Е.С. БИТЕЛЕВА,
шк. № 125, г. Москва
Личностно-ориентированный подход к
обучению
Обучение биологии, согласно стандарту,
должно обеспечить достижение каждым школьником
обязательного уровня подготовки. Контроль
знаний и умений учащихся – необходимый
структурный компонент процесса обучения и
должен осуществляться на каждом уроке. При
положительном отношении к учебе, познавательном
интересе, потребности в получении знаний, умений
и навыков, воспитанных чувстве долга и
ответственности учебный процесс будет успешнее
и даст качественные результаты. Чтобы
сформировать такие мотивы, используется весь
арсенал методов преподавания – словесные,
наглядные, практические, поисковые и т.д.
Основной формой работы в школе
является урок. Необходимо так смоделировать эти
45 мин учебного времени, чтобы максимально
эффективно использовать каждую. Вполне
естественно, что единой модели всех без
исключения уроков нет и быть не может. Поэтому
при планировании урока огромную роль играет
творческий потенциал учителя.
Все дети в классе разные: одни из них
сильные, другие – слабые. И никому нет дела,
откуда взялась эта слабость – от случайного
срыва, от многолетней педагогической
запущенности, от семейных неурядиц или
учительской черствости. Поэтому каждый этап
урока ставит этих ребят в сложное положение.
Сильным тоже не легче. Они ежедневно работают с
«недогрузом», все больше утверждаясь в своей
всесильности и привилегированности.
Именно поэтому и при объяснении нового
материала, и при опросе учащихся необходим
личностно-ориентированный подход, учитывающий
соотношение принципа посильности обучения для
каждого учащегося с обучением на высоком уровне.
Чтобы стимулировать интерес к учению, надо
создать в учебном процессе ситуацию успеха.
Поэтому каждое предлагаемое задание должно
состоять из двух частей:
а) задание на уровне базовых знаний;
б) задание повышенной сложности.
Слабым ученикам дополнительно могут
быть даны карточки-консультации или планы
предстоящего ответа, которые позволят им
справиться с заданием.
Личностно-ориентированный подход
предусматривает также и дифференцированный
контроль, учитывающий
индивидуально-психологические особенности
школьников, своевременное выявление затруднений
и пробелов, так и прогресса у школьников разных
уровней обученности.
Контроль выполняет ряд важных функций:
1) диагностическая функция –
своевременно обнаружить успешность или
неуспешность обучения и в зависимости от этого
строить дальнейшее обучение;
2) стимулирующая и мотивирующая
функции – контроль для большинства детей не
безразличен. Для многих это прежде всего
возможность получить удовлетворение от
результатов своего труда и желание быть всегда
преуспевающим в учебе.
Контроль может быть текущим и
тематическим (после изучения крупной темы,
раздела).
Устный контроль предполагает
индивидуальный и фронтальный опросы. При
индивидуальном опросе можно оценить уровень
усвоения учеником учебного материала, владение
им терминологией, предложив индивидуальные
карточки с заданиями разного уровня сложности
или вызвав отвечать у доски по таблице. Но на
одном уроке можно опросить лишь небольшое
количество учащихся. Поэтому эффективнее
совмещать индивидуальный опрос с фронтальным.
Для
этого подбирается серия логически связанных
между собой вопросов и для краткого ответа
вызываются несколько учеников. Искусство
учителя состоит в том, чтобы при фронтальной
работе не терять из виду ни одного ученика, а при
проведении индивидуального опроса не превращать
его в общение учителя только с одним учеником.
Чтобы на проверку не уходило слишком
много времени, а затраченное время
использовалось бы с наибольшей пользой для
обучения, я в своей работе часто применяю
тестовые задания.
Тесты не должны требовать больших
затрат времени; должны быть:
– однозначными, т.е. не допускать
произвольного толкования задания;
– удобными, т.е. пригодными для быстрой
математической обработки результатов;
– краткими, т.е. требующими сжатых ответов;
– стандартными, т.е. пригодными для широкого
практического использования.
В тестах можно предложить учащимся
выполнить следующие задания:
1. Выбрать правильный вариант ответа. К
плоским костям относят:
а) кости предплечья;
б) кости таза;
в) фаланги пальцев.
2. Выбрать верные утверждения:
а) череп человека неподвижно соединен
с позвоночником;
б) все кости скелета соединены при помощи
суставов;
в) хрящи образованы соединительной тканью.
Знание терминов и понятий по биологии
удобно проверять, проводя диктанты и предлагая
ученикам решить кроссворды.
Кроссворды также можно использовать
при изучении тем, связанных с многообразием
животных, и при обобщении темы. Можно предложить,
например, следующие задания.
Впишите в кроссворд слева названия
млекопитающих, оканчивающихся на букву «Н», а
справа – начинающиеся с этой буквы.
Интересной формой контроля знаний
являются биологические лабиринты.
ЛАБИРИНТ "МОХОВИДНЫЕ"
Ребята, отвечая на вопросы
положительно или отрицательно, переходят из
одного квадрата в другой, последовательно
записывая номера соответствующих вопросов. На
такой опрос отводится 5–7 минут.
Для творческого домашнего задания и
для контроля можно использовать рабочие тетради,
которые в настоящее время издаются почти для
каждого учебника. Содержание их разное. Есть
рабочие тетради, задания в которых опираются
только на текст учебника, а есть требующие более
глубокого знания предмета и творческого подхода.
На каждом уроке я стараюсь выделить
несколько минут на решение биологических задач
практического характера, контролирующих
усвоение основного ядра содержания или
интеллектуальных и творческих умений ребят. Это
могут быть, например, такие задания.
1. Замечено, что в новых парках птицы
встречаются редко, хотя в старых их много. Чем
можно объяснить это явление?
2. Пресноводная гидра не встречается в
водоемах с быстрым течением, а в водоемах со
стоячей водой широко распространена. Почему?
Изучение биологии в обязательном
порядке предполагает проведение практических и
лабораторных работ, которые также могут являться
формами контроля знаний, умений и навыков. Так,
после изучения темы «Внешнее строение листа»
можно предложить учащимся выполнить
практическую работу с использованием гербарного
материала.
Выберите лист хорошо знакомого вам
растения и определите:
1) простой это лист или сложный;
2) черешковый лист или сидячий;
3) форму листовой пластинки;
4) характер края листа;
5) тип жилкования.
После изучения большого раздела
эффективны обобщающие уроки в виде командного
или индивидуального зачета.
В
командном зачете класс делится на группы. Каждая
группа получает оценочный лист, где фиксируется
работа каждого ее члена и ряд заданий, о
выполнении которых команда отчитывается перед
учителем.
Индивидуальный зачет проводится при
помощи 5–6 заранее подготовленных учеников (как
правило, хорошо знающих предмет), которые вместе
с учителем готовят вопросы по разным темам. Это
«экзаменаторы», а все остальные учащиеся должны
получить у них зачет. Итоговая оценка
выставляется с учетом баллов, полученных за
ответы на отдельные вопросы.
Четкие, системные знания способствуют
дальнейшему стремлению к познанию изучаемого
предмета. Возникает цикл взаимосвязанных
процессов, приводящих к положительным
результатам у учащихся и удовлетворению учителя
своей работой.
|