Е.А. АНДРЕЕВА,
учитель биологии
Образовательного центра
ОАО «Газпром»
Формирование здоровьесберегающей
среды
На фоне общего снижения уровня
здоровья населения страны особую тревогу
вызывает ухудшение здоровья подрастающего
поколения.
Наше здоровье определяется комплексом
факторов: наследственностью, качеством
окружающей среды, качеством жизни (степенью
удовлетворения потребностей), образом жизни. По
мнению ученых, доля влияния образа жизни
человека на здоровье оценивается в 50%.
Здоровый образ жизни основан на
достаточной двигательной активности,
рациональном питании, соблюдении правильного
режима дня, отсутствии вредных привычек. Так как
молодые люди наиболее восприимчивы к различным
негативным воздействиям, то формирование у
школьников валеологической грамотности (знания
научных основ здорового образа жизни, умения и
навыков укрепления здоровья), воспитание
ценностного отношения к своему здоровью –
наиболее верный путь решения проблемы
сохранения их здоровья.
В связи с этим школа, кроме
образовательных функций, должна выполнять и
социальные, включая обучение основам здорового
образа жизни, формирование основных навыков
правильного режима дня школьника, гигиенических
навыков. Все это – необходимые элементы для
принятия подростками правильных
самостоятельных решений в различных ситуациях,
касающихся здоровья.
В нашем «Образовательном центре» в
учебных кабинетах сохранению правильной осанки
учащихся способствуют одноместные столы с
регулируемой столешницей и стулья с
изменяющейся высотой сиденья. Школьники
рассажены в соответствии с показателями по
зрению и их ростом, размерами стульев и столов.
Перед началом и в конце каждого урока
учащиеся принимают положение правильной осанки,
стоя около рабочего места; во время урока учитель
не раз обращает внимание учащихся на их позу за
рабочим столом. На каждом уроке предусмотрена
динамическая пауза с комплексом физических
упражнений, соответствующих возрасту
(разработана учителями физкультуры), и
гимнастикой для глаз. Это снижает утомляемость и
повышает активность учащихся к восприятию
нового материала на уроке.
Огромное значение в формировании
знаний школьника о здоровье и профилактических
мерах по его сохранению принадлежит
естественно-научным дисциплинам. Изучение
экологических вопросов в их курсах с акцентом на
взаимодействие человека и природы включает
рациональное природопользование и разумное
преобразование окружающей среды. Ведь изменение
химического состава компонентов окружающей
среды приводит к смещению природного равновесия
и непосредственно влияет на здоровье и
жизнедеятельность человека. Учащиеся знакомятся
с антропогенными факторами загрязнения
окружающей среды; основными видами химических
веществ, загрязняющих атмосферу, почву, воду;
способами их нейтрализации; получают основы
экологического мировоззрения, предполагающего
гуманное отношение к окружающей природе.
В процессе исследовательских и
практических занятий учащиеся сами оценивают
экологическое состояние своей местности,
участвуют в улучшении ландшафта, ведут
пропаганду здорового образа жизни.
На уроках эффективно используются
информационные технологии, разнообразные
обучающие программы. Для конкретных уроков
тщательно подбираются визуальные фрагменты.
Информационно-компьютерные
технологии позволяют существенно повысить
интерес школьников к самому учебному процессу и
к результатам своего труда. Это важно для детей с
ослабленным здоровьем: они могут работать над
программой в индивидуальном темпе и в классе, и
дома.
В «Образовательном центре» ежегодно
проводятся научно-практические конференции
исследовательских и проектных работ учащихся,
посвященных формированию и воспитанию здорового
образа жизни: «Витамины», «Комнатные растения и
здоровье человека (медицинский фитодизайн)»,
«Лекарственные растения Подмосковья», «В
огороде – сорняки, на столе – лекарства» и др.
Таким образом, формирование и развитие
современной образовательной системы создает
благоприятные условия для формирования в
«Образовательном центре» здоровьесберегающей
среды на уроках и во внеурочное время.
|