Н.В. СОРОКИНА
Продолжение. См. № 21, 22/2004
Курс «Зеленое строительство»
Подготовка и посев семян
При покупке семян цветочных культур
надо обязательно обращать внимание на указанный
на упаковке срок годности. Чем мельче семена, тем
короче срок их хранения.
Предпосевную подготовку семян можно
проводить как непосредственно перед посевом, так
и заранее – за 2–3 недели. В любом случае крупные
семена необходимо замочить в воде за сутки до
посева.
Таблица. Нормы посева семян (г)
Размер семян |
На один рассадной ящик (30 х 50
см) |
На 1м3 теплицы или
парника |
Мелкие (мак) |
1 – 1,5 |
7 – 10 |
Средние (люпин) |
2 – 3 |
13 – 18 |
Крупные (цветная фасоль) |
4 – 5 |
25 – 30 |
Технология предпосевной
подготовки семян:
– выдержать семена в 1%-ном водном
растворе марганцевокислого калия в течение 20
мин, после чего тщательно промыть в проточной
воде и подсушить;
– обработать семена препаратом,
уничтожающим возбудителей грибных инфекций
(например, «Триходермином»), следуя
прилагающейся к препарату инструкции;
– если предполагается выращивать
растения сразу в открытом грунте, следует
провести яровизацию семян – выдержать в течение
24 ч во влажном состоянии при температуре около
+8 °С, промыть водой и подсушить. За 12 ч до
посева замочить семена в теплой (+25 °С) воде, вновь
подсушить и затем посеять.
Для выращивания рассады из крупных
семян (кукуруза, настурция) используют небольшие
пластиковые емкости для пищевых продуктов –
например стаканчики из-под йогурта, в которые
помещают по одному семечку. Мелкие семена можно
сеять по несколько штук в емкости покрупнее или
использовать различные рассадные ящики.
Перед посевом надо умеренно полить
почвосмесь теплой водой. Мелкие семена смешивают
с песком и равномерно рассыпают на площади,
указанной на упаковке, а сверху присыпают
почвосмесью или торфом. При посеве мелких семян в
открытый грунт можно, не присыпая их, увлажнить
почву с помощью мелкого разбрызгивателя – этого
бывает достаточно, чтобы семена углубились в
почву. Семена покрупнее сеют рядами на глубину
0,5–1,5 см (глубина заделки должна в 2–5 раз
превышать размер семян) и присыпают почвосмесью.
В случае выращивания культур, не
переносящих пересадки (душистый горошек,
настурция), семена следует высевать в
торфоперегнойные кубики. В центре каждого кубика
делают лунку глубиной 1 см, почвосмесь в лунке
поливают, кладут в лунку семечко и засыпают
почвосмесью, слегка уплотняя поверхность рукой.
Торфоперегнойные кубики с семенами расставляют
в какой-либо подходящей емкости вплотную друг к
другу.
После посева почвосмесь еще раз
поливают теплой водой с помощью разбрызгивателя.
Емкости с посеянными семенами
маркируют: на этикетке записывают дату посева,
вид и сорт культуры.
Рассадные ящики с семенами (или
емкости меньшего размера, составленные вместе)
сверху закрывают полиэтиленовой пленкой для
создания теплой и влажной атмосферы. Если
выращивание рассады проводится в помещении
класса, то закрытые пленкой емкости надо
разместить у окна, выходящего на южную сторону.
Время прорастания семян зависит от вида и сорта
цветочной культуры и от температуры.
Уход за семенами
Равномерно распределите семена по
поверхности: совсем крошечные с мешайте с сухим
песком, более крупные – заглубите в
почвенную смесь |
Нанесите на семена тонкий слой
почвенной смеси. Если семена совсем крошечные,
эту операцию проделывать не нужно. Укройте сосуд
полиэтиленовой пленкой |
Когда появятся сеянцы, снимите
пленку и поставьте ящик в хорошо освещенное
место. Поддерживайте почвенную смесь влажной |
Уход за рассадой
Учащиеся должны самостоятельно
организовать дежурство для ухода за рассадой:
составить список дежурств и определить
обязанности дежурного, оформив их в виде
красочного и доходчивого наглядного пособия.
Период выращивания и ухода за рассадой
очень важен при проведении занятий. В это время,
демонстрируя особенности развивающихся
растений в зависимости от условий выращивания,
можно актуализировать различные ботанические
знания (лист и процесс фотосинтеза, корень и его
функции) и закрепить их в процессе обсуждения и
выполнения тех или иных приемов ухода за
рассадой. По результатам наблюдений за развитием
сеянцев необходимо проводить соответствующую
корректировку условий выращивания. Следует
также постоянно напоминать учащимся, что
растение – живой организм, требующий внимания и
заботы. В выращивании растений нет
второстепенных задач – все работы по уходу за
растущими растениями должны выполняться
тщательно и своевременно.
По мере прорастания семян и роста
сеянцев следует обращать внимание учащихся на
интенсивность окраски листьев и вытянутость
стебля. Предложите им самим ответить на вопрос:
какую рассаду можно считать качественной – ярко-
или светло-зеленую, высокую и тонкую или
приземистую с толстыми стеблями? Для нормального
роста необходимо обеспечить равномерную
освещенность рассады – регулярно поворачивать
растения к источнику света (в ином случае они
будут вытягиваться в одну сторону). Следует
обсудить способы, позволяющие замедлить рост
рассады при общем недостатке солнечного света в
начальный период выращивания: снижение
температуры воздуха, уменьшение интенсивности
полива.
Как влияет на развитие растений
разница ночной и дневной температуры воздуха? В
условиях, когда ночная температура несколько
ниже дневной, растение быстрее переходит от
вегетативной фазы (рост и развитие зеленой массы)
к генеративной (цветение и образование семян).
Оптимальным можно считать снижение ночной
температуры с 19–21 °С днем до 17–19 °С ночью.
При обсуждении требований, которые
предъявляются к поливу рассады, важно обратить
внимание на следующие моменты:
– почва в рассадных емкостях должна
быть влажной, но растения при этом не должны
замокать;
– полив сеянцев надо осуществлять
разбрызгиванием воды, температура которой выше
температуры воздуха на 2–3 °С;
– корни растений должны всегда целиком
находиться в почве; если при поливе земля вокруг
них размывается, необходимо добавить в емкость с
растением почвосмесь.
В теплицах норму полива определяют
так: если через час после полива почвосмесь в
лунке глубиной 15 см остается влажной – полив
достаточен, в ином случае его повторяют.
Норма полива зависит также от
освещенности. Если растения получают
недостаточное количество солнечного света, то
для получения качественной рассады следует
уменьшить полив.
Полив следует сочетать с подкормкой.
По мере роста растение активно поглощает из
почвосмеси элементы питания и наступает момент,
когда их может оказаться недостаточно. Даже если
не хватает только одного элемента, этого
оказывается достаточно, чтобы затормозить
дальнейший рост и развитие растения (понятие
лимитирующего фактора). Растению в фазе его
интенсивного роста и развития в первую очередь
требуется азот.
Стоит обсудить, в каком виде элементы
питания поступают в растение из почвы (в виде
ионов), поскольку именно этот вопрос часто
вызывает затруднения. Для получения
необходимого количества питательных веществ
каждое растение должно быть обеспечено
необходимой площадью питания.
Подкормку рассады проводят через
каждые 10–12 дней. Как правило, используется
жидкая подкормка в виде раствора комплексного
минерального удобрения, содержащего азот,
фосфор, калий и микроэлементы. Общая
концентрация солей раствора, используемого для
подкормки, не должна превышать 1%.
Почвосмесь вокруг растения поливают
раствором, стараясь не попасть им на листья. Если
жидкость все-таки попала на листья, рассаду
следует полить водой из лейки для того, чтобы
смыть раствор минеральных солей.
Следует научить школьников
пользоваться инструкцией, прилагающейся к
удобрениям и рассчитывать количество сухих
удобрений для приготовления растворов с
заданной концентрацией. Важно также обратить
внимание на соблюдение правил безопасности: не
брать сухие и концентрированные удобрения
руками, а после работы с удобрениями и их
растворами обязательно вымыть руки.
Таблица. Использование минеральных
удобрений при выращивании рассады
Удобрение |
Допосевное внесение |
Жидкая подкормка
(г на 10л раствора,
используемого для полива 3м2) |
открытый грунт
(г/м2) |
почвосмесь
(г/10мг) |
Аммиачная селитра |
20 – 30 |
5 |
10 |
Суперфосфат |
30 – 50 |
15 |
20 – 30 |
Калий сернокислый |
10 – 25 |
5 |
10 – 15 |
Пикировка
При пикировке молодые растения
пересаживают в больший объем почвосмеси, что
позволяет увеличить площадь питания и
способствует лучшему развитию корневой системы.
Одновременно с пересадкой обычно также проводят
обрезку корня растения примерно на 1/3 длины, что
приводит к образованию большого количества
боковых корней. Для лучшего обеспечения растения
элементами питания в почвосмеси при пикировке
увеличивают содержание перегноя.
Если момент высадки рассады в открытый
грунт еще не наступил, растения при пикировке
рассаживают в индивидуальные емкости, из которых
их потом можно будет высадить, не разрушая
земляного кома, – в торфоперегнойные горшочки,
пластиковые или картонные емкости из-под
молочных продуктов (их стенки можно будет
разрезать) необходимого объема.
Пикировке подвергают сеянцы с момента
начала образования второго и до завершения
образования третьего настоящего листа. При
пикировке проводят выбраковку запаздывающих в
росте растений.
С помощью посадочного колышка
извлеките из почвенной смеси группу сеянцев.
Аккуратно разделите их, осторожно держа за
семядоли |
Во влажной почвенной смеси сделайте
лунки на расстоянии 5 см одна от другой.
Каждый сеянец посадите в отдельную лунку.
Укрепите и полейте пересаженные сеянцы |
Технология пикировки
сеянцев:
– разрыхлить почву вдоль рядов
сеянцев в ящиках, чтобы их легко было вынимать из
почвы;
– за один раз следует осторожно вынимать из
почвы и пикировать по одному сеянцу;
– держать сеянец следует за листики, поскольку
стебель легко помять и растение погибнет; если же
при пикировке повредится лист, то растение,
благодаря образованию новых листьев, быстро
восстановится;
– укоротить (отрезать ножницами, отщипнуть
пальцами) стержневой корешок на 1/3 длины;
– увлажнить почвосмесь в торфяных кубиках или
горшочках, предназначенных для пересадки;
– сделать такую лунку в кубике, в которой можно
разместить все корни сеянца;
– полить почвосмесь в лунке;
– поместить сеянец в лунку так, чтобы корешки не
загибались вверх, уплотнить почву вокруг сеянца
(в каждый кубик помещают один сеянец).
Для лучшего укоренения сеянцы после
пикировки желательно содержать при температуре
на 3–5 °С выше обычного – до тех пор, пока
рассада не пойдет в рост.
Посадка рассады на постоянное место
Перед пересадкой рассады на
постоянное место следует совместно с учащимися
обсудить условия, способствующие быстрому росту
и развитию растений после высадки в открытый
грунт.
Следует ли обильно поливать рассаду
сразу после посадки на постоянное место? В
течение первых 12–15 дней полив должен быть
умеренным – это способствует интенсивному росту
корней, и растение не вытягивается в высоту.
Различается ли состав минеральных удобрений,
используемых для разных фаз развития растений? В
разные фазы развития растения нуждаются в разном
соотношении элементов питания. Состав подкормки
зависит и от погоды: при устойчивой пасмурной
погоде в растворе увеличивают дозу калия, при
солнечной уменьшают. Почему необходимо
регулярно рыхлить почву около растений? Рыхление
почвы способствует лучшему обеспечению корневой
системы водой и воздухом.
Рассаду высаживают в открытый грунт
после окончания ночных заморозков. На постоянное
место высаживают растения, имеющие не менее 4–5
настоящих листьев.
Технология высадки рассады:
– перед высадкой проводят закаливание
рассады путем частых проветриваний, а затем и
выноса растений на улицу или в прохладное
помещение сначала в теплые, а затем в холодные
дни;
– за сутки до высадки в открытый грунт
проводят подкормку рассады 1%-ным раствором
минеральных удобрений с добавкой
микроэлементов;
– рассаду пересаживают с комом земли,
чтобы не потревожить корневую систему; при этом
торфоперегнойные горшочки и кубики помещают в
грунт целиком, а если растения выращивались в
пластиковых или картонных емкостях – их
аккуратно разрезают на месте и извлекают
земляной ком целиком;
– площадь питания, которую следует
соблюдать при высадке рассады, зависит от
биологических особенностей и назначения
культур: на 1 м2 размещают 20–25 однолетников,
крупные многолетники (бадан, рудбекия)
высаживают по 4–6 экземпляров на 1 м2.
Таблица. Оценка качества рассады
цветочной культуры
Параметры |
Растения |
Среднее значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Высота (см)
Толщина стебля (см)
Количество листьев
Корневая система*
Бутоны (да/нет)
Цветы (да/нет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Оценка корневой
системы: хорошо развитая – «+»; средне развитая –
«+/–»; плохо развитая – «–». |
Расчет дозы удобрения
При отсутствии весов количество
минерального удобрения можно измерять
подручными средствами:
1 чайная ложка = 10 г
1 столовая ложка = 3 чайных ложки = 30 г
1 спичечный коробок = 40 г
1 стакан граненый = 20 столовых ложек =
200 г
1 стакан тонкий = 25 столовых ложек = 250 г
Разумеется, использованную для
дозирования удобрений посуду нельзя в
дальнейшем использовать для пищевых продуктов.
Расчет доз удобрений при выполнении
проекта можно совместить с решением учебных
(тренировочных) задач по этой теме на уроках
математики, закрепляя при этом следующие знания
и умения:
– соотношение мер плошади (м2,
сотка, гектар) и массы (г, кг, ц, т);
– расчет площади геометрических фигур:
треугольника, прямоугольника;
– понятие «процент», расчет процента по
известному числу, расчет числа по проценту;
– составление и решение уравнений с одним
неизвестным.
Таблица. Уход за цветочной культурой
Проводимое мероприятие |
Дата |
Примечание |
Полив
Пикировка
Подкормка |
|
(указывается состав) |
Таблица. Условия выращивания
цветочной культуры
Условие |
Дата |
Примечание |
Освещенность*
Температура
Неблагоприятные факторы |
|
|
* В дальнейшем
подсчитывается количество солнечных и пасмурных
дней за весь период |
Примеры возможных
тренировочных задач.
1. В почву участка площадью 50 м2
следует внести фосфатные удобрения в количестве
60 г фосфора (как действующего вещества) на 10 м2
(в цветоводстве в качестве единицы площади
принято использовать именно 10 м2).
Предполагается закупить суперфосфат с
количеством действующего вещества (ДВ 18%).
Определить количество суперфосфата, которое
необходимо купить, учитывая, что это удобрение
пакуется в пакеты по 1 или 2 кг.
Решение
Определяем количество суперфосфата,
необходимого для внесения на 10 м2 участка. В
100 г удобрения содержится 18 г фосфора, в каком
количестве удобрения содержится 60 г фосфора?
60 /18 х 100 = 333 г.
Определяем количество суперфосфата, необходимое
для удобрения 50 м2 участка:
333 г х 5 = 1665 г.
Ответ: нужно купить две упаковки
суперфосфата весом по 1 кг каждая или одну весом 2
кг.
2. Необходимо внести 10 г азота и по 15
г фосфора и калия как действующих веществ на 1 м2.
Площадь участка составляет 10 м2. Из
удобрений имеется нитроаммофоска марки А с
маркировкой 17–17–17, двойной суперфосфат (ДВ 42%) и
хлористый калий (содержание калия – 53%).
Рассчитать необходимое количество удобрений,
используя в качестве единиц измерения стакан,
спичечный коробок, столовую и чайные ложки.
Решение
Чтобы внести 10 г/м2 азота (как
действующего вещества) на 10 м2, потребуется
590 г (10 х 100/17 х 10) нитроаммофоски. При
этом одновременно будут внесены фосфор и калий в
количестве по 10 г/м2 (т.к. количество этих
действующих веществ в нитроаммофоске такое же,
как и количество азота). Недостающие 5 г/м2
фосфора можно внести в виде двойного
суперфосфата, которого потребуется 119 г
(5 х 100/42 х 10),
а 5 г/ м2 калия – в виде хлористого калия в
количестве 94 г (5 х 100/53 х 10).
Ответ: потребуется 590 г
нитроаммофоски (3 граненых стакана за вычетом 1
чайной ложки); 118 г суперфосфата (4 столовых ложки);
94 г хлористого калия (3 столовых и половина чайной
ложки).
Дневник наблюдений
При выполнении классного проекта
учащиеся могут наблюдать за ростом и развитием
выращиваемой цветочной рассады, за цветочными
культурами, посаженными в цветниках, в
зависимости от погодных условий.
Преподавателю следует рассказать
учащимся об основных фазах развития растений:
– появление первых всходов;
– массовое появление всходов;
– появление первого, второго, третьего настоящих
листьев;
– бутонизация;
– начало цветения;
– начало образования семян;
– массовое созревание семян.
В ходе работы следует регулярно
фиксировать данные наблюдений за ростом и
развитием рассады, значения температуры воздуха
и оценки естественной освещенности, отмечать
даты и характер проводимых работ, состав
подкормки.
Делать это удобнее, заполняя
соответствующие таблицы в рабочих тетрадях
(дневниках наблюдений).
Таблица. Наблюдения за ростом и развитием
цветочной культуры
Фаза развития |
Дата |
Посев семян (указывается число
семян)
Появление единичных всходов
Появление массовых всходов*
Появление 1-го настоящего листа
Появление 2-го настоящего листа
Появление 3-го настоящего листа
Посадка на постоянное место**
Бутонизация
Цветение |
|
* - на этом этапе
оценивается всхожесть - процентное отношение
числа всходов к числу посеянных семян
** - через 12-15 дней после высадки на постоянное
место оценивают приживаемость рассады (%) |
Собранные данные должны стать
предметом обсуждения при подведении итогов
работы. На их основе можно сделать выводы и
внести предложения по выращиванию различных
цветочных культур в следующем учебном году.
Для определения качества выращенной
рассады перед посадкой ее на постоянное место
следует провести оценку параметров, приведенных
в таблице «Оценка качества рассады цветочной
культуры».
На основе полученных значений
проводят общую оценку качества рассады
(«качественная»/«некачественная»).
Технология выгонки растений
Выгонку луковичных растений можно
проводить в осенне-зимний период, после
завершения летних работ над проектом.
Несомненно, желание порадовать родных и близких
неординарным подарком к празднику будет
отличным мотивом для активной самостоятельной
деятельности учащихся. При объяснении
технологии выгонки следует сначала рассказать о
жизненном цикле луковичных растений.
После того, как растение отцветет и
наберет достаточное количество питательных
веществ за счет фотосинтеза, у него начинается период
глубокого покоя, в течение которого в луковице
происходят процессы подготовки к следующему
цветению. Этот период продолжается 1–2 месяца и
сократить его (т.е. заставить растение цвести в
это время) невозможно. После завершения этих
процессов наступает период вынужденного покоя,
связанный с тем, что внешние условия в это время
(зимой) делают прорастание и цветение
невозможным. Однако изменение этих условий на
благоприятные, позволяет добиться цветения в
нужные нам сроки.
Для выгонки обычно используют
раннецветущие растения – у них время от
изменения условий хранения луковицы до
появления цветов короче. Легко поддаются выгонке
гиацинты и нарциссы, несколько труднее –
тюльпаны. Технология выгонки этих культур
приведена в таблице.
Таблица. Технологический режим для выгоночных
культур
Технологические параметры |
Тюльпан |
Гиацинт |
Нарцисс |
1. Диаметр луковицы (см) |
3,5 |
5 |
4 |
2. Вес луковицы (г) |
27–30 |
80–90 |
70–80 |
3. Летняя выдержка луковиц в
течение 2 недель при температуре |
+22 °С |
+25,5–30 °С |
+30 °С |
4. Продолжительность периода
глубокого покоя (выдержка луковиц при
температуре около 17 °С) |
не менее месяца |
не менее месяца |
не менее месяца |
5. Продолжительность выдержки в
темноте при +5 °С (недели) |
13–16 |
10–14 |
16–20 |
6. Высота побегов перед
переходом к световой стадии выгонки (см) |
6–8 |
2,5–5 |
5–8 |
7. Продолжительность
выращивания на свету до цветения (недели) |
6 |
4 |
4 |
8. Предпочтительная температура
выращивания на свету до цветения |
+18–20 °С |
+23–25 °С |
+17–18 °С |
9. Предпочтительная температура
во время цветения |
+16 °С |
+18 °С |
+15 °С |
Активному формированию
цветочных почек способствует выдержка луковиц в
июне-августе, после их выкапывания, при несколько
повышенной температуре, оптимальное значение
которой зависит от культуры (3-я строка в таблице).
Понижение или повышение температуры задерживает
дальнейшее развитие цветков и снижает их
качество. Время выдержки луковиц при повышенной
температуре должно быть не менее двух недель.
В настоящее время возможно купить уже
подготовленные к выгонке луковицы тех или иных
культур – они имеют надпись «для выгонки» и
дороже обычных.
Продолжение следует
|