ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Н.В. СОРОКИНА

Продолжение. См. № 21, 22, 23, 24/2004

Курс «Зеленое строительство»

Бордюры – узкие полосы с одно-, дву- и многорядными посадками цветочных культур. Обычно бордюр высаживается вдоль дорожек. Бордюр составляют таким образом, чтобы он создавал изящную окантовку для задуманной композиции. С этой целью используют компактные низкие или стелющиеся растения (многолетники и однолетники), образующие в рядовой посадке четкую прямую линию.

Группы – несколько растений, посаженных близко друг от друга. Группа может быть простой, т.е. состоящей из растений одного вида, и смешанной – из растений нескольких видов. Можно создать группу по времени цветения, например из одновременно цветущих растений или сменяющих друг друга. Группы обычно располагают на газоне.

Групповая композиция – элемент ландшафтной планировки. Группа растений хорошо подчеркнет поворот дорожки или украсит место отдыха.

Цветочные массивы используют для ландшафтной планировки, располагая их в крупномасштабных композициях, на участках площадью до 1000 м2 – лужайках, естественных полянах. Формируют массивы из 1–3 видов многолетних или однолетних цветов одинаковой высоты и цветущих одновременно или по очереди в течение всего летнего сезона.

Солитеры – одиночные посадки растений, имеющих в течение всего теплого периода выразительные декоративные особенности, – высоких или раскидистых растений с красивой графикой, рельефными листьями разных оттенков, крупными яркими цветами.

Одиночные посадки хорошо разнообразят горизонтальное пространство, привлекают внимание.

Миксбордер – произвольная композиция из красиво цветущих и декоративных растений. Может иметь правильную или неправильную форму. Особенностью миксбордера является его декоративность в течение всего теплого сезона – при подборе растений учитывают сроки их цветения, декоративность листвы, плодов. Композиция миксбордера динамична, поскольку она постоянно изменяется, не теряя свою привлекательность. Цветение одного растения дополняется и усиливается декоративностью листьев другого, силуэтом куста третьего. Миксбордер – это живая картинка с меняющейся в течение лета композицией.

Солитеры и миксбордеры используются как в регулярной, так и в ландшафтной планировке.

Альпийская горка (рокарий)цветник ландшафтного стиля, представляющий собой вольную фантазию на тему горного пейзажа.

Вертикальное озеленение маскирует хозяйственные постройки и невзрачные стены. Оно не только не портит их, но и предохраняет от косых дождей. Растения, разрастаясь, забирают лишнюю влагу от фундамента и стен здания.

3. Создание проекта

После знакомства с основами зеленого строительства учащиеся должны разработать проект композиции школьного участка, выбрать виды цветочных культур для его декоративного оформления. Обсуждение проекта проводится совместно. В качестве образцов композиционных решений можно использовать фотоматериалы по цветочно-декоративному оформлению, представленные в журналах «Цветоводство», «Приусадебное хозяйство», «Новый садовод и фермер», «Ландшафтный дизайн» и в специальной литературе, посвященной садово-парковому искусству. Интересно обсудить и знакомые ребятам композиции скверов и цветников в городе, селе.

При обсуждении предлагаемых вариантов необходимо ориентироваться на существующие возможности и ограничиваться теми композициями, которые учащиеся смогут практически реализовать на школьном участке.

Окончательный вариант принимается после составления плана и характеристики пришкольного участка. Следует собрать следующую информацию: расположение построек и других сооружений, а также подземных коммуникаций на участке; особенности ограждения участка; характеристика почвы; количество, состав, размеры и другие особенности растущих на участке деревьев и кустарников. Составление плана школьного участка проводится вместе с учителем географии, при этом актуализируются понятия «топографический план», «масштаб», «условные знаки», «стороны горизонта».

План школьного участка составляется на миллиметровой бумаге в масштабе 1 : 200, 1 : 500 или 1 : 1000, в зависимости от его размеров. На плане указываются стороны света и отображаются здание школы, ограждение, хозяйственные и иные постройки и сооружения, спортивная площадка, дороги и проходы, формы рельефа, деревья и кустарники. Размеры объектов и расстояния между ними на местности измеряются с помощью рулетки.

После составления плана можно приступить к разработке композиционного решения цветочно-декоративного оформления участка. Его элементы (газоны, клумбы и т.д.) с помощью тех или иных символов наносятся на план – с учетом предполагаемых размеров и расстояния между объектами.

Особое внимание следует обратить на составление схемы сети дорожек. Дорожки должны связывать здание школы с имеющимися и планируемыми на участке объектами и сооружениями. Но не следует дробить участок множеством дорожек, – каждая из них должна быть функционально оправдана. Прокладку дорожек, разумеется, следует планировать с учетом уже имеющихся дорог, проходов и подъездов. Кроме того, необходимо принимать во внимание стихийно сложившиеся маршруты передвижения учащихся по пришкольному участку, – чтобы в будущем не происходило вытаптывания объектов декоративного оформления. Для выяснения этих маршрутов стоит предложить участникам проекта провести соответствующие наблюдения. Планируемая сеть дорожек наносится на план школьного участка.

Для удобства перенесения проекта озеленения с бумаги на местность на план следует нанести прямоугольную сетку, соответствующую квадратам со стороной 1–4 м. Соответствующие квадраты с помощью рулетки и колышков размечаются на самом участке.

При дальнейшей работе в конкретный квадрат участка переносят намеченные на плане линии и фигуры. Для перенесения используют заточенные колышки, которые вбиваются в угловые точки фигуры или в места отклонений криволинейных фигур через каждый метр или даже чаще. Во избежание затаптывания наносимого узора удобно использовать доски, опирающиеся на невысокие подставки.

Разметка окружности на почве
Разметка окружности на почве

Отрезки вычерчиваются на грунте острым колышком по шнуру, натянутому между колышками, обозначающими начальную и конечную точки.

При разметке на местности круга в его предполагаемый центр вбивается колышек, к которому привязывается шнур, длина которого соответствует радиусу соответствующей окружности. К другому концу шнура привязывается острый колышек, с помощью которого и проводят линию на грунте.

Для разделения отрезка на две равные части из двух точек, соответствующих началу и концу отрезка, прочерчиваются две окружности с одинаковым радиусом – немного большим, чем половина длины отрезка. Линия, соединяющая точки пересечения окружностей, разделит отрезок на две равные части. Эта же линия будет являться перпендикуляром к намеченному отрезку.

Для того, чтобы построить параллельные отрезки, следует, как и в предыдущем случае, начертить две окружности с центрами в начале и в конце первого отрезка и с радиусом, равным заданному расстоянию между двумя параллельными отрезками. Линии, соединяющие точки окружностей, максимально удаленные от их центров, будут параллельны первому отрезку. Соединив эти же точки с центрами окружностей, т.е. с концами первого отрезка, мы получим прямоугольник. Таким образом можно построить клумбу квадратной или прямоугольной формы.

Спиральную линию можно провести, меняя центр вычерчиваемых окружностей и последовательно увеличивая их радиус. Сначала вычерчивается половина окружности с центром в точке А с радиусом АВ, затем – с центром в точке В с радиусом ВС, затем опять с центром в точке А с радиусом АD и т.д.

Для построения шестиугольника нужно начертить окружность, а потом последовательно шесть раз отложить на линии этой окружности величину радиуса и соединить полученные точки.

Для построения прямого угла используется веревка длиной 12 м с двумя завязанными узлами – первый на расстоянии 3 м от конца, второй в 4 м от первого узла или в 5 м от второго конца веревки. Два колышка вбиваются в землю на расстоянии 4 м один от другого и между ними натягивается отрезок веревки с расстоянием между узлами 4 м. Соединив натянутые концы веревки, мы получим точку, образующую вместе с двумя предыдущими прямоугольный треугольник.

При неоднократном повторении одного и того же элемента, например в рабатке, используют шаблоны. Шаблон вырезают в натуральную величину из плотного материала (картон, тонкая фанера), накладывают на поверхность грунта и вычерчивают по нему контур острым колышком.

Проведенные на грунте линии посыпают толченым мелом. После того, как схема оформления участка будет разработана окончательно, следует решить вопрос о приобретении необходимого количества семян, посадочного материала, удобрений, о приобретении или сборе необходимого инвентаря. Далее все вопросы должны оперативно решаться самими учащимися, а преподавателям отводится роль консультантов.

4. Дорожки

Работа на озеленяемом участке (после уборки и подготовки территории) начинается с создания сети дорожек. Для того, чтобы на дорожках не застаивалась дождевая вода, им придают небольшой продольный (один конец каждого прямого участка дорожки должен быть немного выше другого) и поперечный (центр дорожки должен быть немного выше краев или один край немного выше другого) уклон. Кроме того, дорожки на участке не должны пылить в сухую погоду и покрываться грязью после дождя. Этого можно добиться, соблюдая следующие технологии.

Технология устройства грунтовой дорожки:

– снять дерн и верхний слой почвы на глубину 5–7 см в форме корыта;
– разрыхлить снятый покровный слой и добавить песок, если почва глинистая, или глину в случае песчаной почвы – так, чтобы соотношение песка к глине составило 3 : 1. Хороший результат получается при добавлении в смесь цемента (1 часть цемента на 6 частей почвы);
– полученную смесь перемешать, увлажнить, уложить обратно на дорожку, выровнять и утрамбовать, обеспечив небольшой продольный и поперечный уклоны;
– уложить вдоль краев дорожки дернину.

Технология устройства дорожки со щебеночным покрытием:

– снять дернину и верхний слой почвы на глубину 20 см в форме корыта;
– насыпать слой песка высотой 10 см и утрамбовать, придав продольный и поперечный уклоны;
– насыпать слой гравия высотой 10 см и утрамбовать, придав продольный и поперечный уклоны;
– сверху насыпать слой щебенки высотой 15 см и утрамбовать, придав продольный и поперечный уклоны;
– на щебеночное покрытие можно уложить бетонные или керамические плитки на расстоянии 1–3 см одна от другой. Щели между плитками засыпаются песком.

Слой щебенки, выступающий над грунтом, можно укрепить по краям земляными валиками, но обычно в конструкцию дорожки со щебеночным покрытием входит бортовой камень, который отделяет дорожку от газона. Бортовой камень укладывают на слой щебня, смешанного с цементным раствором, толщиной до 12 см. Швы скрепляют цементным раствором.

5. Газоны

Следующий этап обустройства территории – разбивка газонов.

Для создания газонов используют различные травостои в зависимости от климатических и почвенных условий – смешивают семена 2–5 видов трав с разной высотой, типом кущения и мощностью корневой системы. Характеристика некоторых видов газонных трав и рекомендации по их использованию на разных почвах приведены в таблицах.

Для лесной зоны используют рыхлокустовые виды (мятлик луговой, овсяница красная), для степной – плотнокустовые, которые не образуют дернины и имеют кочкообразный плотный куст (полевица).

Следует учесть, что семена газонных трав имеют растянутый период прорастания, слабо укореняются и в период всходов и формирования травостоя плохо противостоят воздействию неблагоприятных факторов.

На партерный газон для однородности травостоя высевают один вид злаковых трав: низкорослый, с тонким стеблем и листьями, с низкорасположенной точкой кущения – например, мятлик луговой или овсяницу красную.

Для оформления обыкновенного газона используют смесь 3–5 видов трав.

При создании мавританского газона используют смесь из 1 части семян невысоких злаков и 2 частей семян красиво цветущих однолетников высотой 30–40 см.

Таблица. Характеристика газонных трав

Название

Размер листьев

Скорость роста

Морозо-
устойчивость

Декора
тивность

Долго
вечность

Устойчивость к вытаптыванию

Райграс пастбищный

крупные

высокая

низкая

высокая

недолговечен

невысокая

Овсяница красная

мелкие

высокая

высокая

высокая

долговечна

высокая

Мятлик луговой

мелкие

низкая

высокая

высокая

долговечен

очень высокая

Овсяница луговая

крупные,
грубые

высокая

высокая

высокая

долговечна

высокая

Таблица. Характеристика травостоя на различных почвах

Тип почвы

Состав травостоя

Содержание, %

Размер семян

Всхожесть, %

Норма высева,
г/10 м2

Песчаная

Овсяница луговая
Полевица обыкновенная
Клевер белый
Райграс пастбищный

40
30
20
10

средние
мелкие
средние
крупные

75
85
80
80

60
10
45
130

Супесчаная

Мятлик луговой
Овсяница красная
Райграс пастбищный
Клевер белый

35
35
20
10

мелкие
средние
крупные
средние

70
80
80
80

35
100
130
45

Суглинистая

Овсяница красная
Полевица белая
Райграс пастбищный

30
40
30

средние
мелкие
крупные

80
85
80

100
10
130

Глинистая

Райграс пастбищный
Овсяница красная
Овсяница луговая
Мятлик луговой
Полевица белая

10
40
15
25
10

крупные
средние
средние
мелкие
мелкие

80
80
75
70
85

130
100
60
35
10

6. Цветочно-декоративные композиции

Следующий этап зеленого строительства, после разбивки сети дорожек и газонов – создание цветочно-декоративной композиции.

Размеры цветников должны быть пропорциональны размерам озеленяемой территории.

Для того, чтобы растения хорошо росли и развивались в цветнике, следует учитывать требования к условиям выращивания конкретных видов. Так, гвоздика и ирис предпочитают глинистые почвы, многолетний мак, в отличие от однолетнего, требователен к почвенному питанию, лилии хорошо растут на сырой почве, а портулак, папоротник – в затененных местах. Растения, выращиваемые без учета их биологических особенностей, плохо развиваются, слабо цветут и имеют пониженную декоративность.

Для цветочно-декоративного оформления школьного участка из растений весеннего и раннелетнего цветения наиболее подходят луковичные: нарциссы, тюльпаны, крокусы; двулетники – виола (анютины глазки), маргаритки, незабудки; многолетники – примулы, пионы, ирисы, аквилегии. В летний период цветут однолетники – бархатцы, петуния, космея, эшшольция, ловатера; многолетники – гвоздики, ромашки, колокольчики, рудбекии, флоксы, розы. Ближе к осени радуют глаз георгины, астры, хризантемы, мальва.

Клумбы обычно оформляют однолетними растениями, которые можно высаживать с учетом предполагаемой их замены в течение одного сезона – отцветшие на цветущие. Но можно использовать при оформлении клумбы и многолетники.

Наибольшая декоративность клумбы наблюдается в том случае, когда ее диаметр не превышает 3 м. Крупные растения сажают ближе к центру, а более мелкие – по краям.

Проводить посадку цветочной рассады на круглой клумбе начинают с центра. Растения высаживают с учетом их размеров и раскидистости в фазе цветения. В результате роста и развития они должны сомкнуться, чтобы не было видно почвы, но при этом растения не должны мешать друг другу – в загущенной посадке они вытягиваются и плохо цветут.

Загущенная посадка допускается для многолетников, поскольку по мере разрастания отдельные растения можно пересаживать в другое место.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru