В.И. АБРАМОВ,
г. Северодвинск
Особенности преподавания биологии в
гуманитарной гимназии
Северодвинская городская гимназия
была создана в 1990 г. на базе английской спецшколы.
Особенностью гимназии является углубленное
изучение иностранных языков: английского,
немецкого, французского, испанского.
Осуществляются контакты и обмен учащимися с
американскими школами. Ежегодно наши учащиеся
побеждают в конкурсе «Акт в поддержку свободы» и
затем обучаются в течение года в США. Каждый год
96% выпускников гимназии поступает в высшие
учебные заведения. Многие из них выбирают вузы,
куда при поступлении требуется сдавать экзамен
по иностранному языку. Поступают наши выпускники
и в престижные технические вузы, и в медицинские
университеты.
Специализация гимназии, высокие
требования, предъявляемые к преподавательскому
коллективу администрацией, родителями и самими
учениками накладывают определенный отпечаток на
преподавание общеобразовательных предметов и, в
частности, биологии.
До 2001 г. преподавание биологии в
гимназии велось по стандартной программе, но в
10-х классах вместо положенных двух часов в неделю
на биологию был выделен один час, а в 11-х классах
вместо двух часов в неделю – полтора часа.
Начиная с 2001 г., мы перешли на преподавание
биологии по программе В.В. Пасечника, с которой
связан целый ряд особенностей в преподавании
биологии.
При обучении биологии учащихся
среднего звена я считаю важным следующее.
1. Заинтересовать учащихся, привить
им любовь к предмету и ко всему живому,
развить мышление и творческие способности. Без
этого невозможно успешное обучение биологии.
2. Создание на уроках атмосферы
взаимопонимания и доверия между учителем и
учащимися.
3. Четкая постановка перед
учащимися целей и задач каждого урока.
4. Учащиеся младшего и среднего
школьного возраста любознательны, эмоциональны,
у них развито непроизвольное внимание. Поэтому
на уроках при объяснении материала или его
повторении для развития познавательного
интереса я часто использую игровые моменты. Вот
один пример этого.
Тема «Клеточное строение
растительного организма», урок «Движение
цитоплазмы. Поступление веществ в клетку».
Начиная урок, говорю, что мне сегодня предстоит
варить манную кашу, но как это делать, не знаю.
Прошу учеников посоветовать, как справиться с
этой задачей. Ребята старательно объясняют, что
нужно взять, как варить и для чего необходимо во
время варки каши ее перемешивать. После этого
перехожу к объяснению нового материала. Кастрюля
– это клетка; молоко – цитоплазма; крупа, соль,
сахар и масло, которые мы бросаем в кастрюлю –
вещества, поступающие в клетку (вода, минеральные
соли, кислород). Когда молоко горячее, вещества в
нем лучше растворяются, но если варить кашу на
сильном огне, она сгорит. Так и в клетке: при
повышении температуры вещества более активно в
нее поступают и лучше усваиваются, но если
значение температуры выходит за определенные
пределы, клетка погибнет. Движение цитоплазмы
(как и перемешивание каши) необходимо для
равномерного распределения поступивших в клетку
веществ. Так, при активном участии ребят, в
игровой форме мы изучаем один из важнейших
вопросов ботаники.
5. Научное и доступное изложение
материала. Это стало еще более актуальным при
переходе на новые учебники, которые часто не
только сложны для учащихся, но и содержат ошибки
(учебник «Биология. Животные» авторы
Латюшин В.В., Шапкин В.А).
6. Использование на уроках
фрагментов из художественной литературы,
стихотворений. На уроках ботаники и зоологии для
развития познавательного интереса я часто
использую художественную литературу, например
книги Сальгари, Хаггарда, Майн Рида, Жюля Верна,
Луи Буссенара. В них можно найти много прекрасных
образных и ярких описаний растений, животных,
природных явлений. Вот один из таких отрывков.
«Стайку летучих рыб, поднявшихся в
воздух, можно принять за белокрылых птиц, но
сверкающий на солнце блеск чешуи говорит о том,
что перед вами рыбы. Какое это очаровательное
зрелище! Никто не может им вдоволь налюбоваться:
ни старый «морской волк», наблюдающий его, должно
быть, в тысячный раз, ни юнга, увидевший его
впервые» (Майн Рид «Затерянные в океане»).
7. Использование на уроках
научно-популярной литературы. При изучении новой
темы на первом уроке я обязательно отвожу
несколько минут для показа и краткой
аннотации наиболее интересных книг. Кроме того,
при кабинете я создал небольшую библиотечку,
которой пользуются учащиеся. В течение многих
лет я учу ребят работать с научно-популярной
литературой. Они готовят доклады и выступают с
ними на уроках перед одноклассниками. К
сожалению, в последнее время при подготовке к
докладам учащиеся, вместо того, чтобы работать с
рекомендованной литературой, часто скачивают
готовые материалы из Интернета. Кроме того, я
должен отметить, что в настоящее время
выпускаемая научно-популярная литература по
биологии, во-первых, недоступна по цене
большинству учителей и учеников, во-вторых,
довольно однобока. Большую ее часть составляют
различного рода энциклопедии и атласы,
литература о древних вымерших животных и о
домашних питомцах. Моя личная библиотека
насчитывает 1015 томов научно-популярной
литературы.
8. Использование видеофильмов и
видеофрагментов.
9. Оформление кабинета биологии
очень актуально для школ периферии. Кабинет в
нашей школе мы оформляли с учащимися старших
классов, пользуясь небольшой финансовой
поддержкой родительского комитета класса, в
котором я являюсь классным руководителем. Общая
тема оформления кабинета – экология. При
оформлении кабинета использовались
фотоматериалы, найденные в Интернете и
распечатанные с помощью довольно простенького и
дешевого цветного струйного принтера, дающего,
тем не менее, иллюстративный материал очень
неплохого качества. Хорошо оформленный кабинет
создает у учащихся на уроках определенный
настрой, учителю и самому приятно в нем работать.
Проводимое ежегодно в гимназии
анкетирование учащихся показывает, что среди
самых любимых предметов в среднем звене биология
не опускается ниже 3-го места.
Изучение биологии в старших классах
также имеет свои особенности.
1. Особое внимание уделяется
информационной насыщенности уроков за счет
использования научно-популярной литературы,
материалов, взятых из периодической печати, из
сети Интернет. По мере изучения той или иной темы
я знакомлю старшеклассников с конкретными
сайтами, вывешиваю в кабинете листы с
дополнительной информацией, чаще всего также
взятой из Интернета.
2. Даже в 11-х классах использую
игровые моменты, например при объяснении такой
темы, как «Биосинтез».
3. Большое внимание на уроках я
уделяю формированию исследовательских умений и
навыков, учу школьников самостоятельно находить
информацию, синтезировать и применять
полученные знания, анализировать, критически
оценивать наблюдаемые факты.
4. Используя отличное знание
учащимися старших классов иностранных языков, я
даю им переводить статьи из таких американских
журналов, как «Национальная география», «Дикая
природа», «Национальные парки», отрывки из книг,
тексты из американских учебников по биологии.
Эта дополнительная практика работы с
неадаптированным текстом не только дает им
возможность получить хорошую оценку за перевод,
но и стимулирует интерес к биологии, позволяет и
ученикам и учителю получить дополнительную
информацию.
5. Учащиеся старших классов
привлекались мною в качестве переводчиков во
время уроков биологии, которые я проводил для
американских школьников. Это не только помогало
мне, но и вызывало у старшеклассников
дополнительный интерес к биологии, повышало
уровень их знаний. Кроме того, они переводили
уроки по темам «Новейшие достижения в генетике»
и «Способы изучения работы головного мозга
человека», которые проводили для учащихся 9- и
11-х классов члены американской делегации из
Канзаса: проректор Канзасского университета
профессор Дик Уильсон и профессор Канзасского
университета Джордж О’Коннор.
6. Большое значение уделялось
индивидуальной работе с теми учащимися, которым
при поступлении в вузы предстояла сдача
вступительных экзаменов по биологии, а в этом
учебном году – и Единого государственного
экзамена по биологии. В этом плане очень успешной
оказалась система спецкурсов.
Исходя из задач, стоящих перед
Северодвинской городской гимназией, а также идя
навстречу просьбам самих учащихся и их
родителей, с 1997 г. в гимназии введены спецкурсы
для 10–11-х классов. Теперь в конце каждого
учебного года в 9-х классах проводится большая
работа по выявлению у учащихся интересов и
потребностей в углубленном изучении тех или иных
предметов школьного курса. Создаются группы по
изучению каждого спецкурса. При этом численность
групп не регламентируется. В начале учебного
года в 10-х классах проводится сверка списков, так
как за время летних каникул у учащихся могут
измениться планы на поступление в вузы. После
этого завучами гимназии в расписание уроков
ставится и расписание спецкурсов. Спецкурсы
проходят на 7–8-х уроках. Занятия на спецкурсах
носят добровольный характер. Каждый учащийся
может выбрать для себя один или несколько
спецкурсов. Так же как и по другим предметам, по
спецкурсам выставляются оценки за каждое
полугодие и за год. По желанию выпускников оценки
за пройденный в течение двух лет спецкурс
выставляются и в Аттестат о полном среднем
образовании. Занятия на спецкурсах для учащихся
бесплатны. Администрация гимназии постоянно
контролирует проведение спецкурсов. Программы и
объяснительные записки к ним обсуждаются на
методических секциях и утверждаются
руководителем секции и заместителем директора
гимназии по данному направлению. Ведется и
отдельный журнал по спецкурсу, записи в котором
также проверяются администрацией.
Проводится в гимназии и спецкурс по
биологии. На вступительных экзаменах по биологии
и в заданиях Единого государственного экзамена
требуется отличное знание всех разделов курса, а
ботаника и зоология изучаются в среднем звене, с
чем связан определенный уровень и объем
излагаемого в учебниках материала. Кроме того, в
классах среднего звена очень редко приходится
иметь дело с детьми, которые точно знают, кем они
станут и не изменяют в процессе учебы своих
планов, связанных с выбором профессии. Именно
поэтому в спецкурсе по биологии особое внимание
уделяется ботанике и зоологии. В настоящее время
мною прорабатывается и текст спецкурса по
анатомии человека.
Спецкурс по биологии предусматривает
постоянную проверку степени усвоения изучаемого
материала. Часто обсуждаются вопросы и темы,
выходящие за пределы программы спецкурса.
Спецкурс предусматривает и осуществление
профориентации, так как знакомит с целым рядом
профессий (палеоботаник, альголог и др.). Работа
над содержанием спецкурсов идет постоянно.
Индивидуальная помощь
старшеклассникам одним только спецкурсом не
ограничивается. Постоянно осуществляется помощь
в выполнении контрольных работ на заочных
курсах, проводятся консультации. При подготовке
к Единому государственному экзамену
используются не только материалы различных
пособий, но и компьютерный диск с вопросами и
правильными ответами Единого государственного
экзамена по биологии за прошлый год.
Публикация статьи произведена при поддержке Андрушевской гимназии Житомирской области. Посетив официальный сайт Андрушевской гимназии, который располагается по адресу http://2school.info/, Вы сможете ознакомиться с учительским составом и богатой историей этого образовательного учреждения. Большой опыт работы и высокий профессионализм специалистов Андрушевской гимназии позволяют ученикам в полной мере приобрести необходимые знания для дальнейшего обучения и успешного начала будущей карьеры. Так же на сайте гимназии представлены контакты, по которым Вы можете уточнить все интересующие Вас вопросы.
|