согласно Галену, четыре сока в теле человека: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Воспринимаемые органами чувств «другие качества» возникают в результате смешивания элементов «первых качеств». Главными органами тела человека Гален считал сердце (как источник врожденного тепла, в котором образуется жизненный дух, разносимый кровью по всему телу), печень (как кроветворный орган) и мозг (как орган мышления, центр чувств и движения). Он описал также глаз и объяснил функции глазного нерва (зрачок он считал рецептором). Им впервые была предпринята попытка разработки принципов лечебного и профилактического назначения лекарств. Свое учение Гален основывал не только на рассуждениях, но и на наблюдениях, экспериментах и вскрытиях.

II–IV вв. Появилась греческая книга «Физиолог», описывающая свойства различных (нередко и фантастических) представителей растительного, животного мира и мира минералов.

VI в. Александр из Тралл написал 12 книг «Терапевтики» (о болезнях тела человека), оказавших большое влияние на разработку методов лечения в Средние века.

Начало VII в. Исидор Севильский в 20 книгах «Этимологии», своеобразной энциклопедии Раннего средневековья, описал «семь свободных искусств», а также изложил сведения по медицине, естествознанию, землемерению и т.п. Компилятивная по форме и поверхностная по содержанию «Этимология» в свою очередь стала едва ли не обязательным источником для огромного числа средневековых исследований, претендовавших на обобщение.

VIII в. Появились ранневизантийские латинские переводы химических рецептурных справочников. Среди них трактат «Композиция красильного мастерства», содержавший рецептуры красок и поэтому известный также под названием «Ключ красильного искусства...», и не совсем обычный трактат «Ключ к познанию золота...». Оба трактата в некоторой степени повторяют друг друга.

X в. В Салерно (Южная Италия) открыта первая светская медицинская школа, в которой обучение основывалось на достижениях арабской и античной медицины, причем большое значение придавалось опыту и наблюдениям.

975 г. Персидский ученый Абу Мансу аль-Харави написал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ. Он указал на использование мазей, дистиллятов и простых химических соединений: ртутного эфиопа (черный HgS), киновари и сулемы – для лечения кожных болезней; природной соды, извлеченной из золы растений, и квасной соды – для остановки кровотечений; окиси и сульфата цинка – для лечения глаз; природной буры и нашатыря – для лечения различных болезней.

Начало XI в. Известный среднеазиатский ученый, философ-естествоиспытатель и врач Абу-Али Ибн Сина (латинизированное имя – Авиценна) осмыслил и переработал предписания античных медиков (Галена), объединив их с медицинскими сведениями своего времени в «Каноне врачебной науки» – сочинении энциклопедического характера. На латинском языке эта работа впервые вышла в Венеции в 1472 г. В философии Ибн Сина продолжил традиции Аристотеля, прокомментировав на арабском его сочинения в 20 томах.

Первая половина XIII в. Роберт Гроссетест выдвинул требование эмпирического доказательства аристотелевского естествознания, заложив основы для развития экспериментального метода в естественных науках. Помимо естествознания Гроссетест занимался астрономией, оптикой, реформой календаря и геометрией.

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон

1267 г. Роджер Бэкон заложил основы экспериментального метода в европейском естествознании. В своем главном сочинении «Великое дело», которое он написал в 1266–1267 гг., Бэкон, вскрывая причину господствующего в мире невежества (предрассудки, вера в авторитеты, схоластическое умозрение, человеческое тщеславие), дал выдающийся энциклопедический обзор науки XIII в., включающий также результаты и достижения древнегреческой и арабской наук. Бэкон считал своим учителем и советником «магистра Петра» (Петра Перегрина) и опирался на знания Аристотеля, Евклида, Птолемея, Плиния, Боэция, Кассиодора, а также Ибн Сины, аль-Фараби и Альгазена, однако осмысливал их критически. Бэкон всегда следовал провозглашенному им принципу: «Без собственного опыта не может быть никакого более глубокого познания». Высоко оценивая значение математики для остальных наук, Бэкон считал ее «входной дверью» и «ключом» ко всем наукам и постоянно подчеркивал, что, «чем шире используется математика, тем меньше шансов остается для сомнений и ошибок». По его мнению, истинное знание невозможно без математики.

После 1475 г. Проявился разносторонний художественный, технический и научный гений Леонардо да Винчи. Он проводил эксперименты в области механики, оптики, астрономии, занимался изучением анатомии и физиологии человека. Леонардо да Винчи считал математику образцом научной доказательности. Он подчеркивал необходимость тесной взаимосвязи науки и практики. Однако его научные мысли не получили систематического изложения и сохранились почти исключительно в набросках и неоконченных заметках.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru