ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Л.В. СУХАНОВА

Окончание. См. № 25–26/2004

Тетрадь для лабораторных работ

(7–8-й классы)

Лабораторная работа № 11.
Строение яйца птицы

У птиц яйца созревают в яичнике. По мере созревания они поступают в яйцевод, в котором происходит оплодотворение. Стенки яйцевода богаты железами. Проходящие по нему яйца покрываются толстым слоем белка и другими оболочками.

Цель: ознакомиться со строением яйца, определить функции оболочек яйца.

Оборудование: свежее сырое яйцо, лоток (тарелка), скальпель, пинцет, лупа.

Техника безопасности. Для работы используйте лабораторный фартук. Осторожно обращайтесь со скальпелем, чтобы не порезаться.

ХОД РАБОТЫ

1. Скальпелем осторожно, как показано на рис. 10, разбейте яйцо над лотком и вылейте в него содержимое яйца. Не повредите желток!

Рис. 10

 Рис. 10

 2. На половинке скорлупы с тупым концом с внутренней стороны найдите полость, отгороженную внутренней подскорлуповой оболочкой. Какую функцию выполняет эта воздушная камера?_________________________________________________________________________

3. Пинцетом отделите подскорлуповую оболочку. Что она из себя представляет? Какую функцию она выполняет?______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

4. Рассмотрите скорлупу под лупой. Найдите поры. Какое они имеют значение?___________________
_______________________________________________________________________________________

5. Найдите в прозрачном белке уплотненные канатики, идущие к желтку. Какую функцию они выполняют?__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

Какую функцию выполняет белок?_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

6. Рассмотрите желток, покрытый желточной оболочкой. Найдите на его поверхности круглое светлое пятнышко – зародышевый диск. Каковы функции желтка и зародышевого диска? ___________________

7. Зарисуйте яйцо и сделайте подписи.

 

Выводы

1. В процессе длительной эволюции у птиц возникли приспособления к размножению на суше. Оплодотворение у птиц _______________. Оплодотворенные яйца содержат большой запас ________________ и покрыты ___________, ________________, защищающей их от высыхания и повреждения. В яйце, вокруг зародыша, образуется особый мешок, наполненный __________. Это дало возможность птицам размножаться вне воды и заселить________________ .

2. В чем преимущество в строении яйца птицы по сравнению с яйцом пресмыкающихся?_____________
__________________________________________

3. Какие особенности строения яйца связаны с размножением птиц в наземной среде?_______________
________________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху?____________________________________
______________________________________________________________________________________

2. Почему не советуют мыть куриные яйца, предназначенные для длительного хранения?___________
_________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 12.
Внешнее строение млекопитающих

Млекопитающие, или звери, – самые высокоорганизованные позвоночные животные. Их кожа покрыта шерстью, имеются млечные железы, челюсти с дифференцированными зубами, ушные раковины. Теплокровность, живорождение, выкармливание детенышей молоком, высокоразвитая нервная система позволяют млекопитающим обитать в самых различных условиях.

Цель: ознакомиться с внешним строением млекопитающих, найти черты приспособленности к жизни в различных средах обитания.

Оборудование: таблица «Внешнее строение млекопитающего», рисунки в учебнике.

ХОД РАБОТЫ

1. Опишите форму тела млекопитающего. Укажите, из каких отделов оно состоит. _________________
_______________________________________________________________________________________

2. Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц?_______________________
________________________________________________________________________________________

Перечислите типы желез, находящихся на коже. Каково их значение?___________________________
_______________________________________________________________________________________

Волосы каких типов различают на теле млекопитающего, и каково их значение?__________________
_______________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите голову млекопитающего. Какие органы расположены на голове?____________________
_________________________________________________________________________________________

Каковы особенности строения этих органов?________________________________________________
________________________________________________________________________________________

4. Чем отличаются конечности млекопитающего от конечностей пресмыкающегося? В чем преимущество такого строения ног?

5. Сделайте подписи к рис. 11, 12.

Рис. 11

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 12

Выводы

1. В чем проявляется усложнение строения млекопитающего по сравнению с пресмыкающимися?
_____________________________________________________________________________________

2. Какие особенности покровов кожи являются доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся?______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

3. Можно ли по внешнему виду млекопитающего определить среду обитания? Приведите пример.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Можно ли по внешнему виду млекопитающего предположить какой образ жизни он ведет? Приведите пример.________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. В процессе эволюции жизнь в каких средах повлекла за собой исчезновение ранее существовавших конечностей у млекопитающих? Приведите пример. __________________________________________
_______________________________________________________________________________________

2. Чем домашние животные отличаются от диких предков по строению и поведению?_______________
__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 13.
Строение скелетов позвоночных животных

Строение тела хордовых животных различных классов сходно. Для всех них характерно наличие внутреннего скелета, который обеспечивает поддержку и защиту внутренних органов и является местом крепления мышц.
Круглоротые (миноги) и хрящевые (акулы и скаты) рыбы имеют хрящевой скелет. Костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие имеют костный скелет, основой которого является позвоночник, что позволяет отнести их к позвоночным.
Сходство скелетов хордовых животных различных классов является доказательством эволюционной связи между ними и подтверждает наличие общего предка.
Скелет образован костями, которые, имея общее происхождение, выполняют различные функции. Примером могут служить ласты кита, лапа крота, крыло птицы. Такие органы называются гомологичными.

Цель: найдите сходство и различие в строении скелетов различных позвоночных животных. Определите, какие кости являются гомологичными.

Оборудование: раздаточный материал по скелету земноводного, пресмыкающегося, птицы, млекопитающего.

ХОД РАБОТЫ

1. Последовательно рассмотрите скелеты представителей различных классов позвоночных животных. Найдите отделы скелета и подпишите рис. 13–17.

2. Какие отделы имеются в скелетах животных, изображенных на рисунках?_____________________
______________________________________________________________________________________

Какие различия вы нашли?______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите черепа. Подпишите на рис. 13–17 названия костей черепа. Найдите сходство _______
_________________________________________________________________________________________;

различия______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.

Чем зубы пресмыкающегося отличаются от зубов млекопитающих?_____________________________
_____________________________________________________________________________________

Сделайте подписи к рис. 13.

Рис. 13

Рис. 13

Животным каких отрядов принадлежат челюсти, изображенные на рис. 13?

Можно ли определить по форме, величине и числу зубов, к какому отряду принадлежит млекопитающее? Ответ поясните. _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.

4. Рассмотрите позвоночник. Подпишите на рис. 14–17 названия отделов позвоночника. Из каких отделов он состоит у земноводного_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________;

пресмыкающегося_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________;

птицы_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________;

млекопитающего_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________.

Какие отделы позвоночника подвижны, а какие малоподвижны?________________________________
______________________________________________________________________________________

Из каких костей состоит позвоночник?______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Какое значение имеет такое соединение костей?______________________________________________
________________________________________________________________________________________

5. Из каких костей состоят грудные клетки животных, изображенных на рис. 14–17?

Рис. 14

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 17

В чем сходство грудных клеток?___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В чем их различие?_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Каково значение грудной клетки? ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

6. Найдите пояса передних конечностей.

Из каких костей они состоят?____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

В чем их сходство?______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В чем различие?______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Какое значение они имеют?_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

7. Из каких костей состоят передние конечности? Подпишите рис. 14–17.

Чем сходство крыла птицы с передней конечностью других животных? ___________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

8. Найдите кости поясов задних конечностей. Подпишите рис. 14–17. Как они соединяются между собой и какое это имеет значение?_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

9. Рассмотрите отделы задних конечностей. Подпишите рис. 14–17.

В чем их сходство?_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

В чем различие?_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Выводы

1. Какие особенности скелета характерны для всех позвоночных животных?_______________________
_________________________________________________________________________________________

2. Каковы особенности строения зубов млекопитающих? В чем заключается взаимосвязь их строения и функций?_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

3. Какое значение имеет подвижное соединение частей конечностей?___________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

4. Какое значение в жизни пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеет подвижное соединение головы и туловища посредством шеи?_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Докажите, что крыло птицы представляет собой видоизмененную конечность наземного позвоночного животного?____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2. У какой птицы – страуса или стрижа лучше развит киль? Ответ поясните.__________________

Лабораторная работа № 14.
Внутреннее строение позвоночных животных

Внутреннее строение позвоночных животных различных классов сходно. Для всех них характерно наличие следующих систем внутренних органов: пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной, половой.
Сходство внутренних органов позвоночных животных подтверждает эволюционную связь между ними. В строении и работе всех систем внутренних органов по мере повышения уровня организации животных происходят существенные изменения.

Цель: найти сходство и различие в строении внутренних органов позвоночных животных различных классов.

Оборудование: влажные препараты рыбы, лягушки, птицы, крысы; таблицы «Сердце», «Головной мозг», рисунки в учебнике.

Техника безопасности: осторожно обращайтесь с влажными препаратами в стеклянных сосудах.

ХОД РАБОТЫ

1. Последовательно рассмотрите влажные препараты представителей разных классов позвоночных животных. Найдите с помощью рисунков в учебнике пищеварительную систему. Из каких органов она состоит?_____________________________________________________________________________
Протоки каких желез впадают в отдел двенадцатиперстной кишки?_____________________________
____________________________________________Каковы особенности пищеварения у птиц?______
_______________________________________________________________________________________

Подпишите рис. 18–21.

Рис. 18

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 21

2. Найдите дыхательную систему. Назовите органы дыхания рыбы. ____________________________
_____________________________________________________________________________________

Чем отличаются легкие пресмыкающегося от легких земноводных? ____________________________
______________________________________________________________________________________

Каковы особенности дыхания птиц?_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

Каким образом осуществляется дыхание у млекопитающих? _________________________________
_________________________________________________________________________________________

Подпишите рис. 22 и 23 (дыхательная система птиц и млекопитающих).

3. Найдите органы кровеносной системы. Заполните таблицу и подпишите рис. 22–25.

Рис. 22

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 25

4. Найдите органы выделения – почки. Какую функцию они выполняют?_________________________
_________________________________________________________________________________________

Подпишите рис. 18.

5. При помощи рисунков в учебнике определите отделы головного мозга. Назовите их. ___________
______________________________________________________________________________________

В чем проявляется более высокая организация млекопитающих по сравнению с другими позвоночными в строении головного мозга?________________________________________________________________

Подпишите рис. 26–29.

Рис. 26

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 27

Рис. 28

Рис. 28

Рис. 29

Рис. 29

6. При помощи рисунка в учебнике найдите органы размножения. Назовите их.

У самок__________________________________
У самцов_________________________________

Заполните таблицу.

Чем яйцо отличается от икринки?__________________________________________________________

Чем яйцо птицы отличается от яйца пресмыкающегося?______________________________________
______________________________________________________________________________________

В чем преимущество развития зародыша в матке у млекопитающих?___________________________
_______________________________________________________________________________________

Выводы

1. В каких отделах пищеварительного канала происходит пищеварение?_________________________
________________________________________________________________________________________

Какие пищеварительные железы участвуют в этом процессе?__________________________________
_______________________________________________________________________________________

2. Какое значение имеют пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы в обмене веществ?_________________________________________________________________________

Чем объяснить высокий уровень обмена веществ у птиц и млекопитающих?______________________
________________________________________________________________________________________

3. Какое значение имеет нервная система?_________________________________________________

4. Какие особенности развития зародыша указывают на родство млекопитающих с более низкоорганизованными животными?________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Чем объяснить, что у растительноядных млекопитающих длина кишечника превышает длину тела в 15–28 раз, а у хищных в 4–6 раз?___________________________________________________________

2. В чем заключается разница между безусловным рефлексом и инстинктом? Приведите примеры.
_______________________________________________________________________________________

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru