Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №23/2004

КОПИЛКА ОПЫТА

Л.А. ЖУКОВА,
школа № 770, г. Москва

Путешествие с домашними животными

(Размышления о проектной деятельности)

Время не стоит на месте, изменяются методы и формы обучения. Одна из новых форм – проект, нетрадиционная форма внеклассной работы, направленная на развитие мыслительной, познавательной, творческой, поисковой, экспериментальной деятельности учащихся. Успех использования, или, лучше сказать, внедрения проектной методики напрямую зависит от личности учителя. Если преподаватель ограничивается только рамками урока и не ведет никакой внеклассной работы, то ему трудно рассчитывать на успех. Биологией можно увлечь детей и надо стараться это делать в наше совсем не простое время, когда часто их окружает грубость, хамство и насилие.

Мы занимаемся проектной работой в нашей школе 4 года. В этом учебном году проектной деятельностью занимались один целый учебный день, а кроме того начали отработку еженедельной работы, в течение всего учебного года, в непрерывном цикле.

Пересмотрела много всевозможной литературы, – нигде нет описания структуры проекта... Это говорит о том, что проект – действительно творческая работа, лишенная шаблонов. Если это однодневный проект, то тема выбирается заранее. Учитель продумывает все до мелочей, в том числе тему проекта и пути достижения поставленной цели. Если же это проект, идущий в непрерывном цикле, то подготовка и разработка темы осуществляются равномерно на протяжении всего учебного года.

Проектная деятельность в моем представлении – это построение чего-то нового, интересного. Эта форма деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся, позволяет как реализовать творческие и организаторские способности самого учителя, так и достичь самого главного, над чем мы работаем, – дать возможность детям раскрыть их способности. Ведь они пришли на урок, чтобы заниматься любимым предметом, который выбрали сами, и серьезно готовились к этому дню, «перелопатив» массу разнообразной литературы.

Для однодневных проектов мы выбрали темы «Путешествия с комнатными растениями» (см. «Биология», № 15, 16, 17, 18/2004), и «Путешествия с домашними животными», для продолжающегося же проекта – общение с растениями «Зимний сад».

На представление проекта «Путешествие с домашними животными» дети из дома принесли своих питомцев: собак, кошек, использовали мы и всех животных живого уголка. Ребята занимались в спокойной непринужденной обстановке, в отсутствии жестких «рамок» школьного урока. Каждый рассказывал о том, что умеет его любимое животное, откуда появилось у него и, конечно же, об истории его одомашнивания. Ребята принесли из дома массу литературы о домашних животных, с удовольствием разгадывали кроссворды, чайнворды, загадки, искали ошибки художника, рисовали своих питомцев, рассматривали под микроскопом шерсть кошек и собак, перья птиц, смотрели видеофильмы о домашних животных, которые сами же и принесли.

Время пролетело незаметно, его, даже, не хватило. Пожеланием всех участников было собираться не один, а несколько раз в году. В самом конце мероприятия провели закрытое голосование, попросив ответить на один-единственный вопрос: «Понравился ли тебе проект?» Все без исключения, совершенно искренне ответили: «Да!».

На представлении проекта «Путешествие с домашними растениями», уже на завершающем этапе, мы съели принесенные финики и инжир, а семена обработали и посадили. Многие из них взошли и появились проростки. И это – не просто новые домашние растения, это память о проекте, об интересной творческой работе.

Выбранные нами темы проектов, на мой взгляд, оказывают большой воспитательный эффект, при их разработке формируется экологическое мышление, дети начинают понимать законы природы и то, что человеку надо хорошенько подумать, прежде чем эти законы нарушать.

Одновременно формируются и совершенствуются умения и навыки по уходу за домашними животными и растениями, созданию необходимых условий для их содержания, работы с микроскопом, изготовления временных микропрепаратов, работы с научно-популярной литературой... да всего и не перечесть. При такой работе раскрываются индивидуальные особенности ребенка, его творческие способности.

Подготовка проекта «Путешествие с домашними животными»

Тема проекта объявляется заранее. Желающие принять участие в работе получают задания: найти материал и представить его в интересной форме. Можно принести из дома свое домашнее животное и рассказать о нем, нарисовать любимое животное, изготовить поделки из природного материала, составить или подобрать готовые кроссворды, загадки, биологические задачи, интересные факты из истории породы, видеофильмы, фотографии, рисунки, стихотворения о домашних животных.

Методы работы. Используются рассказ учителя, рассказы учащихся, беседа, самостоятельная работа, наблюдение, демонстрация.

При проведении занятия используются животные живого уголка: морские свинки, канарейки, волнистые попугайчики, аквариумные рыбки и животные, принесенные детьми из дома – породистые кошки, собаки декоративных пород, лабораторные и декоративные крысы, хомячки.

Используются также таблицы с изображением домашних сельскохозяйственных животных, муляжи овец, свиней, коров. Для демонстрации видеофильмов используются телевизор и видеомагнитофон.

Для рассматривания под микроскопом шерсти и перьев нужны сами микроскопы, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла.

Эпиграфы к занятию

«...Ибо животных не следует мерить людской меркой. Эти законченные и совершенные творения обретаются в мире более древнем и совершенном, чем наш. Одаренные продолжением тех чувств, которые мы утратили или никогда не имели, живущие голосами, которых мы никогда не услышим. Они не братья нам, они и не подчиненные, они – другие нации, попавшиеся вместе с нами в сети жизни и времени, разделяющие с нами узы великолепия и трудов Земли».

Генри Бестон

«...Не забывай, ты всегда в ответе за всех, кого приручил!»

