ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Н.В. СОРОКИНА

Продолжение. См. № 21, 22, 23/2004

Курс «Зеленое строительство»

Для того, чтобы к Новому году иметь цветущие растения, следует начать темновую стадию выгонки в сентябре, а световую стадию – не позже 1 декабря. К Новому году удобнее осуществлять выгонку гиацинтов, а к 8 Марта – тюльпанов и нарциссов.

Луковицы, один раз использованные для выгонки, для повторной выгонки больше непригодны.

Технология подготовки растений к выгонке и самой выгонки:

выкопать луковицы из почвы после того, как растение отцветет и его листья завянут;
– просушить и очистить луковицы;
– хранить луковицы в течение июня–августа при повышенной температуре, оптимальной для данной культуры;
– не менее, чем за месяц до посадки снизить температуру хранения луковиц до 17 °С;
– посадить луковицы в почвосмесь на основе торфа и листовой земли;
– выдерживать контейнер в посаженными луковицами при температуре около +5 °С в темноте, пока высота ростков не достигнет величины, указанной в таблице («Биология», № 23/2004); при подсыхании почвосмеси – поливать;
– выставить контейнеры с ростками на свет и выдерживать их в первые дни при +10 °С, а далее при температуре, указанной в таблице; поливать так, чтобы почвосмесь была постоянно влажной.

ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОЛРМЛЕНИЕ

1. Основные понятия

В сферу деятельности озеленителя или, по современной терминологии, ландшафтного дизайнера, входят следующие направления:

– проектирование озеленения конкретной территории;
– подготовка территории;
– подготовка почвы;
– посадка деревьев и кустарников;
– устройство газонов и уход за ними;
– создание малых архитектурных форм;
– разбивка цветников и уход за ними.

В цветочно-декоративном оформлении существует два стиля: регулярный, или геометрический, и ландшафтный, или пейзажный. Регулярный стиль придает планировке парадность и строгость, в нем используются прямые линии и геометрические фигуры: круги, эллипсы, прямоугольники или звезды. Для ландшафтного стиля характерны плавные линии, производящие впечатление естественного пейзажа.

Сеть пешеходных дорожек, их форма и покрытие в значительной степени определяют композицию оформляемой территории. Дорожки разделяют участок на зоны и одновременно позволяют связать эти зоны в единый ансамбль.

Тип покрытия дорожек и площадок выбирается, исходя из интенсивности их использования. В зависимости от назначения дорожки могут быть грунтовыми, щебеночными, гаревыми, асфальтобетонными, собирающимися из отдельных бетонных или керамических плит. Ширина дорожек определяется их назначением. Проезжие дорожки делаются шириной не менее 2–2,5 м, пешеходные до 1,5 м – так, чтобы два человека смогли разойтись, не мешая друг другу.

Важным элементом цветочно-декоративного оформления территории является газон – искусственный дерновый покров, созданный путем выращивания многолетних злаковых трав разных видов. В зависимости от назначения газоны разделяют на партерные, обыкновенные, луговые, мавританские и спортивные.

Партерный газон обычно располагается на переднем плане, перед входом в здание (партер). Он имеет прямоугольную или овальную форму, должен быть аккуратно подстриженным, иметь густой равномерный травостой не выше 3 см и сохранять однотонную окраску в течение всего вегетационного периода.

На партерном газоне размещают клумбы, устанавливают фонари, вазы, фонтаны и скульптуры, малые архитектурные формы декоративного оформления.

Обыкновенный газон должен быть декоративным и одновременно долговечным – по такому газону можно ходить, и поэтому его дернина должна быть устойчива к вытаптыванию.

Луговые газоны представляют собой улучшенные травостои естественного происхождения и обычно занимают большие площади. С луговых газонов удаляют грубостебельные сорняки и подсеивают злаковые и бобовые культуры (клевер, люцерну).

Мавританские газоны – цветущие участки небольшой площади. Мавританские газоны обычно устраивают на заднем плане обыкновенного газона, в тени деревьев.

Спортивный газон подвергается особенно интенсивной нагрузке и должен иметь дернину повышенной прочности.

Элементы парковой архитектуры

Лестницы и пандусы служат для удобства движения по наклонной поверхности. Уклон парковой лестницы составляет 30%, минимальная ширина ступени – 40 см, высота – 8, 12 или 15 см. Общая ширина лестницы должна быть не менее 75 см (полоса движения одного человека). Для строительства лестниц используются каменные твердые породы, известняк, песчаник.

Пандус представляет собой дорожку с уклоном до 8% с твердым шероховатым покрытием. Длина пандуса в 3–4 раза превышает длину лестницы, имеющей ту же высоту. Пандус с широкими и низкими ступенями называется итальянским.

Подпорная стенка предназначена для крепления крутых склонов на участках со сложным рельефом. При небольшом перепаде высот в рельефе подпорная стенка имеет высоту не более 50–70 см. Если склон длинный и высокий, то желательно соорудить высокую подпорную стенку и несколько низких, напоминающих ступени – получается каскад. Растения высаживают между камнями стенки и около нее, а чтобы они получали влагу, подпорная стенка должна иметь определенный наклон.

Трельяжи представляют собой опору, выполненную в виде решетки, по которой поднимаются вьющиеся растения. Трельяж служит для ограждения, например, хозяйственных площадок.

Пергола – это перекрытие арочного или галерейного типа над дорожкой или площадкой. Перголы оформляются вьющимися растениями, но, в отличие от плоского трельяжа, они имеют объемно-пространственную конструкцию.

Художественная композиция и правила ее создания

Цветочные композиции создаются с учетом габитуса входящих в них растениий и времени их цветения. Габитус – это декоративный вид растения, включающий форму, размеры растения, окраску листьев и цветов. Многие цветы не отличаются яркостью, имеют невзрачный вид, но в композиции смотрятся оригинально.

При создании цветочных композиций надо стремиться обеспечить непрерывное цветение в течение всего теплого периода года. Для этого подбирают виды и сорта, цветущие долго и/или сменяющие друг друга с течением времени.

Высокие растения высаживают на задний план или в центр композиции, низкие – ближе к передней части, – так, чтобы все элементы хорошо просматривались. Группы растений с мелкими цветами хорошо воспринимаются на расстоянии. Душистые растения следует высаживать вблизи дорожек, чтобы можно было ощущать их аромат.

Подбор цветов различной окраски и тонов осуществляют с учетом трех правил цветовой композиции.

Контрастность. Красный, оранжевый и желтый цвета считаются активными, теплыми; наиболее теплый – оранжевый. Зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета считаются пассивными, холодными; наиболее холодный – синий. Для глаза человека приятно сочетание контрастных цветов – теплого и холодного. При таком сочетании удается получить эффект усиления каждого цвета. Оранжевый цветок рядом с синим или фиолетовым выглядит ярче, а синий и фиолетовый – еще холоднее. Красный цветок ярче смотрится на зеленом фоне в присутствии желтых цветов. Более светлые оттенки одного цвета требуют более светлых оттенков контрастирующего.

Гармоничность. Тон цвета в композиции должен быть одинаковым, хотя может иметь разную интенсивность. В ином случае сочетание будет восприниматься глазом как негармоничное. Например, плохо сочетаются красный с оранжевым, красный с фиолетовым. А вот переход от красного к темно-розовому цвету, например в бордюре, смотрится гармонично.
На одной клумбе возможно использовать одновременно и контрастное, и гармоничное сочетание. Главные части клумб оформляют цветами теплых тонов, второстепенные – холодными.

Нейтральность. Белый, черный и серый цвета называют нейтральными. Они сочетаются с любыми цветами: и холодными, и теплыми. Растения с белыми и серыми цветами (белые цветки имеют петунии, астры; серые – полынь ползучая, стахис) обычно помещают между теми, которые плохо гармонируют по цвету. Помимо сглаживания негармоничных сочетаний белый цвет зрительно увеличивает объекты и выделяет темные оттенки. Растения с белыми цветками, преобладающие в цветнике, усиливают его торжественность и оттеняют яркость других цветов. Например, для бордюра на газоне используют обычно цветы теплых тонов и белые, хорошо гармонирующие с зеленым цветом травы.

В качестве «черных» используют растения с темно-красными или темно-фиолетовыми цветами – например тюльпаны, фиалки. В полураспущенном виде они действительно кажутся черными.

Объекты темного цвета кажутся меньшими и расположенными дальше. Размещая на втором плане цветы темного и голубого цвета, а на переднем – более яркие, можно создать иллюзию отдаления перспективы, и наоборот, чтобы приблизить пространство, на заднем плане высаживают оранжевые, желтые и красные цветы, а на переднем – голубые, синие и фиолетовые.

На яркость цвета влияет освещение. Синий цвет при ярком освещении выигрывает в яркости, а желтый – проигрывает, тогда как при слабом освещении желтый становится ярче, а синий бледнеет.

При составлении композиции не следует увлекаться разнообразием цветов и оттенков. Большие массивы однородных и одноцветных (одноколерных) композиций смотрятся лучше, чем цветочная пестрота.

Ритм и симметрия композиции. Ритмом композиции называется чередование основных элементов оформления, например, цветочных культур разной окраски, высоты, габитуса. Симметрия композиции характерна для регулярного стиля, с ее помощью удается достичь торжественности и четкости в структуре.

2. Основные элементы цветочно-декоративного оформления

Цветник – композиция, составленная из цветочно-декоративных растений. Располагают цветники на парадных, самых видных местах, вдоль дорожек, в местах отдыха.

Партер – это регулярная композиция, парадная часть участка, расположенная перед главным входом в здание на ровном месте и представляющая собой сочетание в строгом геометрическом рисунке регулярно подстригаемого партерного газона, элементов регулярной цветочной планировки и малой архитектуры. Партеры создаются из особо декоративных многолетников и однолетников разных видов. Особенно эффектно смотрятся сочетания нескольких сортов одного вида, например тюльпанов, бегонии, нарциссов. Для усиления орнамента (рисунка) партера используют инертные материалы – песок, толченый кирпич.

Клумбы – небольшие участки различной формы, имеющие плоскую или приподнятую к центру поверхность. Композиция клумбы может быть более или менее сложной, созданной из различных цветов и цветовых гамм, а может быть представлена газоном с одним или двумя видами цветов. Основной признак клумбы – одновременное цветение всех посаженных на ней цветов. Наиболее сложными в исполнении являются клумбы-портреты, панно, солнечные часы, которые создаются из ковровых растений.

Арабески – небольшие фигурные клумбы, по внешнему виду напоминающие листья, цветы, гирлянды, завитки. В композиции арабесок часто используются национальные мотивы. Арабески устраивают на боковых частях партера и в углах газона.

Рабатка – длинная клумба, цветочная полоса шириной 1–3 м, произвольной длины. Рабатки как элемент цветочного оформления используются в парках на больших площадях газонов и обычно создаются из однолетников. Рабатки могут быть одно- или разноцветными; с простым или сложным рисунком; односторонними или двусторонними (с обзором с одной или двух сторон); одноярусными (все растения одной высоты) или двухъярусными, когда по середине (обзор с двух сторон) или на заднем плане (односторонний обзор) помещают высокие растения, а ближе к дорожке – низкие. Рисунок в рабатках строится из последовательного повторения основного элемента.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru