Продолжение. См. № 27–28, 29, 30/2004
Национальная Стратегия сохранения
биоразнообразия России
4.4. Экономические механизмы
Для движения страны к устойчивому
развитию, сохраняющему природу, необходим
переход от современной экономической парадигмы,
рассматривающей эффективность хозяйственного
комплекса и охрану природы как автономные
проблемы, к целостному эколого-экономическому
подходу, интегрирующему природу и экономику как
два взаимосвязанных компонента социоэкосистемы.
При таком подходе любые решения на
макроэкономическом уровне должны давать
положительный экологический эффект, то есть
обеспечивать двойной – экономический и
экологический – выигрыш или быть, по крайней
мере, экологически нейтральными.
Целостный эколого-экономический
подход определяет необходимость рассмотрения
экономических механизмов сохранения живой
природы на двух уровнях:
– на макроэкономическом уровне,
рассматривающем народное хозяйство страны как
единое целое (с учетом международных
экономических взаимодействий) с помощью
агрегированных экономических и
эколого-экономических показателей;
– на уровне специальных
эколого-экономических механизмов, направленных
непосредственно на сохранение живой природы.
Макроэкономический уровень
Здесь выделяются следующие ключевые
для сохранения биоразнообразия стратегические
задачи.
1. Экологизация структурной
перестройки экономики и изменение
экспортно-импортной политики:
– снижение в национальной экономике
доли природоэксплуатирующих и
ресурсодобывающих отраслей; повышение доли
производств и технологических цепочек,
ориентированных на высокую степень переработки
сырья и производство конечного продукта;
– снижение доли энерго- и ресурсоемких
производств, повышение доли высокотехнологичных
и наукоемких отраслей, развитие энерго- и
ресурсосберегающих технологий; сокращение
потребления ресурсов на единицу выпускаемой
продукции;
– отказ от технологий и производств, наносящих
ущерб биоразнообразию в пользу экологически
безопасных производств и технологий;
– изменение структуры экспорта – сокращение
экспорта природного сырья и продуктов с низкой
степенью переработки, увеличение экспорта
высокотехнологичных товаров.
Реструктуризация хозяйственного
комплекса в пользу высокотехнологичных
природосберегающих производств является
стратегической целью развития российского
общества, так как только в этом случае возможна
модернизация российской экономики, переход к
современному постиндустриальному обществу,
конкурентоспособности российских товаров на
мировом рынке, устойчивому обеспечению
благосостояния населения.
В настоящее время идет формирование
новой экономической системы России. Именно
сейчас чрезвычайно важно заложить фундамент
будущей высокотехнологичной и
природосберегающей структуры экономики. Если
приоритетное развитие опять получат ресурсные и
«грязные» отрасли, исправить эти перекосы в
будущем будет крайне трудно, и это может привести
к катастрофической деградации природы.
Для реструктуризации экономики
необходима инвестиционная политика,
ориентированная на приоритетное развитие
высокотехнологичных и природосберегающих
производств, а также увеличение инвестиционной
привлекательности России по этим направлениям.
Последовательная экологическая политика,
выполнение страной ее обязательств по
международным соглашениям, в том числе по
Конвенции о биологическом разнообразии –
показатели цивилизованного и легального бизнеса
(в отличие от экологически вредных производств),
которые в современном мире рассматриваются как
фактор повышения инвестиционной
привлекательности.
2. Формирование
экологически-ориентированных национальных
счетов, учет ценности биоразнообразия в
макроэкономических показателях страны (включая
валовой внутренний продукт и валовой
национальный продукт) и систему международных
взаиморасчетов.
Экологически-ориентированные счета
должны обеспечивать:
– учет приращения и потерь
биоразнообразия России, соотношение которых
отражает тенденции изменения природной
составляющей национального богатства; учет
изменения качества природных объектов под
воздействием антропогенной нагрузки и
природоохранных мер;
– оценку экологических параметров развития
страны и степени его устойчивости в
макроэкономических показателях;
– сравнение эффективности альтернатив развития
страны с учетом экологического фактора;
– ориентацию показателей экономического
развития страны на объемы конечной продукции,
необходимой потребителю, а не на объемы
используемых ресурсов и добываемого сырья,
которые необходимо минимизировать;
– учет экологических и природосберегающих
издержек (ущерб от истощения ресурсов и
деградации среды) в соответствии с
рекомендациями Статистической комиссии ООН;
– расчет чистого внутреннего продукта,
представляющего собой валовой внутренний
продукт за вычетом потребления основного
капитала, включая издержки из-за истощения
природных ресурсов и деградации среды; динамика
чистого внутреннего продукта наиболее адекватно
отражает характер развития страны с учетом как
социально-экономической, так и природной
составляющих.
3. Реформирование системы
налогообложения – переход от существующей
преимущественно косвенной системы
налогообложения (опирающейся на учет
результатов производства и не принимающей во
внимание используемые природные ресурсы) к
прямому природно-ресурсному налогообложению,
базирующемуся на учете вовлекаемых в
производство природных ресурсов. Резкое
изменение пропорций налогов за счет роста доли
налогов, связанных с использованием природных
биоресурсов и нанесением ущерба
биоразнообразию, при сохранении их общей суммы:
– относительное повышение налогов для
природоэксплуатирующих ресурсных отраслей и
снижение для высокотехнологичных производств,
ориентированных на изготовление конечной
продукции;
– повышение налогов и ужесточение
амортизационных норм для экологически вредных
производств и технологий, установление
налоговых льгот и «мягких» амортизационных норм
для природосберегающих и экологически
безопасных технологий; учет воздействия
технологий на биоразнообразие;
– введение налогов на экологически опасную
продукцию с учетом ее потенциального вреда для
биоразнообразия;
– абсолютное повышение платы за использование
природных ресурсов, включая биоразнообразие,
платы за нормативные и сверхнормативные выбросы
загрязнений, размещение отходов и другие
нарушения природной среды с учетом их
воздействия на биоразнообразие;
– предоставление налоговых льгот предприятиям и
организациям, реинвестирующим прибыль на
осуществление мероприятий по сохранению и
восстановлению биоразнообразия, производящим
природоохранную технику, технологии,
оказывающим экологические услуги, занимающимся
экологической рекламой;
– обеспечение адресного использования средств
от природно-ресурсных налогов на
природоохранные цели.
Переход к прямому природно-ресурсному
налогообложению имеет ряд выгод: способствует
ресурсосбережению и охране природной среды;
способствует лучшей собираемости налогов,
поскольку скрыть прямой объект налогообложения
невозможно; способствует созданию реальных
фондов охраны и воспроизводства природных
ресурсов; сближает коммерческую и экологическую
эффективность, так как возрастает
стимулирование ресурсосбережения для любых
собственников.
Такая реформа должна осуществляться
постепенно с целью адаптации налогоплательщиков
к новым условиям налогообложения. На первых
этапах реструктуризации налогообложения общая
сумма налогов должна сохраняться.
4. Создание общегосударственной
системы экономической оценки биоразнообразия
как национального достояния. Адекватный учет
всех функций природных систем, в первую очередь
– средообразующей, а также продукционной,
информационной и культурно-эстетической.
Соответствующее совершенствование
законодательной и нормативно-методической базы,
проведение масштабных экономических оценок на
основе общей экономической ценности природных
систем, включая учет их средообразующей функции,
стоимости альтернативного использования, затрат
на восстановление, оценок предотвращенного
ущерба, ренты и пр.
Экономическая оценка биоразнообразия,
адекватная его реальной роли в обеспечении
возможностей устойчивого развития, позволит
усовершенствовать систему исчисления и сбора
налогов (земельных, лесных, водных и промысловых)
с учетом реальной ценности биоресурсов.
5. Разработка и согласование механизма
международных взаимоотношений по глобальным
воздействиям на окружающую среду. Включение
ценности живой природы в оценку национального
богатства и макроэкономические показатели
развития России будет отражать ключевую роль ее
живой природы в поддержании биосферных
процессов и сохранении глобального
биоразнообразия. Комплексные оценки стоимости
биоразнообразия как части национального
богатства страны должны учитываться как
реальный актив России при международных
экономических взаиморасчетах с позиций
сохранения и восстановления биосферного
баланса.
6. Разработка экономических механизмов
доступа к генетическим ресурсам, определение их
стоимости. Плата за доступ к генетическим
ресурсам должна различаться в зависимости от их
последующего использования: некоммерческого (не
связанного с извлечением выгоды – в научных,
образовательных, санитарных целях) и
коммерческого (передачи генетических материалов
биотехнологическим компаниям для создания
коммерческих продуктов).
Специальные эколого-экономические
механизмы
Системы эколого-экономического
регулирования включают стимулирующие (налоги и
платежи за использование природных ресурсов,
налоговые льготы за природоохранную
деятельность и использование
природосберегающих технологий, включение
экологических издержек в бухгалтерские балансы
и др.) и принуждающие (административные запреты,
принуждения, штрафы) механизмы. Эффективность и
целесообразность преимущественного применения
экономических стимулов или административных
запретов зависят от состояния природной среды,
уровня антропогенной нагрузки, особенностей
хозяйственного комплекса и региональных
условий. Современное трудное экономическое
положение страны заставляет при выборе средств
реализации политики сохранения биоразнообразия
обращать внимание прежде всего на меры
ограничительного, запретительного и фискального
характера, что не отрицает необходимости
разработки и применения чисто экономических мер
в тех случаях, когда они могут дать наибольший
эффект.
Основные направления работы по
формированию специальных эколого-экономических
механизмов
Коррекция системы платежей и штрафов
за сверхнормативное или незаконное воздействие
на природу – включение в сумму штрафа оценок как
прямого ущерба, нанесенного биоразнообразию, так
и его последствий. Разработка системы адресного
распределения средств, полученных от штрафов,
позволяющей их использовать на восстановление
тех объектов биоразнообразия, которым был
нанесен ущерб.
Введение стандартов экологического
управления предприятиями с учетом требований
сохранения биоразнообразия.
Создание целевых инновационных
фондов для развития ресурсосберегающих и
малоотходных технологий в промышленности и
экологически сбалансированного
природосберегающего сельского хозяйства.
Методология создания эколого-инновационных
программ и фондов включает обоснование
источников их средств и функций, а также
выработку стимулирующих воздействий по
реализации таких программ. Реализация
инвестиционных проектов и программ
экологической направленности должна
базироваться на учете полных экологических и
ресурсосберегающих издержек. Этот механизм
способствует выбору наименее природоемких
проектов и программ для инвестиций.
Стимулирование создания рынков
экологически чистой продукции, технологий и
оборудования, распространение требований
экологической безопасности производства как
одного из основных инструментов рыночной
конкуренции. Реализация этого направления
достигается использованием комплекса
экономических, административных, правовых и
пропагандистских мер:
– совершенствованием системы
национальных счетов в соответствии с
рекомендациями Статистической комиссии ООН с
целью явного учета в народном хозяйстве
экологических издержек и использования
природных ресурсов;
– запретом экспорта–импорта экологически
опасных товаров и технологий;
– рекламой экологически чистых продуктов и
экологически безопасного производства;
льготными тарифами для размещения рекламы
продукции природосберегающих предприятий и
размещения экологической рекламы;
– формированием позитивного экологического
облика российского бизнеса, его участием в
сохранении биоразнообразия;
– развитием механизма торговли квотами на
допустимое экологическое воздействие, который в
условиях самостоятельности предприятий делает
выгодным развитие природосберегающих
технологий и приводит к сокращению нагрузки на
природу при сделках купли-продажи предприятий.
Учет экологического фактора,
включая требование сохранения биоразнообразия, при
приватизации. Формирование комплекса
требований по такому учету связано, в частности,
с созданием приватизационного экологического
фонда, в который зачисляются средства,
возвращаемые инвесторам для обеспечения
экологической безопасности, отчисления на
амортизацию природоохранных объектов и прибыль,
реинвестируемая предприятиями на
природоохранные нужды.
Развитие системы экологического
страхования с учетом риска для
биоразнообразия. Эта система должна:
– обеспечивать максимальное
возмещение ущерба, нанесенного живой природе в
результате аварий и других непредвиденных
последствий хозяйственной деятельности;
– выполнять функции контроля, в том числе на
основе постоянного экологического аудита;
– формировать в страховых компаниях
обязательные фонды для финансирования
природоохранных мероприятий и развития
экологически безопасных технологий.
Развитие систем экологической
сертификации и лицензирования с учетом
показателей биоразнообразия.
Внедрение задач сохранения
биоразнообразия в систему базовых принципов
организации хозяйства и экономической
деятельности отраслей, эксплуатирующих
природные биосистемы (лесное хозяйство,
охотничье хозяйство, рыбное хозяйство, промысел
морепродуктов), создание экономической системы,
направленной на их неистощительное
использование.
Поддержка (государственный
протекционизм) российских
товаропроизводителей, осуществляющих
деятельность с использованием традиционных форм
хозяйствования, адаптированных к особенностям
природных и социально-экономических условий
различных регионов России. Эти меры решают две
задачи:
а) обеспечивают «встроенность»
производственных и экономических процессов в
местные природные и социально-экономические
условия;
б) способствуют сохранению
разнообразия традиционных способов ведения
хозяйства, сохраняющих биоразнообразие.
4.5. Совершенствование системы управления в
области сохранения и использования
биоразнообразия
В области совершенствования системы
управления выделяются следующие основные
направления работы.
1. Ориентация системы государственного
управления на сохранение биоразнообразия как
важнейшего стратегического компонента
национального достояния и национальной
безопасности. Временной масштаб и структура
параметров системы государственного
регулирования во всех сферах развития страны
должны обеспечивать учет долгосрочных
результатов от сохранения и неистощительного
использования биоразнообразия, которые
превосходят немедленную прибыль от его
сверхэксплуатации или от реализации
хозяйственных проектов, сопровождающихся
уничтожением природы. Необходимо развитие
системы стратегической экологической оценки
наиболее общих решений о направлениях развития
страны.
2. Корректировка структуры органов
системы управления в области сохранения и
неистощительного использования природного
биоразнообразия. Здесь выделяются следующие
задачи.
– Создание специализированных
природоохранных структур в аппаратах органов
власти всех уровней.
– Создание экологических
подразделений в аппаратах управления крупных
компаний всех форм собственности.
– Совершенствование федеральной
государственной службы охраны окружающей среды
в целях эффективного сохранения
биоразнообразия.
– Создание Экологического совета из
представителей аппарата Президента Российской
Федерации, аппарата Правительства Российской
Федерации, заинтересованных министерств и
ведомств, крупных природоресурсных компаний,
Российской Академии наук, вузов и общественных
организаций, в функции которого входит
подготовка политических решений и рекомендаций
в области охраны окружающей среды и
неистощительного использования природных
ресурсов.
– Развитие системы совместного
общественно-государственного управления
биоразнообразием. Вовлечение населения и
общественных организаций в процесс принятия
решений, значимых для состояния биоразнообразия.
Развитие системы общественного контроля за
действиями государственных и коммерческих
структур, влияющими на состояние
биоразнообразия. Поддержка местного населения
является необходимым условием эффективности
природоохранных проектов. Участие населения в
процессе принятия экологически значимых решений
крайне важно, так как оказывает сильнейшее
влияние на развитие экологической культуры.
Использование опыта и участие в системе
управления коренных малочисленных народов и
сохранение разнообразия традиционных
природосберегающих форм хозяйствования
является важным фактором сохранения
биоразнообразия. Этот аспект развития системы
управления соответствует стратегическому
направлению демократизации общества,
обеспечению прав человека.
– Четкое определение задач,
компетенции и функций органов исполнительной и
законодательной власти, а также коммерческих и
общественно-политических структур по вертикали
в целях эффективного сохранения
биоразнообразия. Координация деятельности этих
структур.
– Корректировка задач и процедур
принятия решений в системе управления с целью
сохранения и неистощительного использования
биоресурсов. Для этого при принятии решений
необходимы: максимальная объективность в
подготовке, принятии решений и оценка их
соответствия цели Стратегии; учет специфики
конкретных природных биосистем; оперативное
реагирование системы принятия решений в случае
быстрых изменений состояния биоразнообразия и
воздействующих на него социально-экономических
процессов; контроль за исполнением решений.
Эта задача должна быть решена на
федеральном, межрегиональном и региональном
уровнях, а также на конкретных участках
деятельности.
Цикл управления должен включать:
– систему мониторинга
биоразнообразия и влияющих на него
социально-экономических процессов, причем
необходимо обеспечить ее эффективное включение
в систему принятия решений;
– систему принятия оперативных решений в
области сохранения и использования
биоразнообразия, для чего необходимы
совершенствование системы критериев для
определения приоритетов действия и разработка
специальных требований по сохранению
биоразнообразия при проведении экологической
экспертизы;
– механизмы, обязывающие или заинтересовывающие
структуры, воздействующие на природные
биосистемы, руководствоваться принципами
сохранения и устойчивого использования
биоразнообразия, применять природосберегающие
технологии, оперативно реагировать на локальные
изменения обстановки и указания высших органов
управления;
– органы контроля за структурами,
эксплуатирующими биоразнообразие или влияющими
на него, независимые от этих структур.
3. Учет пространственных границ
природных систем в территориальной структуре
системы управления. Границы крупных природных
систем (бассейнов рек и озер, горных массивов и
др.) часто не совпадают с границами
административных единиц. Эти противоречия и
рассогласованность действий должны быть
устранены координацией систем управления разных
уровней, межрегиональной координацией,
созданием координирующих центров в пределах
экорегионов, включая бассейны.
4. Разработка и реализация
региональных и экорегиональных Планов действий
по сохранению и устойчивому использованию
биоразнообразия в комплексе с программами
социально-экономического развития этих
территорий.
5. Включение задач сохранения
биоразнообразия в процесс территориального
планирования развития регионов, учет
пространственной структуры популяций, видов и
экосистем.
6. Обеспечение расширения круга
партнеров. Система управления в области
сохранения и использования биоразнообразия
должна обеспечивать вовлечение в эту работу
неправительственных общественных и
коммерческих организаций, нетрадиционных
партнеров из числа государственных структур.
Необходимо не только расширение круга партнеров,
но и их интеграция в целенаправленную
деятельность по сохранению биоразнообразия.
4.6. Научные исследования
В области инвентаризации
биоразнообразия.
– Развитие таксономических
исследований: разработка новых методов
систематики; создание каталогов, определителей,
федеральных и региональных флористических и
фаунистических сводок, кадастров растительного
и животного мира; продолжение серийных
монографических изданий по фауне и флоре России;
поддержание и развитие научных биологических
коллекций.
– Разработка подходов и методов
оценки субпопуляционного генетического
разнообразия и его географического
распространения.
– Разработка методологических
подходов и методов инвентаризации разнообразия
экосистем России на региональном и федеральном
уровнях.
– Информационное обеспечение
таксономических и инвентаризационных
исследований, создание компьютерных баз данных.
– Развитие методов классификации,
типологии и картографирования компонентов
биоразнообразия.
В области изучения эволюции
биоразнообразия.
– Изучение общих закономерностей
эволюции биоразнообразия.
– Изучение истории формирования
биоразнообразия на территории России.
– Исследование и прогнозирование
направлений антропогенной эволюции популяций и
сообществ организмов.
В области изучения современной
динамики биоразнообразия.
– Развитие фундаментальных
исследований современных динамических трендов
биоразнообразия и выявление факторов,
способствующих снижению уровня разнообразия на
генетическом, видовом и экосистемном уровнях.
– Выявление механизмов воздействий
природных и антропогенных факторов на динамику
биоразнообразия в разных средах обитания,
климатических зонах и природно-ландшафтных
комплексах; первоочередное изучение экосистем,
испытывающих максимальный антропогенный пресс.
– Анализ влияния чужеродных видов на
биоразнообразие, роль инвазий в динамике
биоразнообразия.
– Разработка краткосрочных и
долгосрочных прогнозов динамики
биоразнообразия.
– Изучение циклических процессов,
прежде всего процессов развития экосистем.
Оценка способности экосистем к
самовосстановлению.
В области изучения общих
закономерностей структуры и функционирования
биоразнообразия.
– Исследование связи показателей
разнообразия биосистем с их устойчивостью;
выявление механизмов устойчивости экосистем и
разработка критериев для оценки их устойчивости;
выявление пределов устойчивости биосистем на
разных уровнях организации.
– Исследование связи показателей
разнообразия биосистем с их продуктивностью и
эффективностью выполнения ими средообразующей
функции.
– Развитие экологических
исследований по выявлению и охране ключевых
видов с целью сохранения функционального
потенциала сообществ и экосистем разных типов.
В области разработки научных и
методологических основ мониторинга
биоразнообразия.
– Разработка национальной системы
критериев для выявления приоритетных объектов
сохранения биоразнообразия и оценки их
состояния.
– Разработка концептуальных основ
системы мониторинга биоразнообразия на
генетическом, таксономическом и экосистемном
уровнях организации.
– Разработка методологии, схем
организации и структуры параметров мониторинга
биоразнообразия для разных сред обитания (моря и
океаны, пресные воды, почва, наземные экосистемы,
паразитарные и симбионтные системы).
– Разработка методов дистанционного
зондирования для систем мониторинга
биоразнообразия.
– Разработка методов
экспресс-индикации.
– Разработка методов оценки здоровья
организмов в природных популяциях.
В области охраны редких и
находящихся под угрозой исчезновения видов и
уникальных сообществ.
– Выявление редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов организмов и
находящихся под угрозой исчезновения сообществ;
расширение исследований по биологии и экологии
этих видов и сообществ.
– Оценка степени риска для
существования популяций, видов и сообществ,
находящихся под угрозой исчезновения.
– Разработка научных основ сохранения
популяций редких видов, научное обеспечение
программ по охране и использованию редких видов
организмов. Научное обеспечение ведения Красной
Книги.
– Разработка научных основ и
технологий воспроизводства и содержания
отдельных видов дикорастущих растений, диких
животных, находящихся под угрозой исчезновения
пород домашних животных и сортов растений ex-situ.
– Разработка научных основ охраны
наиболее уязвимых биомов и типов экосистем
России.
В области разработки научных основ
устойчивого использования биоразнообразия.
– Разработка научных основ
нормирования, квотирования и регламентирования
(по объемам, срокам, регионам, объектам)
использования отдельных ресурсных компонентов
биоразнообразия, особенно мигрирующих видов.
– Разработка научных основ замены
экстенсивного биологического
ресурсопользования на интенсивное в целях
обеспечения устойчивого развития
биоразнообразия.
– Развитие комплексных подходов к
рациональному использованию ресурсных
экосистем (леса, водоемы, болота, почвы и др.).
– Разработка схем рационального
неистощительного использования отдельных
ресурсных видов и экосистем.
– Разработка научных основ территориального
планирования сохранения биоразнообразия,
включая развитие сети особо охраняемых
природных территорий и сохранение
биоразнообразия за пределами особо охраняемых
природных территорий.
Продолжение следует
|