А. де Сент-Экзюпери

Примеры выступлений (с сокращениями)

Ребята подготовили сообщения о домашних и сельскохозяйственных животных – о кошках и собаках и их породах, о крысах, хомячках и морских свинках, об овцах, о лошадях, коровах, свиньях, о канарейках и волнистых попугайчиках, о гусях и курах.

Волнистые попугайчики

Волнистых попугайчиков вывезли из Австралии около 100 лет назад. Теперь их можно считать одомашненной птицей. Волнистых попугайчиков разводят во всех странах мира. В дикой природе попугайчики – зеленой окраски, а в неволе был выведен целый ряд разновидностей этих птиц: голубые, синие, желтые, белые, палевые... В последние годы у любителей особой популярностью пользуются так называемые «арлекины», отличающиеся пестрой окраской и разнообразием размещения разноцветных пятен. Некоторые разводят чубатых, хохлатых и двухохлых попугайчиков, хотя разведение чистых линий этих разновидностей затруднено из-за повышенной смертности эмбрионов.

Волнистые попугайчики легко размножаются в клетках – как при содержании парами, так и группами, в любое время года. К размножению они становятся способными в возрасте примерно 10 месяцев. Самцы отличаются от самок окрашенной в синий или голубой цвет восковицей (верхней частью надклювья). У самок восковица светлее – либо телесного, либо коричневого цвета. У птиц-альбиносов, у светлоокрашенных арлекинов и у молодняка самцы не имеют яркой окраски восковицы. В этом случае самок можно отличить по чуть светловатой каемке вокруг ноздрей.

Стимулом для размножения волнистых попугайчиков служат гнездовые домики, которые помещают к ним в клетки или вольеры. Насиживание яиц, а их бывает от 3 до 10, длится 18 дней. Птенцы голые и совершенно беспомощные.

Волнистых попугайчиков можно научить говорить. Для обучения надо брать одного 1,5–2-месячного попугайчика, лучше самца, – они считаются более способными к подражанию человеческой речи. Попугайчик очень быстро привязывается к человеку. Когда он сидит в клетке, то старается занять место ближе к хозяину, а выпущенный, летит на стол, на руку или плечо. В возрасте 4–6 месяцев попугайчики очень внимательно прислушиваются к словам и начинают повторять их. Способные птицы усваивают больше 100 слов, но произносят их не очень чисто, а как бы щебечут.

Канарейки

Среди драгоценностей, которые везли на родину испанские мореплаватели XV в., особое внимание уделялось клеткам-корзинам. В них помещались пичуги – родоначальницы совсем «молодых» домашних птиц – канареек. Название эти птицы получили от Канарских островов, откуда их вывозили. Но дикие канарейки встречаются и на острове Мадейра, и на островах Зеленого мыса.

Дикие канарейки не отличались разнообразием форм, окраски и пения, которыми славятся их домашние потомки. Привезенные в Испанию заморские птицы напоминали наших чижей или зеленушек. Их мелодичная песня, включающая характерные «канареечные» россыпи и свисты, была однообразнее и короче. Но неприхотливость канареек и, пожалуй, мода на заморские диковинки сделали этих птиц популярными среди испанской аристократии. Иметь комнатную канарейку стало признаком хорошего тона. Знатные дамы заказывали для канареек драгоценные клетки, не расставались с ними, выезжая с визитами. Крошечную птичку иногда обслуживал штат челяди.

Потом Испания стала торговать канарейками. Торговля эта стала своеобразной государственной монополией. Чтобы сохранить ее, испанцы вывозили за границу одних самцов.

Позднее канарейки стали любимыми птицами итальянцев, их начали разводить и в Германии. Одним из центров разведения канареек стал Адреасберг на Гарце. Искусство разведения и обучения канареек держали в тайне и передавали из поколения в поколение. Гарцевские или тирольские канарейки славились своеобразным, так называемым дудочным, напевом, которому обучали птиц при помощи специальных дудочек и органчиков. Англичане стремились вывести канареек крупного размера и оригинальной расцветки. Особенно славились оранжево-красные с темно-зеленым птицы.

В России разведение канареек стало любимым развлечением у рабочих калужских полотняных заводов, у кустарей из Павлова на Оке, у тульских мастеровых. Они вывели канарейку со своеобразным овсянистым (от названия нашей птицы – овсянки) напевом. Русская канарейка включает в свою песню не только меланхолические трели овсянки, но и звонкие, задорные колена большой синицы, флейтовые свисты кулика, серебристые переливы лесного жаворонка.

Овцы

Овца – очень ценное домашнее животное. Она дает человеку мясо, шерсть, молоко, жир, смушки и овчину. Из овечьего молока делают масло и сыр – брынзу. Из шерсти вырабатывают прочные теплые и красивые ткани, а из шкур – шубные овчины и меха.

Люди разводят овец с незапамятных времен. Одомашнили их в разных местах земного шара около 8–10 тыс. лет назад. Предками современной овцы были дикие бараны – архар и муфлон.

Овцы отличаются сильным инстинктом стадности, поэтому содержат их группами – отарами. Овцы – неприхотливые травоядные животные: они могут срывать низкорослые травы, поедать горькие и соленые на вкус растения.

Вначале шерсть у домашних овец была очень грубой и почти не отличалась от шерсти диких предков. В настоящее время получили распространение тонкорунные, полутонкорунные, грубошерстные породы овец. Шерсть тонкорунных овец наиболее ценна – она очень мягкая и состоит только из пуха, шерстинок примерно одинаковой толщины, в среднем не более 0,25 мм. Из тонкой шерсти на фабриках вырабатывают высшие сорта шерстяных тканей.

Фото М.Кабанова

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru